Конспект урока изобразительного искусства Тема урока: «Маски»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Павлова Елизавета Олеговна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maski.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства

Тема урока: «Маски»

Школа: №148                                                                                                                             Учитель: Хайрутдинова Е.В.

Класс: 3-3                                                                                                                                      Студентки: Павлова Елизавета 42 гр

                                                                                                                                                   

Цель:   дать представление об истоках театра, дать понятие о карнавальных древних ритуалах, рассказать о специфике работ художника в театре – помочь актеру раскрыть содержание спектакля, показать на примерах усиление эмоционального состояния в масках, развить творческие способности учащихся.          

                                                                                                   

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формировать способность к художественному познанию мира;
  • формировать умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

Метапредметные:

  • формировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для ее реализации;
  • формировать способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности.

Предметные:

  • научить передавать основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность;
  • развивать чувство тоновой гармонии;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

Оборудование урока:

  • для учащихся: лист бумаги, гуашь;
  • для учителя: презентация.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Распределение вспомогательных материалов.

Приветствуют учителя.

 Постановка учебной задачи

Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой.

С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол. Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какую цель хотите поставить?

Формулируют тему и цель урока.

Построение речевого высказывания

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют ответы и выводы, обмениваются мнениями.

Актуализация знаний

Ма́ска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.

(Приложение 1. Слайд 2)

Ряженье – обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники.
Для русских были характерны:

облачение в необычные костюмы;

сокрытие лица под маской;

нанесение на открытые участки тела красок или сажи;

употребление производящих шум украшений, предметов, инструментов;

неупорядоченные произвольные телодвижения (подскоки, прыжки, верчения, пританцовывания и т.п.).

В России праздничные игрища с масками, чучелами, были, например на Рождество или Масленицу.

На Рождество и в святочные дни в России по дворам, по домам с весёлыми песнями-колядками ходят колядовщики, переодетые в разные костюмы и маски, среди них есть обязательно Медведь, Коза, Конь, Журавль, другие персонажи. (Слайд 3)

Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться. (Слайд 4,5)

Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты Карнавал – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями

Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли.

(Слайд 6,7)

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии.

(Слайд 8-12)

Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.

Маски бывают самые разные: они могут изображать:

героев фильмов (Слайд 13);

зверей и героев сказок – весельчаков и чудищ, ведьм и красавиц (Слайд 14-17).

Маска выражает характер персонажа! Выразительность маски меняется от ого, какие нарисованы, приклеены и т.д. глаза, брови, нос, рот. Это и есть тема урока.

В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности – грим возникло как продолжение искусства маски

Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска)..

Маски бывают плоские и объёмные. Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска.

(Слайд 18-19)

Рассматривать маски разных эпох, народов.

Участвовать в обсуждении

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Пед. показ

Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, «черновик» художника.

Через маску легче понять сущность театроперевоплощения. В современном театре играют без масок. Таким образом, цель работы художника в театре – помочь актёру раскрыть содержание спектакля.

- На сегодняшнем уроке мы с вами должны нарисовать эскизы веселой и грустной масок.

- В масках с ярко выраженной эмоциональной окраской нужно обратить внимание на их характеры: добрые и злые, весёлые и грустные. Какими средствами достигается такая выразительность? (Глаза, нос, брови, рот.)

- А ещё? (Форма и цвет.) Сравним (смайлики на доске).
Можно ли определить настроение? Как? (Ответы детей.)
 

Посмотрите на маски, которые изображены на слайдах.  Обратите внимание на нос, рот, брови, глаза, цвет.
- Можем ли мы здесь определить настроение? Как? Давайте попробуем.

Рассматривают подробно эскизы масок

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Построение речевого высказывания

Физминутка

Физкультминутка: «Вы, наверное, устали?»

Практическая работа

А сейчас вы должны нарисовать эскизы этих масок – весёлой и грустной. Сначала простым карандашом, а потом в цвете. (Ребята рисуют эскизы масок. Учитель ходит по классу и если надо помогает.)

Выполняют творческое задание согласно условиям.

формирование умения планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации.

Подведение итогов урока

Наш урок подошёл к концу, у каждого из вас на столе маски (маски, весёлые, задумчивые), они отражают ваше состояние на уроке.

- Какие из них вы хотели бы выбрать, обоснуйте ваш ответ?

Вы выбрали весёлые маски – я рада, что вам понравилось на уроке.

Выражают в творческой работе своё отношение.

Регулятивные: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

Конспект урока изобразительное искусство тема "Орнамент"

Коспект урока по изобразительному искусству. 1 класс тема "Орнамент"...

Конспект урока изобразительного искусства Тема урока: Строим вещи.

Конспект урока  изобразительного искусстваТема урока: Строим вещи....

Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Зимняя прогулка. Сюжетная композиция пейзаж с фигурой человека в движении". 2 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: ознакомление с пропорциями человека; формирование умений изображать окружающую действительность; закрепление понятий: композиция, пропорция; воспитание интереса к...

Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Зимняя прогулка. Сюжетная композиция пейзаж с фигурой человека в движении". 2 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: ознакомление с пропорциями человека; формирование умений изображать окружающую действительность; закрепление понятий: композиция, пропорция; воспитание интереса к изобр...

Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Картина - портрет "Родители"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике. Планируемые результаты:Предметные:знать, как рисуется портрет чел...