Рабочая программа по ИЗО 1 класс Планета Знаний
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Рабочая программа по ИЗО 1 класс Планета Знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4 г.Данкова Липецкой области

 

Рассмотрена

 на заседании МК начальных классов

______ августа 2014 года

 Протокол № _____

Утверждена

       приказом № _____        

  МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области

______ августа 2014 года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для  1 класса

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

составлена на 2014-2015 учебный год

УМК «Планета знаний»

Учитель начальных классов

Камышникова Наталия Юрьевна

2014 год

Пояснительная записка

УМК «Планета знаний» - это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:

  • Комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения
  • Высокий и прочный уровень обученности  в классах с любой подготовкой
  • Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться
  • Полноценное соединение знаний и практических навыков
  • Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс

Рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству составлена на основе  Примерной программы начального общего образования 2010 г; авторской учебной программы   Сокольниковой Н.М. «Изобразительное искусство» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (второго поколения)2009г .и с учетом современных педагогических технологий.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству.

   Для реализации программного содержания используются:  Изобразительное искусство:1кл.:учебник для четырёхл. нач. шк.\Н.М.Сокольникова.- 2-е изд.,дораб.-М.:МСТ:Астрель, 2010

Цель обучения:  приобщение школьников к миру декоративно – прикладного искусства,  архитектуры и дизайна; развитие творчества и эмоциональной отзывчивости; воспитание духовной культуры учащихся , нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе , своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач: 

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • ознакомление учащихся  с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
  •  эстетическое восприятие  произведений  искусства;
  •  способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств:  
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • представления о видах и жанрах педагогического искусства;
  • представление об архитектуре как виде искусства;  

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Рабочая программа рассчитана на 33часа в год, 1час в неделю. Изменения в программу не внесены.

Форма организации образовательного процесса – классно - урочная.

Педагогические технологии:

- технологии совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

- личностно-ориентированные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии дифференцированного обучения;

- технологии рефлексивного обучения;

- технологии проблемного обучения;

- технологии информационно-коммуникационного обучения;

- технологии проектной деятельности

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: практическая деятельность, работа в группах, парах, индивидуальная работа, обобщающие беседы по изученному материалу.

Содержание программы

Виды занятий:

Рисование с натуры (рисунок, живопись)  

Рисование на темы

Декоративная работа

           Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Тема 1: « Королевство волшебных красок»  (9 часов )

 Радужный мост-2

            Красное королевство-1

 Оранжевое королевство-1

 Желтое королевство-1

 Зеленое королевство-1

 Сине-голубое королевство-1

            Фиолетовое королевство-1

 Разноцветная страна-1

 

Тема 2: « В мире сказок» (8 часов)

 «Волк и семеро козлят»-2

 «Сорока-белобока»-1

 «Колобок»-1

 «Петушок-Золотой гребешок»-1

 «Красная Шапочка»-1

 «Буратино»- 1

 «Снегурочка»-1

            Тема 3: « В гостях у народных мастеров»»  ( 9 часов)

 Дымковские игрушки-2

 Филимоновские игрушки-2

           Матрешки-2»

 Городец-1

 Хохлома-1

 Гжель-1

 

 Тема 4: « В сказочной стране Дизайн» - 5

    Круглое королевство-1

             Шаровое королевство-1

             Треугольное королевство -1

           Квадратное королевство-1

           Кубическое королевство- 1

           Резервный урок-1

           Резервный урок-1

Учебно-тематический план.

раздела

Раздел

Количество часов

1

«Королевство волшебных красок»

9

2

«В мире сказок»

8

3

«В гостях у народных мастеров»

9

4

«В сказочной стране «Дизайн»

5

5

Резерв

2

                                                             Итого:

        33

Виды контрольно-измерительных материалов

1. Творческий проект

2. Художественно-творческая работа

Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме «нулевого среза» (1 урок 1 четверти), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы и итоговой годовой контрольной работы. Контрольные задания и работы проводятся на каждом уроке (текущий контроль) при выполнении творческих работ. Развивать и контролировать уровень творческого развития можно только в процессе творческой деятельности.

Критерии оценки художественно-творческой работы:

       -        адекватность выбранного художественного материала;

       -        оригинальность замысла;

       -        использование языка художественного материала и средств художественной выразительности для создания образа.

Календарно – тематическое  планирование.

33 часа (1 час в неделю). Из них – 2ч резерв.

№ урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата проведения

По  плану

По факту

1.

Королевство

Радужный мост.

Цветовые оттенки.

волшебных красок (9ч)

Знать цвета спектра; основные и составные цвета. Умение смешивать основные цвета для получения составных. Знанть правила работы с акварельными красками.

Уметь работать с акварельными красками.

1

2.

Радужный мост.

Рисование радуги.

1

3.

Красное королевство.

Рисование красных ягод (земляники и малины) по выбору.

Знать оттенки красного цвета; спектр. Уметь передавать оттенки красного с помощью красок, изображать по памяти и представлению красные ягоды и цветы. Знать прием рисования «от пятна»; приёмов «Вливание цвета в цвет» и «последовательное наложение цветов».

1

4.

Оранжевое королевство.

Рисование цветков ноготков.

Рисование апельсина.

Уметь подбирать различные оттенки оранжевого,  изображать оранжевые цветы и фрукты. Знать приёмы «примакивания» всего ворса кисти, «смешения цветов» кистью и приёма «раздельный мазок».

1

5.

Жёлтое королевство.

Рисование жёлтых фруктов и овощей (лимон, дыня, банан, репа) по выбору.

Знание о жёлтом цвете. Умение тонко чувствовать цвет и умение подбирать различные оттенки жёлтого. Умение изображать жёлтые фрукты и цветы. Умение рисовать кончиком тонкой кисти.

1

6.

Зелёное королевство.

Рисование зелёных фруктов: груши или яблока (по выбору).

Умение воспринимать и различать цветовые оттенки. Умение подбирать оттенки зелёного цвета. Умение изображать зелёные фрукты (груши, яблоки). Знание приёмов смешивания цветов. Умение  применять приёмы «примакивания» всего ворса кисти и «смешения цветов кистью». Умение фантазировать.

1

7.

Сине-голубое королевство.

Рисование синего моря с рыбками.

Умение воспринимать и различать цветовые оттенки. Умение подбирать оттенки синего и голубого цветов. Умение изображать голубые и синие цветы. Умение рисовать кистью; применять приёмы «примакивания» всего ворса кисти и «смешения цветов кистью».

1

8.

Фиолетовое королевство.

Рисование фиолетовых цветов: астры и колокольчики.

Умение воспринимать и различать оттенки фиолетового цвета. Умение подбирать различные оттенки фиолетового. Умение изображать по памяти и представлению фиолетовые цветы (астры, колокольчик) и овощи (баклажан). Знание приёма «смешения цветов кистью»; «последовательное наложение цветов».

1

9.

Разноцветная страна.

Твои творческие достижения.

Рисование фантастических картин.

Знание порядка цветов радуги, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета. Уметь фантазировать.

1

10.

В мире  сказок

Волк и семеро козлят.

Лепка фигурки волка.

(8ч)

Уметь отражать в рисунках основное содержание сказки; выбирать из неё наиболее выразительные сюжеты для иллюстрирования. Умение выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла рисунка. Умение выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего; объяснять выразительные возможности цветного фона иллюстрации.

1

11.

Волк и семеро козлят.

Рисование образа «Злой волк».

1

12.

Сорока-Белобока.

Рисование Сороки-Белобоки.

Лепка сказочной птицы.

Умение зрительно воспринимать и различать цветовые оттенки. Умение лепить и рисовать сказочную сороку. Умение подбирать различные цветовые оттенки основных и составных цветов с помощью красок.

1

13.

Колобок.

Иллюстрирование сказки «Колобок».

Умение выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего. Умение образно характеризовать персонажей сказки в рисунке. Умение использовать выразительные возможности цветного фона в иллюстрации.

1

14.

Петушок – золотой гребешок.

Изображение петушка.

Умение выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего. Умение изображать сказочного петушка. Умение применять приёмы акварельной и гуашевой живописи. Умение фантазировать.

1

15.

Красная Шапочка.

Лепка из солёного теста крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки.

Умение выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки,  сказочности, необычности происходящего. Умение лепить из солёного теста. Умение в правильной последовательности выполнять иллюстрации к сказкам.

1

16.

Буратино.

Иллюстрация к сказке «Буратино».

Умение выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Умение в правильной последовательности выполнять иллюстрации к сказкам. Умение подбирать цветовые оттенки, подходящие для грустного и весёлого настроения героя. Умение передавать пространство на плоскости листа.

1

17.

Снегурочка.

Лепка Снегурочки из пластилина.

Умение выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Умение лепить из пластилина. Умение лепить Снегурочку. Умение иллюстрировать сказки.

1

18.

В гостях у  народ

Дымковские игрушки.

Повтор дымковских орнаментов.

ных мастеров (9ч)

Знать традиционные народные художественные промыслы. Уметь выполнять дымковские узоры, пользоваться печаткой-тычком для создания узоров.

1

19.

Дымковские игрушки.

Роспись дымковской «Барыни-сударыни».

1

20.

Филимоновские игрушки.

Повтор филимоновского орнамента.

Уметь выполнять филимоновские узоры,  выполнять роспись филимоновских игрушек.

1

21.

Филимоновские игрушки.

Роспись филимоновскими узорами игрушек.

1

22.

Матрёшки.

Рисование полхов-майданских цветов, ягод, листьев.

Умение рисовать полхов-майданские цветы, ягоды, листья. Умение различать загорские, семёновские и полхов-майданские  матрёшки. Умение применять приёмы работы «тычком».

1

23.

Матрёшки.

Роспись загорских матрёшек.

1

24.

Городец.

Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок).

Умение выполнять кистевую роспись. Знание изделий городецких мастеров. Умение выполнять городецкие узоры.

1

25.

Хохлома.

Выполнение росписи «Ягодки» и «Травка».

Знание изделий хохломских мастеров. Умение выполнять хохломские узоры. Умение выполнять кистевую роспись.

1

26.

Гжель.

Роспись посуды гжельскими узорами.

Знание изделий гжельских мастеров. Умение выполнять гжельские орнаменты. Умение выполнять кистевую роспись.

1

В сказочной стране «Дизайн» - 5ч

27.

Круглое королевство

Уметь изображать круг, выполнять декор из кругов.

1

28.

Шаровое королевство.

Рисование мячиков и шариков в подарок королю Шару.

Умение различать шары и их половинки в объектах дизайна. Умение изображать шар. Умение выполнять декор на шарах и мячах. Умение фантазировать.

1

29.

Треугольное королевство.

Рисование треугольников и превращение их в сказочные предметы.

Умение различать треугольники в объектах дизайна. Умение рисовать треугольные предметы. Умение фантазировать.

1

30.

Квадратное королевство.

Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация).

Умение различать квадраты, клетки, сетки и решётки в объектах дизайна. Умение выполнять декор из квадратов в технике «аппликация».  Умение фантазировать.

1

31.

Кубическое королевство.

Роспись бумажных кубиков.

Умение различать кубические формы в объектах дизайна и архитектуры. Умение применять знания по цветоведению (основные и составные цвета). Умение рисовать кистью. Умение конструировать из кубиков объекты дизайна и архитектуры.

1

32.

Резервный урок

1

33.

Резервный урок

1

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство» к концу первого года обучения

Должны знать /понимать:

  • названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
  • элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)
  • о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;
  • с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

Уметь:

  • правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
  • свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
  • применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
  • рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции – аппликации.

       Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Личностные результаты  отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и   искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом   отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную   художественную деятельность   и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты  характеризуют уровень сформированности   универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов

   Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации:  ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания:  находить ответы на вопросы, используя учебник,   свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- перерабатывать полученную информацию:  делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

 Виды контрольно-измерительных материалов

1. Творческий проект

2. Художественно-творческая работа

Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме «нулевого среза» (1 урок 1 четверти), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы и итоговой годовой контрольной работы. Контрольные задания и работы проводятся на каждом уроке (текущий контроль) при выполнении творческих работ. Развивать и контролировать уровень творческого развития можно только в процессе творческой деятельности.

Критерии оценки художественно-творческой работы:

       -        адекватность выбранного художественного материала;

       -        оригинальность замысла;

       -        использование языка художественного материала и средств художественной выразительности для создания образа.

Литература и средства обучения:

  1. Государственный образовательный стандарт 2009г.
  2. Интерактивный комплекс
  3. Интерактивные пособия
  4. Сокольникова Н. М. программа «Изобразительное искусство в 1 классе» 2009г.
  5. Сокольникова Н. М.  Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.:  Дрофа,  2012г.
  6.  Сокольникова Н.М..  Изобразительное искусство. 1 класс:  книга для учителя – М.:  Дрофа, 2012г.
  7.  Сокольникова Н.М.. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику 2012г..