«Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая группа. «Овощи и фрукты на кухонном столе».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Урок по изобразительному искусству разработан для 4 класса УМК "Начальная школа  21 века", соответсвует ФГОС второго поколения. Урок направлен на расширение знаний учащихся по теме "Натюрморт", об особенностях  его композиционного решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное  казённое  образовательное  учреждение

                Кумылженская  средняя  общеобразовательная

                школа  № 1 имени Знаменского А. Д.

                Кумылженского  района  Волгоградской  области

Открытый урок по изобразительному искусству  на тему: «Гармония и равновесие в композиции натюрморта.  Единая смысловая группа. «Овощи и фрукты на кухонном столе»».

                 Дата проведения:   02..03.2015 учебный год

       

Подготовила:      Головчак Ирина Ивановна

                                   

                                                                       

                   

                                         

 Урок 24

Тема: Гармония и равновесие в композиции натюрморта.  Единая смысловая группа. «Овощи и фрукты на кухонном столе».

Цель:

           -  расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения

Задачи:

           -  учить составлять натюрморты;

           - развивать навыки работы средствами живописи;

           -  воспитывать эстетическую восприимчивость.

Планируемые результаты:

 Личностные:

 - развивать этические чувства и эстетические потребности, эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира природы и произведений искусства,

- развивать способности к саморазвитию и самовыражению;

- понимать связь каждого предмета  с тем окружением, в котором он находится.

Метапредметные:

Познавательные:

- развивать представления о пространстве как о среде (всё существует, живёт и развивается в определённой среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится,

- формировать понятие о природном пространстве и среде разных народов.

Коммуникативные:

-учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Регулятивные:

-проговаривать последовательность действий на уроке.

-учиться работать по предложенному учителем плану.

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Тип урока:

Методы урока: объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический

Формы организации: коллективная, индивидуальная

Оборудование: учебная презентация, альбомы, кисти, краски, работы для демонстрационного образца

Ход урока

1.Организационный  момент.

- Послушайте стихотворение об одном мальчике.

Художник

Наш Сережа, как художник,                                                                                                                       Тяп да ляп - спешит всегда:                                                                                                                          Рисовал в окошке дождик,                                                                                                                Получилась - борода;                                                                                                                            Солнце толстое, как мыло,                                                                                                                                 У цыпленка три ноги,                                                                                                                               Танк похож на крокодила,                                                                                                                                              А дома на утюги.                                                                                                                                           На кувшин без ручки - кошка,                                                                                                                    Слон - на ящик и кровать.                                                                                                                              И не может сам Сережка,                                                                                                                                          Кто и что тут разобрать.                                                                                                                 Удивляется - откуда                                                                                                                             Хвост на шее у верблюда.                                                                                                                                И рогатая у льва, Где-то сбоку голова!                                                                                                          Ну, а нам не в удивленье,                                                                                                                                      Тут простой на все ответ:                                                                                                                                   - Нет терпенья - Нет уменья,                                                                                                                             Нет уменья - Толку нет! ( Н.  Грибачев)                                                                                                                               - О чем вы узнали из этого стихотворения?                                                                                          - Почему у Сережи не получались хорошие рисунки?                                                                         - Название стихотворения подходит Сереже? Почему?                                                                                 - Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником? Чему будем учиться? - Конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за уменьем.               II. Повторение изученного.

- Какие жанры живописи знаете? (портрет, натюрморт, пейзаж, анимализм, сюжетная картина)                                                                                                                      - Посмотрите на эти репродукции картин. Художники просто изображают.                                           К какому жанру живописи можно отнести эти картины?  (портрет, натюрморт, пейзаж).    

III. Сообщение темы урока.  

- Послушайте стихотворение – загадку.

              Если видишь на картине

              Чашку кофе на столе,

              Или морс в большом графине,

              Или розу в хрустале,

              Или бронзовую вазу,

              Или грушу, или торт,

              Или все предметы сразу

              Знай, что это …(натюрморт).

- Как вы думаете, что изображается на натюрмортах? Фрукты, овощи, цветы, посуда и .т. д.  Могут быть предметы живой природы-рыба на столе, цветы в букете животные, птицы.,

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим составить натюрморты.

IV. Изучение нового материала.

1.Из истории натюрморта. (Выступление ученицы)

Просмотр видеоролика «Натюрморт

«Натюрморт» -  в переводе с французского означает  «мертвая натура».                         Это  жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Возник этот жанр около 400 лет назад в Голландии и Испании.

        Учитель:

Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру. Вот почему голландский натюрморт 17 века явился отражением голландского быта (Питер Клас и Виллем Клас Хеда «Ветчина и серебряная посуда», «Завтрак с ветчиной»).

- А что можете сказать вы, глядя на этот натюрморт?

2. Последовательность и правила работы над натюрмортом.

- Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляется вкус и композиционное чутье художника.

        В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила в натюрморте все же есть.

1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.

2. Сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме.

3. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим.

4. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

5. Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.

6. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.

V. Физминутка.

Упражнение «Зеркальное рисование».  

Цель: развитие межполушарного взаимодействия,  произвольности и самоконтроля.

 Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками  зеркально-симметричные рисунки, буквы.

VI. Актуализация знаний.

- Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Объяснить свой замысел.

VII. Практическая работа.

Составить натюрморт из предложенных вам контуров предметов.

1Выбрать правильно фон,

2.Правильно расположить предметы, методом поиска,

3. Нарисовать предметы на бумагу, если есть необходимость дополнить своими предметами….

4. Доработать предметы  

5. Придумать название натюрморту.

 (контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).

- Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д.

VIII. Выставка работ.

IX. Итог урока.

- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (над натюрмортом).

- Что такое натюрморт? (предметы неживой природы: цветы, рыба, дичь, утварь).

 - Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть.

X. Оценка работ.

Сегодня вы сами оцениваете свои работы. Можно посоветоваться с соседом по парте.

Ученики оценивают свои работы.

XI. Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.

Окончание урока

Проходят года, ручейками стекающие в реку времени, 
а музыка, стихи и картины
неизменно волнуют сердца, потому что у искусства
нет возраста... а есть Душа
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Овощи и фрукты на нашем столе

Мы будем говорить об овощах и фруктах и для чего они нужны....

Урок-проект по окружающему миру "Овощи и фрукты на нашем столе" 1 класс

Обобщение знаний учащихся о ФРУКТАХ И ОВОЩАХ, их разнообразии;  расширение кругозора детей; дифференцирование понятие  «овощи» от понятия  «фрукты»;  развитие наблюдательности...

Конспект урока окружающего мира по сингапурской методике тема "Овощи и фрукты на нашем столе"

Урок построен с использованием методических приемов сингапурской методики преподавания....

УРОК по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» по теме «ОВОЩИ И ФРУКТЫ – на нашем столе»

на уроке ребята закрепляют знания об овощах и фруктах. их значении для жизни человека...

Овощи и фрукты на нашем столе

О пользе витаминов : "Овощи  и фрукты на нашем столе"....

Окружающий мир 1 класс. "Овощи и фрукты на нашем столе"

План-конспект урока. УМК "Перспектива"...