Урок-проект по окружающему миру "Овощи и фрукты на нашем столе" 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Козинская Татьяна Викторовна

Обобщение знаний учащихся о ФРУКТАХ И ОВОЩАХ, их разнообразии;  расширение кругозора детей; дифференцирование понятие  «овощи» от понятия  «фрукты»;  развитие наблюдательности, умение делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt_urok_1_klass_okruzh_mir.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МКОУ СОШ села Красавка в селе Полтавка

Урок – проект в 1 классе

на тему:

«ОВОЩИ И ФРУКТЫ 

НА НАШЕМ СТОЛЕ»

Составитель:

 Козинская Татьяна Викторовна

         

2012 год

Обоснование проекта

  В 1 класс дети всегда приходят с уверенностью, что будут учиться только на «5», с глубоким осознанием только своего «я».

  В 1 классе перед учителем стоит всегда нелёгкая задача: как из пришедших в школу учеников создать дружный  творческий коллектив и при этом не ущемить, а развить индивидуальность каждого ребёнка. Дети приходят в класс совсем разные по темпераменту,  с разным уровнем подготовки к школе, но уверенные, что именно «я» самый «умный и талантливый».

  Использование проектно-исследовательской технологии помогает в первую очередь развитию индивидуальности каждого ребёнка. Плавный переход от фронтальной работы к работе в группах,

помогает ребёнку раскрыть свои (порой неожиданные) наклонности и способности.

  Работа в малых группах позволяет ребёнку осознавать свою значимость, ответственность перед другими ребятами. Приобретается неоценимый навык участия в коллективной деятельности. Дети узнают друг друга ближе, находят себе друзей-единомышленников, что, безусловно, влияет на формирование сплочённого коллектива.

  Разумеется, помощь родителей при сборе материала к уроку просто необходима. Ребятам в младшем школьном возрасте ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации. И здесь есть свои плюсы. В ходе исследовательской деятельности родители держат постоянный контакт как с ребёнком, так и с учителем.

  Для плодотворной работы, я решила предложить детям и родителям тему для исследования «Овощи и фрукты на нашем столе».

  Растительные продукты в питании человека являются основным источником витаминов, минеральных элементов и органических кислот, кроме того, они содержат белки, ферменты, жиры и углеводы. Витамины стимулируют обменные процессы в организме, и их набор должен быть полноценным. Недостаток каких-либо питательных веществ или витаминов приводит к нарушению обменных процессов, функций внутренних органов и может послужить причиной заболевания. Привлечение внимания детей и их родителей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни, я надеюсь, поможет успешно усвоить тему,  сохранить                           приумножить здоровье детей. 

Этапы работы над проектом.

1этап. Подготовительный.

  1. Определение источников информации.
  2. Изучение дополнительной литературы, получение дополнительной информации.

2 этап. Планирование.

1. Выработка плана работы.

2. Определение задач, источников и способов сбора информации для ученика.

     3.Определение способов предоставления результатов работы.

3 этап. Исследование.

1. Работа в библиотеке.

2. Экскурсия  в магазин, наблюдения.

3. Анализ информации, сопоставление, формулировка выводов.

4 этап.

       Урок-отчёт, сообщения, выставка рисунков, поделок.

               Тема: «Овощи  и фрукты на нашем столе»

Тип урока: предметный

Цели урока:

*   развитие мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы и умения работать в коллективе.

     * систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах;

* познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;

* формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно оценивать свой вклад в общий результат;

* развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;

* привлечь внимание детей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни;

* воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету.

Предметные задачи урока: обобщить знания учащихся о ФРУКТАХ И ОВОЩАХ, их разнообразии; способствовать расширению кругозора детей; дифференцировать понятие  «овощи» от понятия  «фрукты»;  способствовать         развитию наблюдательности, умению делать выводы.

Метапредметные  задачи урока:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

РЕГУЛЯТИВНАЯ:  формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

КОММУНИКАТИВНАЯ:  понимать, что у людей могут быть различные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной, строить понятные для партнера высказывания;

ЛИЧНОСТНАЯ: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитательные:

  1. Воспитание  познавательного интереса.
  2. Воспитание умения общаться:
  • учитель – ученик
  • ученик - ученик        

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия

( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Оборудование:

 1. Рисунки овощей и фруктов, о которых говориться в загадках;

 2. Таблички «Овощи», «Фрукты»;

    3. Выставка поделок  овощей и фруктов;

    4. Загадки;

    5. Фрукты и овощи;

    6. Выставка книг об овощах и фруктах.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

                  Сегодня на уроке у нас гости.

                  Мы рады гостям?

                  Повернитесь, гостям улыбнитесь

                  И, пожалуйста, садитесь.

                     Интересный урок сегодня у нас,

   К нему готовился каждый из вас.

  Чтоб здоровыми быть надо много знать,

  Уметь думать, логически рассуждать.

II. Актуализация знаний. –Любите отгадывать загадки?

 Учитель читает первую группу загадок и на доску вывешивает рисунки – овощи.

1)Учитель:

 - Отгадайте, пожалуйста,  загадки!

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …(лук).

Он  круглый и красный,

Как глаз светофора.

На грядке нет сочней…(помидора).

Нарядилась Алёна

В сарафанчик свой зелёный.

Завила оборки густо.

Как зовут её? (Капуста)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень  гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)

Весь в пупырышках, зелёный,

Он и свежий, и солёный

Очень вкусный  - удалец

Наш хрустящий…(огурец).

И зелен, и густ,

                на грядке вырос куст.

Покапай немножко:

                под кустом…картошка.

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? (Свёкла)

Учитель читает вторую группу загадок  и на доску вывешивается вторая группа рисунков - фрукты.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.  (Апельсин)

Он почти как апельсин

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон).

 

Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. (Бананы)

Висит плод,

Сладкий, как мёд.

А под самой ножкой

Он вытянут немножко.(Груша)

Ну а это угадать
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше  ростом. (Мандарин)

 

  1. Учитель: - На какие группы можно разделить отгадки?

После этого учитель показывает таблички со словами «ОВОЩИ», «ФРУКТЫ» и просит расположить их над соответствующей группой рисунков.

   Учитель:

-     Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Об овощах и фруктах)

   - Давайте прочитаем тему нашего урока. (На доске написано: «Овощи и фрукты –на нашем столе.»

III. Работа над новой темой.

     1) РАБОТА С УЧЕБНИКОМ  Учитель: -Откройте учебник на стр.66. Вспомните и расскажите, что растёт в огороде?  

-Вспомните и расскажите, что растёт в саду?

-Овощи и фрукты – это часть природы.  Перечислите овощи, которые нарисованы на картинке.  

-Перечислите фрукты.

-Подумайте и ответьте на вопрос, какой  овощ  ты больше всего любишь? Что тебе в нём нравится?

--Подумайте и ответьте на вопрос, какой фрукт ты больше всего любишь? Что тебе в нём нравится?

2) РАБОТА С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ -А сейчас проверим умеете ли вы различать овощи от  фрукты. Откройте Рабочую тетрадь на стр.52 №1,№2

(задание по группам – 1 группа №1, 2 группа - № 2)

3) ДОКЛАДЫ- К этому уроку вы очень хорошо подготовились, провели интересное расследование, и   каждый ученик  спешит порадовать остальных своими знаниями.

1-ый Ученик нам расскажет, какие овощи выращивают в нашей местности.

  Весной наша семья сажает на огороде картошку, лук, морковку, капусту, перец, помидоры, огурцы. Ещё сажаем чеснок.  На Руси он  появился более

тысячи лет назад.  «Чеснок семь недугов изводит», так говорят врачи. Людей лечит не только чеснок, но и его запах.

  Картошку называют вторым хлебом. Из неё готовят много блюд. Это сытный и полезный овощ.

Помидоры раньше считались ядовитыми, в России первыми стали употреблять их в пищу.

Учитель:

- А сейчас слово предоставим следующему ученику о фруктах, которые выращивают в нашей местности.

  В нашей местности выращивают фрукты. Это яблоки, груши, сливы, вишни.

Я расскажу о пользе яблок. Яблоки помогают снизить заболеваемость сердца. В семенах яблок содержится очень много йода, в яблоках большое количество железа, что необходимо нашему организму. Считается, что надо съедать в день два яблока – одно для красоты. Другое -  для здоровья.

Малину  люди сажают  в саду. Малина очень полезна. Малиной лечат простуду.

    Учитель:

 -  Какие фрукты  привозят из  далеких краёв? Мы с вами были на экскурсии в магазине, какие фрукты там были? Это наши «заморские гости». Давайте послушаем следующее сообщение.

           К нам привозят следующие  фрукты: лимоны, апельсины, бананы, гранаты, мандарины.

Апельсин. Плоды его очень сладкие, ароматные.  Родина апельсина – Китай. Если есть каждый день апельсины, можно избежать простуды.

 Бананы созревают на банановых пальмах, которые всего 3 метра в высоту. Почти на каждом стволе банана плоды висят громадными гроздьями от 50 до 140 штук. Из листьев  делают нитки, верёвки и бумагу.

Персик из Персии. Он полезный, его используют и  в пищу, и в косметике.

Ананас – это низкое растение. В пищу используют мякоть и сок.

ФИЗМИНУТКА Руки подняли и покачали – это деревья в саду.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили вперёд.

  1. - Ребята, а вы любите играть?

Игра «Во саду ли в огороде».

Учитель:

- Ребята,  а сейчас мы проверим,  запомнили ли вы, что растёт в саду, а что на огороде.

(Две корзинки, на одной – рисунок огорода, на другой фрукты. На столе вразброс лежат фрукты и овощи).

- Я буду вам загадывать загадки, которые вы приготовили к уроку. Если отгадка -  овощ, то вы его отправляете на огород. Если отгадка – фрукт, то вы его помещаете в сад.

(Отгадавший   выходит к доске и определяет место фрукту или овощу).

Сидит красная девица в темнице,                 Яркий, сладкий, налитой,                          

А коса на улице. (Морковь)                          Весь в обложке золотой.

                                                                        Не с конфетной фабрики -

И зелен, и густ                                                Из далёкой Африки. (Апельсин)

На грядке вырос куст.

Начали щипать –                                           Круглое, румяное,                                        

Стал плакать и рыдать. (Лук)                       С дерева упало,

                                                                       Любе в рот попало. (Яблоко)

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,                                        Я полезен для больных простудой

Все лекарства заменяет                                  Во мне есть много витамина С,

Нам головка…(чеснока).                               А чай со мною просто чудо

                                                                              Меня за это уважают все. (Лимон)

Неказиста, шишковатая,                              

А придёт на стол она,                                    Ароматен и янтарен вкусный сок,                                    

Скажут весело ребята:                                       Запасайтесь витаминами вы впрок.

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)            Знаю, вы не прочь меня покушать,                        

                                                                         Потому что я подруга

Бурый, сладкий корнеплод                                                   ваша…(груша).

В винегрет и борщ пойдёт,

А на сахар  сорт другой                                  

Вырастет для нас с тобой. (Свёкла)                

                                                                                                             

 

Учитель: - Подумайте, почему нужно есть много фруктов и овощей?

 - Ребята, а вы знаете, что фрукты и овощи содержат витамины, необходимые для нашего организма?

Витамины ( с лат) вещества жизни.

   Витамины – это жизненно необходимые вещества. Они попадают к нам в основном с пищей. Зимой и весной наш организм ослаблен, в этот период он особенно нуждается в витаминах. Если в организме недостаточно витаминов,

мы начинаем болеть, чувствуем усталость, ухудшается наше настроение. Поэтому зимой и весной необходимо больше есть овощей и фруктов, богатых

витаминами. Особенно богаты витаминами лимоны, апельсины, капуста и даже картофель. Много витаминов содержится в моркови.

  Витамин  А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранить зрение, а зубам быть крепкими и здоровыми. Найти этот витамин можно в капусте, морковке, зелёном луке, помидорах.

 

 Витамин В даёт нам силу, хороший аппетит. Вы не захотите огорчаться и плакать по пустякам. Найти его можно в яблоках свёкле, редиске, зелени салата, картофеле, шиповнике.

Витамин С. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, то он вам поможет. Витамин С прячется в луке, чесноке, капусте и во всех фруктах, овощах и  ягодах.

5) Игра «Третий лишний» карточки, где лишний фрукт, или овощ, или заморский  фрукт (Ребята отмечают лишний предмет, меняются карточками, проверяют друг друга)

6) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Учитель - О фруктах и овощах сложено немало пословиц и поговорок.

Вам было задание найти  пословицы и поговорки о фруктах и овощах, уметь объяснить их.

Не вырастишь овощей – не сваришь щей.

Сидит крепко, как дедова репка.

Морковь улучшает кровь.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Лук от семи недуг.

Картофель – второй хлеб.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, почему овощи и фрукты должны быть на нашем столе?

- Зачем нужны витамины нашему организму?

- Чьё выступление вам запомнилось?

- Как называется дерево, на котором растут яблоки? Сейчас на нашей яблоне вырастут яблоки. Если вам понравился урок, было интересно, весело, повесьте красное яблоко, если не понравился, вам было скучно, не интересно – то зелёное.

- Спасибо, вам за вашу работу. Ешьте больше овощей и фруктов будете здоровы!

Д/З – Дома посоветуетесь с родителями и запишите в рабочую тетрадь рецепты овощного салата и фруктового. ( с.53 №3, №4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе.

"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе (УМК "Перспектива")....

Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"

Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески раб...

Урок-проект по русскому языку по теме: "Я слово удивительное!", 4 класс, УМК "Перспектива"

Урок – проект по русскому языку4классТема: «Я слово удивительное!» По продолжительности проект: краткосрочный (1 урок). Результат проектной работы: создание газеты «Я слово удивительное!»...

Урок-проект "Математическая сказка" (Площадь прямоугольника.Закрепление.) УМК "Школа России" 3 класс

Разработана технологическая карта урока математики в 3 классе УМК "Школа России" и презентация по теме"Площадь прямоугольника.Закрепление."...

Урок-проект "Все, что существует" по русскому языку для 3-го класса

Разработка урока о составлении паспорта имени сущетсвительного...

Окружающий мир 1 класс. "Овощи и фрукты на нашем столе"

План-конспект урока. УМК "Перспектива"...