Рабочая программа по изобразительному искусству, 3 класс, "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Витязева Наталья Анатольевна

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основании основной образовательной программы начального общего образования,   авторской  программы   «Изобразительное искусство»,   под        редакцией Б.М. Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_izo_3_klass.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мужевская  средняя общеобразовательная школа

имени Н. В.Архангельского»

              РАССМОТРЕНО

        на заседании  МО учителей

        начальных классов

                          УТВЕРЖДАЮ

                         Директор школы

                         Е.В. Костылева

        Протокол № __________

        от «__»________2015г.

                         Приказ № __________

                         от «__»________2015г

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

 «изобразительное искусство»

3  класс

 Количество часов: 34ч, в неделю -  1ч  

 Составитель: Витязева Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

 Мужи, 2015

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основании основной образовательной программы начального общего образования,   авторской  программы   «Изобразительное искусство»,   под        редакцией

Б.М. Неменского.

Содержание, структура и объем настоящей программы полностью соответствуют структуре и объему содержания авторской программы.

Цели курса: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями, развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительного искусства»

        Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие  растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Описание место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты

Третьеклассник научится:

  • понимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность, основные исторические события);
  • уважать историю России, культурные и исторические памятники;
  • принимать внутреннюю позицию школьника на уровне соотнесения качеств «хорошего ученика» и собственных;
  • проявлять положительную учебную мотивацию, желание учиться;
  • проявлять уважение к семье, к культуре своего народа;
  • анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
  • ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы;
  • проявлять дисциплинированность, последовательность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой;
  • осуществлять учебную и внеурочную деятельность в различных формах (в классе, группе, паре, индивидуально) в соответствии с нормами под руководством учителя.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Третьеклассник научится:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
  • осуществлять само- и взаимопроверку работ;
  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
  • оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;
  • оценивать собственную успешность в выполнении заданий.

Познавательные УУД

Третьеклассник научится:

  • ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.);
  • использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
  • анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне);
  • выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД

Третьеклассник научится:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
  • участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
  • читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные результаты

Третьеклассник научится:

  • иметь первичных представлений о трѐх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объѐме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объѐме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-
  • пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, че-ловека, народных традиций.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Раздел I. Искусство в твоем доме (8 ч.)

Твои игрушки.

Игрушки, – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

Посуда у тебя дома.

Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов, роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

Мамин платок.

Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Обои и шторы в твоем доме.

Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Твои книжки.

Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка.

Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике гравюры наклейками или графической монотипии.

Закладка для книги.

Эскиз декоративной закладки по растительным мотивам

Труд художника для твоего дома(обобщение темы).

В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна - это итог и одновременно открытие.

Раздел II. Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

Памятники архитектуры – наследие веков.

Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Парки, скверы, бульвары.

Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Ажурные ограды.

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

Волшебные фонари.

Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Витрины

Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

Удивительный транспорт.

В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы).

Возникает вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Раздел III. Художник и зрелище (11 ч.)

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. На уроках темы последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Театральные маски.

Карнавальные маски.

Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Путешествие в мир кукольного театра. Из истории кукольного театра.

Изготовление головы куклы.

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Изготовлениекостюма.

Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей.

Театральный занавес, декорации.

Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

Театральный плакат (афиша).

Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

Буклет, театральная программа.

Значение театральной программы, буклета. Образ спектакля, его выражение впрограмме. Шрифт. Изображение.

Праздник в городе.

Роль художника в создании праздничного облика города.

Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др.

Художник в цирке.

Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Художник и зрелище (обобщение потеме)

Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Раздел IV. Художник и музей (8 ч.)

Музеи в жизни города.

Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Искусство, которое хранится в этих музеях.

Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Картина — особый мир. Картина-пейзаж.

Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

Картина-портрет.

Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

Картина-натюрморт.

Знакомство с жанром натюрморта.

Скульптура в музее и на улице.

Знакомство со скульптурой. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Картины исторические и бытовые

Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

Художественная выставка (обобщение темы).

"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

I Для учителя:

           1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»

           2. Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству».

II Для ученика:

  1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»
  2. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...

Рабочая программа Изобразительное искусство УМК Школа России.

Рабочая программа Изобразительное искусство УМК Школа России....

Рабочие программы 1-4 классы"Школа России". Изобразительное искусство.

Рабочие программы 1-4 классы "Школа  России". Изобразительное  искусство. ...