Рабочая программа по изобразительному искусству, 3 класс, "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основании основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство», под редакцией Б.М. Неменского.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н. В.Архангельского»
|
| ||||
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«изобразительное искусство»
3 класс
Количество часов: 34ч, в неделю - 1ч
Составитель: Витязева Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
Мужи, 2015
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основании основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство», под редакцией
Б.М. Неменского.
Содержание, структура и объем настоящей программы полностью соответствуют структуре и объему содержания авторской программы.
Цели курса: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями, развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительного искусства»
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Описание место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты
Третьеклассник научится:
- понимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность, основные исторические события);
- уважать историю России, культурные и исторические памятники;
- принимать внутреннюю позицию школьника на уровне соотнесения качеств «хорошего ученика» и собственных;
- проявлять положительную учебную мотивацию, желание учиться;
- проявлять уважение к семье, к культуре своего народа;
- анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы;
- проявлять дисциплинированность, последовательность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой;
- осуществлять учебную и внеурочную деятельность в различных формах (в классе, группе, паре, индивидуально) в соответствии с нормами под руководством учителя.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Третьеклассник научится:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- осуществлять само- и взаимопроверку работ;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
- составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
- оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;
- оценивать собственную успешность в выполнении заданий.
Познавательные УУД
Третьеклассник научится:
- ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.);
- использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
- анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне);
- выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД
Третьеклассник научится:
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
- участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
- читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Предметные результаты
Третьеклассник научится:
- иметь первичных представлений о трѐх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объѐме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объѐме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-
- пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, че-ловека, народных традиций.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Раздел I. Искусство в твоем доме (8 ч.)
Твои игрушки.
Игрушки, – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Посуда у тебя дома.
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов, роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Мамин платок.
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме.
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Твои книжки.
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка.
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике гравюры наклейками или графической монотипии.
Закладка для книги.
Эскиз декоративной закладки по растительным мотивам
Труд художника для твоего дома(обобщение темы).
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна - это итог и одновременно открытие.
Раздел II. Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
Памятники архитектуры – наследие веков.
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары.
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Ажурные ограды.
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Волшебные фонари.
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
Удивительный транспорт.
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы).
Возникает вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Раздел III. Художник и зрелище (11 ч.)
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. На уроках темы последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски.
Карнавальные маски.
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Путешествие в мир кукольного театра. Из истории кукольного театра.
Изготовление головы куклы.
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Изготовлениекостюма.
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей.
Театральный занавес, декорации.
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
Театральный плакат (афиша).
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Буклет, театральная программа.
Значение театральной программы, буклета. Образ спектакля, его выражение впрограмме. Шрифт. Изображение.
Праздник в городе.
Роль художника в создании праздничного облика города.
Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др.
Художник в цирке.
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Художник и зрелище (обобщение потеме)
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
Раздел IV. Художник и музей (8 ч.)
Музеи в жизни города.
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Искусство, которое хранится в этих музеях.
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина — особый мир. Картина-пейзаж.
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет.
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
Картина-натюрморт.
Знакомство с жанром натюрморта.
Скульптура в музее и на улице.
Знакомство со скульптурой. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Картины исторические и бытовые
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
Художественная выставка (обобщение темы).
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
I Для учителя:
1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»
2. Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству».
II Для ученика:
- Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»
- Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа Изобразительное искусство УМК Школа России.
Рабочая программа Изобразительное искусство УМК Школа России....

Рабочие программы 1-4 классы"Школа России". Изобразительное искусство.
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Изобразительное искусство. ...

Рабочая программа поизобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса...

