Рабочая программа по дополнительному образованию «Золотая кисточка»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по дополнительному образованию «Золотая кисточка»на 2011-2012 учебный год (на 4 года обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risov.docx | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сут-Хольского кожууна Республики Тыва
«Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по дополнительному образованию
«Золотая кисточка»
(наименование кружка)
на 2011-2012 учебный год
(на 4 года обучения)
Составитель программы:
Монгуш Шончалай Ооржаковна,
учитель начальных классов,
1 квалификационной категории
(ФИО учителя, квалификационная категория)
Ак-Даш-2015
Рабочая программа курса «Золотая кисточка» составлена на основе:
-требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009;
- программа Б.М.Неменского Изобразительное искусство-М, «Просвещение», 2011;
- положения о разработке и утверждении рабочих программ дополнительного образования муниципального общеобразовательного учреждения Сут-Хольского кожууна Республики Тыва «Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебного года. Приказ №__ от 28. 08.2011;
- Общая характеристика учебного курса.
В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики и психологии именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. Учащиеся начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная программа «Золотая кисточка» может рассматриваться как программа, реализующаяся во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 34 часов в год (1час в неделю), охватывает теоретический блок (8часов) и практический блок (26часа) содержания. Направленность детского объединения – художественная.
Цель:
Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1.Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.
2.Развивать творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.
3.Воспитывать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.
Программа «Золотая кисточка» рассчитана на детей от 6 до 9 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество 10-15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы организаций занятий:
Ø информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог;
Ø художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
Ø изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная;
Ø художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
1.Задачи реализации программы:
1. формировать художественные умения и навыки
2. приобщать к миру искусства через практическую деятельность
3. развивать воображение и навыки сотрудничества
Учебно-тематическое планирование
( 1класс)
№ | Тема | Вид занятия | Кол-во часов | Теоретич. знания | Практич. Знания |
1. | «Учимся у природы» | Рисование с натуры, по памяти, представлению | 8 ч | 2 ч | 6 ч |
2. | « Искусство вокруг нас» | Рисование на темы | 8 ч | 2 ч | 6 ч |
3. | « Всяк мастер на свой лад» | Декоративное рисование | 7ч. | 2ч. | 5ч. |
4. | Творческая мастерская | Лепка, аппликация | 6ч. | 2ч. | 4ч. |
5. | Иллюстрация сказки | Иллюстрация | 3ч. | 1ч. | 2ч. |
6. | Вернисаж | Выставка работ, участие в конкурсах, фестивалях. | 1ч. | 1ч. | |
Всего: | 33ч. | 9ч. | 24ч. |
1. Задачи реализации программы:
1. совершенствовать полученные умения и навыки
2. организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума
3. обогащать нравственный опыт детей
3.Ожидаемые результаты:
Личностные | Предметные | Метапредметные |
§ развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания § умение организовать рабочее место. § бережное отношение к инструментам, материалам. - развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера. | § ознакомление с художественными терминами и понятиями. § овладение основами художественной грамоты § знание цветов и рисовальных материалов | § знание цветов и рисовальных материалов § умение передавать форму, величину изображения. § приобретение навыка работы в паре, группе |
4.Содержание программы
Тема № 1 «Учимся у природы»
Рисование с натуры, по памяти, представлению: обучение технике рисования простых форм листьев, веток деревьев, осенних цветов, эскиз игрушки по мотивам природных форм (машина-жук, самолёт-птица, кукла-бабочка), карнавал снежинок, рисование снеговика, кораблики на воде, изображение птиц, весенние цветы для мамы.
Тема № 2 «Искусство вокруг нас»
Рисование на темы: осенний парк, иллюстрации к сказке «Репка», уборка урожая, русские богатыри, снаряжение богатыря, новогодний салют, к 50-летию полета в Космос, космический корабль.
Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование: узор в полосе и круге из растительных и геометрических форм, знакомство с элементами городецкой, хохломской росписи, украшение предметов быта, роспись кухонной доски.
Тема № 4 Творческая мастерская
Лепка, аппликация, моделирование: лепка фруктов и овощей, аппликация из осенних листьев (фигурки животных),сделать образ из кляксы, музыкальное оформление рисунка, слушаем музыку и рисуем, коллективный эскиз креативной елки. Поисковые работы (коллекции новогодних открыток)
Тема №5 Иллюстрации сказки
Иллюстрировать прочитанные сказки, сделать образ персонажей. Оформление рисунка. Слушаем музыку и рисуем эскиз, раскраска.
Тема № 6 Вернисаж.
Организация выставок работ в конце полугодия и года. Персональные выставки. Создание творческого портфолио. Участие в конкурсах
2.Учебно-тематическое планирование
( 2класс)
№ | Тема | Вид занятия | Кол-во часов | Теоретич. знания | Практич. Знания |
1. | «Учимся у природы» | Рисование с натуры, по памяти, представлению | 8 ч | 2 ч | 6 ч |
2. | « Искусство вокруг нас» | Рисование на темы | 8 ч | 2 ч | 6 ч |
3. | « Всяк мастер на свой лад» | Декоративное рисование | 7ч. | 2ч. | 5ч. |
4. | Творческая мастерская | Лепка, аппликация | 6ч. | 2ч. | 4ч. |
5. | Иллюстрация сказки | Иллюстрация | 4ч. | 1ч. | 3ч. |
6. | Вернисаж | Выставка работ, участие в конкурсах, фестивалях. | 1ч. | 1ч. | |
Всего: | 34ч. | 9ч. | 25ч. |
Учебно-тематическое планирование
( 3класс)
№ | тема | Вид занятия | Кол-во часов | Теоретич. знания | Практич. знания | |
1. | «Учимся у природы» | Рисование с натуры, по памяти, представлению | 7ч. | 2ч. | 5ч. | |
2. | « Искусство вокруг нас» | Рисование на темы | 8ч. | 2ч. | 6ч. | |
3. | « Всяк мастер на свой лад» | Декоративное рисование | 8ч. | 2ч. | 6ч. | |
4. | Творческая мастерская | Бумагопластика, цифровая фотокамера фотоработы | 6ч. | 2ч. | 4ч. | |
5. | Иллюстрация сказки | Иллюстрация | 4ч. | 1ч. | 3ч. |
|
Вернисаж | Выставка работ, участие в конкурсах, фестивалях. | 1ч. | 1ч. | |||
Всего: | 34ч. | 9ч. | 25ч. |
Задачи реализации программы:
1. учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности
2. способствовать проявлению творческой индивидуальности
3. раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.
Ожидаемые результаты:
Личностные | Предметные | Метапредметные |
§ Ориентирование в социальных ролях § Нравственно-этическое оценивание своей деятельности. § Развитие наблюдательности зрительной памяти. | § Активное использование в речи терминов. § Соблюдение последовательности выполнения работы. § Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет. | § Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях. § Участие в коллективном обсуждении |
Содержание программы
Тема №1 «Учимся у природы»
Рисование с натуры по памяти, представлению: грибное лукошко, земляничная поляна, натюрморт из овощей и фруктов, ваза для цветов различной формы (розы, гладиолуса, фиалки), рыбки в аквариуме, морозные узоры на стекле, веселые снеговики (несколько вариантов формы и украшения), гнездо птицы, разные формы гнезд, эскизы скворечников.
Тема № 2 «Искусство вокруг нас»
Рисование на темы: осенний пейзаж, отлет перелетных птиц, деревянные постройки Руси, эскиз русского костюма, русские воины А. Невский, Д. Донской, рисуем космическое пространство, весенний луг.
Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование: хохломские ложки, знакомство с элементами Гжели, роспись чашки, составление сложного узора в прямоугольнике, треугольнике из стилизованных форм растительного и животного мира, роспись деревянной игрушки-свистульки.
Тема № 4 Творческая мастерская
Лепка, аппликация, моделирование :освоение техники в стиле квиллинга (бумагокручение) ,создание коллективного панно «Гроздья рябины»(квиллинг). Знакомство с цифровой фотокамерой, создание фоторабот. Поисковые работы (репродукции картин русских художников-портретистов). Заполнение индивидуального портфолио.
Тема №5 Иллюстрации сказки Иллюстрировать прочитанные сказки, сделать образ персонажей. Оформление рисунка. Слушаем музыку и рисуем эскиз, раскраска.
Тема № 6 Вернисаж
Выставка фоторабот. Тематическое деление «Пейзаж», «Портрет», «Животные», «Мои друзья», «Мой город», «Моя школа
Учебно-тематическое планирование (4класс)
№п/п | Тема занятий | Вид занятия | Кол-во часов | Теоретич. знания | Практич. знания |
1. | «Учимся у природы» | Рисование с натуры, по памяти, представлению | 7ч. | 2ч. | 5ч. |
2. | « Искусство вокруг нас» | Рисование на темы | 8ч. | 2ч. | 6ч. |
3. | « Всяк мастер на свой лад» | Декоративное рисование | 8ч. | 2ч. | 6ч. |
4. | Творческая мастерская | Фитодизайн, квиллинг, приемы рисования на компьютере. | 6ч. | 2ч. | 4ч. |
5. | Иллюстрация сказки | Иллюстрация | 4ч. | 1ч. | 3ч. |
6. | Вернисаж | Выставка работ, участие в конкурсах, фестивалях компьютерные презентации. | 1ч. | 1ч. | |
Всего: | 34ч. | 9ч. | 25ч. |
Ожидаемые результаты:
Личностные | Предметные | Метапредметные |
§ Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию. § Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности. | § Развитие художественного вкуса. § Овладение художественными терминами. § Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта. | § Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета. § Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества. |
Содержание программы
Тема №1 «Учимся у природы»
Рисование с натуры, по памяти, представлению: фитодизайн, составление композиций из сухоцветов, натюрморт из цветов и фруктов, рисование с натуры фигуры человека, чучел птиц и животных, изображение моря в разных состояниях, цветущая сирень.
Тема № 2 «Искусство вокруг нас»
Рисование на темы: осенние работы в поле, дождливый день, спортивное соревнование, изображение фигуры лыжника, фигуриста, военная техника на параде, карнавальные костюмы и маски, праздничный салют.
Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование: эскизы декораций, украшение домика сказочного героя, составление узора для фартука из элементов гжельской росписи, роспись матрешки, знакомство с дымковской игрушкой, дизайн платья дымковской барыни.
Тема № 4 Творческая мастерская
Лепка, аппликация, моделирование: осенние портреты ( портрет сказочного героя, а прическа из осенних листьев березы, клена, дуба, соответствует его характеру).Поисковые работы (презентации о творчестве знаменитых русских художников)
Знакомство с простыми приемами рисования на компьютере, создание компьютерных рисунков (индивидуально, в группе).
Тема № 5 Вернисаж
Выставка работ, компьютерные презентации, фотоработы. Представление портфолио.
Методическое обеспечение программы.
№ | Тема и вид занятия. | Форма | Приемы и методы | Дидактический материал, ТСО ИКТ |
1. | «Учимся у природы» Рисование с натуры, по памяти, представлению | Экскурсия. | Коллективное рассматривание Практическая работа | Интегрированные (восприятие с музыкой) |
2. | Сбор осенних листьев. Стихи об осени. | Экскурсия. | Ролевая игра. Наглядные. Словесные. Репродуктивные. | Репродукции картин русских художников. Музыкальные произведения. Дидактические таблицы по темам. |
3. | «Искусство вокруг нас» Рисование на темы. | Коллективно-групповая форма (панно) | Викторина. Экскурсия | Интегрированные.(восприятие с музыкой и стихами) Репродуктивные Частично-поисковый. Фотографии, слайды, теневой театр, мультимедиа литературные произведения, классическая музыка. |
4. | «Всяк мастер на свой лад» декоративное рисование | Активная беседа. Технические упражнения. Ярмарка-выставка. Коллективно-групповые формы | Словесные. Наглядные. Репродуктивные. Творческие. Исследовательский Набор альбомов по декоративному рисованию.( Гжель, Хохлома, Городец,) Наборы деревянных матрешек, посуды. | Музыкальные пьесы, литературные произведения. |
5. | Творческая мастерская | Инструктаж. Технические упражнения. Индивидуальная, коллективно-групповая формы | Словесные наглядные Проблемный Поисковые работы моделирование | Музыкальный центр, книга по технике квиллинга, цифровая фотокамера, компьютер. |
6. | Вернисаж | Выставка. Презентация. Демонстрация просмотр | Работы детей, фотоработы, мультимедиа. |
Литература.
1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М. А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003
2. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е. Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
3. Жемчугова П. П. Изобразительное искусство / П. П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
4. Живой мир искусства: программа художественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
5. Комарова Т. С. как научить ребенка рисовать Т. С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
6. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В. С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
7. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В. С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
8. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
9. Кузин В. С., Кубышкина В. И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В. С. Кузин. – М., 2005.
10. Неменская Л. А. Под ред. Неменского Б. М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
11. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
12. Савенкова Л. Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л. Г. Савенкова, Н. В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
13. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
14. Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т. Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.
15. Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т. Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000
Словарь юного художника.
Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.
Блик – это самая светлая часть на предмете.
Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.
Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.
Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.
Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.
Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т. д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.
Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.
Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.
Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.
Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.
Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).
Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.
Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т. д.
Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Палитра – 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.
Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.
Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.
Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.
Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.
Ритм – это повторение и чередование фигур.
Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.
Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.
Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.
Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).
Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».
Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.
Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.
Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
Штрих – это черта, короткая линия.
Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Программа дополнительного образования "Веселая кисточка" ФГОС 1-4 кл.
Программа изостудии «Веселая кисточка предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на два года обучения, 68 учебных часов.Программа «Веселая кисточка» для учащихся носит общеразвивающий х...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...