Урок изобразительного искусства в 4 классе.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Дукина Ольга Николаевна

Тема:  Народные промыслы. Их истоки и развитие.

Цели и задачи:

Предметные: Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.

 Научить самостоятельно составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.

Личностные: Формирование художественного вкуса и способности к эстетической оценке. Эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.

Создать условия  для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Урок изобразительного искусства в 4 классе.

 

Подготовил учитель:        Дукина Ольга Николаевна.

Тема:  Народные промыслы. Их истоки и развитие.

Цели и задачи:

Предметные: Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.

 Научить самостоятельно составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.

Личностные: Формирование художественного вкуса и способности к эстетической оценке. Эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.

Создать условия  для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции.

                           Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Подготовительный момент (повторение).

 - Что называется декоративно-прикладным искусством? (область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое применение.)

- В декоративно – прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы (одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий.)

- Какие народные промыслы вы знаете?

III.       Объяснение нового материала.

- Какова основная мысль урока?

- Отражена ли эта мысль в эпиграфе?

                               Кисть         хохломская! Большое спасибо!

        Сказывай сказку для радости жизни!

        Ты, как душа у народа, красива,

        Ты, как и люди, служишь Отчизне!

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными промыслами, познакомимся с одной из красивейших росписей по дереву – хохломской.

- Почему деревянные изделия называют хохломскими?

- Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино,  Сёмино, Хрящи. Но зовут её хохломской . И вот почему?

Катят гружёные подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Везут его в большое торговое село Хохлома сёминские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались жар – птицами чашки да ложки по всей земле. Кричат зазывалы на ярмарке:

- Кому посуда да кашки – окрошки? Чудо – блюдо да чашки – ложки?

- Откуда посуда?

- К вам приехала сама золотая Хохлома! Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут.

… Эта роспись по дереву золотым, красным и чёрным цветом появились близ Городца в посёлке Хохлома. Деревянную посуду из липы грунтовали глиной – вапили, потом натирали серебристым порошком – лудили и по этой блестящей поверхности делали роспись.

      Деревянная посуда с самых древних времён была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров и т. д.

Отгадаем кроссворд.

1.Элементы украшения центральной части изделия.

2.Вид письма по фону.

3.Элемент украшения боковой поверхности.

4.Письмо с пропусками.

5.Приём для выполнения деталей элементов.

Что такое декор?

Декор – элемент отделки сооружения, интерьера или предмета, дополняющий форму, материал и основную отделку.

Что расписывали художники на изделиях?

    Художники любят рисовать на поверхности своих изделий земляничку, малину, крыжовник, чёрную смородину, рябину. Называют они ягоды ласково, и ни один никогда не повторит их одинаково: чуть – чуть изменит очертания листа. В этом проявляется богатство творческого воображения.

     Демонстрация изделий хохломы.

- Ребята, посмотрите на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображён?

- Что же означает слово орнамент?

Орнамент – это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

Самый любимый и стародавний – травка, травный орнамент. Это удивительные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пяти и больше – кустиков.

      Верховое письмо выполняется по серебристому фону.

- Каким цветом пишется травка?

- Красным и чёрным.

Как называются самые затейливые узоры?

- Кудрины. Травки превращаются в крупные кудри – завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной жар – птицы, загораются они на чёрном или красном фоне.

- Какие значения имеют цвета красный, золотистый и чёрный?

- Красный символизирует огонь, любовь, преданность.

Золотистый – свет, солнце. На чёрном фоне великолепно смотрятся все яркие цветы, он символизирует торжественность.

Золото олицетворяло счастье , богатство, красоту, чистоту. О семье, в которую пришли богатство, достаток, у деревенского колодца молодки говорили: «Живут – золото весят». Травы и цветы, ягоды и листья напоминали людям о молодости, силе и счастье.

            Работа в паре.

- Вставьте пропущенные слова, а потом сравним написанные вами и у поэта.

    Хохломская роспись.        Хохломская роспись.

Алых ягод роспись,        . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Отголоски лета        Отголоски лета

В зелени травы,        В зелен…  травы,

Рощи, перелески,         Рощи, перелески,

Шёлковые всплески        . . . . . . . . . . . . . . . .  . .  .  .  .

Солнечно – медовый        Солнечно - .  .  .  .  .  .  .  .  .

Золотой листвы.        .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

У красы точёной        У красы точ .  .  .  .  (- н, - нн, - он).

Сарафан парчёвый,         .  .  .  .  .  .  .  .   .  .  .  .  .  .  .  .

По волнам узоров        По волнам узоров

Яхонты горят.        Яхонты горят.

Что за чародеи        Что за   . . . . . . . . . . . . . . .

Хохлому одели        Хохлому (о, на )дели

В этот несказанный        В этот       . . . . . . . . . .

Праздничный наряд.        .  .  .  .  .  .  .  .  . наряд?

     

  1.          Самостоятельная работа.

Придумайте интересную форму бытового изделия, распиши её травным орнаментов с ягодами или цветами.

  1.           Рефлексия.

С каким художественным промыслом вы сегодня познакомились?

Какие основные элементы создания хохломы вы знаете?

Что было самым интересным на уроке?

Где ещё в жизни можно встретить хохломскую роспись?

         

                             

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."

Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской  щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"

Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...

презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс УМК "Школа России" "Искусство оригами"

Данная презентация помогает раскрыть основные виды искусства оригами, знакомит с историей возникновения этого вида искусства....

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Урок изобразительного искусства 3 класс. Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика».

Урок изобразительного искусства 3 класс («Школа России» )Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика». Цель урока: способствоват...

Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование художественно-графических умений в передаче выразительности графической композиции; развитие образного мышления и восприятия красоты окружающего мира и пр...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...