Гилёвой Анны Александровны
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Гилёва Анна Александровна

Конспект урока по изобразительному исскуству на тему "Изображение глиняной игрушки разными промысловыми центрами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока «Изобразительное искусство»

Гилёвой Анны Александровны

студентки группы 36 специальности

Дата: 

ОУ: МОУ СОШ №                                                            

Класс: 4 «Б»

ФИО учителя класса: 

ФИО методиста:                                                                 Подпись :_____________

Программа:

Тема  урока: Изображение глиняной игрушки разными промысловыми центрами

Тип урока: урок совершенствования способов действия

Планируемый результат:

  • Личностный: Проявляют познавательный интерес к уроку изобразительного искусства, аккуратность в работе.
  • Метапредметный: Проявляют умения контроля и коррекции собственных действий, выделяют  познавательную цель урока, умеют осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находят варианты решения различных художественно-творческих задач.
  • Предметный: понимают, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом; изображают натюрморт с ярко выраженным настроением; развивают живописные и композиционные навыки; умеют рисовать по образцу и предложенному алгоритму.

Цель:  дать представления об изображении глиняных игрушек промысловых  центров : Дымково, Филимонова, Каргополе.

Задачи:

  • Воспитательная: Воспитывать интерес к творческой деятельности, аккуратность в процессе работы, сформировать интерес к народному прикладному искусству : дымковская игрушка, филимоновская игрушка и каргопольская игрушка
  • Развивающая:  Развивать умения контроля и коррекции собственных действий, учить выделять  познавательную цель урока,  осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Образовательная:

Изобразительная:  учить навыкам рисования по образцу и предложенному алгоритму; освоить основные приемы и техники росписи дымковской, филимоновской и каргопольской игрушки.

Техническая: совершенствовать навыки рисования карандашом, красками (гуашью);

Композиционная: развивать умение  соблюдать в изображении пропорции, размер; самостоятельно располагать изображение в соответствии с размером листа.

Принципы обучения:

  • Доступности
  • Наглядности;
  • Прочности
  • Систематичности;
  • Последовательности , связь теории с практикой

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

1.Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные ( демонстраци); Метод выработки учебных умений и накопления опыта: практические (рисование игрушки)

2. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности

3. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации, творческое задание).

4.От  искусства: единство восприятия и созидания - по восприятию; метод привлечения на беседах личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей; метод свободы в системе ограничений - работа по алгоритму;

Методы воспитания:

1.Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример).

2.Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).

3.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной процессе (Создание ситуации успеха).

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

  • Индивидуальное: альбомный лист, карандаш, гуашь, кисти, банка с водой, шаблон барышни, шаблон элементов одной из росписи ( по выбору)
  • Демонстрационное: наглядный материал (3 барышни), слайд- презентация

Источники информации:

  1. ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере  общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 00 с. – (Стандарты второго поколения)
  3. Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству, рекомендованной  Министерством образования  и науки РФ /М.: Просвещение, 2008г.,
  4. Авторской  программы по изобразительному искусству В. С. Кузина,  «Изобразительное искусство. 1-4 классы», / М.: Дрофа, 2011.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
  3. Комплексное применение и систематизация знаний.
  4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
  5. Рефлексия учебной деятельности.

Ход урока:

Этапы урока, задачи

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

1. Мотивация к учебной деятельности.

Задача: мотивировать обучающихся на предстоящую деятельность.

Беседа

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна, сегодня я проведу у вас урок.

-Оставьте на ваших партах только то, что понадобится нам сегодня для работы: альбом, карандаш, ластик, баночка с водой, гуашь и кисти.

-Поднимите руку, кто готов начать работу. Садитесь.

На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность.

Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача:

совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию.

Беседа, демонстрация, постановка проблемной ситуации

- Ребята, что у меня в руках? (глиняная игрушка, скульптура)

-Из чего сделана игрушка? Из глины, правильно.

Слай2

Глиняная игрушка- особый вид народного творчества.

Она не всегда предназначалась для игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта –

малая бытовая скульптура.

Слайд 3

Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством.

-Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров.

-Ребята, вы знаете основные ремесленные центры,

где лепили глиняные игрушки? (нет)

- Не знаете. Ребята, я вам расскажу и вы узнаете и научитесь разбираться в особенностях глиняной игрушки ремесленных центров их 3 : Дымково, Филимоново, Каргополь.

-Кто может сформулировать тему нашего урока? Кто еще как-думает?

-Хорошие варианты, вы близки к истине, но если быть точнее  тема нашего урока : Изображение глиняной игрушки разными промысловыми центрами.

Слайд 4

Проявляют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание)

3.Основной этап. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу

Задача: 

Рассказать об основных  ремесленных центров.

Беседа, объяснение, пример, демонстрация

-И первый ремесленный центр у нас Дымково.

Слайд 5

-Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

-Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся деревня была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. 

Слайд 6, 7

Слайд 8

- Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами элементы дымковской росписи. 

-Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки. Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора. Посмотрите на индюка. У него на хвосте и наклеены ромбики.

-Ребята, кто знает, что такое сусальное золота?

Сусальное золото - это тонкие листы золота, которые обычно используют в декорации чего- нибудь. Вы, можете вспомнить, купала церквей, как раз они и покрыты сусальным золотом.

-Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.

Слайд 9.

– Например, рассмотрим дымковскую барыню. Она очень нарядная. На голове непременно – кудри, шляпки/ кокошники. На плечах  пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках может быть сумочка, зонтик, собачка и многое другое.

А теперь всмотритесь в лица барышень. Бровки дугой, глаза – точки, румянец на щеках, рот – кружок, бантик или сердечко. Причем цвет ротика и щечек совпадает.
В них столько доброты и веселья. Глядишь на них и улыбаться хочется.

Слайд 10

 - Взгляните на индюка. Все расписаны бока, крылья важно распущены, пышный хвост, высокий гребешок, как корона у царя. напыщен, горделив. Очень красивая птица.

Слайд 11

- Это у нас конь.

-У него  обширная  грива и хвост.

- Смотрите, у коня может быть всадник, а может и не быть.

Слайд 12

- На слайде у нас кто? Да, олень и барашек.

-Чем они различаются? Что вам сразу бросилось в глаза?

-Да, у олененка рога мощные, направлены вверх, а у барашка рога загнуты вниз.

-Разобрались, отлично.

Слайд 13

- Уточка. Обратите внимание, вот на уточке, которая одна. На грудке можно увидеть отверстие, то есть это не просто дымковская игрушка или скульптура, которая стоит на полке, а это свистулька. В нее достаточно удобно свистеть и свист получается громкий. Конечно, это зависит и от того, сколько воздуха возьмешь в легкие и с какой силой выпустишь его.

- Ребята, кто- нибудь из вас когда- нибудь свистел из глиняной свистульки?

-Расскажи нам пожалуйста, опиши звук, который у тебя получился.

Слайд 4.

-Итак, ребята. Мы рассмотрели с вами дымковскую игрушку, ее историю, элементы росписи, то есть чем она отличается от других игрушек. И подошли ко второму ремесленному центру, который называется Филимоново. 

Слайд 14.

Слайд 15

-Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Слайд 16

- В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины.

-Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами. 

Слайд 17

- Внимательно рассмотрите элементы росписи.

-Бывают простые и более сложные узоры, особенно на юбках барынь : ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Рассмотрим несколько игрушек.

Слайд 18

- Одна из них – барыня. Обратите внимание, лица всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Очень яркий наряд.

Слайд 19

-У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией.

Слайд 20.

-В орнаменте нет строгой геометрии как в дымковской игрушке. Различные штрихи, звездочки, пятна, листики, розетки в веселом беспорядке разбросаны по фону.

- А вы знали, что раньше родители вешали свистульки на шею ребенка. Это был своеобразный музыкальный оберег и одновременно – игрушка. Наши предки любили посвистеть дома, чтобы отогнать злых духов. Кстати, выражение «не свисти, а то денег не будет» возникло во времена борьбы с язычеством, чтобы отучить народ от языческих привычек.

Слайд 4

- Итак, ребята мы рассмотрели второй ремесленный центр Филимонова и переходим к последнему центру. У нас осталось Каргопольская роспись.

Слайд 21, 22

- Она зародилась в г. Каргополь Архангельской области. Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.

Слайд 23

- Для большинства игрушек характерны такие элементы росписи, как кресты, красные большие круги, кольца. Все это старинные солнечные символы. Также использовали мотивы лепестков растений, колосьев хлеба и зернышек. Авторство В большинстве случаев имена изготовителей подобных вещиц никому не известны. Но существуют некоторые знаменитые мастера каргопольской игрушки, благодаря творчеству которых сбереглось ремесло и в него были привнесены характерные элементы.

Слайд 24

- Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину.

3.1Комплексное применение и систематизация знаний, сотворчество с учителем

Задача:

учить контролировать и корректировать свои действия

3.2 Физминутка

Задача:

снять напряжение, настроится на предстоящую деятельность

3.3 Роспись барышень

Задача :

Расписать барышню одним из видов росписей

( которые были пройдены)

Слайд 25

- Современная вещица уже отличается более яркими оттенками, однако профессионалы стараются не делать свои творения очень пестрыми. Красный, синий, зеленый, белый, черный цвета и охра являются самыми популярными оттенками для разрисовывания изделий.

Слайд 26

-В современном Каргополе в Доме-музее династии Шевелевых. Это родовое гнездо династии знаменитых мастеров каргопольской игрушки. Возможно, тот, кто впервые увидит глиняное изделие, скажет: «Такое я и сам сделаю». Но нет, здесь необходимо особое умение, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.

Слайд 4

Слайд 27

- Ребята, мы изучили с вами з основынх промысловных центра и теперь можем сравнить глиняные по критериям:

  • По форме,
  • по образу,
  • по символике, 
  • по цвету

Слайд 28

-Вывод: игрушки отличаются по форме

Слайд 27

Слайд 29

-Вывод: Все игрушки выражают одни и те же образы

Слайд 27

Слайд 30

-Вывод: элементы росписи всех игрушек символизируют  представление народа об окружающем мире.

Слайд 27

Слайд 31

-Вывод: игрушки отличаются по цветовому оформлению.

Слайд 27

Слайд 32

-Итак, ребята Глиняные игрушки разных ремесленных центров сходны: по символике, по образу

Различны: по форме, по цвету.

Слайд 33

-Ребята, я смотрю вы немного устали. Немного разомнемся, чтобы вам было легче рисовать.

Внимание на экран.

Слайд 34

- Отдохнули.

Сейчас мы станем народными мастерами и распишем по 1 игрушке, а именно барыни. То, есть у вас есть три выбора росписи игрушки.(Открыть на доске перевернутых барышень)

 Напомню: дымковская, филимоновская и каргопольская. У вас пол минутки, чтобы подумать и выбрать одну роспись.

- Каждый для себя выбрал? Отлично. Ребята первого ряда встаем. Подходим к доске. Рядом с барышней, которую вы выбрали, лежит шаблон и пример росписи наряда барышни. Возьмите по 1. Садимся на места и обводим шаблон простым карандашом к себе в альбом. К доске выходит следующий ряд, второй. Все услышали? Берем по 1 шаблону и 1 примера росписи барышни, которую вы выбрали. К доске выходит следующий ряд. Ребята, задание поняли?

- Ребята, кто уже обвел шаблон, можете начинать расписывать наряд барышни. Кому нужна помощь? Так, хорошо, вижу. Сейчас по очереди к вам подойду, сидим тихо и расписываем.

-Ребята, вот у нас почти готова расписная барышня, осталось лишь раскрасить. Аккуратно пользуйтесь красками, не брызгайтесь и старайтесь меньше брать воды на кисточку. Начинаем раскрашивать. У кого есть вопросы или кому нужно помочь поднимите руки я подойду.

Проявляют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция, коррекция), познавательные УУД  (моделирование, рефлексия способов действия), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание)

4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

Задача: проанализировать выполненную работу.

Объяснение, педагогическое требование, создание ситуации свободного выбора, творческое задание

-Ребята, вот мы с вами нарисовали, чтобы все посмотрели на наши работы, увидели какие они у нас красивые получились, сделаем выставку. Работы у нас не успеют до конца урока высохнуть. Тем более некоторые ребята еще дорисовывают. Вы работы подпишите. Я приду завтра, заберу ваши работы, оформлю их в выставку , а может и сегодня с учительницей договоримся.Вы сможете полюбоваться на свои работы и работы одноклассников

 -Ребята, вопрос. Отвечаем по поднятой руке, не выкрикиваем, мне интересно узнать, что думает из вас каждый, какие у него/нее мыли. Итак, вопрос.

-Что вы сегодня узнали?

-Что у вас получилось сразу, а с чем возникли трудности? Как их преодолеть?

-Теперь приберите свои рабочие места.

Проявляют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание)

5. Рефлексия учебной деятельности.

Задача: Организовать самооценку деятельности.

Беседа

-Вы отлично поработали, у всех получились чудесные рисунки. Мы договорились, что завтра я приду за вашими прекрасными барышнями и оформлю все в выставку.

- Ребята, на доске три солнышка. Вам нужно нарисовать 1лучик к тому солнышку, к которому вы бы могли себя отнести, ответив на вопрос : понравился ли мне урок?

Сейчас, первыми выходит третий ряд, потом второй и первый.

-Ребята, спасибо за урок.

-Вы были все активные, мне было очень приятно с вами работать. До свидания.

На данном этапе обучающиеся анализируют результаты собственной деятельности и структурируют полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимаева Елена Александровна Визитка учителя начальных классов

Данный материал поможет завучу, председателю МО анализировать методическую активность педагога, составит план работы школы, МО на следующий учебный год.Учителю создание такой визитки поможет прогнозир...

Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»

Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Тесты по русскому языку для 4 класса. Авторы: Акельева Елена Александровна, Лукьянова Любовь Александровна

Данный материал будет полезен учителям начальной школы для проверки усвоения знаний и сформированности умений по темам "Имя существительное", "Имя прилагательное"....

Внеклассное занятие (английский язык и психология) "Разноцветные игрушки", учитель английского языка Захарова Энже Марсельевна и педагог-психолог Антипова Анна Александровна

Данное  внеклассное занятие является одним из многих занятий и интегрированных уроков, которые  ежегодно проводятся как в рамках школьного педагогического марафона, так и для слушателей обла...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

Резюме соискателя на должность учителя начальных классов Ершовой Анны Александровны

В поисках вакансии учителя начальных классов, в организацию, заинтересованную в грамотном профессиональном сотруднике, в которой мое нестандартное мышление, творческий подход, умения в использовании и...