рабочая программма по изо 4 кл. Б. Неменский
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Гмырина Алена Петровна

материал содержит пояснительную записку и КТП по изо для 4 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа по изо34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка 

Рабочая учебная программа к учебному курсу по изобразительному искусству  для 4 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования по изобразительному искусству  (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004 г.

           Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и  учитывает специфику адресата и условия обучения.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю по программе Б.М. Неменского.

Цели обучения изобразительному искусству

развитие личности учащихся средствами искусства;

- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности;

- воспитание интереса к изобразительному искусству;

- развитие воображения, творческого потенциала ребенка;

- овладение элементарной художественной грамотой.

Задачи курса:

•        воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;

•        освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно   прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

•        овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно   творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать с разными художественными материалами

Общая характеристика курса «Изобразительное искусство»

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни

Содержание тем учебного курса

Истоки родного искусства

Воспевание труда в искусстве. Народные праздники. Ярмарка. Гармония жилья с природой. Характерные черты и красота разных времен года.

Древние города нашей земли.

. Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного зодчества. Парки, скверы, бульвары города. Города Русской земли. Золотое кольцо России.

Каждый народ - художник

Праздник как элемент художественной культуры стран. Многообразие художественных культур в мире. Япония. Индия. Средняя Азия. Древняя Греция.

Искусство объединяет народы.

Искусство народов мира. Мудрость старости, сопереживание, материнство.

Распределение учебного материала по разделам

№ п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

1.

Истоки родного искусства

9

2.

Древние города нашей земли.

6

3.

Каждый народ - художник

9

4.

Искусство объединяет народы.

8

5.

Резервные уроки

2

Итого

34

Планируемые и предполагаемые результаты

Личностные

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
  • ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
  • ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
  • первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
  • получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер урока п/п

Название раздела, темы

Деятельность учащихся

Дата проведения

Дата проведения

план

факт

1

1 четверть (8 ч)

Истоки родного искусства

Вводное занятие "Пейзаж родной земли». Техника безопасности на уроках.

Художественные работы в технике бумажной пластики.

2

Изображение российской природы

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды изб, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления  (украшения).

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

3

Деревня -деревянный мир. Образ русской избы.

4

Коллективная  работа - пространственная постройка: создание панно-образа русской деревни.

5

Красота человека. Изображение образа русской красавицы.

6

Образ русской крестьянки в традиционном наряде.

7

Образ русского человека (мужской образ)

8

Народные праздники

9

2 четверть (8 ч)

Народные праздники. Обобщение темы.

10

Древние города нашей земли.

Древнерусский  город - крепость.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь.

11

Древние соборы.

12

Древний город и его жители

13

Образ богатыря. Древнерусские воины защитники.

14

Древние города Русской Земли.

15

Праздничный пир в теремных палатах. Узорочье теремов.

16

Каждый народ - художник.

Образ художественной культуры Японии. Представление о мужской и женской красоте.

Понимать и объяснять важную роль художника о культуре разных стран(создание красочных декораций, костюмов. Беседа, игровые формы. работа в тетради, рисование по представлению, тематическое рисование., обрывная аппликация.

17

3 четверть (10 ч)

Образ художественной культуры Японии. Архитектура Японии.

18

Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры.

19

Искусство народов гор и степей

20

Искусство Индии

21

Образ красоты древнегреческого человека.

22

Древнегреческая архитектура.

23

Древнегреческий праздник.

24

Олимпийские игры в Древней Греции.

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

25

Искусство объединяет народы.

Все народы воспевают материнство

4.04.

26

Все народы воспевают мудрость старости.

27

4 четверть (8 ч).

Сопереживание - великая тема искусства.

28

Герои, борцы и защитники. Юность и надежды.

29

Искусство народов мира. Обобщение по теме "Искусство объединяет народы"

30

Искусствоведческая викторина

31

Герои, борцы и защитники.

32

Праздник искусства" Здравствуй, лето!"

33

Резервный урок.

34

Резервный урок.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

Искусство и ты: Учебник для 4 класса 4-летней нач. школы/Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009г;

Рабочая тетрадь Л. А. Неменской «Твоя мастерская»  для учащихся 4 класса. /Под ред. Б. М. Неменского.

Для учащегося:

Искусство и ты: Учебник для 4 класса 4-летней нач. школы/Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009г;

Рабочая тетрадь Л. А. Неменской «Твоя мастерская»  для учащихся 4 класса. /Под ред. Б. М. Неменского.

Технические средства обучения

Классная магнитная доска.

Мультимедийный проектор.

Компьютер

Сканер

Принтер лазерный

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Наборы предметных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программма для 1-го класс "Декоративно-прикладное искусство"

Программа создана для внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству в 1-ом классе. программа разработана с учётом возрастных особенностей первоклассников....

Рабочая программма по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА «УМК «Школа России» 4 класс

         Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начально...

РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «УМК «Школа России» 4 класс

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

рабочая программма по литературному чтению 3кл УМК Гармония

рабочая программа "Литературное чтение"...

Рабочая программма по русскому языку 2 класс ОС "Школа России"

Рабочая программма составлена в соответствиии ФГОС НОО...