Методическая разработка открытого урока по композиции во 2 классе "Добрые и злые образы в марийской народной сказке"Волшебный меч".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Елена Геннадьевна Рыбакова

Цель:

 1. Формирование способностей к передаче эмоционального настроя, характера литературного героя с помощью цвета.

2. Приобщение ребёнка к духовному, эмоциональному опыту через собственное творчество и создание художественных образов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            План-конспект открытого занятия.

               Тема: Добрые и злые образы в марийской народной сказке. «Волшебный меч»

Тип урока: закрепление.

Цель:

 1. Формирование способностей к передаче эмоционального настроя, характера литературного героя с помощью цвета.

2. Приобщение ребёнка к духовному, эмоциональному опыту через собственное творчество и создание художественных образов.

Задачи:

обучающие:

- познакомить и приобщить к золотому фонду творческого наследия марийского народа;

- ознакомить с книжной иллюстрацией;

-научить выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу к ней (эскизы);

-научить при помощи изобразительных средств выражать своё отношение к персонажам выбранного сюжета;

развивающие:        

-развитие способностей восприятия искусства;

-развитие художественно-образного мышления, воображения;

-развитие зрительного восприятия цвета;

воспитательные:

-воспитать на лучших образцах произведений живописи интерес и уважительное отношение к искусству;

-воспитание эмоционально-ценностных, социально-нравственных и духовных отношений.

Характеристика воспитанников: второй год обучения (возраст 8-9лет).

Форма проведения: интегрированный урок.

Используемые технологии: творческое задание, исследование.

Ожидаемые результаты: изображение образа главных героев сказки с помощью цвета, используя тёплые и холодные цвета.

Оборудование урока:

Для воспитанника: карандаш, бумага А 3, гуашь, кисти №3, №5, баночка для воды.

Для педагога: репродукции картин художников, детские работы, презентация, ноутбук, музыка, таблицы.

Зрительный ряд: репродукции картин Васнецова, иллюстрации к сказкам

А. Бакулевского, А. Фоминой, детские работы, Таблицы.

Ход занятия:

Организационный момент:

Все расселись по местам, никому не тесно,

по секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Повторим материал, закрепим умения,

чтобы каждый  мог сказать: «Это всё умею я!»

 

Слайд 1-2

Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с добрыми и злыми героями в марийской народной сказке «Волшебный меч» и постараемся передать образ понравившегося героя цветом.

Слайд 3.

Учитель: - На прошлом уроке мы с вами прослушали сказку, а сегодня поближе познакомимся с его героями. 

Слайд 4.

Учитель:  - Ребята, скажите, чем вам понравилась и запомнилась прочитанная  сказка?

        

Дети:

1. Как Юанай спасал Свою возлюбленную Юкчи

2. Как трёхголовый змей пролетал над деревнями, посевами и разрушал всё в округе своим пламенным дыханием

3. Запомнилось как  Юанай собрал слезы матерей пропавших девушек, все украшения и отец Юкчи  выковал ему волшебный меч.

 

Учитель: - Как вы думаете ребята, кого мы можем отнести к главным героям сказки?

Дети:

  1. Юанай
  2. Турни
  3. Юкчи

- А почему они главные герои?

Дети:

1. Потому что  в сказке говорится о них;

2. Все действия с вязаны с турни, Юкчи и Юанаем.

Учитель: - Ребята давайте познакомимся с ними поближе. А вы не знаете, кто в нашей сказке  является добрым, а кто  злым героем? Послушайте сначала одну индейскую притчу:

«В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет из себя зло - зависть, ложь, жадность, грубая речь, воровство;   другой волк представляет собой добро - мир, любовь, заботу, верность. А побеждает тот из них, которого мы кормим своими поступками. И в результате вырастает тот, кого мы больше кормили».

Учитель: - Скажите теперь, кто же из наших героев является злым, а кто добрым?

Дети:

  1. Добрые Юкчи и Юаннай.
  2.  Злым является Турни.

Учитель: - Ребята, все с ним согласны? 

Дети:- да.

Слайд 5.

Учитель: - Вот ты например, почему с ним соглашаешься? Как ты понял что Юанай добрый герой? 

Дети:

  1. Он был красивым и статным парнем.
  2. Если Юанай брал в руки волынку и начинал играть, смолкали в лесу птицы; если он клал на колени гусли и начинал перебирать струны, пускались в пляс даже древние старики.
  3. Юанай славился своей смелостью и удачей. Один на один выходил на медведя и поднимал его на рогатину.

Слайд 6.

Учитель: - Ребята, вы назвали двоих добрых  героев, Юаная и Турни, кем же тогда был Турни?

Дети: - злым героем

Уитель: - Почему вы так считаете, что он сделал плохого?

Дети:

  1. Он налетал на посевы и сбивал колосья. Одна голова его извергала огонь, другая — смрадную гнилую поду, третья — дым, который застилал все вокруг.
  2. Глушил и пожирал рыбу в речных омутах.
  3. В лесу порывами сырого ветра относил стрелы охотников от цели.
  4. Ночью, во время полнолуния  Турни нападал на дома и уносил в свое болотное царство девушек.

Слайд 7-8

Учитель: - Да ребята, я с вами соглашусь, у  Турни было три головы и огромный хвост, когда он бил хвостом, земля дрожала от его сильных и страшных ударов..

Подготовительный момент:

Учитель: - Вот мы с вами и вспомнили наших героев. И так, ребята,  сегодня мы с вами совершим путешествие в таинственный мир цвета, красок, и узнаем о нём больше при помощи иллюстраций и картин великих мастеров.  Давайте повторим изученную нами тему на предыдущих урока «Тёплые и холодные цвета» а также  узнаем что такое иллюстрация и колорит. 

     Слайд 9.

-Ещё с давних времён, великие мастера изображали на бумаге сюжеты рассказов и сказок, их по-другому ещё называют иллюстрациями.

     Слайд 10-11.  

- В иллюстрации мы можем изобразить  сцену из сказки, или же просто образ сказочного героя. Используя при этом тёплый или холодный колорит.

     Слайд 12.

- Колорит-  это взаимоотношения цвета в пределах одной картинной плоскости. Колорит бывает тёплый, где больше преобладают тёплые цвета, холодный - преобладают больше холодные цвета, светлый, темный и по настроению (грустный, весёлый  и т. п.) 

     Слайд 13-14.

- Обратите внимание, как мастера изображали сказочных героев. Мы видим совершенно разные образы, созданные разными мастерами. Художники применяют для передачи образа героя  теплый или же холодный колорит, включают окружающий пейзаж, место его обитания. Досконально продумывают жесты, и даже цвет костюма.

Учитель: - Ребята, а вы обратили внимание, какие именно цвета использую мастера для передачи доброго или злого героя?

Дети:

  1.  фиолетовые, черные, тёмные (злые герой)
  2. желтые, красные,  светлые  синие (добрые герой)
  3. тёплые и холодные

    Слайд 15-16. 

Учитель: - На первых уроках мы уже говорили о природе цвета. Мы знаем, что все цвета подразделяются на тёплые и холодные. К тёплым цветам относятся жёлтые, красные, оранжевые и все цвета, в которых имеется хоть частичка этих цветов. Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно даёт тепло.

      К холодным же цветам относятся синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёными цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета представляются  нашем сознании с чем-то действительно холодным, льдом, снегом, водой, лунным светом.

Физкультминутка. ( Дети по очереди выходят к доске и выбирают лепестки с тёплыми и холодными цветами. Собирают цветок).

      В творчестве любого художника есть моменты, когда он отдаёт предпочтение той или иной цветовой гамме в зависимости от идеи, замысла композиции. Например, есть художники, которые пишут красками тёплого оттенка (С.  А.Алтухов, Пеньков П),  другие отдают предпочтение холодным цветам (В. Борисов-Мусатов). Итак, мы с вами просмотрели много картинок различных художников, просмотрели различные иллюстрации к марийским сказкам, а теперь давайте попробуем изобразить понравившегося вам героя из сказки «Волшебный меч».

Работа над заданием:

Учитель: - На прошлом занятии мы прослушали марийскую народную сказку «Волшебный меч», сегодня познакомились с её героями, поэтому я вам предлагаю нарисовать сказочный образ понравившегося вам героя,  который вам кажется ярче, интереснее и выразительнее. Изобразите его во всей красе, покажите его характер, нрав и намерение используя теплую цветовую гамму для доброго образа, и холодную гамму для злого. Выберите отрывок из текста и проиллюстрируйте его.

Самостоятельная работа.

Учитель: - На доске есть схемы, которые помогут вам при рисовании людей, есть схемы теплых и холодных цветов, а так же эскизы марийского народного костюма.

Подведение итогов.

  1. Выставка работ учащихся.
  2. Заключительно слово.

Учитель: - Посмотрите, ребята, на одну тему у вас получились очень разные работы. У каждого из вас свое собственное виденье цветового сочетания тёплого и холодного колорита, вы по-разному относитесь к героям, которых изображали и я думаю, что не с проста вы выбрали именно его. 

 - Кто может рассказать о своем сказочном герое? Почему ты его изобразил именно так?

 - Какими средствами вы передали образ своего героя?

Домашнее задание:

Учитель: - Сегодня мы начали работать над образом сказочного героя в цвете, на следующем занятии, мы продолжим работать, а для этого вы дома подготовитесь. Прочтите сказку, где присутствует ваш герой, подумайте над его характером и над обогащением его образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме: «Colours»

Задачи урока.     Практические:Автоматизировать употребление лексики по темеПовторить образование множественного числа существительныхПовторить употребление ранее введе...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка по проведению занятий «Рисование» (4 год обучения). Тема: «Иллюстрации к русским народным сказкам»

В данной методической разработке по дисциплине дополнительного образования  «Рисование» представлена разработка из шести уроков по теме: «Иллюстрации к русским народным сказкам...

Методическая разработка открытого урока "Воспитание физический качеств и двигательных способностей у детей начальных классов посредством настандартных уроков.

Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей у детей начальных классов посредством нестандартных уроков» предназначен для организации и прове...