"Народный костюм"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Карлышева Екатерина Алексеевна

Тема урока: Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

 

Цель:Сформировать у детей представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.

Задачи: Создать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты. Закрепить у четвероклассников навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.

Тип урока: смешанный

Планируемые результаты:

  • Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и про­странственной среды и понимании красоты человека; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной па­мяти.

  • Личностные: осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие ви­зуальных образов реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как сферы материально­го выражения духовных ценностей, представленных в про­странственных формах.

  • Предметные: художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности .

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_narodnyy_kostyum.odt25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

Цель:Сформировать у детей представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.

Задачи: Создать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты. Закрепить у четвероклассников навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.

Тип урока: смешанный

Планируемые результаты:

  • Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры  как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и про странственной среды и понимании красоты человека;  развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной па мяти.
  • Личностные: осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие ви зуальных образов реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как сферы материально го выражения духовных ценностей, представленных в про странственных формах.
  • Предметные: художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности .

Этап

Время

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

1. Орг.момент

2 мин.

Доброе утро, ребята!Меня зовут Полина Максимовна, и сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства.

Приветствуют учителя

Приветствует учащихся

2.Знакомство с новым материалом

10 мин

-Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?(Дом,народный костюм).

-Верно, ребята! Как вы думаете какая наша тема урока?(народный костюм и крестьянский дом)

-Наша тема звучит так: Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

На этот раз речь идет об образе мира, заключенном в облике и орнаментики крестьянского жилища и народного костюма.

Полюбуйтесь общей конструкцией дома изображенного на экране. Применительно к дому нас может особенно интересовать архитектурная домовая резьба, древние орнаменты.

-Ребята, как вы думаете, что такое орнамент?(Орнамент (от лат.— украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.)

Давайте сравним ваш ответ с экраном. Молодцы!

Посмотрите на дом, 1)передняя его часть -это крыша называется «фронтон», украшалась причелинами и лобовой доской, а на них вырезали орнамент. 2)Нижняя часть дома называется «сруб».

-Ребята, кто-нибудь знает, что это такое?(конек на крыше),

-Ребята, окна украшались наличниками,как вы думаете зачем окнам наличники?(чтобы защитить от ветра, дождя), светелка, карниз, ставни, полотенце.  Защищали дома оберегами. Прежде всего были доброжелательные символы, размещенные на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание на то, что не только в архитектуре был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента, но и в одежде он тоже присутствовал.

Как вы думаете, а зачем люди наносили символы на свою одежду?(для того, чтобы защитить себя от злых духов)

В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Головной убор в костюме считался идеей неба,изображения солнца, изображение птиц. Сами названия женских головных уборов являются «птичьими»: кокошник (от слова «кокошь»-петух, кур), кика, качка(утка) , сорока и т.п.

«Гривная утварь»-ожерелья, украшения шеи и груди.Есть так же изображение луны, крестовидные подвески, подвески с изображением зверей и птиц.

 Наблюдают за картинами, активно слушают, анализируют, отвечают на вопросы, аргументируют свои выводы

Рассказывает, задает вопросы

овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.

Коммуникативные: выражение и аргументирование своего мнения в позиции коммуникации

3.Работа с определениями

3 мин

Для того, чтобы изобразить орнамент нам нужно с вами знать, что такое ритм и симметрия.

Ребята как вы думаете, что такое симметрия?Ритм?

Ритм — это чередование элементов композиции и интервалов между ними.

Симметрия -(от греческого symmetria — "соразмерность")-понятие означающие повторяемость, одинаковость.

Ребята, а как ритм и симметрия изображается в орнаменте?

Именно из ритма и симметрии состоит орнамент.

Осмысливают и запоминают

4. физ.минутка

5 мин

Видеоролик.

Повторяют движения за видеороликом.

5. Пед.показ

5 мин

А теперь внимательно послушайте и посмотрите, в какой последовательности мы будем выполнять работу.

На каждой парте лежит шаблон -барыня. Вы по очереди переводите его.

Рубаха остается белой мы наносим только орнамент на рукава и плечи он должен быть симметричен. Следующем шагом идет сарафан. Для его окраски можете взять цвета такие как бордовый, темно синей, фиолетовый, зеленый, красный. Головной убор- кокошник, цвет можно взять желтый, голубой, розовый, нежно зеленый. Ребята я вам показала аппликативно, а вы будите украшать гуашью.

Наблюдают за учителем, слушают внимательно учителя

Осознают и запоминают

6.Постановка творческой задачи

2 мин

И так, ребята, вы будите изображать народный костюм, украшать его символами, оберегами, пользуясь своей фантазией и новыми знаниями.

Ребята, с чего вы начнете?Что мы будем делать первым шагом?

1)Мы переведем шаблон.

2)Украшаем костюм, рисуем орнаменты.

3)Раскрашиваем костюм.

4)Вывешиваем на поляну.

7.Практическая самостоятельная творческая работа

15 мин

В процессе самостоятельной работы учитель в случае затруднения оказывает детям индивидуальную помощь.

Ребята, кто закончил, тихонько выходите к доске и мы с вами найдем место для вашей замечательной барыни на нашей поляне.

Работают самостоятельно

Выполняют задание по составленному под контролем учителя плану.

8. Итоги урока Рефлексия

3 мин

Приклеиваем работы детей на общее панно.

 Ребята вы такие молодцы!У всех получились очень красивые барыни.

-Что вы нового узнали на уроке?

-Что входит в орнамент костюма? (обереги, символы).

А как связан народный костюм и украшение жилища?Какая связь?(одни и те же символы)

-Какое у вас впечатление оставил урок?

На этом наш урок закончен. До новых встреч.

Подводят итог занятия

Личностные: нравственно- эстетическое оценивание

Предметные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные:   выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему " История народного костюма"

вэтой работе ученица раскрывает историю возникновения народного костюма и ведет сравнение с современной одеждой"...

Методические разработки " Русский народный костюм"

По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративн...

Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ Автор серии раскрасок «Россиночка» – Светлана Вохринцева. Издательство «Страна Фантази...

Презентация к уроку ИЗО 4 класс по УМК "Планета знаний". Тема урока "Народный костюм. Ансамбль женского костюма.Головные уборы"

В презентации размещены  сведения о национальном русском женском костюме(его разновидностях: севрном и южном), сарафанном комплексе, кокошнике....

2 класс технология Тема: НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РАБОТА С БУМАГОЙ. АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ «КОСТЮМЫ ДЛЯ АНИ И ВАНИ»

2 класс технология Тема:  Народный костюм. Работа с бумагой.Аппликационные работы «Костюмы для Ани и Вани»...

"Народный костюм. Народные игры."

Урок по окружающему миру в 3 классе, УМК "Планета знаний" Башмаков М.И....

Народный костюм. Изделие «Костюмы для Ани и Вани».

конспект по технологии Народный костюм. Изделие «Костюмы для Ани и Вани». 2 класс...