РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2 КЛАСС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Шепелева Юлия Сергеевна

Рабочая программа по изобразительному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx320.21 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Vladelec\Documents\Scan0034.jpg

        

                                         

                                               Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, примерной программы по изобразительному искусству (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2011), на основе авторской программы Кузина В.С. «Изобразительное искусство. 1-4 кл.: для общеобразовательных учреждений / В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2011». Построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода.

                          Цели и задачи изучения предмета

      Цель  - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

       Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

                             Место курса в учебном плане

Настоящая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю), что соответствует Авторской программе.

                               

                                 

 Содержание  курса

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания:

Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):

а) бабочек;

б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.);

в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);

г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);

д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).

Выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

Примерные задания:

а) рисунки на темы: Осень , Любимая сказка , Зимние развлечения с друзьями , Мои друзья , Весна наступает , С чего начинается Родина , На морском берегу

, Веселые клоуны , Старинная башня , Поле маков , Праздничная улица ;

б) иллюстрирование русских народных сказок Гуси-лебеди , Репка , Маша и медведь ; стихотворений Вот север, тучи нагоняя... А. Пушкина, Ласточки  А. Плещеева, Береза   С. Есенина, Радуга-дуга  С. Маршака, Елка  ,Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, Цветы и ягоды  И. Надеждиной, На лесной поляне зимой Г. Скребицкого, Снежинки   (по М. Ильину и Е. Сегал).

Декоративная работа

Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Примерные задания:

а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;

б) выполнение орнаментальной полосы Мои любимые животные

для украшения классного уголка;

в) выполнение коллективной работы - фриза Здравствуй, весна!

- на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;

г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;

д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.

Лепка

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

Примерные задания:

а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;

в) лепка тематической композиции на темы: Лыжник с лыжами в руках , Летчик в комбинезоне ;

г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.

Аппликация

Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех основных цветов.

Примерные задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;

б) составление сюжетной аппликации на темы Праздничный салют , Моя любимая игрушка .

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);

родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);

городские и сельские пейзажи;

художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;

композиция в изобразительном искусстве;

художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);

художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);

выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин, И. Левитан; главные художественные музеи России;русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).

                           Расхождение Авторской и рабочей программы

Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в Авторской программе в полном объеме.

                         Планируемые результаты изучения предмета

Личностные

У учащихся будут сформированы:

· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

· внимательное отношение к красоте окружающего мира,

к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

· интереса к посещению художественных музеев, выставок;

· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

      Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· понимать цель выполняемых действий,

· понимать важность планирования работы;

· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

Учащиеся получат возможность научиться:

· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

· различать и соотносить замысел и результат работы;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· уметь слышать, точно реагировать на реплики;

· учитывать мнения других в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.


 Требования к уровню подготовки учащихся

     Обучающиеся должны знать и уметь:

  • называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);
  • понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.);
  • изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
  • понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
  • свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
  • правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
  • применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
  • устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простые по композиции аппликации.

                  Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

  1 четверть – 9 часов

Мы рисуем осень

9 ч

1

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Красота родной природы в творчестве русских художников

 08.09.

2

Л Приемы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы

 15.09.

3

РН Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры. Красота осенних листьев

 22.09.

4

РН  Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша)

 29.09.

5

РН Тёплые и холодные цвета. В сентябре у рябины именины

 06.10.

6

ДР Народно-прикладное искусство: городецкая роспись. Узор в круге из растительных форм

 13.10.

7

РН Композиция в изобразительном искусстве. Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне»

 20.10.

8

ДР Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды»

 27.10.

9

ДР История создания русской матрешки. Наряд русской красавицы

 10.11.

2 четверть – 7 часов

Мы рисуем сказку

7 ч

10

Беседа «Художники-анималисты»

 17.11.

11

АП Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная птица или сказочная рыбка

 24.11.

12

РТ Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди»

 01.12.

13

РН Понятие о графике. Сказка в лесу

 08.12.

14

ДР Орнаментная полоса. Простой узор из элементов хохломской азбуки

 15.12.

15

ДР Русское народное творчество. Городецкая роспись

 22.12.

16

АП Композиция из простых геометрических форм разных материалов. Поздравительная открытка

 12.01.

3 четверть – 10 ч

Мои друзья

10 ч

17

Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники-портретисты: И. Репин, В. Серов

 19.01.

18

РТ Создание образа природы: небо с облаками, снегопад

 26.01.

19

РН Зимние забавы

 02.02.

20

РН Рисование лица человека. Изображение женского сказочного образа

 09.02.

21

Л Лепка фигуры человека в движении

 16.02.

22

Л Лепка животных. Друг детства

 23.02.

23

РТ Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей, их щитов.

 01.03.

24

ДР Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели

 08.03.

25

АП Открытка к празднику

 15.03.

26

РТ Тематическая композиция. Весна наступает

 05.04.

4 четверть – 8 часов

С чего начинается Родина

8 ч

27

Беседа «Выдающиеся русские художники второй половины 19 в.

 12.04.

28

РТ Изображение природы в различных состояниях

 19.04.

29

РТ Полет на другую планету

 26.04.

30

РТ Иллюстрирование произведения

С. Есенина «Берёза»

 03.05.

31

РН Цветы нашей Родины

 10.05.

32

РТ Мы рисуем праздник. Праздничный салют

 17.05.

33

ДР Изображение цветов, птиц для украшения класса. Здравствуй, лето!

 24.05.

34

ДР Здравствуй, лето! Подведение итогов. Выставка работ

 31.05.

Условные обозначения: РН – рисование с натуры, РН – рисование на тему, ДР – декоративная работа, Л – лепка, АП – аппликация.

                     Учебно-методические средства обучения

  1. Кузин В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс Учебник.  Москва, «Дрофа», 2011.
  2. Кузин В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. Книга для учителя  Москва, «Дрофа», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...