РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Нафикова Ландыш Хопбулловна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО КУРСУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Пояснительная записка.

               Рабочая программа для обучающихся 3 классов по изобразительному искусству разработан на основе следующих нормативных документов:

-  Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (утверждён приказом МО и Н Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373);

- Основной образовательной программы ФГОС начального общего образования МБОУ «Гимназия №2 им М.Вахитова»;
-   Примерной программы по «Изобразительное искусство» Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой (Образовательная система «Перспектива» », Москва, «Просвещение», 2011 г.;

-   Локального акта образовательного учреждения (Положение о разработке и утверждении рабочих программ по предметам);

-   Учебного плана МБОУ «Гимназия №2 им. Мулланура Вахитова»  на 2015-2016 учебный год.

Для реализации Рабочей программы используется учебник  Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. Изобразительное искусство. 3 класс. М. Просвещение. 2013. УМК «Перспектива». Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по изобразительному искусству. Учебник  включён в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию  в образовательном процессе на 2015/2016  учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование

Нафиковой Ландыш Хопбулловны

по ИЗО  на 2015/2016 учебный год

План составлен согласно Программе "Перспектива", Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. "Просвещение"2011г.

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество

Автор ученика,

год издания

Проект

Заче-тов

Тесто-вых заданий

Лабор., практич.

работ

Демонстра-ция

ИЗО

3Б

35

1

1

-

-

34

35

Шпикалова Т.Я.,Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник.  Просвещение,2012 г.

                                     

Методическая тема на 2015/2016  учебный год

Городская

Школьная

Учителя

Непрерывный процесс развития педагогических работников как стратегический ориентир методической работы в реализации ФГОС и повышении качества образования.

Формирование и развитие творческого потенциала субъектов образовательного процесса гимназии в условиях реализации ФГОС начального общего (НОО) и введения ФГОС основного общего образования (ООН).

Развитие творческой активности учащихся через инновационные технологии на уроках татарского языка и литературы

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                                                         СОГЛАСОВАНО

На заседании МО                                                                                                                                                                Заместитель директора                                                 Протокол от 27.08.2015 г. № 1                                                                                                                        ______________ /Н.М.Салимзянова/                                                                                        

Руководитель МО ___________/Нафикова Л.Х.  ./                                                                                          подпись                 (Ф.И.О.)

                                  подпись              (Ф.И.О.)                          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО КУРСУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Пояснительная записка.

               Рабочая программа для обучающихся 3 классов по изобразительному искусству разработан на основе следующих нормативных документов:

-  Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (утверждён приказом МО и Н Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373);

- Основной образовательной программы ФГОС начального общего образования МБОУ «Гимназия №2 им М.Вахитова»;
-   Примерной программы по «Изобразительное искусство» Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой (Образовательная система «Перспектива» », Москва, «Просвещение», 2011 г.;

-   Локального акта образовательного учреждения (Положение о разработке и утверждении рабочих программ по предметам);

-   Учебного плана МБОУ «Гимназия №2 им. Мулланура Вахитова»  на 2015-2016 учебный год.

Для реализации Рабочей программы используется учебник  Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. Изобразительное искусство. 3 класс. М. Просвещение. 2013. УМК «Перспектива». Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по изобразительному искусству. Учебник  включён в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию  в образовательном процессе на 2015/2016  учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

      Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусства, скульптура помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности.    Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Цели учебного процесса

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

   - овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ ««Гимназия №2 имени М. Вахитова» на изучение предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

   в 3 классе  отводится  1час в неделю, 35 учебных недели согласно годовому календарному учебному графику, всего 35 ч в год.

Результаты изучения предмета

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

  • умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Основные содержательные линии

            В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. 

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.

В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.   

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Содержание курса.

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская Галерея, Русский музей, Эрмитаж и музеи Татарстана. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека.

Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.

Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.

Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.

Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль

природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов.

Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре.

Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:  аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

№п/п

часов

1

Рисование по памяти и представлению.

3

2

Рисование с натуры.

4

3

Декоративное рисование.

15

4

Тематическое рисование.

11

5

Иллюстрирование произведения.

2

                                                                                                               Итого:

35

Требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс:

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать   

  •     доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
  • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство',
  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;
  • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
  • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
  • названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
  • основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);

уметь:

  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
  • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
  • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
  • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
  • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
  • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
  • выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
  • лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
  • конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
  • высказцвать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
  • проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
  • проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.

Календарно - тематическое планирование

Изучаемый раздел, тема

учебного материала

35  ч.

  Колич. часов

Календар.срок

Фактич. срок

Формирование

универсальных

учебных

действий

Планируемые результаты

Контроль-но- измери-тельные материалы

1

Изображение объектов природы по памяти и представлению. Чужие цветы краснее, а свои милее. Рисование с натуры осенних цветов.

Натурадан көзге чәчәкләр ясау.

1

02.09

02.09

Личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей раз-личных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействий.

Знать: доступные сведения о памятниках культуры и истории, бытом и жизнью своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство. И.А. Шишкин « Утро в сосновом бору Уметь: организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой.».

Фронталь-ный.

2

Народные художественные промыслы .В жостовском подносе - все цветы России. Веточка с листьями и цветок лилии.

Жостово бизәкләрен ясау.

1

09.09

09.09

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое дей-ствие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для вы-полнения учебных  заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его соб-ственной, и ориентироваться на позицию партнера в об-щении и взаимодействий.

Знать: доступные сведения о памятниках культуры и истории, бытом и жизнью своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство.

Уметь: рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи.

Текущий

3

Народные художественные промыслы России. В жостовском подносе - все цветы России. Роспись подноса цветочным узором.

Подноска бизәк төшерү.

1

16.09

16.09

Личностные:

основы гражданской идентичности личности в форме осознания  «Я» как гражданина России, чувства сопри-частности и гордости  за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благопо-лучие, осознание своей этнической принадлежности.

Регулятивные: 

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

 учитывать разные мнения и стремиться к кординации различных позиций в сотрудничестве.

Знать: доступные сведения о памятниках культуры и истории, бытом и жизнью своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство. Мастер из Жостова М.Лебедев.

 Уметь: рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи

Текущий

4

Изображение натюрморта с натуры ,Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт «Славный урожай». (гуашь, акварель)

Бай уңыш”темасына натюрморт.

1

23.09

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль-тату;

Познавательные:

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объек-тов на основе выделения сущностной связи.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Знать: понятие натюрморт; цвет, форма, отдельные произведения выдающихся художников.

Уметь: организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой.

Текущий

5

Основы изобразительного языка искусства. Орнамент и форма.

Эскиз украшения  бумажного змея.

Кәгазь очыргыч эскизын бизәү.

1

30.09

  Личностные:

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

строить понятные для партнера высказывания, учитываю-щие, что партнер знает и видит, а что нет.

Знать: понятие орнамент, основы орнамента, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента(символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи)

Текущий

6

Ознакомление с искусством лоскутного шитья. Эскиз орнамента для лоскутного коврика.

Корама келәм эскиэы.

1

07.10

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

существлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

 использовать речь для регуляции своего действия.

Знать: понятие орнамент, особенности композиции ,характерорнаментальных мотивов(Геометрические- квадрат, треугольник, прямоугольник),  основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи).

Текущий

7

Основы изобразительного языка искусства. Пространство и цвет. Живописные просторы Родины. Композиция «Родные просторы».

Туган як киңлекләре.

1

14.10

Личностные:

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных конвенцио-нальных норм, развитие морального сознания как пере-ходного от доконвенционального к конвенциональному уровню.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию;

Знать: понятие пейзаж; отдельные произведения выдающихся художников; приемы смешения красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета.

Текущий

8

Народные художественные

промыслы России. Гжельская майолика. Украшение тарелочки.

Стенаны бизәү өчен эленә торган декоратив тәлинкә.                 

1

21.10

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

существлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

 использовать речь для регуляции своего действия.

Знать: правила работы с акварелью; понятие народное декоративно-прикладное искусство, знать особенности изображения гжельского пейзажа.

Текущий

9

Богатство и разнообразие художественной культуры России. Деревянное зодчество. Узоры резного узорочья

Агачка уеп ясалган бизәкләрне кабаттан эшләү.

1

28.10

Личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействий.

Знать: доступные сведения о памятниках культуры и истории, бытом и жизнью своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство; понятие: народно-прикладное искусство; отдельные произведения народных мастеров.

Текущий

10

Ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Терем для сказочных героев.

Әкият геройлары

өчен терем рәсемләү.

1

11.11

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для вы-полнения учебных  заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его соб-ственной, и ориентироваться на позицию партнера в об-щении и взаимодействий.

Знать: доступные сведения о памятниках культуры и истории, бытом и жизнью своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство; понятие: народно-прикладное искусство; отдельные произведения народных мастеров.

Текущий

11

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению. Рисование по памяти: наброски птиц в разных поворотах.

Кошларны төрлечә борылган вакытта сурәтләү.

1

18.11

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль-тату;

Познавательные:

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объек-тов на основе выделения сущностной связи.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Знать: отдельные произведения выдающихся художников; разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа. Уметь: правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет

Текущий

12

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт из предметов крестьянского быта.

 Крестьянның көнкүреш әйберләреннән натюрморт.

1

25.11

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

строить понятные для партнера высказывания, учитываю-щие, что партнер знает и видит, а что нет.

Знать: понятие натюрморт; отдельные произведения выдающихся художников .Свет и тень.

Текущий

13

Виды изобразительных (пластических) искусств: графика. Русская зима.  Пейзаж в графике.

“Карга чумган агачлар” темасына кышкы пейзаж.

1

02.12

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

существлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

 использовать речь для регуляции своего действия.

Знать: о ведущих художественных музеях России и своего региона; отдельные произведения выдающихся художников; понятие пейзаж, графика. Патрио-

тическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В. М. Васнецова, А. А. Дейнеки, А. А. Пластова .

Текущий

14

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению.  Зима не лето, в шубу одета. Орнамент в украшении народной одежды.

Сәйләннән ясалган сувенир эскизы.

1

09.12

Личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействий.

Знать: понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи)

Текущий

15

Зима за морозы, а мы за праздники. Составление декоративной композиции. Карнавальное шествие.

Яңа ел тантанасы.

1

16.12

Личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействий.

Знать: традиции, праздники своего народа.

Уметь: организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой

Текущий

16

Передача настроения в творческой работе. Карнавальные фантазии. Эскиз карнавальной маски.

”Киендерү”йоласы өчен маска эскизы.

1

23.12

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое дей-ствие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для вы-полнения учебных  заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его соб-ственной, и ориентироваться на позицию партнера в об-щении и взаимодействий.

Уметь: организовать своё рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Текущий

17

Формирование представлений о символике народного орнамента. В каждом посаде в своём наряде.

Узоры-обереги в русском народном костюме.

Орнамент белән бизәлгән милли костюмдагы хатын-кыз гәүдәсенең силуэтын ясау.

1

13.01

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль-тату;

Познавательные:

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объек-тов на основе выделения сущностной связи.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Знать: характерные особенности геометрического узора; разнообразные приёмы работы кистью при рисовании декоративных элементов узора.

Уметь: последовательно работать красками над декоративными фигурками орнаментальной полосы (от общего к деталям, от раскраски полоски фигурок к декоративной разделке

Текущий

18

Знакомство с особенностями театрального исторического костюма. Жизнь костюма в театре. Эскиз сценического костюма.

Театр костюмы.

1

20.01

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

строить понятные для партнера высказывания, учитываю-щие, что партнер знает и видит, а что нет.

Знать: приёмы письма красками, пастелью, мелками. Создавать  эскиз для постановки сказки. Уметь: выполнять эскиз.

Текущий

19

Город белокаменный. Сюжетно-декоративная композиция «Старинный русский город- крепость» (карандаш

Борынгы шәһәр-ныгытманың сюжетлы  рәсеме.

1

27.01

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

существлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

 использовать речь для регуляции своего действия.

Знать: доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа. Патрио-

тическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В. М. Васнецова, А.А. Дейнеки, А. А. Пластова .

Текущий

20

Город белокаменный. Сюжетно-декоративная композиция «Старинный русский город - крепость» (гуашь)

Борынгы шәһәр-ныгытмага декоратив  композиция.

1

03.02

Личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействий.

Знать: доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа.

Уметь: самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства худ. выразит-ти

Текущий

21

Патриотическая тема в произведениях отечественных художников. А. Дейнека «Оборона Севастополя». Сюжетная композиция на заданную тему.

“Чит җирләргә кызыкмыйбыз, әмма үз илебезне бирмибез” темасына сюжетлы композиция.

1

10.02

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое дей-ствие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для вы-полнения учебных  заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его соб-ственной, и ориентироваться на позицию партнера в об-щении и взаимодействий.

Знать: понятие живопись; отдельные произведения выдающихся художников. Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В. М. Васнецова, А. А. Дейнеки, А . А. Пластова .А. Дайнека «Оборона Севастополя».

Текущий

22

Изображение человека, создание портретного женского образа. Женский портрет.

Хатын-кыз портреты.

1

17.02

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль-тату;

Познавательные:

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объек-тов на основе выделения сущностной связи.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Знать: приёмы письма красками; понятие «портрет»; творчество некоторых художников – портретистов.ЗСерябрикова «За завтраком». .В Суриков «Сибирская красавица»

Текущий

23

Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция.

“Кыш озату”темасына декоратив композиция.

1

24.02

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

строить понятные для партнера высказывания, учитываю-щие, что партнер знает и видит, а что нет.

Знать: правила работы с акварелью; понятие народное декоративно-прикладное искусство, разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа.

Текущий

24

Богатство и разнообразие художественной культуры России. Зарисовки деревянных народных игрушек.

Милли агач уенчыклар ясау.

1

02.03

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

существлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

 использовать речь для регуляции своего действия.

Знать: правила работы с акварелью; понятие народное декоративно-прикладное искусство, разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа.

Текущий

25

Герои сказки глазами художника

Иллюстрации к любимым сказкам (карандаш)

Яраткан әкияткә иллюстрация

1

09.03

Личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействий.

Знать: о ведущих художественных музеях России и своего региона; отдельные произведения выдающихся художников; понятие пейзаж холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы. И. Я. Билибин « Садко».

Текущий

26

Водные просторы России. Морской пейзаж. Рисование по наблюдению и по памяти весенней навигации

Күзәтү буенча язгы навигация картинасын ясау.

1

16.03

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль-тату;

Познавательные:

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объек-тов на основе выделения сущностной связи.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Знать: доступные сведения о памятниках культуры и истории, бытом и жизнью своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство.

Уметь: самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять сред. Худ.выр

Текущий

27

Цветы России на Павловских платках и шалях. Орнаментальная композиция для украшения платка (карандаш)

Павлов шәлләре бизәге үрнәкләре буенча роза чәчәге ясау.

1

30.03

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое дей-ствие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для вы-полнения учебных  заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его соб-ственной, и ориентироваться на позицию партнера в об-щении и взаимодействий.

Знать:плат – головной убор в костюме русской крестьянки. Уметь: рисовать кистью без предварительного рисунка элементами повтора, импровизации и вариации по мотивам цветочной композиции павловскихузоров, придерживаться последовательности исполнения росписи, решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий,пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве.

Текущий

28

Цветы России на Павловских платках и шалях. Орнаментальная композиция для украшения платка (гуашь)

Шәлләр темасына импровизация.

1

06.04

Личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействий.

Уметь отражать в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли(роза, шиповник, незабудки, ромашки ит.д.)

Текущий

29

В весеннем небе - салют Победы. Декоративно-сюжетная композиция

“Җиңү салюты”темасына сюжетлы декоротив композиция.

1

13.04

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое дей-ствие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для вы-полнения учебных  заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его соб-ственной, и ориентироваться на позицию партнера в об-щении и взаимодействий.

Уметь правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет.

Текущий

30

Гербы городов золотого кольца России. Символическое изображение герба родного города.

Үз шәһәреңнең герб эскизы.

1

20.04

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль-тату;

Познавательные:

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объек-тов на основе выделения сущностной связи.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Знать: понятие натюрморт; отдельные произведения выдающихся художников.

Знать: основы символики, доступные сведения о гербах городов Золотого кольца России.

Текущий

31

Первичные навыки рисования с натуры.  Сиреневые перезвоны. Натюрморт. Рисование с натуры веточки сирени.

Сирень букетлы натюрморт.

1

27.04

Личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействий.

. Уметь: самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке. П. Кончаловский «Сирень в корзине».

Текущий

32

Диковинные животные в орнаменте разных народов.

Төрле милләт халыкларының бизәкләрендә кыргый хайваннар чагылышы.

1

04.05

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое дей-ствие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для вы-полнения учебных  заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его соб-ственной, и ориентироваться на позицию партнера в об-щении и взаимодействий.

Уметь: самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов.

Текущий

33

Богатство и разнообразие художественной культуры России. Татарстана.  Сокровища России, Татарстана.  

 Россия һәм Татарстанның сәнгатенең байлыгы һәм төрлелеге. (Проект яклау)

1

11.05

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль-тату;

Познавательные:

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объек-тов на основе выделения сущностной связи.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Знать о ведущих художественных музеях России и своего региона: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, музей истории своего города.

Промежуточная аттестация

34

 Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Шәһәрнең картиналар галереясына экскурсия.

1

18.05

Личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействий.

Знать произведения традиционного искусства народов разных стра Знать о ведущих художественных музеях России и своего региона: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, музей истории своего города.

Текущий

35

У всякого мастера свои фантазии (карандаш)

Образ-символлар үрнәгәгендә импровизация.

1

25.05

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое дей-ствие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для вы-полнения учебных  заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения

Уметь рисовать по памяти символы образы; составлять орнамент

Текущий

Нормы оценки знаний, умений и навыков

 обучающихся по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Оценка "5"

учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

 допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока;        

Используемая литература:

1.«Перспектива». Сборник рабочих программ. 2011г.

2. Стандарт второго поколения. Примерные программы. 2009 г.

     3. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. , Ершова Л.В.3класс: учебник. – М.: Дрофа, 2011 г.

4. «Планируемые результаты начального общего образования» Г.С.Ковалёва, О Б Логинова.

Стандарты второго поколения 2009г.

      5. Интернет-ресурсы: http: //www.prosv.ru/umk/perspektiva , www.sch.ru.

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

  1. Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. - М. : Детская литература, 1984.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. - М. : Просвещение, 2011.
  3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - J1. : Детская литература, 1973.
  4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей!-СПб., 1995.
  5. Энциклопедический словарь юного художника. - М.Педагогика,1983.
  6.  2. Интернет-ресурсы.
  1. Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
  2. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа : http://pedsovet.org
  3. Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
  4. Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : http://festival.lseptember.ru
  5. Педагогическое сообщество. - Режим доступа : http://www.pedsovet.su

3. Информационно-коммуникативные средства.

  1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
  2. Большая электронная энциклопедия (CD).
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
  4. Аудиозаписи. Классическая музыка.

4. Наглядные пособия.

Произведения изобразительного искусства.

3 к л а с с

М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно. Вид на Веледниково; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмёркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины (монотипия); И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях;3. Серебрякова. Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью; В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Натюрморт. Тыква; П. Кузнецов. Цветы и дыни; Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом. А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синица-пухлячок. Синица- лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седневе; А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль; Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт; В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; А. Журавлева. Зима. Екатерина-санница. Варвара. Анна зимняя. Месяцеслов; произведения местных художников. О. Савостюк. Маша; 3. Серебрякова. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; В. Фонеев. Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-Залесском; В. Федосеев. Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж (эскиз декорации); А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк, Б. Успенский. Победа (плакат); Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кугач. Дмитрий Донской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная; А. Остроумова- Лебедева. Весенний мотив; 3. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов. Белые ночи под Тобольском; В. Бялыницкий-Бируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово; У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Гелин. Родительский день; JI. Малеева. Рязанские девочки; М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица; Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нура- ли. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские балаганы (эскиз декорации); М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика; М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Царевна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова; Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин. Царевна-Несмеяна; И. Билибин. Жар-птица; И. Билибин. Стрельчиха перед царем и свитой.

А. Рылов. Зеленый шум; А. Дейнека. Будущие летчики; А. Герасимов. После дождя; В. Поленов. Московский дворик; И. Машков. Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Н. Дубовской. Закат солнца; Н. Крымов. Утро; И. Айвазовский. Радуга. Черное море; Р. Судковский. Бурное море; А. Рылов. В голубом просторе; Э. Калныньш. Седьмая балтийская регата; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчихи; В. Орешников. Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют Победы. В 1945-м; А. Ушин. Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют (гобелен); П. Кончаловский. Сирень в корзине; П. Кончаловский. Сирень, хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Изобразительное искусство" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Изобразительное искусство" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа курса «Изобразительного искусства"1-4 классы под редакцией Б.М.Неменского.

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИСКУССТВО», 3 класс

Адаптированная общеобразовательная программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающи...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса по программе "Школа России"

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса  составлена на основе Федерального гоcударственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 3 класс Неменский

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 3 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нача...

Рабочая программа курса Изобразительное искусство 4 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по курсу Изобразительное искусство. 4 класс. "Школа России", Неменский Б.М. и др.  ФГОС НОО...