Рабочая программа по предмету ИЗО 4 класс школа 2100
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Рабочая программа по предмету ИЗО 4 класс Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx50.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с.  Орловское Марксовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза  Венцова В. К. (Венцеля В. К.)

Рассмотрено:

МО  начальных классов

Протокол №___от_______2016 год

_______________________

Дьякова О.Н.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

Литневская А.А.

_______________

2016 год

Утверждаю:

Директор МОУ-СОШ с Орловское Марксовского района

Бахтиева Р.Э.

____________________

Приказ №___  от_____2016год

Рабочая программа

по предмету изобразительное искусство

учителя (высшей квалификационной категории)  

Глинской Ирины Николаевны

для 4 класса

Саратовская область, Марксовский район, с.Орловское

2016/2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
  • Информационное письмо министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере oбщегo образования  от 28.10.2015 № 08-1786  «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Планирование составлено на основе: авторской программы «Изобразительное искусство» О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. 4 класс. (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. ред.Д.И. Фельдштейна.-Изд.2-е, испр. -М. :Баласс, 2011г.) и рассчитана на 34часа (1 час в неделю)

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);

7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;

• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:

рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;

рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

графика (иллюстрация);

народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).

6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

композиция, рисунок, цвет для живописи;

композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Календарно-тематический план реализации   рабочей программы

Распределение часов программы:

Раздел

Кол- во часов

Монументально – декоративное искусство

6

Объём предмета

11

Народные промыслы

2

Проекты

3

Пропорции человека

4

Линейная перспектива

4

Русский народный театр

4

Итого

35

Занятия 1–2 (2 ч) Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.

Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва. Что такое мозаика и витраж.

Занятие 3 (1 ч) Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ.  

Занятие 4 (1 ч) Монументальная скульптура. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.

Занятие 5 (1 ч) Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография.

Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.

Занятие 6 (1 ч) Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению.

Занятие 7 (1 ч) Как передать объём предмета, работая цветными карандашами.

Занятия 8–9 (2 ч) Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.

Занятия 10–11 (2 ч) Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки».

Занятия 12–13 (2 ч) Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Нарисовать животное (по выбору ученика).

Занятие 14 (1 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли.

Занятия 15–16 (2 ч) Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна.

Занятие 17 (2 ч). Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.

Занятия 18–19 (2 ч) Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе.

Занятия 20–21 (2 ч) Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Разработка макета альбома Славы.  Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.

Занятия 22–25 (4 ч) Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя. Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».

Занятие 26 (1 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью).

Занятия 27–30 (4 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре).  Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Занятия 31–32 (2 ч.). Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.

Занятия 33-35. На этих уроках дети выполняют  задания, данные в рабочей тетради:

а) открытки или панно к праздникам (стр. 34–35);

б) дизайнерские проекты:

– настенный календарь на стр. 24–25;

– декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента на стр. 36–39;

в) шрифтовая композиция на стр. 48–49.


ПРИМЕРНОЕ  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

по изобразительному искусству   на 2016-2017 уч. год в 4 классе

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Кол-во часов

Задачи урока

Характеристика учебной деятельности учащихся -УУД

 

Монументальное декоративное искусство. Рождение монументальной  живописи

1

выполнить творческое задание и ответить на вопросы учебника

- рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси

- рассказывать о происхождении монументальной живописи

Личностные: Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению задании. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. Понимать особую роль

культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Регулятивные: - Проговаривать последовательность действий на уроке;

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- Учиться работать по предложенному учителем плану;

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:  - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания;

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста)

 - Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроке изобразительного искусства и следовать им.

- Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж.

1

выполнить творческое задание и ответить на вопросы учебника

- рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси- рассказывать о происхождении монументальной живописи

Русская икона. Звенигородская находка.

1

рассказывать об истории иконы на Руси

Монументальная скульптура.

1

рассказывать о памятниках героям Великой отечественной войны, приведенные в учебнике

Новые виды искусств: дизайн и фотография.

1

рассказывать о происхождении дизайна и целях работы художников-дизайнеров

- отличать художественные фотографии от других видов этого искусства

 На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).

1

подбирать к картинам подходящие стихи

- написать осенний пейзаж по воображению или с натуры в рабочей тетради

Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки.

1

на примере рисунка Д.Митрохина «Яблоки», как можно передать объем предмета с помощью цветных карандашей

Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень.

1

определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень

Твоя мастерская: конструкция предмета.

1

определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень

Композиция на заданную тему. Составление композиции.

1

составлять и использовать для создания композиции опорную схему

Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

1

выполнить творческое задание, оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными

Зарисовки животных. Оформление работ.

1

выполнить творческое задание, оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными

Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль.

1

изучить материалы и выполнить творческие задания учебника

Композиция и ее основные законы.

Натюрморт.

1

нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции

Композиция и ее основные законы. Оформление работы

1

нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт

Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.

Проект «Народные промыслы».

1

изучить особенности нижегородской резьбы по дереву и выполнить в процессе изучения материала задания учебника

Линейная перспектива.

1

делать простые построения перспективы, находить точку схода в произведениях известных художников

Построение перспективы.

1

делать простые построения перспективы, находить точку схода в произведениях известных художников

Фигура человека. Пропорции.

1

выполнить задания учебника и тетради, сделать несколько набросков с натуры

Фигура человека. Пропорции. Наброски с натуры

1

Проект. Открытка «День Отечества»

1

Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; соблюдать аккуратность выполнения работы; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

выполнить задания учебника и тетради, сделать несколько набросков с натуры

Фигура человека. Пропорции. Рисуем человека

1

Проект. Открытка «8 Марта»

1

Фигура человека. Пропорции. Оформление работ

1

Для  любознательных: китайский рисунок кистью.

1

самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника и тетради

Для любознательных:

родная история и искусство – русский народный театр.

1

- самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника и тетради;

- подготовить постановку кукольного спектакля

Сказка С.Козлова «Снежный цветок». Изучения материала

1

- самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника и тетради;

- подготовить постановку кукольного спектакля

Родная  история и искусство – русский народный театр. Проект  постановки спектакля «Снежный цветок».

1

- самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника и тетради;

- подготовить постановку кукольного спектакля

Оформление материалов по постановке спектакля

1

- самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника и тетради;

- подготовить постановку кукольного спектакля

Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский  «Салют Победы»).

Проект «Салют Победы».

1

разработать макет альбома

Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (М. Кугач «Дед и внук»).

1

разработать макет альбома

История основания Эрмитажа

1

Рассказывать историю Эрмитажа

Живописные произведения Эрмитажа

1

Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; соблюдать аккуратность выполнения работы;

Дизайнерский проект: настенный календарь.

1


Содержание теоретической и практической части программы по учебному предмету «Изобразительное искусство»

Раздел

Кол- во часов по плану

Кол- во часов по факту

Проектов

1

Монументально – декоративное искусство

6

6

2

Объём предмета

11

11

3

Народные промыслы

2

2

1

4

Проекты

3

3

3

5

Пропорции человека

4

4

6

Линейная перспектива

4

4

7

Русский народный театр

4

4

3

Итого

35

35

7

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК),

обеспечивающий реализацию рабочей программы 

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

 

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.  Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4-го класса «Разноцветный мир».- М.: Баласс; Школьный дом, 2010. (Образовательная система «Школа 2100»)

  • Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Рабочая тетрадь для 4  класса. -М.: Баласс, 2015.
  •  программы «Изобразительное искусство» О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. 4 класс. (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. ред.Д.И. Фельдштейна.-Изд.2-е, испр. -М. :Баласс, 2011г.)

Информационно-коммуникационные средства

ЦОР

Интернет-ресурсы

1.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Энциклопедия животных Кирилла и  Мефодия  2006»

3.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и  Мефодия  2006» (БЭКМ).

4. СD Электронная мультимедиа-энциклопедия

5. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов:

http://school-collection.edu.ru/

1. Электронные библиотеки (www. gnpbu. Ru)

2.Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)

3.Презентация уроков «Начальная школа»http://www.nachalka.info/about/193

4.Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school 2100.ru

5.Детские электронные книги и презентации. http://viki.rdf.ru/

 

6.Сайт "Я иду на урок начальной школы" http://nsc.1september.ru/urok/

7.Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru

       

ТСО

  1.   Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  2. Магнитная доска.
  3. Экспозиционный экран.
  4. Персональный компьютер.

 

Наглядные пособия, плакаты

  1.  Репродукции картин.
  2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
  3. Наборное полотно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"

Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...

Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...

Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа  содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...

рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"

рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...

Рабочая программа для 3 класса "Школа 2100"

Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии, изо (все - с календарно-тематическим планированием)....