Урок изобразительного искусства. Тема: «Красота окружающего мира. Рисуем бабочку в технике пуантилизм» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Данный материал может быть использован на уроках изобразительного искусства  2 класс УМК "Перспективная начальная школа"   и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ortyakova_e.i._izo_2_klass.doc488 КБ
Файл ortyakova_e.i._izo_2_klass_.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства – 2 класс

Учитель Ортякова Е.И.

Тема: «Красота окружающего мира. Рисуем бабочку в технике пуантилизм»

УМК «Перспективная начальная школа»

Цель: Изобразить на листе по представлению бабочку, украсить крылья узором,

понакомив детей с новой нетрадиционной техникой рисования раздельными мазками точечной формы, в данном случае  ватными палочками – направление пуантилизм.
Планируемые результаты.

Познавательные:
Научить детей рисовать в технике  нетрадиционного рисования «Пуантилизм» (техника рисования точками или мазками).

Мотивировать детей к самостоятельному выбору  цветовой гаммы.

Развивать цветовое восприятие. 

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- иметь представление о многообразии и красоте форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные:

- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  со сверстниками;

- работать индивидуально;

- формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Оборудование: мультимедийный проектор, листы бумаги, карандаш, резинка, акварель, баночка с водой, лупа, ватные палочки,  презентация к уроку, учебник  «Изобразительное искусство. 3 класс» В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина

Ход урока

Этап урока

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Орг.момент

        

Создание эмоционального настроя

Самооценка готовности к уроку

Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

Я хочу пожелать вам хорошей работы.

Садитесь.

Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность:

лист бумаги, краски, баночка с водой, простой карандаш, ластик, лупа, ватные палочки        

Настрой на урок.                              

Самооценка готовности к уроку.

Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)

II. Целепола-

гание  

        

Определение

цели урока

Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока:

На сосне рисунок яркий
Разглядеть его хотел,
Вдруг сложились половинки
И рисунок улетел.

О ком идет речь?

 - Правильно, это бабочка.

Слайд 1 

- Увидев бабочку, мы радуемся и удивляемся её красоте!
Они все разные и не похожи друг на друга.

Какова же цель сегодняшнего урока?

Сегодня мы узнаем о многообразии бабочек, научимся рисовать бабочку и украсим её крылья узором.

Отгадывают загадку

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)

Регулятивные (в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи)

III. Введение в тему урока        

Проявление интереса к теме

К какой группе животных мы отнесём бабочек? (Насекомые)

Докажите.

Откройте словарик в учебнике окружающий мир и найдите это слово – насекомые.

Прочитайте.

Молодцы! Вы очень хорошо помните отличительные признаки насекомых. И эти знания вам сегодня помогут. Закрыли учебник окружающего мира и отложили на край парты.

А прежде чем самим браться за рисование, давайте посмотрим, как изображают художники бабочек на картинах.

Возьмите и откройте учебник по изобразительному искусству на странице 112.

Художники всегда стремились в своих произведениях показать красоту окружающего мира. Они рисовали картины, украшали шкатулки изображением бабочек.

Рассмотрите картину Василия Дмитриевича Поленова.

Она так и называется «Бабочки». Слайд 2

- В природе существует огромное количество бабочек. Учёные насчитывают более 140 тысяч дневных бабочек.

  Кроме того существуют ещё и ночные – те, которые летают и питаются ночью.

Дневные бабочки имеют широкие крылья, стройное тело, брюшко грудь у них тонкие. А полет медленный, порхающий.  

У ночных бабочек крылья узкие и длинные, грудь и брюшко толстые. Полет стремительный, частый.

Возьмите лупу и рассмотрите бабочек на картине. Найдите среди них дневных бабочек и ночных. Обратите внимание на форму, величину и окраску раскрытых крыльев.

Сколько пар крылышек у бабочек?

Какая пара крыльев больше?  

К какой части тела бабочки  они прикрепляются?

Какую форму имеет голова? Что расположено на голове бабочки?

Молодцы!

Слайд3

Одна из бабочек на картине  -  павлиний глаз.

Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Возьмите лупу. Найдите на картине эту бабочку. Рассмотрите, как она выглядит. Слайд  4
Обратите внимание на формы крыльев и рисунок на них. Какие фигуры вы заметили?

Круглые пятна на крыльях бабочки очень похожи на глаза. Они  служат ей защитой. Они отпугивают многих птиц.

 Слайд 5 

- Эта бабочка адмирал.  Найдите её на картине художника.     Слайд 6

Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в ее окраске. Из чего состоит узор на крыльях?

На передних крыльях в уголках белые пятнышки, которые отсекает ярко-красная полоса. Такая же полоса проходит по краю нижнего крыла. За эти полоски бабочка и получила свое имя: в старину у адмиралов на брюках были красные лампасы, а через плечо они носили красные ленты.

 Слайд 7

- Найдите светло-жёлтую бабочку. Она называется лимонница. А как вы думаете, почему её так назвали?

Лимонница появляется при первых весенних лучах, поэтому ее считают одной из первых бабочек весны.

А теперь найдите на картине вот такую бабочку.   Это капустница.

А назвали её так потому, что гусеницы  этих бабочек объедают в огородах капусту.

А кто знает как называется эта бабочка? Крапивница.

Найдите её на картине  художника.

Это одна из самых обычных и наиболее распространенных бабочек. Наверно, с ней каждый встречался.

Не догадались, почему её так назвали?

Правильно, крапивницу можно встретить везде, где есть крапива. Появляется она ранней весной и летает все лето. Гусеница её пытается крапивой. Существует примета, если крапивница в теплую ясную погоду начинает прятаться и искать места, защищенные от ветра, через 2-3 часа жди грозу.

В ваших учебниках есть фрагмент картины Фёдора Петровича  Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Рассмотрите его. Точно такая же бабочка есть на картине Василия Поленова. Название её я нашла в атласе-определителе, который есть в нашей библиотеке. С. 109. Эта бабочка        -  МАХАОН.  

Если вы захотите узнать как называются другие бабочки, можете на перемене поработать с этим атласом.

Возьмите лупу и разглядите внимательно окраску бабочки махаон и форму крыльев.

На задних крыльях у неё есть удлиненный «хвостик» черного цвета. Он играет роль защиты. Если птице удастся схватить бабочку за этот хвостик, то она может вырваться, потеряв хвостик и не погибнуть.

Отложили лупу.                

Рассуждают о многообразии бабочек и их красоте.

Знакомятся с картиной В.Поленова «Бабочки», Ф.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Рассматривают под лупой бабочек, отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные (ознакомление с многообразием бабочек)

Личностные (развитие эстетических чувств, духовно-нравственное развитие детей

посредством формирования особого отношения к  природе).

Коммуникативные (формирование собственного мнения )

IV. Демонстра-

ция последова-

тельности работы над рисунком,   практическая

деятельность учащихся. 

Правильность выполнения задания

Теперь сделаем набросок.

Положите  листок горизонтально.

Этап1:

Нужно начинать рисовать бабочку с середины. Делим листок пополам. Проводим вспомогательную линию. Она делит наш рисунок на 2 части. Как в думаете, будут ли части на рисунке слева и справа одинаковые?

Бабочки симметричны относительно туловища, а это значит что их левые и правые крылья одинаковы по форме, размеру и одинаково окрашены. 

 Кто знает, как назвается линия, которая делит предмет на две совершенно одинакове половинки?

Правильно, это линия симметрии.

У бабочки 2 пары крыльев. Делим  листок горизонтально пополам. Не забываем, что верхняя пара крыльев больше, поэтому получившийся четырёхугольник делаем уже к низу.

Теперь рисуем тело бабочки – помним, что у бабочки оно делится на 3 части. Какие? Назовите их. Это  голова, грудь и брюшко. Не забываем про усики.

Этап 2:

Теперь рисуем крылья. У бабочки 2 пары крыльев. И прикрепляются они к какой части?

Этап 3: Когда бабочка будет готова, сотрите все лишние линии, чтобы изображение было четким.

Последовательно выполняют

работу

Рисование карандашом

Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней)

Регулятивные  (способность планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей)

V. Динамическая пауза

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.        

Выполняют упражнения,

изображают бабочку.

VI. Продолже-

ние работы над темой урока.

Проявление интереса к новой технике рисования

Набросок готов. Надо его раскрасить.  

И поможет нам в этом новая, необычная техника рисования, которая называется ПУАНТИЛИЗМ.

Что же такое ПУАНТИЛИЗМ? Попробуем разобраться.

Какое известное нам с уроков музыки слово спряталось в нём?

Что такое пуанты? (Балетные тапочки). Посмотрите, носочки у тапочек как кружочки.

Танцуя, балерина оставляет невидимые точки-следы.

Не догадались, что же это за техника такая ПУАНТИЛИЗМ?

Обратимся к словарю по изобразительному искусству. С.92. 

Это особая техника рисования точками (или мазками) разного цвета. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места.

Рассмотрите картины художников, выполненные в этой технике. Все они выполнены из точек.

Если крыло настоящей бабочки рассмотреть под лупой, то мы увидим, что оно покрыто чешуйками. Чешуйки – это видоизмененные волоски. Они похожи на точки. И мы не случайно выбрали такую технику рисования.

Знакомятся с новой техникой рисования.

 

Работают со словарями.

Знакомятся с картинами художников.  

VII. Творческая практическая

деятельность учащихся  

Применение новых знаний Создание узора на крыльях бабочки

Теперь мы определим последовательность работы и приступим к творчеству.

Для этого нам понадобятся яркие краски и «волшебные палочки» (ватные палочки). Мы будем обмакивать кончик палочки в краску, а потом аккуратно наносить точки на крылышки бабочек, для каждой краски – отдельная палочка, эта для красной краски, эта для синей. Палочек много, всем хватит.  

Начнём мы с головы. Обмакнули ватную палочку в коричневую краску и прикладывая рядом друг с другом, рисуем кружок. Теперь прорисуем грудь бабочки и брюшко. Не забудем про усики.

Молодцы!

Теперь приступаем к творческой работе. Пофантазируйте и «нарядите» свою бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье, такое, какое вам хочется.   Как подскажет вам ваша фантазия. Но не забывайте, что две половинки должны быть одинаковые/

Дети рисуют узоры

Выполняют творческую практическую работу

Личностные (составление своего узора)  Коммуникативные (общение с соседом по парте)

VIII. Рефлексия (итог урока).

Оценка

-А теперь приглашаю всех прикрепить свою бабочку на доске, посадив её на полянку.

На большой цветной ковер села эскадрилья.

То раскроет, то закроет расписные крылья.

-Скажите,  одинаковые  ли у вас получились бабочки? -Почему?

Посмотрите, какие красивые бабочки у вас получились.

-Вы молодцы хорошо сегодня потрудились.

-Чему научились на уроке? С какой новой техникой рисования мы познакомились?

 -Что такое пуантилизм?

Дети выставляют свои рисунки.

Ответы детей.

Коммуникативные (умение выражать свои  мысли)

Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 класс Красота окружающего мира. Рисуем бабочку в технике пуантилизм. Ортякова Е.И. МБОУ «Никольская ООШ №9»

Слайд 3

В . Поленов «Бабочки»

Слайд 4

ПАВЛИНИЙ ГЛАЗ

Слайд 5

В . Поленов «Бабочки»

Слайд 6

АДМИРАЛ

Слайд 7

В . Поленов «Бабочки»

Слайд 8

В . Поленов «Бабочки»

Слайд 9

КАПУСТНИЦА

Слайд 10

В . Поленов «Бабочки»

Слайд 11

КРАПИВНИЦА

Слайд 12

В . Поленов «Бабочки»

Слайд 13

Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»

Слайд 15

МАХАОН

Слайд 18

ПУАНТИЛИЗМ

Слайд 19

ПУАНТИЛИЗМ (от фр. «точка» )- особая техника рисования точками разного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира " Родина - что это значит?", 2 класс, УМК Начальная школа 21 века

Конспект урока окружающего мира «Родина- что это значит?», 2 класс, УМК Начальная школа 21 века.Цель: подвести детей к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Р...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен...

Конспект урока изобразительного искусства "Красуйся, красота, по цветам лазоревым" + презентация (УМК "Перспектива", 1 класс).

Цель деятельности учителя: формирование знаний о разнообразных по форме и цвету весенних цветов; формирование представления о весенней природе и произведениях искусства, посвященных весенним перв...

Конспект урока окружающего мира "С лукошком за грибами" (1 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: С лукошком за грибамиЦель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы; ознакомление со съедобными и ...

Проектирование урока окружающего мира по технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в начальной школе

Представляем систему работы с учениками, к которой нас подтолкнули три вечно беспокоящих вопроса:·      Как помочь ребёнку стать самостоятельным?·...

Конспект урока окружающего мира "Болото и его обитатели"( 3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Болото и его обитатели.Цели деятельности учителя: формирование  представлений учащихся о болоте как о природном сообществе; формирование знаний о способах обр...