Познавательно-творческий проект "Времена года"
проект по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Должикова Нелли Викторовна

Дети с нарушениями интеллекта,  начинающие обучение в школе,  путают времена года, не знают основных признаков времён года, названий явлений природы. У ребят, пришедших из дошкольных учреждений,  уже есть элементарные представления о сезонах, а значит,  учитель может опираться на имеющиеся знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda_dolzhikova_n._v.docx419.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА»  подготовлен учителем начальных классов

Должиковой Нелли Викторовной

для  учащихся 1В класса  (с нарушениями интеллекта).

C:\Users\Admin\Desktop\DSC_0004.JPGC:\Users\Admin\Desktop\DSC_0003.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\DSC_0005.JPGC:\Users\Admin\Desktop\DSC_0006.JPG

Курск 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Сроки реализации проекта.
  2. Участники проекта.
  3. Цели и задачи проекта.
  4. Актуальность проекта.
  5. Практическое значение проекта.
  6. Основное содержание проекта.
  7. Выводы и практические рекомендации.
  8. Список литературы.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: сентябрь  - май

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 1 класса, учитель начальных классов, воспитатель, тьютор.

ЦЕЛЬ: - формирование представлений о временах года.

ЗАДАЧИ: - обогащение представлений детей о мире природы, развитие умения замечать изменения в живой и неживой природе вследствие смены сезонов;

- формирование детского коллектива, включение детей с расстройствами аутистического спектра в коллективную деятельность;

- коррекция и развитие мелкой моторики, подготовка рук к выполнению графических заданий и упражнений;

- коррекция цветового восприятия;

-развитие усидчивости, аккуратности;

- воспитание трудолюбия, эстетического вкуса, развитие воображения, творческих способностей.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Дети с нарушениями интеллекта,  начинающие обучение в школе,  путают времена года, не знают основных признаков времён года, названий явлений природы. У ребят, пришедших из дошкольных учреждений,  уже есть элементарные представления о сезонах, а значит,  учитель может опираться на имеющиеся знания.

Тема «Времена года» рассматривается  в течение всего года. Объём материала постепенно увеличивается, но для детей с умственной отсталостью необходимо многократное повторение и закрепление материала, в том числе и отсроченное во времени. Именно поэтому принято решение коллективного поэтапного  изготовления многофункционального динамического  наглядного  пособия совместно с учителем.

Недостаточное развитие мелкой моторики, координации, точности и быстроты движений значительно сужает доступные виды деятельности первоклассников  с нарушением интеллекта. Разнообразие видов работ, приёмов, материалов, которые используются в проекте, даёт возможность включать в творческую деятельность всех обучающихся, что будет способствовать коррекции физических и психических недостатков, а так же адаптации к школе каждого учащегося и формированию классного коллектива, что актуально  для первого класса.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА. Проект представляет собой поэтапное изготовление многофункционального динамического наглядного пособия «Времена года», которое  может использоваться на индивидуальных коррекционных занятиях, на уроках, во внеурочной деятельности с целью обучения счёту, коррекции восприятия цвета, формы, размера предметов,  обогащения словарного запаса, коррекции мелкой моторики и др.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.  

Изготовление альбома, состоящего из четырёх страниц: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Дополнение альбома составляющими элементами в течение всего учебного года, по мере освоения материала. Элементы изделия изготавливаются на уроках, индивидуальных коррекционных занятиях и поэтапно закрепляются на общей коллективной работе. В ходе выполнения и оформления изделия ведётся работа по обогащению словарного запаса, активизации речи.

Словарь: осень, зима, вена, лето, листья, почки, листопад, снегопад, трава, солнце, цветы, радуга, дождь, снег, птицы, небо, урожай, грибы, фрукты, овощи;

голубое, оранжевый, фиолетовый, синий, серый, жёлтый, красный, зелёный, тёплые, холодные, белый, чёрный, зелёный;

мягкий, твёрдый, шершавый, гладкий.

Дети с ОВЗ  под руководством педагога в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделяют существенные свойства предметов и явлений, устанавливают связи между отдельными предметами и явлениями и отражают их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

 В проекте используются  техники: «Аппликация», «Узелковый батик».

Учащиеся под руководством учителя выполняют следующие приёмы: обсуждение композиции, выбор цветового решения, обводка шаблона, вырезание, намазывание клеем поверхности, разглаживание и др. Для подготовки фона используется техника «Узелковый батик». Детям доступны выбор цвета, наматывание нити, пропитывание краской.  Задания определяются дифференцированно, в зависимости от возможностей участников проекта. В изделии используются различные материалы: бумага, ткань, нитки, фетр, пенокартон, краски, пуговицы и др. Разнообразие используемых материалов способствует сенсорному развитию обучающихся с ОВЗ.

Особенно важно для детей с ОВЗ создать эмоциональную, содержательно насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую им опыт собственной творческой деятельности. В процессе совместной  работы дети с ОВЗ открывают мир, пробуют свои силы и находят своё место.

Эстетическое оформление изделия имеет большое значение, так как альбом будет расположен в классе и постоянно использоваться наряду с «Календарём природы». Необходимо обратить внимание на цветовые решения, аккуратность выполнения, правильность композиции.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

 Изготовление масштабных изделий с конкретным практическим назначением способствует развитию мотивации детей с ОВЗ к деятельности, развивает интерес к обучению. Эстетическое оформление, поиск художественных решений совместно с ребёнком развивает воображение, элементы творчества.

То, что сегодня ребёнок может сделать в сотрудничестве с педагогом, завтра сможет сделать самостоятельно.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе : пособие для учителей. - М. : Просвещение, 1981. - 175 с., ил.,16 л. вкл.

2. Выготский, Л. С. Психология искусства. - М. : Педагогика, 1987 - 345 с.

3. И. А Грошенков – Изобразительная деятельность в специальной ( коррекционной ) школе 8 вида. –М., Издательский центр “ Академия ”, 2002.

4. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей.-М.:Аграф,1997.-128с.

5. Миловская,С.М. Статья "О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся во вспомогательной школе" (Дефектология, 1980, № 4)

6. Шаргородская Л.В. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях. – М.: Теревинф, 2006.

7. Дворкина И. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО «Радуга». – 2000. –160с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".

На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...

Познавательно - творческий проект в старшей группе детского сада "Праздник Светлой Пасхи"

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные празд...

Программа индивидуальных занятий эмоционального, познавательного, творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

В данном  учебно-методическом пособии представлены индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подходящие для работы с детьми как с нормой, так и с отклонением в ра...

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Роль семейного чтения в формировании познавательной творческой личности

Воспитать любовь к книге, научить думать,  а не запоминать, воспитать культуру чтения, развивать способность эстетического восприятия художественной литературы – вот те сложные и важные зад...