конспекты занятий по изо деятельности
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Чмырь Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Занятие на тему: «Холодный фарфор или соленое тесто «Рябины» (коллективная работа).

Цель: общее развитие детей разнообразными средствами.

Задачи:

  1. Совершенствование навыков ручного труда средствами лепки.
  2. Развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов.
  3. Развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии.
  4. Формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.

По окончании курса дети должны знать:

  1. Технологию приготовления соленого теста, особенности соленого теста.
  2. Что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса.
  3. Что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту.
  4. Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.
  5. Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план.
  6. Основные приемы лепки.
  7. Способы соединения деталей из различных материалов.
  8. Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.
  9. Приемы использования подручных средств, при работе с соленым тестом.
  10. Творчески подходить к выполнению работы.

Оборудование для педагога: цветное соленое тесто (красное, зеленое), основа для панно, ветви для основы композиции, компьютер, показ этапов изготовления панно, готовых изделий, конспект занятия.

 

Оборудование для обучающихся: стеки, салфетки, кисти, краски, клей ПВА для каждого ребенка,

Ход урока:

1. Немного из истории:

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные из рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

2. Просмотр слайд шоу о изготовлении панно, а также рассматриваем готовые изделия.    

     3. Для того чтобы получить такие поделки нужно соблюдать технологию изготовления изделий из солёного теста, для этого нам потребуется перечисляем названия инструментов.

4. Повторение техники безопасности. 

5. Способы изготовления изделий

1.        Изготовление листьев

Чтобы вылепить лист, необходимо взять небольшой кусочек теста, размять и скатать между ладонями в шарик. Затем сплющить его пальцами, а указательным и большим пальцами сжать кончик листа. Стекой нанести на лист прожилки. Лист прикрепить к изделию (место соединения смочить клеем).

2.         Изготовление ягод

Из шариков одинаковой величины получатся ягоды. Ягоды формируются в гроздь.

6. Самостоятельная работа

7. Итог урока

Готовое панно оценивается самими учащимися.

   

   



Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ, ПО ПАМЯТИ И ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

Лото «Знаешь ли ты деревья?»

Игра проводится в начале занятия перед рисованием по памяти и по представлению осеннего дерева.

Дидактическая задача: совершенствовать наблюдательный опыт обучающихся, зрительную память.

Дидактический материал: набор карточек с изображениями или фотографиями различных деревьев( береза, дуб, ель, сосна, липа, осина, клен, рябина, лиственница)на каждого обучающегося; набор фишек, карточки с загадками о деревьях.

Игра пройдет более эффективно, если до ее проведения организовать экскурсию в парк или лес , во время которой обучающиеся пронаблюдают эти деревья в природе.

Содержание: перед игрой обучающиеся получают набор карточек с четырьмя или шестью изображениями деревьев.

/7равш10:Обучающиеся молча отгадывают загадки педагога, закрывая отгадки -изображения фишками. Тот участник игры, у которого все изображения будут закрыты фишками поднимает руку .Выигрывают те , кто правильно узнал все деревья.

Пробный ход: педагог демонстрирует одну из карточек (желательно увеличенный вариант, чтобы было хорошо видно всем обучающимся) и загадывает одну из загадок, дети сообщают отгадку и показывают на карточке изображение дерева, о котором была отгадка. Педагог загадывает еще одну загадку о дереве, изображения которого нет на карточке.

Примечание: если карточки лото не удастся изготовить сразу , то можно использовать просто изображения деревьев. Педагог читает загадку , и на счет «раз, два, три»обучающиеся должны поднять карточку -отгадку. Участник игры, поднявший неправильную отгадку , кладет карточку обратно в набор, а то, кто отгадал загадку верно , откладывает свою карточку в сторону. Выигрывает тот, у кого в наборе не останется ни одной карточки.



Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ

В народных играх, в том числе детских, отражены образ жизни, занятия, традиции, и обычаи народа. Издавна в крестьянских семьях к игре относились так же серьезно, как и к другим сферам жизни. Процесс развития ребенка в игре надо рассматривать как процесс индивидуального развития в условиях конкретной среды, социальных контактов, форм обучения. Данные условия определялись традиционной культурой, особенностями традиционного воспитания детей.

АЧАНОВА

Ирина Александровна,

кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией игры и игрушки ГУ Центр «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца, заместитель председателя Межрегиональной Общественной организации «Экспертиза для детей»

Традиционная игровая культура и детская игра немыслимы без разнообразного игрового инвентаря. В своих «Детских играх, преимущественно русских» Е.А. Покровский собрал и описал более 600 различных игр, из которых более 330 составляют игры с применением того или иного игрового инвентаря. Инвентарь этот очень различен: от обыкновенных камешков до целых сооружений, таких, как колесо (карусель на льду) или качели, требующих для своего изготовления и мастерства, и знания некоторых основ материалов и техники.

Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. Г.Ш. Шлиман нашел детские погремушки в троянских раскопках, они были известны грекам, римлянам, существовали во времена Средневековья. Эпоха Возрождения и расцвет ювелирного искусства придали погремушке высокохудожественные формы чеканного серебра с фиалковым корнем на конце.

О русских погремушках дает подробные сведения Е.А. Покровский. По свидетельству ученого, игрушки эти называли шаркунами, гремушками, складушками, брякулками, брякушка-ми, делали их из разного материала и разной формы. Их плели из бересты, щепы в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка, шести-, восьмиугольника из древесины, лепили из глины. Благодаря различным форме и материалу погремушки производили разнообразные звуки, что было очень привлекательно и познавательно для детей.

Примерно с двух лет у крестьянского ребенка появлялись игрушки, которыми он уже распоряжался самостоятельно. Были специально сделанные для детей игрушки. Изготавливая их, взрослые проявляли педагогический талант.

Погремушке родственна трещотка — игрушка, взятая из жизни: в различных странах трещотку использовали ночные сторожа. Музыкальной игрушкой была свистулька. Это одна из давно и повсеместно известных вещиц, превращающихся в умелых руках в интересный музыкальный инструмент. Свистульки могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. Особый, более сложный вид свистулек составляли так называемые соловьи, маленькие глиняные горшочки с просверленным носиком. В такой горшочек наливалась вода, и тогда при вдувании воздуха в носик получались забавные звуки.

В традиционном крестьянском быту существовали и другие самодельные звучащие

игрущки. Интересно, что названия их отражают характер издаваемого звука. Например,

фуркалка — продолговатая дощечка с двумя отверстиями, в которые продевались нити:

при дергании двумя руками за скрученные, соединенные на концах нити пластинка

вертелась и «фуркала». Большим успехом пользовалась жужжалка — короткая толстая

Закругленная палочка с кольцевой зарубкой посередине, где палочку перехватывает

веревочная петля: при их взаимодействии и создавался своеобразный звуковой (шумовой) эффект.

Любимыми детскими забавами в Тульской, Московской и других губерниях были гармошки. Покровский перечисляет и такие музыкальные инструменты, как свистульки, дудки, сопелки, рожки, свирели, жалейки. Все эти музыкальные игрушки, по свидетельству многих исследователей, известные с давних времен, были очень близки местным народным инструментам. Сделанные из рога, дерева и глины, они знакомили детей с народной музыкой.

Ребенок всегда испытывает большую потребность в активных действиях, движении. Учитывая это, народная культура выработала целый ряд игрушек, обладающих эффектом движения. Мячи, скакалки, луки, наборы для бросания в цель помогали развитию физической силы и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, сообразительность, внимание, память, смелость. Эмоциональный тонус игры обеспечивал здоровый отдых. И сегодня игра в мяч — одно из любимых развлечений не только детей, но и взрослых. Но мы знаем от силы 10—15 игр с мячом («Штан-дер», «Вышибала» и др.), хотя русских народных игр в мяч насчитывается более 80.

Надо сказать, что мячи долгое время изготавливались вручную (резиновые мячи появились в русской деревне только в конце XIX века). Формы их поражали своим разнообразием:    кроме    классических    шарообразных    были    мячи    кубические    и многогранные, с острыми и закругленными углами. Их шили из тряпок или кусочков кожи, выплетали из полос лыка, бересты, набивали льняной куделью, шерстью, мхом, волосом, нередко добавляя горошины или камешки, чтобы при бросании мяч «звучал». Особую ценность представляли скатанные мячи. Делались они так: из овечьей или коровьей шерсти, скатывали шар, периодически опуская его в кипяток, затем высушивали и снова скатывали — и так до полного уплотнения. И надо сказать, что такие мячи по легкости и упругости не уступали резиновым. Волчки и машущие крыльями мельницы открывали детям тайны механики. То, что игрушек было немного, приучало детей относиться к ним бережно (никогда в сельской семье не выбрасывались самодельные игрушки, они бережно хранились и передавались от старших к младшим). С 5—6 лет дети начинали мастерить игрушки сами. Подражая

взрослым, учились владеть ножом ножницами, рубанком, швейной иглой. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка

имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые — мама,

бабушка, старшая сестра, потом — она сама. Рукоделие всегда поощрялось, так как

развивало необходимые навыки шитья, вышивания. В одежде кукол, их головных уборах обязательно отражались особенности, присущие

конкретным возрастным группам. Так, взрослые строго следили, чтобы на кукле-девушке был и девичий кокошник, венок, чтобы она имела одну косу. Для куклы-женщины непременно шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Кукольная невеста наряжалась в подвенечный наряд. Иногда во время игры разыгрывалось целое действие — свадьба, посиделки, сватовство, девичник. Причем такая игра сопровождалась пением, традиционным для того или иного времяпрепровождения. Интересно, что мужские образы в куклах

встречались несравненно реже: кукольные наборы, по различным источникам, обычно были без «отцов», «сыновей», «братьев» и «дедушек».

Обращает на себя внимание такая очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы, как безликость. У очень многих народов существовало поверье: если у гкуклы будут тлщза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того — в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.

В антропоморфной кукле видели представителя иного мира. На этом основано двоякое отношение древних народов к театральной кукле (чувство опасности и благоговения). В безликости же традиционной куклы заключалась ее безвредность для ребенка. На это ! древнейшее представление накладывались другие — эстетические, психологические. На месте лица создавался цветными нитками или тонкими ленточками яркий орнамент-из перекрещивающихся полос, причем колористическое наполнение отвечало принятому в каждой местности представлению о красоте. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребенка, развивает его воображение, чем кукла, имеющая конкретное лицо.

Иногда куклой в руках матери или бабушки становился пучок травы, сложенный пополам и перетянутый в двух местах, чтобы обозначить голову и талию. Наденешь на такой пучок косынку, юбочку - вот тебе и кукла. Не всякая солома годилась для «танцующих» кукол: она должна была быть прочной, почти полированной, тогда расходящийся ккизу пучок, на который надевалась юбка «до полу», позволял игрушке плавно двигаться, кружиться. Там, где выращивали кукурузу, в игрушки превращался початок: завернутый в тряпочку, он был похож на «младенца».

И все-таки наиболее распространенной в целом ряде районов России была деревянная игрушка. Матрёшек и неваляшек изготавливали почти всегда из березы и липы. Из мягкой осины вырезали коней, медвежат, лосей, лисиц, необходимую упряжь, делали санки, телеги. Устраивали «охоту» с помощью самодельных ружей.

В игре дети воспроизводили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, прием гостей, рождение младенца. Несомненно, это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои. Ведь изображая обряд, дети запоминали порядок его ведения, правильное использование вещей в том или ином ритуале, ^усваивали его словесно-музыкальную сторону; перенимая текст, мелодию от старших участников игры, ребята овладевали основным обрядовым репертуаром, манерой пения, запоминали традиционные выражения, отражающие представления о добре, красоте, справедливости. Тем самым, игрушки вводили маленького ребенка в большой мир.

-Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка» (Н.Д. Бартрам).

Семинар - практикум

Тема: «Народная игрушка»

Цель: Способствовать формированию практических навыков у педагогов.

  1. История русской народной игрушки
  2. Народная кукла и детская игра.
  3. Многообразный мир народных кукол.
  4. Мастер-класс: изготовление народных кукол по картам-схемам из различного материала (кукла- кувадака, кукла- крупеничка, кукла-барыня)

Журнал «Цветной мир»

КУПАВКА

Это кукла «одного дня», бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, чтобы привязанные к рукам куклы тесемки забирали с собой людские болезни и невзгоды.

Тежнологическая карта

  1. подбираем две палочки (или ветки деревьев) разной длины;
  2. связываем палочки тонкой веревкой крест-накрест;
  3. берем ситцевую ткань (желательно белого цвета), на верхней части креста укрепляем голову, набитую ветошью, этой же тканью обтягиваем руки куклы; фиксируем ткань (обматываем несколько раз) на шее, руках и поясе куклы;
  4. берем гдветиую ситцевую ткань и привязываем лямки сарафана;
  5. из декоративной тканш изготавливаем юбку и платок, из тесьмы готовим пояс, на руки привязываем тесемки из узких ленточек ткани.

Эту летнюю куклу принято украшать травой, живыми цветами, зелеными веточками.

ЛИХОМАНКА

Лихоманка — в старину магическая кукла, которую изготавливали под речитатив заговора от недугов, болезней, весенней лихорадки. Считалось, что сестрица-трясовица, увидев такую куклу, узнает себя и вселится внее вместо человека        /

Технологическая карта

  1. Для основы берем лучину (сучок или ветку) и наматываем на нее лоскут белой ткани, по ширине равный длине лучины;
  2. намотанную ткань закрепляем посередине витками ниток;
  3. оерем лоскут однотонной ткани размером чуть меньше двух третей основы и закрепляем несколькими витками темной нити;
  4. берем лоскут ткани размером 3x6 см (отрываем в три движения от основной ткани) повязываем передник — обвиваем нитью или шнуром из нескольких нитей;
  5. складываем платок из квадратного лоскута размером 8x8 см и обтягиваем конец лучины, концы платка расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы, затем закрепляем их узкой полосой темной ткани и завязываем узлом на тыльной стороне.

БАРЫНЯ

Технологическая карга

  1. берем ситец и сворачиваем в рулончик, чтобы получилось туловище, посередине обматываем ниткой; затем покрываем туловище белым ситцем (по схеме) и перевязываем в трех местах;
  2. берем длинный лоскут белого ситца, покрываем часть туловища и перевязываем вверху, чтобы отделить голову;

3.1 оба конца ткани разрезаем на три части до головы;

4; заплетаем косички, которые станут руками;

5. надеваем на куклу юбку, передник, сзади привязываем плетеную косичку.

4

!;   ■:        ■       •

!■

КУВАДКА

Кувадка, или Куватка -— это кукла, которую делали, чтобы «обмануть», сбить с толку злых духов и тем самым защитить новорожденных младенцев.

Технологическая карта

  1. Лоскут яркой одноцветной ткани скручиваем к середине по длинным сторонам;
  2. скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2 см и обматываем ниткой другого цвета несколько тугих витков, концы связываем двойным узлом — это голова и туловище куклы;
  3. из лоскута другого цвета размером 6x6 см делаем еще одну скрутку, на концах отступаем по 1 см|и делаем обмотку яркой ниткой — это руки;
  4. Йторую скрутку укладываем в первую скрутку (под головой) и фиксируем несколькими витками яркой ниткой: сначала по линии талии, а потом крест-накрест на груди;
  5. такая куколка-девочка может легко превратиться в мальчика.

или 5

1

КРУПЕНИЧКА

Крупеничка (Зерновушка, Горошинка) — кукла, набитая крупой. Это образ дородной женщины-хозяйки, хранительницы достатка в доме. В основе куклы— маленькай киса^ (кожаный или холщовый мешочек с круглым дном, горловина которого; затягивался веревочной петлей). В наши дни кукла Крупеничка переживает второе рождение как тактильная игрушка — развитие пальцев рук ребенка влияет на активность и беглость его речи.

Технологическая карта

  1. Берем: прямоугольный лоскут отбеленного льняного или хлопкового полотна размером 12x20 см, складываем пополам и сшиваем по короткой стороне сметочным швом.
  2. Из такой же ткани вырезаем круг диаметром 6 см и сшиваем две детали сметочным швом, выворачиваем на лицевую сторону, чтобы получился небольшой мешочек с круглым донышком.
  3. Край горловины отгибаем на 1 см и прошиваем по кругу швом «вперед иголку», в подгиб вставляем тонкий шнурок или прочную нитку.
  4. Заполняем мешочек зерном, горловину затягиваем, свободные концы шнурка завязываем и маскируем — основа куклы готова.
  5. Отступаем от горловины вниз примерно на треть высоты основы и обматываем суровой нитью—выделяем голову.
  6. Из лоскута размером 12x20 см сворачиваем плотную скатку — руки, сверху накручиваем другую ткань — рукава рубашки — так, чтобы выступали ладошки; накладываем по 2—-3 плотных витка нити и крепим узлом, края отгибаем в виде оборок. Руки прикрепляем к туловищу (обмотка по туловищу спереди и сзади крест-накрест).
  7. Подбираем лоскут яркой ткани размером 8x12 см, складываем пополам и в середине делаем разрез - пройму длиной 6 см, натягиваем сарафан на куклу, оглаживаем вдоль основы и фиксируем витками прочной нити, кружевной тесьмы ил^ ленты. Костюм можно дополнить фартуком или усложнить, добавив юбку.
  8. Готовим головной убор: сначала повязываем поневу (косынку в виде шапочки), затем      надеваем      платок,      концы      завязываем      под      подбородком.

5



Предварительный просмотр:

Каждому при входе в класс дается элемент  пазла с названием и приветствием команды (одним элементы в холодной цветовой гамме, другим – в теплой). Звучит музыка, ребята проходят, садятся.

-  Наверное,  каждый из вас любит смотреть телевизор: кто-то художественные  фильмы, кто-то мультфильмы, кто – то развлекательные детские передачи, а кто-то с удовольствием наблюдает за тем, что происходит в КВН. Спешу вам сообщить, что сегодня у нас начнет работу  клуб веселых и находчивых знатоков ИЗО.  И вы, надеюсь,  будете не пассивными зрителями, а активными участниками всего того, что будет происходить. Задания, которые  вам предстоит  сегодня выполнить,  будут разными: серьезными и шуточными.  Для их выполнения вам понадобятся быстрота реакции, смекалка и, конечно же,  знания, полученные на уроках изобразительного искусства.

- Вы готовы?  (хором: ДА!)

Итак, мы начинаем.

  1. Конкурс  «Давайте познакомимся».

 - Чтобы все происходило более захватывающе и интересно, я предлагаю разделиться на две команды. А сделаем мы это следующим образом. При входе в класс,   каждый из вас получил элемент мозаики. У одних колорит картинки теплый, а у других колорит картинки холодный. Ваша задача найти свою команду по цветовой гамме, составить пазл.  Если пазл составлен правильно, вы узнаете название своей команды. Внимательно посмотрите на столы, (на одном стоит красная карандашница с карандашами теплых цветов, на другом – синяя,  с карандашами холодных тонов) и догадайтесь,  на каком из них  ваша команда будет работать. - Молодцы! Сориентировались правильно! Выберите капитана и подумайте, как интереснее представить свою команду.

- Команды готовы?  Давайте познакомимся!

Приветствие команды «Кисточки»

Мы - кисточки веселые
Девчоночки проворные!

Очень любим рисовать,

По ИЗО имеем «5»

Приветствие команды «Карандаши»

Мы дружные ребята

На КВН пришли
Команду мы решили назвать – КАРАНДАШИ

- Прошу команды занять свои места.

  1. Конкурс «Разминка».

- Чтобы подготовить себя к дальнейшей игре, давайте немного разомнемся.

В мире великое множество картин. Все они, в зависимости от того, что на них изображено,  объединяются  в  группы, которые называются жанрами ИЗО. Итак, о каких жанрах сейчас пойдет речь? Ответ должен быть дружным.

Стишки

"Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется…  (Пейзаж!)".

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это – (натюрморт).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или дядя  верхолаз,

Летчик, или балерина

Или Колька, твой сосед, обязательно картина называется -   (портрет)

Молодцы! Вы полны сил и энергии

3.Конкурс «Узнай картину»

Каждой команде раздается конверт с разрезными картинками – пазлами. Ребята на скорость собирают картинки и называют их название и автора.Молодцы! Команды без труда справились с заданием.

За победу дается смайлик.

4.Весна в технике «коллаж»

(бросовые, подручные материалы, вырезки из журналов…)

На уроках ИЗО мы учимся работать в разных техниках, и одна из них – «коллаж».

 Следующее задание, которое я для вас приготовила, необычное. Ваша задача составить и выполнить в технике «коллаж»   образ «Весны

  • Внимание команды! Перед вами лежат белые листы бумаги, на которых  вы должны будете изобразить  «Весну» и передать ее настроение, используя различные предложенные вам материалы.

Техника безопасности.

Самостоятельная коллективная работа детей. Звучит музыка.

- Команды готовы. Давайте посмотрим, как вам удалось создать образ весны . Расскажите нам о своей работе.

  1. Конкурс капитанов  «Назови слово» (терминология ИЗО)

- Давайте немного поиграем. Проверим, как много слов, связанных с предметом «изобразительное искусство»,  вы знаете. Условие – это должны быть имена существительные.

Капитаны становятся напротив друг друга.  Ученик называет слово, связанное с ИЗО, тот,  кто напротив, также называет слово (слова повторяться не должны). Если ученик слова не знает -  садится на свое место. Капитан ,  чьей команды будет последним, та команда победила.

- Молодцы! Больше слов, связанных с моим предметом знает команда …….  

6. Конкурс  «Узнай промысел»

Виртуальная экскурсия  в музей декоративно – прикладного творчества.

- Поднимите руки, кто из вас бывал в музее. А знаете ли вы, что СЛОВО МУЗЕЙ происходит от греческого слова «мусейон». В Древней Греции мусейоном называлось место, посвященное музам, богиням-покровительницам поэзии, искусства, наук. Теперь музеи – это учреждения, в которых хранятся произведения творческой деятельности человека или памятники истории. Музеев очень много: исторические, краеведческие, художественные, музеи декоративно – прикладного творчества….  В один из музеев декоративно – прикладного творчества мы сейчас с вами и отправимся (звучит музыка "топится баня"). Представим, что мы попали в зал народных мастеров– умельцев.  Вы должны определить название промысла.

Задание для команды «Карандаши»

Изображение Гжели

Задание для команды «Кисточки»

Изображение Дымковской игрушки.

7. Конкурс «Собери портрет»

Дидактическая игра : Из частей (нос, уши, глаза и т. Д) собирается портрет

8. Конкурс «Невиданный зверь».

На уроках ИЗО мы много работали в анимационном жанре, т.е. рисовали различных животных. А вот что за зверь получится, если от каждого животного мы возьмем что-то одно? А вот кто получится,  мы увидим через несколько минут. Условие, рисовать будут все, но  по очереди. Команды готовы? (звучит музыка)

Рисуем животное, у которого голова медведя, уши зайца, нос слона, тело уточки, передние конечности – вороны, задние конечности курицы, а хвостик – мышки –норушки. Дорисуйте глаза, рот.

 Расскажите нам о своем животном.

Подведение итогов:

- Молодцы! Давайте подведем итоги.

Вы сегодня рисовали? (да)

В игры разные играли? (да)

И заданья выполняли? (да)

Вы,  наверное, устали (нет).

Я очень довольна работой команд и, думаю, наши гости согласятся с тем, что сегодня у нас нет ни победителей, ни побежденных.

Рефлексия.

А сейчас я предлагаю вам на мгновение вернуться в лето: заглянуть на солнечную полянку и оставить там, на память о сегодняшнем занятии в клубе знатоков ИЗО, цветок. Те ребята, кому понравилось занятие - украсит полянку красным цветком, кому на занятии было скучно и неинтересно – оставит на полянке синий цветок (звучит музыка)

- Наша чудо-полянка вся усыпана яркими цветами и это здорово! Все, без исключения работали сегодня с хорошим настроением! Спасибо! До свидания! (звучит музыка, дети выходят).

Конспект занятия .

Тема: Применение дидактических средств на занятиях изо деятельностью.

«Клуб веселых и находчивых знатоков ИЗО»

Цель: формирование у учащихся универсальных умений средствами выполнения творческих заданий на основе ранее выработанных знаний, умений и навыков в области предмета «изобразительное искусство».

Задачи:

  1. Закреплять и систематизировать знания по изобразительному искусству.
  2. Продолжать учить детей выполнять тематическую композицию в технике «коллаж»:
  • вырабатывать умение сочетать разнофактурные объекты с живописным изображением,  
  • формировать умение при выполнении композиции на заданную тему отбирать материал для более точной передачи замысла;
  •  вырабатывать у учащихся универсальные умения при поиске общей идеи, её цельности и лаконичности;
  • развивать творческую индивидуальность детей их интеллектуальные возможности в процессе участия в коллективной работе.
  1. Развивать художественное воображение и фантазию, зрительное восприятие; развитие коммуникативных навыков, умение совместной работы в группе.
  2. Воспитывать интерес и любовь к предмету «изобразительное искусство».

Форма занятия: нетрадиционная («занятие - КВН»).

Методы обучения:

- частично  - поисковый (была создана проблемная ситуация, решая которую, дети, опираясь на знания основ цветоведения,  должны были найти участников своей команды и  догадаться,  где находится их рабочее место);

- соревновательный метод (работают две команды, элемент соревнования   присутствует при выполнении каждого задания);

- наглядный метод (картины)

- словесный метод (повторение жанров ИЗО),

- практический метод  (выполнение коллективных творческих работ и дальнейшее их представление с использованием  полученных знаний, выработанных умений и навыков);

частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления с практическим изложением).

Материалы и оборудование:

  • Зрительно-иллюстративные материалы: репродукции картин, знакомство с которыми проходило на уроках ИЗО
  • Музыкальный  ряд.
  • Использование художественного слова (А. Кушнер стихотворение «О картинах»).
  • ''бросовый'' материал, фотографии для выполнения задания «Весна в технике коллаж».
  • Фломастеры,  цветные карандаши, восковые мелки и  др.
  • Пазл с названием и приветствием команд.
  • Дидактические игры «Составь портрет», «Узнай картину»
  • Ножницы, клей, скотч, фишки, сувениры.

МБОУ ДОД ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦВР

Конспект занятия.

Тема:

Применение дидактических средств на занятиях изо деятельностью.

«Клуб веселых и находчивых знатоков ИЗО»

Подготовил педагог

дополнительного образования:

Чмырь Елена Викторовна

Ст. Егорлыкская

2012 г.



Предварительный просмотр:

МОУ ДОД ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦВР

Семинар – практикум

Тема: «Народная игрушка»

Цель:

1. Способствовать формированию практических навыков у педагогов.

2. Учить детей пользоваться ножницами, швейной иглой. Воспитывать бережное отношение к предметам народного творчества. Развивать представление о красоте, фантазию ребенка, воображение.

План.

  1. История русской народной игрушки
  2. Народная кукла и детская игра.
  3. Многообразный мир народных кукол.
  4. Мастер-класс: изготовление народных кукол по картам-схемам из различного материала (кукла- кувадака, кукла- крупеничка, кукла-барыня)

Литература. Журнал «Цветной мир»

 ПОДГОТОВИЛ:   ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  ЧМЫРЬ ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

                                                                       

                                                                 

                                     

                                                     «Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка»

(Н.Д. Бартрам).

Традиционная игровая культура и детская игра немыслимы без разнообразного игрового инвентаря. Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. Г.Ш. Шлиман нашел детские погремушки в троянских раскопках, они были известны грекам, римлянам, существовали во времена Средневековья. Эпоха Возрождения и расцвет ювелирного искусства придали погремушке высокохудожественные формы чеканного серебра с фиалковым корнем на конце.

О русских погремушках дает подробные сведения Е.А. Покровский. По свидетельству ученого, игрушки эти называли шаркунами, гремушками, складушками, брякулками, брякушка-ми, делали их из разного материала и разной формы. Их плели из бересты, щепы в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка, шести-, восьмиугольника из древесины, лепили из глины. Благодаря различным форме и материалу погремушки производили разнообразные звуки, что было очень привлекательно и познавательно для детей.

То, что игрушек было немного, приучало детей относиться к ним бережно (никогда в сельской семье не выбрасывались самодельные игрушки, они бережно хранились и передавались от старших к младшим). С 5—6 лет дети начинали мастерить игрушки сами. Подражая взрослым, учились владеть ножом ножницами, рубанком, швейной иглой. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые — мама, бабушка, старшая сестра, потом — она сама. Рукоделие всегда поощрялось, так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания. В одежде кукол, их головных уборах обязательно отражались особенности, присущие конкретным возрастным группам. Так, взрослые строго следили, чтобы на кукле-девушке был и девичий кокошник, венок, чтобы она имела одну косу. Для куклы-женщины непременно шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Кукольная невеста наряжалась в подвенечный наряд. Иногда во время игры разыгрывалось целое действие — свадьба, посиделки, сватовство, девичник. Причем такая игра сопровождалась пением, традиционным для того или иного времяпрепровождения. Интересно, что мужские образы в куклах встречались несравненно реже: кукольные наборы, по различным источникам, обычно были без «отцов», «сыновей», «братьев» и «дедушек».

Обращает на себя внимание такая очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы, как безликость. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза,, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того — в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.

В антропоморфной кукле видели представителя иного мира. На этом основано двоякое отношение древних народов к театральной кукле (чувство опасности и благоговения). В безликости же традиционной куклы заключалась ее безвредность для ребенка. На это древнейшее представление накладывались другие — эстетические, психологические. На месте лица создавался цветными нитками или тонкими ленточками яркий орнамент-из перекрещивающихся полос, причем колористическое наполнение отвечало принятому в каждой местности представлению о красоте. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребенка, развивает его воображение, чем кукла, имеющая конкретное лицо.

Иногда куклой в руках матери или бабушки становился пучок травы, сложенный пополам и перетянутый в двух местах, чтобы обозначить голову и талию. Наденешь на такой пучок косынку, юбочку - вот тебе и кукла. Не всякая солома годилась для «танцующих» кукол: она должна была быть прочной, почти полированной, тогда расходящийся ккизу пучок, на который надевалась юбка «до полу», позволял игрушке плавно двигаться, кружиться. Там, где выращивали кукурузу, в игрушки превращался початок: завернутый в тряпочку, он был похож на «младенца».

В игре дети воспроизводили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, прием гостей, рождение младенца. Несомненно, это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои. Ведь изображая обряд, дети запоминали порядок его ведения, правильное использование вещей в том или ином ритуале, усваивали его словесно-музыкальную сторону; перенимая текст, мелодию от старших участников игры, ребята овладевали основным обрядовым репертуаром, манерой пения, запоминали традиционные выражения, отражающие представления о добре, красоте, справедливости. Тем самым, игрушки вводили маленького ребенка в большой мир.



Предварительный просмотр:

МОУ ДОД ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦВР

МАСТЕР КЛАСС В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ОСЕННЕЙ СМЕНЫ «УмКа» (умные каникулы)

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ТЕМУ:

 «Украсим Барбареллу цветами».

                                                          Педагог дополнительного

                                    образования:

                                                             Чмырь Елена Викторовна

Ст. Егорлыкская.

20011 г.

Тема: «Украсим Барбареллу цветами».

Вид деятельности: тематическое рисование.

Цели:

  • учить использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из мультфильма;
  • ознакомить с произведениями изобразительного искусства на сказочные сюжеты (мультфильмом «Барбарики»);
  • совершенствовать навыки рисования, пополнять словарный запас (композиционное решение, эскиз, формат рисунка, смысловая связь, контурная линия);
  • развитие зрительного восприятия, наблюдательности и внимания, логического мышления;
  • воспитание интереса к творчеству художников – иллюстраторов.

Оборудование для учителя: иллюстрации к мультфильму, схема изображения мульт героев.

Оборудование для учащихся: художественные принадлежности для рисования красками.

Музыкальный ряд: музыка из мультфильма - песня о дружбе.

Ход занятия.

  1. Организация класса.

а. Приветствие учащихся.

б.  Проверка готовности к занятию.

в.  Подготовка красок к работе.

2. Постановка темы урока.

Тема сегодняшнего урока продолжает тему нашего осеннего оздоровительного лагеря «УмКа», «Вернуть Барбарикам утраченные таланты». Сегодня мы вернем им талант рисования – умения пользоваться цветом. Мы выполним иллюстрацию к мультфильму в цвете.

  1. Актуализация знаний учащихся.
  • Кто такие художники иллюстраторы? Что иллюстрируют художники иллюстраторы? (книги, мультфильмы, открытки ит д)
  • Кого из них вы знаете? (Васнецов, Чарушин)
  1. Вводная беседа.

Кто такие художники иллюстраторы, мы выяснили. Также, мы выяснили чем они занимаются. Сегодня мы с вами превратимся в них, и попробуем самостоятельно иллюстрировать героев нашего лагеря – муль персонажей.Это занятие очень кропотливое и ответственное. Прежде всего, нужно обдумать замысел иллюстрации, выполнить эскиз. Начинать эскиз нужно, предварительно выбрав формат рисунка, как расположить героев, чтобы правильно передать смысловую связь между ними, каким цветом отличить каждого персонажа.

Давайте рассмотрим наших муль личностей. Каждый из вас определит цветовое решение. Определите, какие выразительные средства художники используют в своих работах при передаче сказочности, необычности, для характеристики главных героев и фона (необычные волосы, непропорциональное тело, необычная одежда, на заднем плане цветы необычного вида, необычная планета, интерьеры комнат будущего и т д).

Мы с вами, рассматривая иллюстрации художников, пришли к выводу, что надо не только композиционно грамотно располагать героев – в центре, крупно. Надо, кроме того, с помощью цвета и тени, тональных пятен, цветовых оттенков выделять особенности героев (светло розовые волосы, темно розовые боты и тд)

Вспомним правила смешения основных красок для получения более «теплого» или «холодного» оттенков. Кто их знает?

 Допустим, берем зеленый цвет. Чтобы сделать его «теплым», надо добавить желтый. Чтобы добиться холодного «оттенка», мы добавим - синий.

Выделив главное цветом, вы можете подчеркнуть еще и контурной линией.

  1. Педагогический рисунок.

Педагог объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах – схемах. Схемы выполнены в черно, серо, белых тонах. Ребенок должен цветовое решение вспомнить из мульфильма или придумать самостоятельно.

  1. Самостоятельная работа учащихся.
  2. Итог занятия.
  • Обсуждение работ. У кого и что получилось более удачно (цвет, аккуратность, сюжет)
  • Обобщение изученного материала: (С какими художниками вы сегодня познакомились? (иллюстраторы, Чарушин, Васнецов). Что иллюстрируют художники иллюстраторы? Что вы сегодня иллюстрировали?(мульт героев) Чем ваши герои отличаются от обычных людей? (форма, цвет)
  • Выставка работ учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...

Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".

Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами....