Крымский пейзаж. Наблюдаем и изображаем пейзаж любимого уголка Крыма.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Прицепова Елена Владимировна

Тема: Крымский пейзаж. Наблюдаем и изображаем  пейзаж любимого уголка Крыма.

Вид урока: проблемный урок изучения нового материала.

Цель урока: учить отличать пейзаж от других видов изобразительного искусства, выделять его особенности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 
«Крымский пейзаж»
Презентационное сопровождение.

Интегрированный урок изобразительного искусства, 4  класс

Тема: Крымский пейзаж. Наблюдаем и изображаем  пейзаж любимого уголка Крыма. 

Вид урока: проблемный урок изучения нового материала.

Цель урока: учить отличать пейзаж от других видов изобразительного искусства, выделять его особенности.

Задачи:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с одним из видов изобразительного искусства - пейзажем;
  2. познакомить с законами перспективы (без определения понятия);
  3. формировать умение работать гуашью;

Развивающие:

  1. развивать образное мышление, речь;
  2. совершенствовать навыки рисования;

Воспитательные:

  1. развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в группе;
  2. воспитывать любовь к родной природе;
  3. эстетическое воздействие на детей через слово и живопись.

Оборудование:

  • презентационное сопровождение урока;
  • компьютер, проектор, экран;
  • альбомный лист, гуашь, карандаш.

Ход урока

Этапы урока

Время

Приложение

  1. Мобилизующее начало урока

30 секунд

Учащиеся получают определённую установку для начала урока, которая показывает, что они активные участники урока, исследователи, художники.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 - Сегодня на уроке вы будете  художниками, исследователями.

-  Какие качества вам понадобятся?

- Нам нужно будет наблюдать, сравнивать, рисовать.

Этапы урока

Время

Приложение

II.Знакомство с новым знанием

3  минуты

Цель данного этапа урока - организовать и направить к цели  познавательную деятельность учащихся. Создание проблемной ситуации .

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На доске репродукции картин разных жанров (портреты-2, натюрморты-1, пейзжи-4) .

Задание:

-  Разделите репродукции на группы.

- Как можно назвать самую многочисленную группу?  

- Может, нам помогут герои известного мультфильма? Давайте прослушаем  отрывок песни Ю.Гладкова.

Текст песни иллюстрируется  (Слайды 2-6)

 Интерактивный прием «Мозговой штурм».

Работа в группах по заданию учителя.

Учащиеся обсуждают возможные варианты, выдвигают гипотезы, аргументируют свою позицию.

Слушание  отрывка песни Ю.Гладкова о пейзаже.

Этапы урока

Время

Приложение

  1. Формулирование  темы урока

30 секунд

Цель данного этапа урока – формулировка темы урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 - Вы догадались, что мы будем сегодня рисовать? (Слайд 7)

- Можете ли вы  объяснить, что такое пейзаж? (Слайд 8)

Формулируют тему урока:

- Сегодня мы будем рисовать  «Пейзаж».

- Пейзаж – это картина, на которой изображена природа.

Этапы урока

Время

Приложение

IV. Первичное закрепление

3 минуты

 Интерактивная технология «Дерево знаний»

Цель данного этапа - установить, усвоили учащиеся  или нет, содержание новых понятий, закономерности;  устранить обнаруженные пробелы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- На столах у вас репродукции картин известных художников. Выберите пейзажи и аргументируйте свой выбор.

Работа в группах: отбор пейзажей из предложенных изображений, аргументация  мнения членов группы. Работа в группах учит корректному общению, сплачивает детей.

Этапы урока

Время

Приложение

V. Уточнение темы урока и дальнейшее знакомство с новым знанием (перспективой)

3  минуты

Цель данного этапа – расширить и дополнить знания учащихся по изучаемой теме, дать более точную формулировку темы урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Художники пишут пейзажи, обычно выезжая на природу. Там возле речки  или на поляне они устанавливают мольберт и рисуют окружающую их природу.

- Что такое мольберт? Кто из вас его видел? (Слайд 9)

 - Мы с вами живем в Крыму. Мы часто выходили на природу и наблюдали, какая чудесная у нас природа. Что вы запомнили?  

- Какой  же пейзаж  мы будем сегодня рисовать?

- Вспомним законы перспективы: Надо знать  законы воздушной перспективы:

1.  Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно; для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные мягче.

2.  Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные неопределенно; для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленных мягче.

3.  На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних; для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, а темные – осветить.

4.  Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими; для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние плоско.

5.  Все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый; для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными.

6.  Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные одинаковыми.

Законы воздушной перспективы помогают грамотно передать пространство, однако этого мало: чтобы создать реалистический пейзаж, надо овладеть приемами и средствами изображения наиболее распространенных природных форм, способами передачи различных состояний природы.

-  Рассмотрим фото с крымскими пейзажами. (Слайд 10 - 15).

- Не только красками можно передать красоту Крымской  природы. Передать красоту  Крымской природы можно и словами.                                

Ученик:

Если видишь: на картине

 Нарисована река,

 Или ель и белый иней,

 Или сад и облака,

 Или снежная лавина,

 Или поле и шалаш,

 Обязательно картина

 Называется - пейзаж.

       

- Мы будем рисовать наш крымский пейзаж, то место, которое вам роднее  всего (по памяти).

- Те предметы, что ближе к нам кажутся большими,  дальние – маленькими, а  деревья  - толстыми,  дальние –  тонкими.

- Стихотворение Яны Солдатовой «Мой рисунок»

Нарисуй мне, пожалуйста, море,

Чтобы тихие волны мелькали,

Чтобы запахи счастья и воли

Мою грудь до краев наполняли.

Нарисуй мне песок под ногами,

Желтый-желтый, как солнечный лучик.

И укрась небо все облаками,

Не рисуй лишь, пожалуйста, тучи.

Этапы урока

Время

Приложение

Физминутка

Мы похлопаем в ладоши

 По коленочкам ударим

 Наши ручки закружились

 Дружно веселее

Тише, тише, тише

Ниже опустились

 Наши ножки постучали

Наши ручки поднимитесь

 Завертелись, завертелись

 Дружно веселее.

Выше, выше, выше.

 И остановились.

1 минута

Цель данного этапа - снять утомление у школьников.

                        Этапы урока

Время

Приложение

VI. Работа с живописными материалами

2 минуты

Цель данного этапа – напомнить правила работы с гуашью.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Вы рассматривали репродукции картин. Обратили ли вы внимание, чем они были написаны?

- Кто догадался, чем будем рисовать мы?

 

- Вспомним,  как ею пользоваться?

-Художники пишут маслом, пастелью, карандашом.

- Мы будем писать картину гуашью.

- Ею можно составлять цвета, перекрывать цвет другим цветом, заполнять весь лист.

- Работа на палитре, упражнения в нажиме кистью.

                    Этапы урока

Время

                                      Приложение

VII. Практическая работа

а)3 минуты

б)15 минут

Цель данного этапа - закрепить у учащихся полученные на предыдущих этапах урока  знания и умения  по  изучаемому  материалу.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

а) Показ учителя: примерное расположение объектов  на листе с соблюдением законов перспективы.

- Сделаем зарисовку.  Для начала поделим  лист линией горизонта.

- Представьте себя на опушке леса. Одинаковые ли деревья вокруг вас?

- Почему мы так видим предметы?

- Эти деревья близко к нам. Какие они по величине?

- А вот те, дальние?

- Нет, не одинаковые. Одни деревья могучие, корявые; другие - тонкие и изящные.

- Расположены деревья на разном расстоянии от нас.

- Они большие, высокие, широкие.

- Дальние деревья тоньше и  ниже тех, которые расположены ближе.

 б) В течение практической работы учащихся звучит музыка

 П.И. Чайковского “Времена года”.  Учитель в течение всего задания подходит к каждой группе и советует, помогает учащимся.

Деление листа линией горизонта,  расположение  объектов  (деревьев) на листе с соблюдением законов перспективы, выбор цветовой гаммы, прорисовка листьев на деревьях.

Этапы урока

Время

Приложение

VIII. Эстетическая оценка работ

3 минуты

Цель данного этапа - дать эстетическую оценку каждой работе. Нахождение в роли учителя  придаёт ученикам уверенность в своих силах, заставляет быть внимательнее, ответственнее, научит оценивать других и себя, а также  аргументировать эти оценки.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Вы были художниками, а теперь стали зрителями. Рассмотрим ваши работы.   Выполненные работы крепятся магнитами к доске.    

 - Посмотрим, кто из художников наиболее интересно изобразил «Крымский пейзаж».

- Какие  работы вам понравились больше и почему?  

(Оценивается правильность расположения объектов/ выбор цветовой гаммы  и аккуратность работы)         

Учащиеся выходят к доске

Рассматривание работ.

Оценки и аргументы детей.

Этапы урока

Время

Приложение

IX.  Рефлексия

2 минуты

Процесс  рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-  С какими  новыми словами встретились  на уроке?

- Что вызвало трудности?

- Что понравилось на уроке?

- Молодцы! Спасибо за урок!

Интерактивная технология «Продолжи предложение»

- Я сегодня на уроке научилась……

- Сегодня у меня получился….

- Мне было интересно, потому что….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства во 2 классе по теме "Пейзаж.Наблюдаем и изображаем осенний пейзаж"

1. Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе «Школа 21 века»;2. «Пейзаж. Наблюдаем и изображаем осенний пейзаж»;3. Проблемный урок изучения нового материала;• 4 Оборудование: мультимеди...

Классный час «День Республики Крым. Путешествие по Крыму».

Помочь учащимся лучше узнать свой Крым, познакомить с историей, населением на полуострове; способствовать развитию чувства гражданственности, ответственности, гордости за свою Родину, национальной соз...

Классный час на тему: «День государственного флага Республики Крым. День Государственного Герба Республики Крым»

Материал способствует развитию интереса к изучению истории родного края, символики Республики Крым, воспитанию чувств патриотизма, любви и гордости за свою малую Родину....

КЛАССНЫЙ ЧАС «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " + ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ"

КЛАССНЫЙ ЧАС  «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " + ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ"...

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ " КЛАССНЫЙ ЧАС «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ" (1 КЛАСС)

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ " КЛАССНЫЙ ЧАС  «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ" (1 КЛАСС)...

Сценарий празднования Дня воссоединения Крыма с Россией «Крымская Весна»

Сценарий празднования Дня воссоединения Крыма с Россией «Крымская Весна»...

ДУХОВНОЕ СОЦВЕТИЕ ЗЕМЛИ КРЫМСКОЙ» (воспитание культуры патриотизма на примерах выдающихся святых Русской Православной Церкви, живших и трудившихся в Крыму)

Методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР).Цель:развитие у обучающихся устойчивой мотивации...