Конспект урока
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Бахарева Алевтина Анатольевна

Конспект урока ИЗО"Постройка в нашей жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl_dom_snaruzhi_i_vnutri.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Постройка в нашей жизни.

Цель урока: развитие творческих способностей и художественно-исторического видения учащихся.

Задачи урока:

  • Обучающая: обобщить знания полученные детьми на уроках ИЗО и технологии по теме «Древние постройки наших предков».
  • Развивающая: закреплять и развивать навыки работы с бумагой, ножницами. Развивать навыки индивидуальной и групповой творческой деятельности.
  • Воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.
  •  Ход урока
  • I. Организационный момент. 
  • Проверка подготовки класса к уроку.
  • II. Беседа о доме, хозяине дома. 
  • – Зачем человеку дом? (Слайд 1) Зачем он тратит столько сил, чтобы его построить? (ответы детей).
  • – Ребята, а кто у нас сегодня в гостях? (Слайд 2) Вы его узнали? А кто такой домовой?
  • – Но только что-то наш гость не весел, буйну голову повесил.
  • – Ребята, Домовёнок мне рассказал, что у него сгорел дом. А он молод, ещё не опытен со страху убежал, да заблудился. Попал в нашу деревню. А где свою искать не знает. И жить ему негде. Ведь все дома уже заняты домовыми, а два в одной избе никогда не уживаются! А Домовой любит в хорошем, прочном доме жить, чтобы он был построен по всем древним правилам крестьянской науки. И чтобы люди в нём жили знающие да работящие, тогда и он им помогать будет.
  •  Ход урока
  • I. Организационный момент. 
  • Проверка подготовки класса к уроку.
  • II. Беседа о доме, хозяине дома. 
  • – Зачем человеку дом? (Слайд 1) Зачем он тратит столько сил, чтобы его построить? (ответы детей).
  • – Ребята, а кто у нас сегодня в гостях? (Слайд 2) Вы его узнали? А кто такой домовой?
  • – Но только что-то наш гость не весел, буйну голову повесил.
  • – Ребята, Домовёнок мне рассказал, что у него сгорел дом. А он молод, ещё не опытен со страху убежал, да заблудился. Попал в нашу деревню. А где свою искать не знает. И жить ему негде. Ведь все дома уже заняты домовыми, а два в одной избе никогда не уживаются! А Домовой любит в хорошем, прочном доме жить, чтобы он был построен по всем древним правилам крестьянской науки. И чтобы люди в нём жили знающие да работящие, тогда и он им помогать будет.
  • Обратив внимание детей на то, что старинные деревянные постройки украшались резьбой. (Слайды 7,8.)
  • – Какие символы использовались в русском народном орнаменте. (Ответы детей. Если дети затрудняются обратиться к Домовёнку за помощью.)
  • – Использовали в основном знаки Солнца, Земли и Воды. (Слайд 9.) (На доску вывешиваются рисунки 2,3,4 (Приложение 6)) (Приложение 1.)
  • – На различных украшениях обычно использовались различные виды орнаментов. Так, на рушниках традиционно присутствовал солярный символ. (На доску рисунок 5 (Приложение 6))
  • – Причелины украшались по своей длине растительным орнаментом в полосе с элементами символов воды и земли, а на концах могли быть солярные знаки. (На доску рисунок 6 (Приложение 6))
  • – Лобовые доски, так же как и причелины, украшались орнаментом в полосе и часто содержали изображения оберегов – животных и мифических существ.
  • – Ну, что ж ставим крышу. И прикрепляем два «бревна по краю крыши».
  • – Пока ставится крыша, остальные ребята помогают в оформлении её частей (пречелин, рушника, лобовой доски). (На доску рисунок 7 (Приложение 6)) (Приложение 2)
  • 3. Украшение элементов построек.
  • (Слайд 10.)
  • Дети выполняют росписи архитектурных элементов: причелин, лобовой доски, рушника.
  • – Прикрепляем (приклеиваем) готовые элементы на крышу. Вот и готова наша изба.
  • – Какая-то изба у нас грустная, чего-то ей не хватает. (Ответы детей). (Приложение 3)
  • – Вот давайте этим и займёмся. Отвечайте правильно на вопросы, чтобы наш дом радовал Домовёнка весёлыми окошками.
  • – Почему оконным проёмам придавалось большое значение? (ответы детей). (Приложение 4)
  • – Как назывались специальные доски вокруг окна? (ответы детей). (На доску рисунок 8 (Приложение 6))
  • – Обереги и солярные знаки также изображались на верхней части наличников и ставнях.
  • – Почему ставни закрывали на ночь? (ответы детей)
  • – Приступайте к росписи наличников, ставен.
  • – Каково значение порога? Поищем ответ у Домовёнка в сундучке.
  • (На пороге нельзя стоять, сидеть; через порог нельзя здороваться, прощаться и говорить, нельзя ничего подавать и брать, через порог переносят невесту во время свадьбы.). А вот и крылечко. (Слайд 12.)
  • 4. Итог урока.
  • – Вот и построили мы дом для Домовёнка. (Слайд 13.) А переезжал домовой на хлебной лопате, или на помеле.
  • – А теперь обустроим место вокруг дома. (Приклеивается дом на ватман на доске, рядом приклеивается дорожка к дому, деревья, забор.)
  • – Спасибо, вам ребята, что не оставили Домовёнка в беде. И вместо потехи занялись важным и трудным делом – строительством дома!
  • Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. Прелесть русской деревенской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. А внутреннее убранство дома – это внутренний мир человека. Но об этом мы поговорим на следующих уроках ИЗО и художественного труда. Спасибо всем за работу! (Слайд 14.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...