Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Ивкина Наталья Юрьевна

     Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с примерной программой по учебному предмету изобразительное искусство и авторской программой Б. М. Неменского.

Цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Общая характеристика учебного предмета

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Место учебного предмета  в учебном плане

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 1 ч в  неделю,  34 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

           Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Планируемые результаты изучения предметной линии «Изобразительное искусство»  в 3 классе:

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
  • Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны   и мира в целом.
  • Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.
  • Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.
  • Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.
  • Эстетически   воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
  • Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
  • Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку   деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
  • Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
  • Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
  • оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  • учиться согласованно работать в группе:
  • учиться планировать работу в группе;
  • учиться распределять работу между участниками проекта;
  • понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  • уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Искусство в твоем доме

Обучающийся научится: 

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство)
  • узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов.

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • развивать фантазию, воображение;
  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов.

Искусство на улицах твоего города 

Обучающийся научится: 

  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
  • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
  • знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
  • способы и приёмы обработки различных материалов;
  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
  • конструировать из природных материалов;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки.

 Обучающийся получит возможность научиться: 

  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства.

Художник  и зрелище

 Обучающийся научится:

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
  • понимать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • составлять композиции с учётом замысла;
  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания.

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Художник и музей

Обучающийся научится:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров. 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • научиться анализировать произведения искусства; -приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства; приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

Содержание курса ИЗО, 3 класс

Искусство в твоём доме (8 ч.)  В работе каждому художнику помогают три волшебных брата-Мастера: Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы. Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми. Строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника. Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов. «Посуда у тебя дома». Лепка из пластилина, единые оформительские моменты для комплекса предметов. «Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами. Вырезание ножницами шаблонов. Создание коллективной работы. «Мамин платок». Работа с бумагой и красками (гуашь, акварель). «Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной книги. «Открытки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной открытки. «Труд художника для твоего дома». Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.

Искусство на улицах твоего города (7 ч.) Деятельность художника на улице города или села. Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы родного города(села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Наследие предков-памятники архитектуры. «Парки, скверы, бульвары». Работа в смешанной технике-рисование, аппликация. «Ажурные ограды». Работа в смешанной технике рисование, объёмная аппликация. «Волшебные фонари». Объёмная поделка из бумаги. «Витрины». Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги. «Удивительный транспорт». Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели. «Искусство на улицах твоего города». Беседа о роли художника в создании облика города. Создание коллективной работы.

Художник и зрелище (11 ч.) Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театральное зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. «Художник в цирке». Отображение искусства цирка в детском рисунке. Фрагмент циркового представления в аппликации «Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки. «Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике (кукла бибабо, бумажная кукла). Работа с тканью-шитьё. «Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание маски бумажной и комбинированной. «Праздник в городе». Обобщающий урок

Художник и музей (8ч.) Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет. Рисование на бумаге красками и карандашами о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи страны. «Музей в жизни города» Экскурсия в музей изобразительных исскуств. «Картина-особый мир. Картина-пейзаж». Рисование картины-пейзажа (краски). «Картина-портрет». Рисование картины-портрета (краски, карандаши). «Картина-натюрморт». «Картины исторические и бытовые». Рисование картины на жанровую тему. «Скульптура в музее и на улице». Лепка из пластилина фигуры человека в движении. «Художник и музей». Обобщающий урок.

Тематическое планирование  учебного предмета  (курса) «Изобразительное исскуство»

п/п

Наименование разделов и темы

Общее

коли-чество часов

Из них

Теорети-ческие

Практи-ческие

Контроль-ные  работы

Экскур-

сии

1

Искусство в твоём доме

8

8

1.1

Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов.

1

1

1.2

«Посуда у тебя дома». Лепка из пластилина, единые оформительские моменты для комплекса предметов

1

1

1.3

«Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами. Вырезание ножницами шаблонов. Создание коллективной работы.

1

1

1.4

«Мамин платок». Работа с бумагой и красками (гуашь, акварель).

1

1

1.5

«Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной книги.

2

1

1.6

«Открытки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной открытки.

1

1

1.7

«Труд художника для твоего дома». Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.

1

1

2

Искусство на улицах твоего города

7

1

2.1

Наследие предков-памятники архитектуры.

1

7

2.2

«Парки, скверы, бульвары». Работа в смешанной технике-рисование, аппликация.

1

1

2.3

«Ажурные ограды». Работа в смешанной технике рисование, объёмная аппликация.

1

1

2.4

«Волшебные фонари». Объёмная поделка из бумаги.

1

1

2.5

«Витрины». Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги..

1

1

2.6

«Удивительный транспорт».Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели.

1

1

2.7

«Искусство на улицах твоего города». Беседа о роли художника в создании облика города. Создание коллективной работы.

1

1

3

Художник и зрелище

11

11

3.1

«Художник в цирке».

Отражение искусства цирка в детском рисунке. Фрагмент циркового представления в аппликации

2

2

3.2

«Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки.

2

2

3.3

«Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике (кукла бибабо, бумажная кукла). Работа с тканью-шитьё

2

2

3.4

«Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание маски бумажной и комбинированной

2

2

3.5

«Афиша и плакат». Рисование на бумаге красками и карандашами.

1

1

3.6

«Праздник в городе». Обобщающий урок

2

2

4

Художник и музей

8

8

4.1

«Музей в жизни города» Экскурсия в музей изобразительных исскуств

1

1

4.2

«Картина-особый мир. Картина-пейзаж». Рисование картины-пейзажа (краски).

1

1

4.3

«Картина-портрет». Рисование картины-портрета (краски, карандаши)

2

2

4.4

«Картина-натюрморт».

Рисование картины-натюрморта (краски, карандаши

1

1

4.5

«Картины исторические и бытовые». Рисование картины на жанровую тему.

1

1

4.6

«Скульптура в музее и на улице». Лепка из пластилина фигуры человека в движении.

1

1

4.7

«Художник и музей». Обобщающий урок

1

1

Учебно-методическое обеспечение предмета «Изобразительное искусство»:

Основная учебная литература для учащихся:

  1. Неменская Л. А. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 3 класс; М: Просвещение, 2016
  2. Неменская Л. А. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Рабочая тетрадь. 3 класс; М: Просвещение, 2016

Основная учебно- методическая литература для учителя:

  1. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. / Под редакцией Неменского Б. М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы; М: Просвещение, 2015
  2. Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству
  3. Концепция и программы для начальных классов.  «Школа России»  В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А. Ф. Шанько.
  4. Государственный стандарт начального общего образования, «Вестник образования России» - М.: 2004- №12
  5. Алексеева С.В., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования. М.:Просвещение. 2009
  6. Асмолов А.Г. «Формирование УУД в начальной школе». М: Просвещение, 2009
  7. Демидова М.Ю., Иванов С.В.,  Карабанова О.А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 2 частях. Ч.1. М.: Просвещение, 2009

Дополнительная учебно-методическая литература и источники:

1.   Интернет-сайт УМК «Школа России»

2.   Интернет-сайт издательства «Просвещение»

3.   Журнал «Начальная школа»

4.   Журнал «Первое сентября. Начальная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству  УМК «Школа России» 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс ФГОС

В программе указаны основные виды деятельности учащихся. Программа написана  в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс по ФГОС

В рабочей программе учтены все требования по написанию программ, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке....

Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК "Школа России"). 2 класс

Рабочая программа составлена в соответствии:- с Федеральными государ­ственными образовательными стандартами начального общего обра­зования;-  Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тан...