Пояснительные записки к рабочим программам
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Сазонова Александра Павловна

Пояснительные записки к рабочим программам по ИЗО с 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit._zapiska_1-4_klass.docx68.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Изобразительное искусство»

в 1 классе 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год,135ч. За 4 года.

Л.А.Неменская Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Программа составлена в соответствии с  основной общеобразовательной  программой начального общего образования, на основе примерных программ по  учебно-методическому комплексу «Школа России» и обеспечивает достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развернутый тематический план составлен применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Цели:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
  • обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
  • воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, дизайне, архитектуре – из роли в жизни человека;
  • овладение элементарной художественной грамотой;
  • формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса.

Задачи:

-совершенствование эмоционально- образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни.

-формирование навыков работы с различными художественными материалами.

На освоение программы по ИЗО учебным планом определено 33 часа ( для 1 классов) при 1 часе в неделю.

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.    

  Расширение программы в разделе «Календарно-тематическое планирование» выделено курсивом. В 4 четверти в теме «Времена года» проектная деятельность осуществляется в виде доклада.

Система оценки достижений планируемых результатов и формы контроля освоения программы описаны в основной общеобразовательной программе начального общего образования.

Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие педагогические технологии: игровые, урок-сказка, личностно-ориентированное обучение, творческая мастерская, технология коллективного обучения, технология сотрудничества, технология проблемного обучения, технология развивающего обучения.

 Планируемые результаты изучения программы:

Метапредметные – формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя или     самостоятельно;

- совместно с учителем формулировать учебную проблему;

- планировать практическую деятельность на уроке;

-определять успешность своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные

- активное использование языка   ИЗО;

- ориентироваться в своей системе знаний и умений;

- добывать новые знания в учебнике и других источниках;

- наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;

- умение анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Предметные – характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности.

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной(дизайн, архитектура), декоративной(народные и прикладные виды искусства);

- знание видов и жанров пространственно-визуальных искусств..;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-применение художественных умений, знаний в процессе выполнения художественно- творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства;

- способность передавать в творческой деятельности свое отношение к природе, человеку, обществу;

  - способность использовать различные материалы и техники;

- умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ;

- освоение умений применять основы цветоведения, графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги;

- умение характеризовать и эстетически оценивать красоту  природы регионов нашей страны.

Личностные отражаются в индивидуальнах качественных свойствах учащихся.

- чувство гордости за культуру и искусство Родины и своего народа;

- толерантное принятие разнообразных культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, поступков, явлений окружающей жизни;

- сформированность эстетических потребностей.

Дети получат возможность выступить с докладами.

В результате реализации рабочей программы сформируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные результаты

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ  соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

 Содержание начального общего образования

по учебному предмету

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ.

Ты изображаешь. 9 часов

Все дети любят рисовать.

Изображения всюду вокруг нас.

Материалы для уроков изобразительного искусства.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь.7 часов

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры на крыльях.

Красивые рыбы.

Украшения птиц.

Узоры, которые создали люди.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь.9часов

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Всё имеет своё строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. 7 часов

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Праздник весны

Разноцветные жуки.

Сказочная страна.

 Времена года.

 Времена года.

Здравствуй, лето!  (обобщение темы).

                          Учебно  – тематический план.

Содержание программного материала

Количество часов

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

9 ч

2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

7 ч

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

9 ч

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

7 ч

                                                                      Итого

33 часа

           

 

                                                   

«Изобразительное искусство»

Во 2 классе 34 часа за учебный год,135 за 4 года

Е.Коротеева  Искусство и ты

Программа составлена в соответствии с  основной общеобразовательной  программой начального общего образования, на основе примерных программ по  учебно-методическому комплексу «Школа России» и обеспечивает достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развернутый тематический план составлен применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

В контексте компетентного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать учащимся 2 классов ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Цели:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
  • обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
  • воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, дизайне, архитектуре – из роли в жизни человека;
  • овладение элементарной художественной грамотой;
  • формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • совершенствовать эмоционально-образного восприятие произведений искусства и окружающего мира;
  • развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формировать навыки  работы с разными художественными материалами.

На освоение программы по ИЗО учебным планом определено 34 часа ( для 2 классов) при 1 часе в неделю.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.      Расширение программы в разделе «Календарно- тематическое планирование» выделено курсивом. Проектная деятельность в конце 3,4 четвертей.

Система оценки достижений планируемых результатов и формы контроля освоения программы описаны в основной общеобразовательной программе начального общего образования.

Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие педагогические технологии: игровые, урок-сказка, личностно-ориентированное обучение, творческая мастерская, технология коллективного обучения, технология сотрудничества, технология проблемного обучения, технология развивающего обучения.

Требования к планируемым результатам изучения программы:

Метапредметные –  формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя или     самостоятельно;

- совместно с учителем формулировать учебную проблему;

- планировать практическую деятельность на уроке;

-определять успешность своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные

- активное использование языка  ИЗО;

- ориентироваться в своей системе знаний и умений;

- добывать новые знания в учебнике и других источниках;

- наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;

- умение анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Предметные – характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности.

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной(дизайн, архитектура), декоративной(народные и прикладные виды искусства);

- знание видов и жанров пространственно-визуальных искусств..;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-применение художественных умений, знаний в процессе выполнения художественно- творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства;

- способность передавать в творческой деятельности свое отношение к природе, человеку, обществу;

  - способность использовать различные материалы и техники;

- умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ;

- освоение умений применять основы цветоведения, графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги;

- умение характеризовать и эстетически оценивать красоту  природы регионов нашей страны.

Личностные отражаются в индивидуальнах качественных свойствах учащихся.

- чувство гордости за культуру и искусство Родины и своего народа;

- толерантное принятие разнообразных культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, поступков, явлений окружающей жизни;

- формирование эстетических потребностей.

Учащиеся получат возможность заниматься проектной деятельностью.

В результате реализации рабочей программы сформируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные результаты  

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других  людей;

Регулятивные УУД

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

Познавательные УУД

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение  и классификацию по заданным критериям

Коммуникативные УУД

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- формулировать собственное мнение и позицию;·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Содержание начального общего образования по учебному предмету.

ИСКУССТВО И ТЫ.

Чем и как работают художники. 9 часов

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия.  8 часов

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство. 9 часов

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство. 8часов

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Учебно - тематический план.

Наименование  разделов  и  тем.

Всего  часов.

1.

Чем  и  как  работают  художники?

8

2.

Мы  изображаем,  украшаем,  строим.

8

3.

О  чём  говорит  искусство?

9

4.

Как  говорит  искусство?

9

Итого                                                                                                                              34              

                                       «Изобразительное искусство»

Во 3 классе 34 часа за учебный год,135 за 4 года

Н.А Горяева, Л А Неменская, А.С Питерских «Искусство вокруг нас»

Программа составлена в соответствии с  основной общеобразовательной  программой начального общего образования, на основе примерных программ по  учебно-методическому комплексу «Школа России» и обеспечивает достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели:

Фомирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры отношений, выработанных поколениями. Эти ценности должны быть  средством формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Задачи:

-овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства.

-развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления , эстетического чувства и понимания  прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

На освоение программы по ИЗО учебным планом определено 34 часа ( для 3 классов) при 1 часе в неделю.

 Расширение программы в разделе «Календарно- тематическое планирование» выделено курсивом. В конце 2,3,4 четверти проектная деятельность.

Система оценки достижений планируемых результатов и формы контроля освоения программы описаны в основной общеобразовательной программе начального общего образования.

Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие педагогические технологии: игровые, урок-сказка, личностно-ориентированное обучение, творческая мастерская, технология коллективного обучения, технология сотрудничества, технология проблемного обучения, технология развивающего обучения.

 Требования к планируемым результатам изучения программы:

Метапредметные – формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя или     самостоятельно;

- совместно с учителем формулировать учебную проблему;

- планировать практическую деятельность на уроке;

-определять успешность своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные

- активное использование языка  ИЗО;

- ориентироваться в своей системе знаний и умений;

- добывать новые знания в учебнике и других источниках;

- наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;

- умение анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Предметные – характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности.

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной(дизайн, архитектура), декоративной(народные и прикладные виды искусства);

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-применение художественных умений, знаний в процессе выполнения художественно- творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства;

- способность передавать в творческой деятельности свое отношение к природе, человеку, обществу;

  - способность использовать различные материалы и техники;

- умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ;

- освоение умений применять основы цветоведения, графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги;

- умение характеризовать и эстетически оценивать красоту  природы регионов нашей страны.

Личностные отражаются в индивидуальнах качественных свойствах учащихся.

- чувство гордости за культуру и искусство Родины и своего народа;

- толерантное принятие разнообразных культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, поступков, явлений окружающей жизни;

- формирование эстетических потребностей.

Учащиеся получат возможность заняться проектной деятельностью.

В результате реализации рабочей программы сформируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные результаты

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, в том числе историю Московской области и  города Ивантеевки, осознающего ответственность за судьбу России и своей родины;

- осознание ответственности человека за общее

благополучие;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

Регулятивные УУД

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- адекватно воспринимать  предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

Познавательные УУД

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию;

Коммуникативные УУД

- формулировать собственное мнение и позицию;·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;·контролировать действия партнёра;·использовать речь для регуляции своего действия;

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства

        Содержание начального общего образования по учебному предмету

ИСКУССТВО  ВОКРУГ  НАС.

Искусство в твоем доме. 9часов

Твои игрушки придумал художник.

Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города.  7часов

Памятники архитектуры — наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

Что делал художник на улицах моего города .

Художник и зрелище. 9 часов

Художник в цирке.

Художник в театре.

Маски.

Театр кукол.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

Художник и музей. 8 часов

Музеи в жизни города.

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

                                     Учебно  -  тематический план.

№п/п

  Содержание программного материала

               Количество часов

2

Искусство в твоём доме.

9

3

Искусство на улицах твоего города.

7

4

Художник и зрелище.

10

5

Художник и музей.

8

6

Итого

34

                                             

«Изобразительное искусство»

В 4 классе 34 часа за учебный год,135 за 4 года.

Л А Неменская  «Каждый народ- художник»

Программа составлена в соответствии с  основной общеобразовательной  программой начального общего образования, на основе примерных программ по  учебно-методическому комплексу «Школа России» и обеспечивает достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели:

Фомирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры отношений, выработанных поколениями. Эти ценности должны быть  средством формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Задачи:

-овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства.

-развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления , эстетического чувства и понимания  прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. 

 На освоение программы по ИЗО учебным планом определено 34 часа ( для 4 классов) при 1 часе в неделю.

Расширение программы в разделе «Календарно- тематическое планирование» выделено курсивом. В 2,3, 4 четвертях предлагается проектная деятельность по темам.

Система оценки достижений планируемых результатов и формы контроля освоения программы описаны в основной общеобразовательной программе начального общего образования.

Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие педагогические технологии: игровые, урок-сказка, личностно-ориентированное обучение, творческая мастерская, технология коллективного обучения, технология сотрудничества, технология проблемного обучения, технология развивающего обучения.

 Требования к планируемым результатам изучения программы:

Метапредметные – формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя или     самостоятельно;

- совместно с учителем формулировать учебную проблему;

- планировать практическую деятельность на уроке;

-определять успешность своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные

- активное использование языка ИЗО;

- ориентироваться в своей системе знаний и умений;

- добывать новые знания в учебнике и других источниках;

- наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;

- умение анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Предметные – характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности.

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной(дизайн, архитектура), декоративной(народные и прикладные виды искусства);

- знание видов и жанров пространственно-визуальных искусств..;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-применение художественных умений, знаний в процессе выполнения художественно- творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства;

- способность передавать в творческой деятельности свое отношение к природе, человеку, обществу;

  - способность использовать различные материалы и техники;

- умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ;

- освоение умений применять основы цветоведения, графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги;

- умение характеризовать и эстетически оценивать красоту  природы регионов нашей страны.

Личностные отражаются в индивидуальнах качественных свойствах учащихся.

- чувство гордости за культуру и искусство Родины и своего народа;

- толерантное принятие разнообразных культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, поступков, явлений окружающей жизни;

- формирование эстетических потребностей.

Учащиеся получат возможность заняться проектной деятельностью.

В результате реализации рабочей программы сформируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные результаты

- формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- формирование эстетических потребностей  —

потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

- овладение навыками коллективной деятельности

в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под  руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств в его выражения

Регулятивные УУД

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться  отличать верно выполненное задание от неверного;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

Познавательные УУД

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об  объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять анализ объектов с выделением  существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию;

Коммуникативные УУД

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- формулировать собственное мнение и  позицию;·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе  в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;·контролировать действия партнёра;·использовать речь для регуляции своего действия.

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства

Содержание общего начального образования по учебному предмету

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Истоки родного искусства. 8 часов

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли. 9 часов

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Города Русской земли.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник. 8 часов

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии.

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы. 8 часов

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание — великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

 Учебно- тематический план.

п\п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1.

Искусство нашего народа

9

2.

Искусство разных народов

7

3.

Каждый народ Земли - художник

10

4.

Представление народов о духовной красоте человека

8

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 кл

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе по УМК " Школа 2100"...

Пояснительная записка к рабочей программе учебной дисциплины "Конструирование"

Коротко о том, что могут уметь дети к концу учебного года по дисциплине конструирование....

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре.

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 1 класс (Матвеев)...

Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...