Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс. Школа России.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Коваленкова Любовь Евгеньевна

Рабочая программа по изобразительному искусству на основе программы Б.М.Неменского, В.Г.Горяева, Г.Е.Гуровой. 3 класс. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx42.04 КБ
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx46.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Советское

Согласовано:

Утверждаю:

Зам. директора по УВР

________Е.В.Валитова

«___»__________2016 г.

Директор школы

____________Н.Р. Тигеева

«___»___________2016 г.

Рабочая учебная программа

по изобразительному искусству

_____________________________________________________________________________

(наименование учебного предмета/курса)

НОО,     1-4 классы

                                                                           (ступень образования)

2016 – 2017 учебный год

                                                                             (срок реализации)

программы Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.

Составлена на основе___________________________________________________________

«Изобразительное искусство»

(наименование программы, автор программы

___________________________________________________________________________

Коваленковой Любовью Евгеньевной

_____________________________________________________________________________кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

с. Советское

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы Б. М. Неменского  (УМК  «Школа России»).

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира.  

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.

Задачи курса:

• воспитание гражданственности и патриотизма, эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Общая характеристика учебного предмета

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной задачей является показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживанияего; конструктивная деятельность – это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющих коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизируют внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета  в учебном плане

 На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего 34 ч.  Предмет изучается в 3 классе — 34 ч в год ( 1 ч в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.

Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.

3 класс

Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира.

Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы.

Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-Мастера – помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства.

Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.

Искусство в твоем доме

В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника.

Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Искусство на улицах твоего города

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.

Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры – памятников культуры.

Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.

Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

Художник и зрелище

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.

Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.

Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение).

Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

Художник и музей

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. Еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях.

Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

2016- 2017 уч.год  3 класс

Искусство вокруг нас (34 часа)

1

Искусство в твоём доме

8 ч

2

Искусство на улицах твоего города.

7 ч

3

Художник и зрелище.

11 ч

4

Художник и музей.

8 ч

Учебно-методическое  и материально-техническое обеспечение

Для учителя:

Рабочая программа Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под

редакцией Б.М. Неменского. Просвещение. 2014.

Для обучающихся:

1. Е. И. Коротеева. Учебник. Изобразительное искусство. 3класс М.: Просвещение, 2016г.

2. Н. А. Горяева, Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 3класс

М.: Просвещение, 2016г

Информационные источники и средства обучения

http://school.univertv.ru/   - видеоуроки

http://www.ped-sovet.ru/

http://www.rusedu.ru/ 

http://metodisty.ru/

http://www.proshkolu.ru/ 

http://www.openclass.ru/ 

http://forum.in-ku.com/ 

http://www.zavuch.info/ 

http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции

http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 – видео по изо

http://www.koob.ru/books/draw/  по ИЗО – репродукции.

http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/  - школьникам о живописи

Планируемые результаты

В результате изучения искусства у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры: предcтавления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, от- ветственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства;

смогут понимать образную природу искусства;

давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении знамых явлений жизни и искусства;

научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.        

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Этапы оценивания детского рисунка:

  • как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
  • характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
  • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
  • владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
  • общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

 

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

                                                          Проект

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:

  • Актуальность проблемы
  • Корректность методов исследования
  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
  • Характер общения участников проекта
  • Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
  • Умение аргументировать свои заключения, выводы
  • Эстетика оформления проекта

Накопительный банк данных оценочной деятельности

№ п/п

Дата

Вид работы

Тема

1

26.10

Тест №1 Вопросы-задания.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

2

21.12

Тест №2. Вопросы-задания.

Труд  художника на улицах твоего города.

(обобщение темы)

3

22.03

Тест №3. Вопросы-задания.

Школьный карнавал.

(обобщение темы)

4

30.05

Тест №4. Вопросы-задания.

Художественная выставка «Искусство вокруг нас»

(обобщение темы раздела)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

«Изобразительное искусство»    3 класс   

№ п/п

Дата

Факт

Тема урока

Оборудование

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности обучающихся

1 четверть . Искусство в твоем доме (8 ч.)

1

7.09

Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете”

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

1

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов декоративно-прикладного искусства, материалы из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять  конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов.

2

14.09

Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины.

Пластилин, стеки, дощечка.

1

Характеризовать и эстетическое оценивать  разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единства материала, формы и украшения.

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать  выразительную пластическую форму игрушки и украшать  её, добиваясь целостности цветового решения.

3

21.09

Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги.

Альбом, гуашь, кисти.

1

Характеризовать связь между формой, декором (её художественным образом) посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров  в процессе создания посуды). Овладевать навыками  создания выразительной формы посуды и её декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим образным решением.

4

28.09

Обои и шторы у тебя дома.

 Рисование с помощью трафарета.

Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет.

1

Понимать  роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для  комнаты в соответствии с её функциональным назначением.

5

5.10

Мамин платок.

  Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка     « Платок для своей мамы»

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.Б.Кустодиев «Купчиха» «Ярмарка» Л.Малеев «Рязанские девочки»В.Суриков «Сибирская красавица»

1

Воспринимать  и эстетическое оценивание разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен.

Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический).Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный)

6

12.10

Твои книжки.

Иллюстрирование русских народных потешек.

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.М.Врубель «Пан»,

.Васнецов «Алёнушка» Н.Рерих «Заморские гости»

1

Понимать  роль художника и Братьев –Мастеров  в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.) Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы)Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы.

7

19.10

Поздравительная открытка.

Эскиз (по растительным мотивам). Декоративная закладка.

Картон, акварель, кисти.

1

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определённому событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.

8

26.10

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

1

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов. Братьев-мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев- Мастеров.

2 четверть Искусство на улицах твоего города (7 ч)

9

2.11

Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания.

Альбом, цв. карандаши, пастель.

1

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать 

эстетические достоинства старинных и современных построек родного села (обл.города).  Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

10

16.11

Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера.

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

1

Сравнивать  и анализировать  парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.) Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объёмно-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приёмами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

11

23.11

Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград.

Бумага, ножницы, клей.

1

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. Использовать ажурную решётку в общей композиции с изображением парка или сквера.

12

30.11

Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки.

Тушь, палочка, перья.

1

Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным  в Санкт-Петербурге, Москве и др. городах, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приёмы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).

13

7.12

Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации.

Бумага, ножницы, клей.

1

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными навыками в процессе создания образа витрины.

14

14.12

Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины , используя восковые мелки.

Альбом, цв. карандаши, пастель, восковые мелки.

1

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать и обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов.

15

21.12

Труд  художника на улицах твоего города. Изготовление проекта улицы города.

Бумага, ножницы, клей.

1

Осознавать  и уметь объяснять нужную работу художника и Братьев-Мастеров в создании облика города. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приёмами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода

3 четверть. Художник и зрелище (11 ч)

16

11.01

Художник в цирке. Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке. (рисунок или аппликация)

Альбом, гуашь, кисти, цв.бумага, клей, ножницы.

1

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.)  Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.         

17-18

18.01

25.01

Художник в театре.

Создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.

Картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.

2

Сравнивать простых объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе» - картонный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно-пространственной композиции.

19-20

1.02

8.02

Театр кукол.

Создание куклы к кукольному спектаклю.

Пластилин, бумага, нитки, ножницы, куски ткани, клей, мелкие пуговицы.

2

Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма). Применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

21

15.02

Театральные маски.

Конструирование выразительных и острохарактерных масок.

Цветная бумага, ножницы, клей.

1

Отмечать  характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

22-23

22.02

1.03

Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю.

Гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата.

2

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщённого изображения (в процессе создания афиши или плаката).

24

15.03

Праздник в городе .

Выполнение рисунка «Праздник в селе».

Мелки, гуашь, кисти, цв.бумага.

1

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или Масленицы, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника.

25-26

22.03

5.04

Школьный карнавал.

(обобщение темы)

Место художника в зрелищных искусствах.

Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.

2

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

4 четверть. Художник и музей (8 ч)

27

12.04

Музей в жизни города 

Рассказ учителя и беседа.

Изображения музеев  искусств. Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей  изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей

1

Понимать и объяснять  роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России – Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

 Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

 Развивать живописные и композиционные навыки.Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников.Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называтьнесколько знакомых памятников и их авторов,уметь рассуждать о созданных образах.

 Лепить фигуру человека или животного.

28

19.04

Картина – особый мир. Картина-пейзаж.

Рисование пейзажа по представлению.

Гуашь, кисти или пастель, белая бумага.

 В.Серов «Вечерний звон»

И.Шишкин «Лес зимой» В.Поленов «Московский дворик»

В.Суриков «Взятие снежного городка»

К. Юон, Б.Кустодиев

1

Иметь представление, что картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведения изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о  настроении и разных состояниях, которые художник передаёт цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.)Знать имена крупнейших художников. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом.

29

26.04

Картина-портрет. 

Создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей..

Гуашь, кисти или пастель, акварель по рисунку восковыми мелками, бумага.

А. Веницианов «Захарка», И. Серов «Девочка с персиками»

Рембранд «Сын Титус за чтением»

1

Иметь представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображённом на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

30

3.05

Картина-натюрморт .

Создание натюрморта по представлению с выражением настроения.

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

П.Кончаловский,

А. Матисс «Синий горшок и лимон» И.Репин «Яблоки и листья»

И.Шишкин «Мухоморы. Этюд»

В. Ван Гог «Подсолнухи»

1

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.) Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.

31-32

10.05

17.05

Картины исторические и бытовые.

 Рисование на тему ”Мы играем”.

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

2

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

33

24.05

Скульптура в музее и на улице.

Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Пластилин, стеки, дощечка. А.Дейнека «Лыжники», «Коньки»

1

Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять роль скульптурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

34

30.05

Художественная выставка «Искусство вокруг нас»

(обобщение темы раздела)

Выставка лучших детских работ за год.

1

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.

Приложение

Контрольно-измерительные материалы по предмету

Проверочные работы игры и упражнения  на уроках рисования с натуры, по памяти и по представлению в 3 классе.

Упражнение «Составь натюрморт».

Цель:  формировать композиционные навыки, развивать наблюдательность и зрительную память.

Дидактический материал:  наборы шаблонов различных предметов (разные по цветовой гамме и размеру).

Содержание: Учащиеся должны составить натюрморт из данных предметов вспоминая правила композиции.

Карточки

В какой из этих картин глубина пространства воспринимается более отчетливо? Какими средствами художник достигает этого? Определи линию горизонта.

Назови, какой вид перспективы применили художники в своих картинах?

Рассмотри картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и два предварительных рисунка, отражающих замысел художника. Ответь, как называются такие рисунки (зарисовки, наброски, эскизы).

Назови русских художников, написавших картины (или фрагменты), которые представлены. (П.А. Федотов, В. Д. Поленов, М. В. Нестеров ).

Назови виды графики (плакат, книжная иллюстрация, станковая графика).

Как называются эти натюрморты? Кто их авторы? В какую эпоху каждый из них был создан?

Вопросы

Что такое конструкция предмета?

Что такое пропорции предмета?

Приведите примеры плоских и объёмных предметов. Перечисли геометрические тела, имеющие объемную форму?

С помощью каких художественных средств можно передать объём предметов в рисунке?

Что такое колорит? Что может передать художник с помощью колорита?

Какие картины с холодным колоритом ты знаешь? (с теплым ) Кто их авторы?

Как ты понимаешь, что такое композиция?

Расскажи, что знаешь о набросках и зарисовках .Какими художественными материалами выполняют наброски и зарисовки?

Чем отличается рисование по памяти  от рисования с натуры?

Что ты знаешь об анималистическом жанре? Назови художников-анималистов и их произведения: картины, рисунки, скульптуры.

Викторины

  1. Какие картины можно отнести к следующим жанрам *:

- анималистический _______________________________________________

- портрет_________________________________________________________

- пейзаж _________________________________________________________

- натюрморт ______________________________________________________

- сюжетно-тематическая картина _____________________________________

2. Ответь на вопросы :

- Какие разновидности портрета ты можешь назвать?_____________________

        ___________________________________________________________________

- Какие ты знаешь разновидности пейзажного жанра? _____________________

        ____________________________________________________________________

- Каких русских художников-пейзажистов ты знаешь?_______________________

       _____________________________________________________________________

 - Какие русские художники писали картины на сказочно-былинные темы?_____

        _____________________________________________________________________

3. Назови своего любимого художника и любимый жанр.

4. Реши кроссворд.

Если ты правильно разгадаешь кроссворд по горизонтали, то по вертикали получишь универсальное слово, объединяющие все отгаданные тобой. (Жанр.)

  1. Жанр, в котором главный герой – природа. (Пейзаж.)
  2. Самый древний жанр. (Анималистический.)
  3. Известный русский художник, сказочник, автор картин «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёр-самолет» (Васнецов.)
  4. Художник, изображающий море. (Маринист.)

Проверочные работы, игры и упражнения на уроках тематического рисования.

Упражнение  «Вспомни сказку»

Упражнение проводится перед иллюстрированием русских народных сказках.

Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.

Содержание: используются фрагменты сказки. Учащиеся должны вспомнить сказку и рассказать данный эпизод. Убрать фрагменты, которые не подходят к данной теме.

Рисунок на тему.

Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.

Содержание: Используется несколько картин пейзажного жанра на различную тему. Ученики должны выбрать картину близкую им по духу  нарисовать свой пейзаж.

Вопросы:

  • Что такое композиция в изобразительном искусстве?
  • Расскажите о последовательности рисования на тему?
  • Что такое иллюстрация к сказке?
  • Как найти главный сюжет в сказке?
  • Что значит рисовать на тему?
  • Каких русских художников- пейзажистов ты знаешь?
  • Какие русские художники писали картины на сказочно-былинные темы?
  • Рисование на тему « Пусть всегда будет солнце»

Карточки

В какой из этих картин глубина пространства воспринимается более отчетливо? Какими средствами художник достигает этого? Определи линию горизонта.

Назови, какой вид перспективы применили художники в своих картинах?

Рассмотри картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и два предварительных рисунка, отражающих замысел художника. Ответь, как называются такие рисунки. (зарисовки, наброски, эскизы).

Проверочные работы, игры и упражнения на уроках декоративного рисования.

Упражнение «Лесная сказка »

Упражнение выполняется при рисовании эскизов оформления декоративной тарелки с узором из ягод в круге на тему «Лесная сказка».

Цепь: воспитывать у учащихся чувство цветовой гармонии и художественный вкус.

Содержание: используем цветовой круг. Учитель повторяет с детьми пары гармонично сочетающихся цветов, указывая на них стрелками в цветовом круге. Начинаем расписывать  тарелки варианты: «Лето», «После дождя», «Вечерний».

Вопросы:

Что такое орнамент?

Какие бывают орнаменты?

Какие вы знаете народные промыслы?

Какие изделия гжельских мастеров вы знаете?

Из какого материала изготовлена посуда для Гжельской росписи?

Какие цвета используются в Гжельской росписи?

Что вы знаете о Дымковской игрушке, Филимоновской игрушке? Какие цвета  и какие элементы росписи использует художник?

Какие изделия  Городецких мастеров вы знаете?

Из какого материала изготовлена посуда для Городецкой  росписи?

Какие цвета используются в Городецкой росписи?

Что такое аппликация?

Проверочные работы, игры и упражнения во время бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Игра  «В музее Осени»

Цель: развивать у детей наблюдательность и зрительную память; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства.

Дидактический материал: 5-6 репродукций осенних пейзажей, неизвестных учащимся.

Содержание: один из учеников выбирает картину и рассказывает про нее другому ученику, а он должен будет ее найти среди других картин.

Игра «Художники и их картины»

Цель: закрепить знания учащихся о картинах известных художников; воспитывать интерес к ИЗО.

Дидактический материал: репродукции с  изображениями художников И. И. Левитана, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И. Машкова, Н, Романдин и их репродукции.

Содержание: Портреты каких художников представлены на классной доске? После того как все художники узнаны рядом ищем и вывешиваем их картины.

Карточки

Перечисли виды изобразительного искусства.

Какими красками могут создаваться произведения живописи?

Какая техника живописи тебе нравится? Почему?

Какие произведения графики ты знаешь?

В каких художественных материалах могут выполняться произведения графики?

Что ты знаешь о скульптуре? Из каких материалов выполняется скульптура?

С какими видами архитектуры ты познакомился?

Наша столица? Назови художников и их картины изображающих столицу?

Тема матери в творчестве художников.

Какая из картин, изображающих родную природу, тебе ближе всего по настроению?

Расскажи о ней.

Кто из известных тебе художников изображал море? Назови их картины.

Как называют художников изображающих море?

Какие художественные музеи ты знаешь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству  УМК «Школа России» 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс ФГОС

В программе указаны основные виды деятельности учащихся. Программа написана  в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс по ФГОС

В рабочей программе учтены все требования по написанию программ, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке....

Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК "Школа России"). 2 класс

Рабочая программа составлена в соответствии:- с Федеральными государ­ственными образовательными стандартами начального общего обра­зования;-  Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тан...