Методическая разработка конспекта урока по теме : "Путешествие в страну Орнаментов"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Павленко Светлана Александровна

Урок  разработан на основе системно-деятельностного метода. Приёмы, работающие на уроке, воспитывают у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулируют творческую мыслительную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ornament_2014.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  урока-путешествия  по предмету: «Изобразительное искусство и художественный труд»  в 1 классе

Тема урока: «Орнамент»

Цели урока: сформировать первоначальное представление об орнаменте, его месте в окружающей жизни; познакомить с повторением и инверсией в орнаменте.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные и творческие мотивы, способность осознания ответственности за общее дело, чувство бережного отношения к народным традициям.

Метапредметные: 

Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке, планировать ее, определять границы знания-незнания; формировать умение прогнозировать и оценивать свои действия, пользоваться правилами работы в группе.

Познавательные общеучебные действия: формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, обобщать  полученную из различных источников информацию, использовать ее в своей деятельности.

Коммуникативные учебные действия: развивать умение слушать и слышать учителя, друг друга, умение учитывать позицию собеседника, инициативное сотрудничество, умение формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение доказывать свое мнение.

Предметные: сформировать представления учащихся об орнаменте, его видах, познакомить с повторением и инверсией в орнаменте.

Планируемые результаты: 

Школьники должны:

- получить представление об орнаменте, его видах, традиционном орнаменте данной местности;

- выполнять задания творческого характера при составлении орнаментов из раздаточного материала;

- оформлять свою мысль, выполняя творческую работу, делать выводы, уметь слушать других.

- на основе полученных знаний выполнить мини-проект «Орнамент для главной площади сказочной страны»;

Основные понятия:

«орнамент», «повторение», «инверсия».

Межпредметные связи: изобразительное искусство – работа с репродукцией картины «Портрет Незнакомки», математика – работа с геометрическим материалом, литературное чтение – чтение и слушание научно-познавательных текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Орнамент», конверты с карточками для групповой работы, цветная бумага, ножницы, клей, лист ватмана.

Ход урока

Этап
урока

Организация учебного процесса

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Текущий
контроль

1

2

3

4

5

I. Организационный момент

Цель: организо-вать, настроить на работу.

1. Приветствие.

-Возьмемся за руки, ребята, и прочитаем вместе слова (слайд №2)

Очень я хочу учиться

Не лениться, а трудиться.

Точно знаю, я смогу

И друзьям я помогу!

- Как на уроках искусства вы помогаете своим друзьям?

- И сегодня на уроке ваша помощь нужна, так как мы отправляемся в путешествие.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные:

самоопределение

Наблюдение учителя (ребята берутся за руки, принимают установку на работу)

II. Мотивация учебной деятельности

Цель: вовлечь учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

2. – Соберите и прочитайте пословицу, которая послужит нам девизом: «Рукам работа, душе праздник»

-  Ребята, объясните смысл данной пословицы.

- Нравится ли вам такой девиз? Подходит ли он для урока искусства?

Этот девиз очень нравится нашему герою Самоделкину, который будет нас сопровождать.

- Зачем нам нужно путешествовать?

- Самоделкин предлагает нам такую схему (слайд №3): 

                ?                                !        

- Что означают эти знаки?

- С каким настроением отправляемся в путь?

- Отметьте его на листе достижений.

(Учащиеся разбиты на 4 группы, у каждой группы карточки со словами пословицы «Рукам работа», «душе праздник»)

Составляют пословицу и объясняют, что когда работаешь, получаешь удовольствие.

- чтобы увидеть и узнать что-то новое, полюбоваться красотой.

- Мы чего-то не знаем, но найдем способ и узнаем новое, что пригодится нам в работе.

Личностные: самоопределение в учебной деятельности (осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации)

Коммуникативные:

умение вступать в диалог

Принимают установку на работу, увязывают обучение с реальными жизненными целями и определяют свое настроение на  листе достижений  

(приложе-ние 1)

(закрашивают кружочек определен-ным цветом).


1

2

3

4

5

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Цель: повторение учебного материала, необходимого для изучения нового, подготовка мышления для последующей деятельности.

- Рассмотрите портрет незнакомки, обратите внимание на одежду (слайд №4). Чем она украшена?

- Вспомните, где еще можно встретить украшения?

- Как по-другому можно назвать украшения различных предметов?

. - Выполните задание Самоделкина, и вы поймете, как можно назвать эти украшения и  куда мы  совершим наше путешествие. Разгадайте ребус (слайд №5).

- Кто из вас слышал это слово?

- Что оно обозначает?

-С какой трудностью вы столкнулись?

- узор из растений.

- на посуде, обоях, шторах.

Высказывают предположения.

Ребята отгадывают  слово «орнамент».

-Не знаем, что такое «орнамент»

Познавательные: развитие умения извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески ее перерабатывать.

Коммуникативные:

четко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос.

Регулятивные: определение границ знания-незнания

На листе достижений зафиксирова-ли затруднение  (красным цветом закрасили кружок).

IV. Постанов-ка учебной задачи.

Цель: формирование представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

- Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке и что выполнить?

- Что для этого нужно? Какие задачи поставим перед собой?

- Наш герой Самоделкин  поможет вам справиться с поставленными задачами, потому что мы вместе с ним отправляемся в Страну Орнамента (слайд №6).

- Обратитесь к листу достижений и отметьте кружочек нужным вам цветом.

- Выяснить, что такое «орнамент», из чего он складывается.

- Выполнить практическую работу, связанную с орнаментом.

Регулятивные: планирование работы, (обнаружение и формулирование проблемы)

Если сформулиро-вали задачу, то ставят зеленый кружок на оценочном  листе.

V. Построе-ние проекта выхода из затруднения.

Цель: организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Работать мы будем в группах, поэтому повторим правила работы в группе.

- В этой стране все очень ритмично. Ритм можно встретить повсюду. Рассмотрев его, мы должны понять, что такое орнамент.

- Посмотрите на задание, которое вам предлагает выполнить наш герой (слайд №7).

- Каждая группа получает свой ритм.

- Итак, что вы сейчас делали?

- Встаньте так, чтобы получился ритм: мальчик-девочка-мальчик-…

- Предложите свои варианты ритма.

- Что является главным в ритме? – элементы или их построение?

- Ритм – это повторение.

- А орнамент – это повторение симметричных элементов.

- Оцените работу над этим заданием на листе достижений.

- Распределить роли, выслушивать и уважать мнение каждого, говорить тихо и спокойно.

Читают начало строки и должны его продолжить: низкий дом-высокий дом…, цветок-листок-цветок-…, трамвай-автобус-трамвай…

Дерево-дерево-скамейка-…

- Продолжали ритм, чередование.

Выполняют пластический этюд-

предлагают варианты.

- Четкость построения элементов.

Регулятивные: составление плана достижения цели и определение средств.

Познавательные: логическое решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах, слушать и слышать учителя, друг друга.

Если ритм получился, то закрашивают кружочек на листе достижений зеленым цветом, если не получился, то – красным.

VI. Открытие нового знания (реализация проекта)

Цель: формирование представления о новом понятии.

- Перед нами улица Природного орнамента (слайд №8).

- Как вы думаете, что является элементами для такого орнамента?

- Теперь пройдемся по улице с геометрическим орнаментом (слайд №9). 

- Что вы можете сказать об элементах геометрического орнамента?

- Вы уже заметили, что в орнаменте должно быть повторение – чередование элементов в определенной последовательности (слайд №10). А также может быть нарушение порядка двух элементов в перестановке, зеркальное отражение. Это  - инверсия (слайд №10).

-У каждого народа есть свои любимые, традиционные орнаменты.

- Теперь мы продолжим путешествие группами.

- Самоделкин приготовил конверт для каждой группы. Он предлагает вам изучить орнаменты народов, живущих на севере, на юге, в центре страны и  на востоке.

1. Проблема.

- Прочитайте задание и сформулируйте проблему.

2. Планирование.

- Что необходимо сделать, чтобы справиться с заданием?

3. Поиск и изучение информации.

4. Презентация.

- Итак, путешествие продолжается, и можем подвести итоги первого этапа пути.

- Расскажите о том, что вам стало известно об орнаментах определенной местности.

- Я буду вам помогать и сопровождать ваше сообщение показом слайдов (слайды №11-14).

- Оцените работу на данном этапе урока на оценочном листе.

- Элементы растительного мира.

- элементами геометрического орнамента являются геометрические фигуры.

- Какие элементы использовали в орнаменте и почему?

Распределяют роли, изучают задание, раскладывают материалы из конверта, готовят небольшое сообщение (Приложение 2-5)

По группам защищают свой проект, делают общий вывод, что орнаменты, рассмотренные каждой группой, отличаются друг от друга. Объясняют почему.

Регулятивные: планирование деятельности, контроль.

Познавательные: выстраивание логической цепочки рассуждений (анализ, синтез, обобщение), развитие умения извлекать необходимую информацию из разных источников.

 Коммуникативные: управление своим поведением и поведением партнера, инициативное сотрудничество.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Оценивают свою работу на листе достижений.

Физкульт-минутка

Приложение №1

VII.

Первич-

ное зак-репление (практи-ческая ра-бота уча-щихся)

Цель: оценка уровня усвоения новых знаний, умений учащихся.

Творческое задание (работа в группах).

- Прежде чем вернуться домой, мы должны оставить что – то на память о нас жителям  этой удивительной страны. Применяя полученные знания, нужно составить орнамент, который украсит главную площадь Страны Орнамента.

- Все сумели мы собраться

И за дело дружно взяться!

Будем думать и трудиться,

Нам никак нельзя лениться!

Все фигуры мы расставим

И орнамент свой составим!

- На листе достижений отметьте, как вы работали на данном этапе урока.

Каждая группа выполняет свою часть работы на отдельных листах (1 и 2 – делают бордюр, 3 и 4 – украшают центр (детали для орнамента готовы заранее)), затем все приклеивают на лист ватмана.

Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Оценивают свою работу на листе достижений (ставят нужный значок)

VIII.

Включение в систему знаний

Цель: организовать применение новых знаний, их включение  в систему уже имеющихся знаний.

- Мы возвращаемся из нашего путешествия. Давайте проверим, чему мы научились. Выполним задание «Найди орнамент в окружающем нас мире предметов»

 (слайд №15).

- Как вы выполнили это задание, вам поможет оценить свою работу лист достижений. Выберите подходящий значок.

Коллективная работа. Ребята находят орнамент в окружающем мире предметов.

Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: увязывание действий, выполняемых на уроке, с реальными жизненными ситуациями.

Оценивают свою работу на листе достижений (ставят нужный значок)

IX.

Рефлексия деятельности на уроке

Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Вот и кончился урок,

Нужно подвести итог!

- Вспомните, какие мы определили цели урока (слайд №16)

- Продолжите фразу: - Сегодня на уроке я узнал (научился)…

-  Мне было интересно…

- У меня вызвало затруднение…

- Мне понравилось…

- Увидели ли мы результаты своей работы?

- И Самоделкин очень доволен вашей работой!

- Обратимся к листам достижений, подведем итог нашего урока и закрасим кружочек соответствующим цветом, а также отметим свое настроение.

- Спасибо вам за работу!

- Узнать, что такое орнамент, познакомиться с его видами, элементами.

- Да, результатом нашей работы стал придуманный нами орнамент, который украсит площадь страны, в которой мы побывали!

Регулятивные: адекватное суждение о причинах своего успеха (неуспеха) в учении.

Личностные: формирование положительного отношения к учебной деятельности.

Оценивают свою работу на листе достижений (ставят нужный значок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Путешествие по стране Здоровья»

урок предназначен для учащихся начальной школы...

Конспект урока по теме "Путешествие в дальние страны: Австралия и Антарктида !

Знакомство с особенностями стран: Австралии и Антарктиды...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Сочетание ЖИ-ШИ.

Урок обучения грамоте. 1 класс. УМК "Школа России"Цель: Формировать умение правильно писать сочетания ЖИ-ШИ...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й.

Цель: Познакомить учащихся с буквами Й, йЗадачи: 1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь;               2. Сов...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: «Род и семья». 4 класс

ПРЕДМЕТ: Основы религиозной культуры и светской этики   Класс: 4 классМодуль: светская этика Тема урока: Род и семья – исток нравственных отношений ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬЦель урока:...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: «Семейные праздники». 4 класс

Тема урока: Семейные праздники.Цель: - Систематизировать знания о видах праздников. Больше узнать о семейных праздниках.Задачи:Обучающие: Систематизировать знания учащихся о многообразии праздников, п...

Методическая разработка (Конспект урока по теме: "Геометрическая фигура круг")

В конспекте урока знакомим детей с георметрической фигурой круг, обучаем составлять круг из частей....