Конспект занятия внеурочной деятельности по курсу "Как прекрасен этот мир" на тему "Мы рисуем музыку" для 2 класса
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Каменкова Лилия Рафаиловна

Подробный конспект занятия, на котором дети, слушая музыку, пытаются понять, догадаться, о чем она, а затем зарисовывают свои образы. При этом дети не знают названия произведения. В конце занятия, когда все рисунки вывешиваются на доску, можно еще раз послушать музыку и узнать, кто оказался ближе к разгадке замысла автора после сообщения названия музыкальной пьесы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneur._zanyatiya_my_risuem_muzyku.docx24.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                 

                  МБОУ СОШ № 36   ИМ. А. М. ГОРОДНЯНСКОГО

                                                  г. Смоленск

Конспект занятия                      

                внеурочной деятельности                                  

 «Как прекрасен этот мир!»                                       

на тему  «Мы рисуем музыку»,                              

 2 класс

                  Каменкова Лилия Рафаиловна

                       

                                                      Цели  занятия:

  1. Образовательная

 Познакомить учащихся с творчеством французского  композитора К. Сен-Санса.

2. Развивающие

а) Развивать речь, воображение, эмоциональную сферу учащихся.

б)  Развивать творческие способности детей.

в) Развивать умение символически изображать действительность и понимать символы других людей.

3. Воспитывающая

 Воспитывать любовь к музыке и изобразительному искусству.

                                                 Оборудование:

  1. На доске:

1) Тема занятия  «Мы рисуем музыку»

2)  Имя и фамилия композитора: Камилл  Сен-Санс

3) Портрет К.Сен-Санса

2. Оборудование для воспроизведения музыки

 Магнитофон

 Диск с записью пьесы К.Сен-Санса «Аквариум»

                                      Ход занятия:

  1.  Организация и мотивация учащихся

Я  рада встрече с вами, ребята. Начинаем занятие.

     Проверка готовности к занятию

На столах все необходимое для работы: краски, кисти, листы для рисования, палитра.

Так будьте же старательны,

Активны и внимательны!

И вот, мы начинаем наш урок!

II.          Работа по теме занятия

  1. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня, уже не в первый раз,  мы «рисуем» музыку.

       А как вы думаете,  музыка, действительно, связана с изобразительным искусством?

Давайте вспомним названия музыкальных произведений, которые мы недавно слушали.

«Жаворонок» М.И. Глинки,

«Подснежник» П.И. Чайковского.

Как могли появиться эти произведения?

 / Композитор увидел первые цветы, услышал, как поет жаворонок и ему захотелось всем рассказать, как это прекрасно!

 - Художник Анри Матисс говорил: «Нужно находить, уметь находить радость во всем: в небе, в деревьях, в цветах. Цветы растут всюду для всех, кто хочет их видеть. Цветок, листок, камень – все сверкает, переливается…  Как это красиво!»

 - Художник рисует красоту мира красками, а композитор – звуками.

 А мы, если очень постараемся, услышав музыку, можем увидеть, представить себе то, о чем хотел рассказать нам композитор. А потом, конечно, и нарисовать.

  1. Знакомство с  творчеством Камилла Сен-Санса

Сегодня  у нас новая загадка. А загадывает нам ее французский композитор Камилл Сен-Санс (1798-1835).

 Посмотрите на портрет этого человека . Что вы можете сказать о нем?

/  Видно, что это очень  добрый человек, у него внимательные глаза.

- К.Сен-Санс очень рано потерял отца, его воспитывали мама и бабушка. С трех лет он начал учиться музыке (играл на фортепиано). В 9 лет Камилл дал свой первый концерт. Кроме музыки, мальчик интересовался археологией, математикой, астрономией. Любовь и увлечение этими науками он сохраняет на всю жизнь.

 В 1875 году К.Сен-Санс приезжал в Россию с концертами. Он выступал как дирижер и пианист. В России Сен-Санс встречался с русским композитором (уже вам известным) П.И.Чайковским.

 Мы прослушаем сегодня одну небольшую пьесу Камилла Сен-Санса. Постараемся угадать, что видел сам композитор, когда «рисовал» свою музыкальную картину. Затем нарисуем то, что представили себе во время слушания музыки. А название пьесы  вы узнаете в конце урока. И вот тогда посмотрим, кто из нас ближе всего окажется к замыслу композитора.  

 Слушаем… Я советую закрыть глаза и внимательно вслушиваться в музыку, стараться почувствовать ее. Что расскажет нам музыка?..

3. Слушание музыки

4. Обсуждение

 -  Какую музыку вы услышали?

/ Музыка очень нежная, плавная.

- А еще? Давайте еще раз послушаем самое начало…(звучит отрывок)

- Что могут означать эти звуки? Какие они?

/ Кажется , что сейчас случится какое-то чудо, волшебство.

/ Музыка как-будто зовет нас куда-то в сказку.

 - Вы очень тонко почувствовали таинственный характер этой мелодии. Что же это за тайна? Что вы представили себе?

/ Мне показалось, что идет снег, снежинки кружаться вокруг деревьев.

/ А я ничего не смог представить.

- Не всегда получается с первого раза. Это не просто, но каждый может научиться. Постарайся, у тебя обязательно получится!

 - Давайте послушаем музыку еще раз и попробуем определить, радуется автор или грустит?

                                                      Звучит музыка

/ Я услышал, как звенят капельки воды, это весна!

/ Музыка медленная, плавная, но не грустная.

/ Кажется, что композитор чему-то очень удивился, ему очень что-то понравилось.

-  А что это может быть? Это живое или неживое? Кто или что может так двигаться?  Послушаем еще раз, чтобы получше расслышать… Вы можете встать со своих мест и двигаться под музыку.

-  Я видела ваши плавные движения. Кем или чем вы представляли себя?

/  Мне казалось, что я – цветок, подснежник, который спит зимой, а потом зажурчали ручейки, я проснулся и стал расти.

/ А  я, как  кленовый листок, который висел на веточке, играл, вертелся, а потом оторвался и закружился в воздухе.

- Это было очень красиво! Молодцы, ребята! Вы смогли почувствовать музыку. А теперь нарисуйте, пожалуйста, что вы представляли себе.

                                                         Звучит музыка

5. Рисование

 Это очень интересно. Я рада, что у каждого свое видение, свои представления. Продолжайте рисовать и если вдруг вам захочется написать несколько предложений или стихотворений, строчек о своем рисунке или о музыке и своих чувствах, пожалуйста, сделайте это.

6. Просмотр рисунков под музыку

 Вы закончили  рисовать, вывешивайте  рисунки на доску и садитесь полукругом возле доски.

 Сейчас мы опять услышим музыку Сен-Санса и, вслушиваясь в нее, всматриваясь в наши рисунки, попытаемся определить, какие из них помогли нам лучше понять музыку, были ей  «созвучны».

7. Обсуждение работ

Высказывания детей:

/   Я слушала музыку и  смотрела на рисунок  Максима: зимний лес, все в снегу  и  в воздухе  сверкают снежинки. Мне казалось, что я слышу, как звенят  льдинки на веточках.

/ А мне помог слушать музыку рисунок Насти: нежные лепестки подснежника раскрываются весной под звон капели.

/ У Ильи на рисунке осенний лес. Листья летят, летят и плавно опускаются на траву. Кажется, что они летят и кружатся под музыку.

/ У Андрея оба рисунка подходят, хотя на одном – весна: ручейки бегут, тают сосульки, летят птицы, а на другом – лето: яркие цветы, а над ними порхают бабочки.

/ У Леры нарисован дождик. Капельки падают в лужи и тихонечко звенят. Когда звучала музыка, я слышала, как будто водичка льется.

 Обобщение:

- Как интересно получилось! Все времена года на наших рисунках! И все рисунки удивительно красивые, сказочные,  таинственные, как музыка Камилла Сен-Санса. Каждый увидел по-своему и, все оказались очень близки к разгадке!

8.  Объявление названия пьесы

- Ведь композитор нарисовал нам с помощью звуков… аквариум! Пьеса К. Сен-Санса так и называется «Аквариум».

Звуки природы на суше и звуки волшебного подводного мира действительно имеют много общего. Звенящие хрустальные колокольчики капелек воды в аквариуме вы услышали и нарисовали ручейки, весеннюю капель, заледеневшие  веточки. Плавно движущиеся рыбки очень похожи на порхающих бабочек  или кружащиеся в воздухе листья, или  сверкающие снежинки.

9.  Последнее прослушивание пьесы

- Теперь, когда мы знаем, что именно «изобразил»  в своей музыке

 К. Сен-Санс, давайте вспомним, как мы с вами ходили в зоопарк и тоже восхищались красотой аквариумов. Вам понятно, почему французский композитор написал такую музыку?

/ Да, ведь аквариум очень красивый.

/  На дне  аквариумов часто бывают старинные замки или корабли.

/  Рыбки в аквариуме яркие, разноцветные.

/ Рыбки плавают между водорослей, как будто они в сказочном лесу.

- Да, аквариум – это частичка моря. А море – огромный загадочный мир, который с давних пор влечет к себе людей своей красотой, своими загадками и тайнами.

- Давайте послушаем пьесу «Аквариум» еще раз. Теперь, зная ее название, нам легко будет представить себе картину подводного мира. Но, может быть, мы еще не все еще заметили и поняли? Не забудьте, что вы можете двигаться в такт музыке по классу.

                                     Звучит музыка

III. Подведение итогов занятия

- Наше занятие подходит к концу. Чем оно удивило вас, чему научило?

/ Я не думала, что композитор тоже «рисует», это меня очень удивило.

/ Мне понравилась музыка, которую мы слушали.

/ Я научился представлять себе картину под музыку. Раньше у меня это не получалось.

- Ребята, спасибо вам за работу. Вы очень меня порадовали сегодня. И, конечно, спасибо французскому композитору Камиллу Сен-Сансу за подаренные нам чудесные мгновения красоты и творчества.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по теме «Как прекрасен этот мир!» во 2 классе

Цели:- воспитание и развитие у учащихся творческих способностейи художественно – эстетических навыков;- расширение диапазона чувств, воображения, зрительныхпредставлений, фантазии;- воспитание э...

Конспект урока - лекции по окружающему миру "Как прекрасен этот мир"

Урок - лекция подготовлен учениками 4 класса и проведен с демонстрацией презентации....

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению кружка «Как прекрасен этот мир»

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению кружка «Как прекрасен этот мир» включает в себя описание нормативно-правовой базы, цели и задач, методов, ценностных ориенти...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Как прекрасен этот мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности " как прекрасен этот мир"...

Внеурочная деятельность "Как прекрасен этот мир!" для 1-2 классов

Курс внеурочной деятельности "Как прекрасен этот мир!" посвящен развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой изобразительной деятельности. Дети учатся рисовать самостоятельно без образца, д...

Внеурочная деятельность "Как прекрасен этот мир!" 2 класс, 3 класс, 4 класс

Курс внеурочной деятельности "Как прекрасен этот мир!" посвящен развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой изобразительной деятельности. Дети учатся рисовать самостоятельно без образца, д...

Конспект внеурочной деятельности "Главные улицы Челябинска" (Курс "Моя малая Родина”) (2 класс)

Личностные: -уметь планировать работу на уроке;-устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов.Предметные: углублять и расширять знания учащихся об улицах Челябинска.Познавательные:Цель: ...