Рабочая программма по ИЗО 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Тоярова Екатерина Васильевна
Планирование составлено на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2013.
Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 31 учебный час в год.                                                                
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.                                                         
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmma_po_izo_4_klass.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Рабочая программа

к учебному курсу «Изобразительное искусство»

учителя начальных классов

Тоярова Екатерина Ваисильевна

на 2016 – 2017 учебный год

с. Горки

Пояснительная  записка

Планирование составлено на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2013.

Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 31 учебный час в год.                                                                

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.                                                        

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий е применением разнообразного изобразительного материала;

дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены  четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Подготовительные занятия

 Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

 Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки. Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи. После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

Декоративное рисование

На уроках учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно – прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий учащиеся получают сведения о применение узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы  с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определённой степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

Уроки по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисованию с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

Рисование с натуры

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят его со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, также конструкцию предметов.

Очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными  

(дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Рисование на темы

Содержанием уроков являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1 – 2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске.

В 3 – 4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимися задачу, передать в рисунке какую – либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать,

Рисование с натуры

 Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование на темы

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам:

4 класс

Учащиеся должны уметь:

Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

Передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

Использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы; передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

1 четверть – 7часов

Тема урока

Час

Цель урока

Коррекционная работа        

Вид деятельности.

Диагностика результатов обучения

1

Рисование с натуры овощей и фруктов.

1

Учить детей рисовать предметы округлой и продолговатой формы, правильно передавать их цвет.

Коррекция  зрительного восприятия формы.

Рисование с натуры

2

Рисование с натуры листа рябины. Беседа по картинам.

1

Развивать умение передавать строение предмета, начиная с общей формы.

Коррекция зрительного восприятия формы.

Рисование с натуры

Анализ детских работ. Выставка.

3

Составление узора в квадрате из растительных форм. Беседа по картинам на тему: «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов «Василий Васильевич», С.Чуйков «На границе»).

1

Развитие самостоятельности в работе и закрепление знаний и умений, полученных учащимися на предыдущих уроках; формирование восприятия картин.

Коррекция зрительного восприятия, воображения.

Рисование с натуры, беседа по картине.

Анализ детских работ. Выставка.

4

Беседа «декоративно – прикладное искусство». Рисование геометрического орнамента – крышка для столика квадратной формы.

1

Дальнейшее развитие умения последовательно выполнять построение сложного геометрического орнамента и соблюдать правила раскрашивания.

Коррекция воображения, зрительного восприятия.

Декоративное рисование, беседа.

Анализ детских работ. Выставка.

5

Рисование на тему «Сказочная избушка». Беседа по картинам.

1

Развивать представления  детей и умение воспроизводить в рисунке ранее восприятие иллюстрации к русским народным сказкам; активизировать творческое воображение учащихся и навыки использования узоров в рисунке; познакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно – прикладного искусства.

Коррекция восприятия формы, воображения.

Рисование на тему, по памяти, представлению.

Анализ детских работ. Выставка.

6

Рисование на тему «Сказочная избушка». Беседа по картинам.

1

Развивать представления  детей и умение воспроизводить в рисунке ранее восприятие иллюстрации к русским народным сказкам; активизировать творческое воображение учащихся и навыки использования узоров в рисунке; познакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно – прикладного искусства.

Коррекция  пространственного восприятия, воображения.

Рисование на тему, по памяти, представлению.

Анализ детских работ. Выставка.

7

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы (кружка).

1

Научить детей изображать предметы цилиндрической формы, передавая в виде овала перспективное сокращение верхнего и нижнего оснований.

Коррекция зрительного восприятия

Рисование с натуры.

Анализ детских работ. Выставка.

2 четверть – 7часов

Тема урока.

Час

Цель урока.

Коррекционная работа        

Вид деятельности.

Диагностика результатов обучения

1

Беседа на тему «Золотая хохлома». Рисование по выбору учащихся.

1

Совершенствовать навыки декоративного рисования.

Коррекция воображения, зрительного восприятия

Декоративное рисование, беседа.

Анализ детских работ. Выставка.

2

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).

1

Передать форму, взаимное расположение, величину и цвет деталей изображаемого предмета.

Коррекция восприятия формы, воображения.

Рисование на тему, по памяти, представлению.

Анализ детских работ. Выставка.

3

Рисование с натуры игрушки – автобус.

1

Учить детей умению передавать строение, форму и пропорции автобуса; учить умению пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий.

Коррекция воображения, зрительного восприятия

Рисование с натуры.

Анализ детских работ. Выставка.

4

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургон).

1

Учить детей умению передавать строение, форму и пропорции автобуса; учить умению пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий.

Коррекция восприятия формы, воображения.

Рисование с натуры.

Анализ детских работ. Выставка.

5

Рисование на тему «Городской транспорт».

1

Учить детей рисовать по представлению группу предметов.

Коррекция воображения, зрительного восприятия

Рисование на тему, по памяти, представлению.

Анализ детских работ. Выставка.

6

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

1

Совершенствование умения последовательно выполнять построение сложного геометрического орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета.

Коррекция восприятия формы, воображения.

Рисование по образцу.

Анализ детских работ. Выставка.

7

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1

Дальнейшее развитие навыков декоративной работы.

Коррекция воображения, зрительного восприятия

Декоративное рисование, беседа.

Анализ детских работ. Выставка.

3 четверть - 10 часов

Тема урока.

Час

Цель урока.

Коррекционная работа        

Вид деятельности.

Диагностика результатов обучения

1

Декоративное рисование панно «Снежинки». Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело».

1

Дальнейшее развитие навыков декоративной работы. Формирование восприятий картин.

Коррекция  пространственного восприятия, воображения.

Декоративное рисование, беседа.

Анализ детских работ. Выставка.

2

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1

Развивать умение рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Коррекция восприятия формы, воображения.

Рисование с натуры.

Анализ детских работ. Выставка.

3

Рисование с натуры бумажного стаканчика.

1

Дальнейшее развитие рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объем предметов средствами светотени.

Коррекция восприятия формы, воображения.

Рисование с натуры.

Анализ детских работ. Выставка.

4

Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (подъемный кран).

1

Учить детей передавать форму, строение и цвет частей игрушки.

Коррекция  пространственного восприятия, воображения.

Рисование с натуры.

Анализ детских работ. Выставка.

5

Декоративное рисование отрывного листка календаря к празднику 8 Марта.

1

Развивать композиционные навыки и умения, самостоятельно полученные знания при декоративном рисовании.

Коррекция зрительного восприятия формы.

Декоративное рисование, беседа.

Анализ детских работ. Выставка.

6

Беседа по картинам. Рисование на тему «Пришла весна».

1

Обогащение детских представлений, развитие умения передавать свои наблюдения в рисунке, подбирая яркие весенние краски.

Коррекция воображения, зрительного восприятия

Рисование на тему, по памяти, представлению, беседа по картине.

Анализ детских работ. Выставка.

7

Рисование на тему «Полет в космос».

1

Развивать творческую фантазию детей и умение располагать элементы рисунка на листе бумаги.

Коррекция воображения, зрительного восприятия

Рисование на тему, по памяти, представлению.

Анализ детских работ. Выставка.

8

Рисование на тему «Лес весной».

1

Познакомить с пейзажем как жанром изо искусства; обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление о красках весны; способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия.

Коррекция воображения, зрительного восприятия

Рисование на тему, по памяти, представлению.

Анализ детских работ. Выставка.

9

Рисование на тему «С чего начинается Родина».

1

Формирование у детей представления о родной природе, о Родине;  развитие у детей умения выбирать сюжет на предложенную тему, определять формат изображения, располагать отдельные элементы так, чтобы выделить главное в сюжете; воспитание любви к родной природе.

Коррекция  пространственного восприятия, воображения.

Рисование на тему, по памяти, представлению.

Анализ детских работ. Выставка.

10

Рисование с натуры скворечника. Беседа по картинам. Рисование на тему «Ворнохатл».

1

Развивать умение передавать в рисунке объемную форму прямоугольных предметов.

Коррекция восприятия формы, воображения.

Рисование с натуры.

Анализ детских работ. Выставка.

4 четверть -  9 часов

Тема урока

Час

Цель урока

Коррекционная работа        

Вид деятельности.

Диагностика результатов обучения

1

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1

Учить передавать строение предмета, форму, пропорции и цвет его частей.

Коррекция восприятия формы, воображения.

Рисование с натуры.

Анализ детских работ. Выставка.

2

Декоративное рисование. Расписного блюда (узор из ягод и листьев).

1

Развивать умение использовать осевые линии при выполнении узора в круге, подбирать сочетание цветов.

Коррекция  пространственного восприятия, воображения.

Декоративное рисование, беседа.

Анализ детских работ. Выставка.

3

Рисование на тему «Космические корабли в полете».

1

Развивать творческое воображение, умение использовать полученные навыки для передачи своего замысла. Воспитывать чувство гордости за достижение своей родины.

Коррекция воображения, зрительного восприятия

Рисование на тему, по памяти, представлению.

Анализ детских работ. Выставка.

4

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы – настольные).

1

Обучение детей изображению предмета прямоугольной формы. Формирование умения передавать в рисунке не только графический образ, но и существенные признаки и характерные детали предмета.

Коррекция восприятия формы, воображения.

Рисование с натуры.

Анализ детских работ. Выставка.

5

Рисование с натуры в виде набросков столярных или слесарных инструментов.

1

Развивать творческое воображение, умение использовать полученные навыки для передачи своего замысла.

Коррекция восприятия формы, воображения.

Рисование с натуры.

Анализ детских работ. Выставка.

6

Рисование с натуры предмета симметричной формы – бабочка (натура раздаточный материал).

1

Учить сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии, передача объема предметов доступными детям средствами.

Коррекция восприятия формы, воображения.

Рисование с натуры.

Анализ детских работ. Выставка.

7

Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство»(вышивка, кружево, керамика).

1

Коррекция воображения, зрительного восприятия

Декоративное рисование, беседа.

Анализ детских работ. Выставка.

8

Рисование в квадрате узора декоративно переработанных природных форм (цветы и бабочка).

1

Учить детей использовать осевые линии при рисование узора в квадрате, подбирать цвета красиво, узор располагать симметрично, заполняя середину, углы, края.

Коррекция  пространственного восприятия, воображения.

Декоративное рисование, беседа.

Анализ детских работ. Выставка.

9

Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета».

1

Передать в рисунке строение, форму и цвет весенних цветов. Формирование восприятия картины.

Коррекция восприятия формы, воображения.

Рисование с натуры.

Анализ детских работ. Выставка.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, под редакцией  В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2013.

1.        В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. Учебник для3-4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008г.

2.        И.А. Грошенков. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы.

3.        Ольга Шматова. Самоучитель по рисованию. – М.: Эксмо, 2008.

4.        Галина Шалаева. Школа рисования для талантливых детей. – М.: Эксмо, 2008.

5.        Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.

6.        В.Хрустолёв.  Школа рисования. М.: Оникс Санкт – Петербург, 2008.

7.        Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.

8.        Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.

9.        Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.

10.        Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.

       ТАБЛИЦЫ (комплекты)

1.        Хохлома

2.        Гжель

3.        Полхов-Майдан

4.        Мезенская роспись

5.        Дымковская игрушка

6.        Жостово

7.        Введение в цветоведение.

8.        Декоративно-прикладное искусство.

      МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

1.        Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

2.        Репродукции картин разных художников.

3.        Муляжи для рисования (2 набора)

4.        Коллекция бабочек для рисования

5.        Серии фотографий и иллюстраций природы.

6.        Фотографии и иллюстрации животных.

7.        Тела геометрические (1 набор)

8.        Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

9.        Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

10.        Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программма для 1-го класс "Декоративно-прикладное искусство"

Программа создана для внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству в 1-ом классе. программа разработана с учётом возрастных особенностей первоклассников....

Рабочая программма по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА «УМК «Школа России» 4 класс

         Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начально...

РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «УМК «Школа России» 4 класс

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программма по русскому языку 2 класс ОС "Школа России"

Рабочая программма составлена в соответствиии ФГОС НОО...

Рабочая программма по литературному чтению 2 класс ОС "Школа россии"

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС НОО...