технологическая карта по ИЗО по теме "Что может карандаш. Рисование на тему: «Сказочный дворец», 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Шевкопляс Елена Александровна

технологическая карта по ИЗО по теме "Что может карандаш.  Рисование на тему:  «Сказочный дворец», 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_izo_2_klass.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: _____

Класс:  2                                                   Технологическая карта урока 9 : изобразительное искусство                                                                                  С. 42-45,52

Целевой блок

Тема

Что может карандаш.  Рисование на тему:  «Сказочный дворец».  

Цель

Создание условий для обучения умению использовать в рисунках тёплый и холодный колорит для образной выразительности.

Планируемые результаты

Формирование УУФ.

Личностные:положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;интерес к посещению художественных музеев, выставок; представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека.

Предметные:участвовать в беседе о графике как способе познания и эмоционального отражения  многообразия окружающего мира; выделять средства выразительности графики для наилучшего воплощения замысла у мастеров графики.

Метапредметные:

Р. осмысленно выбирать материал, приём или технику работы; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; решать творческую задачу, используя известные средства.

П. сравнивать изображения на картинах разных художников; характеризовать объекты произведения искусства.

К. строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Инструментальный блок

Задачи урока

  1. Развитие цветовосприятия.
  2. Обучение умению использовать в рисунках тёплый и холодный колорит для образной выразительности.
  3. Формирование умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение листа, размер изображения в листе в зависимости от замысла рисунка.
  4. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей,  эстетической оценки окружающего мира.

Тип урока

Урок закрепления новых знаний, выработки умений.

Учебно-методический комплекс

- учебник Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов «Изобразительное искусство».-  М.: АСТ, «Астрель».  2016г.

-рабочая тетрадь. Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов «Изобразительное искусство».-  М.: АСТ, «Астрель».  2016г

Шаги учебной деятельности:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Совместное «открытие нового».

4) Планирование предстоящей работы учащихся.

5) Самостоятельная работа учащихся.

6) Рефлексия (подведение итогов занятия)

  Оборудование и материалы:

-презентация: «Дворцы»,

-раздаточный материал для работы в паре

- Гуашь, кисть (средняя и большая), альбомные листы, цветная бумага, стаканчик

- карточки для самооценки

- энциклопедии, словари

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Цветовой круг, теплые и холодные цвета.

Организация пространства

Индивидуальная, фронтальная работа, групповая, работа в паре

Межпредметные связи

 Окружающий мир, литературное чтение, технология, ТБ

Действия обучающихся

I.Организационный этап.

II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III.Совместное открытие нового.

Вступительная беседа. Учитель может предложить учащимся нарисовать сказочный дворец на альбомном листе гуашью:

Работа с презентацией.а) для Снежной королевы;б) для Огненной королевы, но перед работой подумать о соответствующем выборе тёплых и холодных цветов. Каждый учащийся может по свободному выбору нарисовать только один дворец или сделать парные рисунки. Обратите внимание на умение выбирать горизонтальное или вертикальное расположение листа, размер изображения в листе в зависимости от замысла рисунка. Дворец должен быть представлен крупно, лист при этом может быть расположен по-разному; важно, чтобы композиция соответствовала формату.

Рекомендуем обратиться к цветовому кругу на с. 12 учебника и прочитать текст учебника на с. 26—29, рассмотреть картинки, прочитать стихи.

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря Просто не видали!

У меня такая Краска голубая,

Что волна любая Просто как живая!

Я сижу тихонько Около прибоя —

Окунаю кисточку В море голубое.

В. Орлов Нарисованное солнце Скучный дождик льётся,

Чиж уснул на жёрдочке.

Нарисую Солнце и приклею К форточке.

Пусть сияет на окне

 И тебе, И мне!

Видишь, стало веселей;

Стало в комнате светлей.

Дождик сразу Перестал,

В клетке Чиж

Защебетал.  Г. Сатир

Учитель просит детей перечислить цвета, которые можно отнести: а) к тёплым; б) к холодным цветам. (К тёплым цветам относят охру, коричневый и бурый. Холодные цвета: синий, голубой, зелёный. Они напоминают лунный свет, лёд, снег — всё то, что в природе действительно является холодным.)

Обратите внимание детей на то, что тёплые цвета как бы приближаются к зрителю. Предметы, изображённые на картине тёплыми цветами, будут казаться ближе, чем такие же предметы холодных цветов. Первый план на полотне обычно тёплого цвета. Предметы холодных цветов на картине как бы удаляются от зрителя, поэтому дальний план изображают словно в голубой дымке. Холодные цвета создают ощущение прохлады.

Можно обратиться к разделу «Учимся у мастеров» (с. 27, 29 учебника) и рассмотреть иллюстрации и репродукции картин. Предложите учащимся найти в них тёплые и холодные цвета.

Учащиеся должны запомнить, что если в картине больше тёплых цветов, то она написана в тёплой гамме, а если больше холодных цветов, то в холодной. Бывают такие полотна, в которых тёплых и холодных цветов равное количество, тогда можно говорить о смешанном колорите.

VI.Практическая работа.

  1. Рисование сказочного дворца. Архитектурную конструкцию дворца учащиеся придумывают самостоятельно. Подбирают композицию, формат и цветовое решение, соответствующие замыслу. Сначала намечается рисунок карандашом, затем выполняется работа красками.

Физминутка.

  1. Выполнение упражнения, изменение светлоты синего цвета: а) с добавлением воды; б) с добавлением белил.
  2.  Проведение экспериментов с цветом. Проба разных сочетаний: а) тёплых цветов; б) холодных цветов; в) тёплых и холодных цветов.

Можно использовать тонированный фон серо-голубого цвета для дворца Снежной королевы и жёлто-оранжевого для дворца Огненной королевы. Такой фон поможет быстрее создать необходимый колорит. Можно работать и без предварительного рисунка карандашом, а рисовать сразу кистью.

В конце урока рекомендуется устроить выставку рисунков. Оценить, кто лучше использовал в рисунках тёплый и холодный колорит для образной выразительности, выбрал горизонтальное или вертикальное расположение листа, размер изображения в листе в зависимости от замысла рисунка.

V.Вариативные задания

  1. Нарисовать гуашью на жёлтом фоне композиции на тему «Цирк». Сначала продумывается сюжет. Затем намечается композиция карандашом. Необходимо передать праздничное настроение от представления.
  2. Нарисовать композиции на тему «Дары осени» в тёплом колорите.
  3. Нарисовать гуашью на серо-голубом фоне зимний пейзаж с рекой.
  4. Нарисовать композиции в холодном колорите: а) «Весенние ручьи»; б) «Хмурое утро»; в) «Волшебница-зима».

Диагностика результатов урока  (итог урока)

Рефлексия. Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние. Проводят самооценку

- Какую задачу ставили?  Что узнали на уроке нового?

- Что было непонятно?  Где можно применить новые знания?

- Какие работы, по-вашему,  удались больше, а где еще нужно поработать?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя модели настроения.

Домашнее задание

Нарисовать сказочных птичек в тёплой или  гамме

Дополнительный материал для учителя

Рекомендации для посещения музея

(по материалам книги  О.Л. Трубецкой. В гостях у картин. Рассказы о живописи. — Л., 1973)

В художественной галерее тысячи картин ожидают встречи с вами и готовы вступить в беседу. Все произведения в галерее подлинные, к ним прикасалась рука мастера. Эти шедевры доступны всем. Приходите почаще в художественные музеи — и у вас будут друзья среди картин и скульптур.

Давно ли собрали эти произведения и развесили на стенах художественного музея? Одни живут уже не одно столетие — это картины и скульптуры великих мастеров прошлого. Другим всего несколько десятков лет — это работы современных художников.

Вокруг многих картин, которые сегодня висят в музее, разгорались жаркие споры. Одни сразу получали общественное признание, у других была сложная судьба. Над каждой из них много месяцев, а иногда и десятки лет трудились живописцы, вкладывая в работу всё своё мастерство, все свои силы и талант. Бережно хранят работники галереи для нас эти замечательные полотна. Каждое из них настоящее сокровище. Давайте совершим экскурсию по залам музея, внимательно рассмотрим картины и научимся их понимать. Не следует стремиться быстро пробежаться по всем залам, не спешите, выберите для начала картины одного художника или периода, остановитесь перед полотнами, всмотритесь в лица изображённых на картине героев, задумайтесь об их судьбе, размышляйте, любуйтесь красками — и перед вами откроется увлекательный мир живописи, и ваша жизнь станет ещё богаче, ещё интереснее.

Прежде всего привлекают внимание большие по размерам картины, на которых изображено много людей, их окружение — пейзаж, архитектура и многое другое. Но если изображённые события вам пока не понятны, то вряд ли такая картина тронет вашу душу. Побродите по залам, присмотритесь к полотнам, найдите именно своё полотно, которое будет радовать вас долгие годы. Это может быть скромный пейзаж или красивый натюрморт даже совсем небольшого размера. Вот на полотне Рылова «В голубом просторе» легко и плавно парят белокрылые лебеди, печальным криком прощаясь с холодным морем. В таинственном мраке торжественно плывёт луна над широким Днепром на картине Куинджи. Журчит ручеек в корабельной роще на полотне И. Шишкина.

Большой музей просмотреть за один раз невозможно. В музее все залы пронумерованы, и номера расставлены не случайно. В первых залах вы увидите произведения древнерусской живописи. В последующих — работы славных живописцев XVIII в., в век Петра и Екатерины — исторические полотна, портреты царей, вельмож и придворных дам. В следующих залах выставлены картины XIX в.; художников современников Пушкина. Так переходя из зала в зал, из века в век, вы дойдёте до полотен современных живописцев.

В первый раз посмотрите знакомые по репродукциям картины пейзажистов, постойте перед большими полотнами Брюллова и Иванова.

Картины русских и зарубежных художников готовы рассказать вам и о далёком прошлом, и о сегодняшнем дне. Каждая из них заставит вас глубоко задуматься, волноваться, радоваться. Грустить. Надо только захотеть и суметь взять от живописи новые знания и впечатления, а для этого овладеть изобразительной грамотой и научиться читать картины.

Картинная галерея — это не только тысяча увлекательных рассказов и огромный мир чувств, запечатлённый на полотнах. Каждая картина, каждый художник волнуют нас по-своему. Одни полотна чаруют нас. И мы смотрим на них затаив дыхание. Другие — яркие, праздничные — вселяют в сердце радость. Третьи — гневные и трагические — потрясают величием изображённых на них страстей.

В картинной галерее не торопитесь перебегать от одной картины к другой. Задержитесь подольше перед полотном, которое вас взволновало. Посмотрите ещё картины этого художника. Побудьте наедине с ним. Пусть чувства, пробудившиеся в вашем сердце, запомнятся надолго. Впоследствии вы будете часто вспоминать картину, которая вас взволновала, как часто вспоминаете понравившуюся книжку. Вы можете ещё раз прийти в галерею, навестить любимые картины и освежить впечатления. Обсудите с друзьями сюжеты картин, их живописные достоинства, колорит, рисунок, светотень и другие средства выразительности. Вы непременно захотите, чтобы и ваши друзья испытали радость общения с искусством. Каждый может научиться понимать живопись, полюбить её.

А заметили ли вы, что в галерее картины размещены не только на стенах, но и на специальных стендах, установленных поперек зала?

Мы проходим по залам музея и порой даже не догадываемся о том, скольких трудов стоит найти подходящее место для каждой картины в экспозиции. Живописное полотно должно быть хорошо освещено. Больше всего света получают картины, размещённые против окон. Если же повесить картину в простенке, против света, то солнце будет слепить глаза и рассмотреть картину будет сложно. Стенды, установленные против простенков, дают возможность развесить в залах больше картин и хорошо осветить их. В Третьяковской галерее есть даже такие залы, где свет равномерно падает сверху через окошко, устроенное в потолке и стеклянную крышу. Такое освещение лучше всего подходит для картин.

В музее вы увидите рисунки художников, выполненные карандашом, и акварельные работы. Они хранятся под стеклом на особых столах-витринах и поверх стекла прикрыты плотной тканью, чтобы рисунки не выгорали на солнце. Ведь карандаш и нежная акварель очень чувствительны к свету. Среди этих рисунков вы найдёте первоначальные наброски и эскизы к картинам.

В Третьяковской галерее собраны не только картины. Почти в каждом зале вы увидите статуи, созданные скульпторами, или «ваятелями», как их называют. Как украшают они картинную галерею! Фигуры из мрамора и гранита, из бронзы и дерева, маленькие и большие установлены обычно так, что их можно обойти со всех сторон. В скульптуре каждая сторона фигуры имеет своё особенное выражение, и чтобы по-настоящему увидеть и понять скульптуру, ею надо полюбоваться со всех сторон, посмотреть её и вблизи, чтобы рассмотреть детали, и издали, чтобы охватить глазом всю статую.

Умение смотреть и видеть — не одно и то же. Человек замечает и запоминает всё интересное, что попадает в его поле зрения. Он видит прекрасное повсюду, даже в самом будничном и обыкновенном.

Начинающий музыкант развивает свой слух ежедневными упражнениями. Человеческий глаз — это совершеннейший инструмент, лучше самой современной цифровой фотокамеры. Надо только уметь им пользоваться, тренировать его постоянно — учиться смотреть на мир глазами художника.

Нужно уметь чувствовать «музыку» картины, её художественно-образное содержание. Вот тогда произведение начинает в полную меру действовать на нас. И тут уже мы не просто смотрим на изображённый факт, а эстетически переживаем его. Много теряет зритель, не имеющий художественной восприимчивости. Тут не обойтись без определённого круга знаний, без способности глубоко чувствовать, без развития эстетической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению. Тема:"Сказочные богатыри" 2 класс. Система "Школа 2100"

Урок литературного чтения во 2 классе по системе "Школа 2100. Цель урока: сравнить "Сказки про Илью Муромца" и былину "Илья Муромец и Святогор"...

Открытый урок по изобразительному искусству на тему :" Сказочная птица."2 класс

Открытый урок по изобразительному искусству на тему :"Сказочную птица."2 класс...

Технологическая карта урока. «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») (3 класс).

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности + презентация  к уроку....

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель" 3 класс

Конспект урока по изобразительномуискусству по теме " Сказочная гжель" Культурологическая цель: воспитание эстетического вкуса учащихся.. ориентация в мире духовных ценностей. Методы обучени...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "сказочный персонаж". 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА дисциплина изоискусство Цели деятельности учителя: формирование умения передать в рисунке образы сказок, характер, полюбившегося героя...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Что может линия. («Зимний лес»)» (УМК «Школа Неменского», 2 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с приёмами выполнения зимнего пейзажа.Задачи урока:  Дидактические:1) формировать умение видеть изменения в природе;2) учиться изображать пейзаж кистью, используя ...