РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Агагулян Надия Фатыховна

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа  составлена применительно к учебной программе    «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младшего подросткового возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_6_klass_2012.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Шиловская средняя общеобразовательная школа №2

муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области

     «СОГЛАСОВАНО»

    Зам. директора по УВР_______ (                    )

    «_30_» август 2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Шиловская сош № 2

                                             Ручина Л.А.

пр.№ от             2012 г.

     Рассмотрено  на заседании ШМО

     учителей  труда, технологии, музыки, ИЗО

     протокол №______ от 30   августа 2012 г.

     Рук. ШМО                     (                      )

Рабочая  программа

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.

6 класс.

Кол-во часов в неделю:1

Составлена на основе авторской программы под редакцией Б.М.Неменского.

Разработчик  программы:  Агагулян Н.Ф., учитель ИЗО

Шилово

2012 г.

Пояснительная записка.

6 класс.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа  составлена применительно к учебной программе    «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младшего подросткового возраста.  

Цели и задачи:

 

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики,
  • декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.


        Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства.


        Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

        Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

       Обучение детей 6 класса изобразительному искусству  направлено на достижение комплекса следующих результатов.

         Личностные результаты изучения изобразительного искусства в 6 классе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
—     формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
—     принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:
—     формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
—     готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
—     умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

        Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в 6 классе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; 
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

        В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:

• в познавательной сфере:
—     познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
—     осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
—     приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
—     различать изученные виды пластических искусств;
—     воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
—     описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

• в ценностно-ориентационной сфере:
—     формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
—     развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искус-ства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
—     понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
—     уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; 

---ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
—     ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
—     организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;


• в эстетической сфере:
—     реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
—     развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
—     воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
—     проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
—     применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

           Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.

          Содержание программы   представляет собой единый блок под общим названием. В течение двух лет школьники осваивают основы изобразительного искусства: виды, образный язык, жанры, знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.  Большое внимание уделяется познанию художественной культуры  своего народа.

 

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (один раз в неделю).

Тема всего курса обучения:

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Темы разделов:

6 класс:

Тема 1. Виды изобразительного искусства (8 часов)

Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов)

 

Достижению личностных и метапредметных результатов способствует изучение изобразительного искусства в 6 классе с применением технологии этического диалога, автором которой является А.И. Шемшурина, доктор педагогических наук, зав. лаб. аксиологических основ воспитания. Элементы этического диалога используются при ознакомлении с темами:

17. Образ человека- главная тема в искусстве + Этич. диалог «Что такое красота». 

21. Портрет в скульптуре + Этич. диалог «Революция в жизни и искусстве».

22. Сатирические образы человека + Этич.  диалог «Шарж или карикатура: юмор или сатира».

26. Великие портретисты + Этич. диалог «Мы - хранители наследия».

Раздел 3 «Вглядываясь в человека. Портрет»

27. Жанры в изобразительном искусстве + Этич. диалог «Верю и верую».

28. Изображение пространства + Этич. диалог «Свой взгляд на мир»        .

33. Городской пейзаж + Этич. диалог «Родина: большая и малая». 

Раздел 4. « Человек и пространство в изобразительном искусстве».

         С целью реализации краеведческого аспекта, предусмотренного и  программой Б.М. Неменского, и образовательным стандартом, содержание тематического планирования дополнили уроки знакомства школьников с творчеством художников Рязанской области и Шиловского района.

   

         Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся является анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ; игровые формы (викторины, составление и решение кроссвордов, лото и др.).

Оценивать работы учащихся по декоративно-прикладному искусству следует по следующим критериям:

-декоративность (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы);

содержательность (полнота реализации в практической деятельности знаний, полученных в процессе восприятия);

-индивидуальность (авторская позиция, фантазия, новизна в рамках традиции).

Требования  к уровню подготовки учащихся по данной программе

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать: 

-основные жанры и виды изобразительного искусства;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

Наиболее крупные художественные музеи России и мира.

Учащиеся должны уметь:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой работе;

Анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи ( с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Система оценки  и контроль осуществляется в следующих формах:

проведение просмотров и опросов, тестов, индивидуальных и групповых бесед, создание докладов выполнение творческих работ. Итоговая оценка за урок  выставляется с учетом всех вышеперечисленных критериев.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения изобразительному искусству в 6 классе учащиеся научатся:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

•  анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

 • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству

Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / Под редакцией Б.М. Неменского,— М.: Просвещение, 2009.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.

Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ко всем урокам разработаны презентации в формате Microsoft  Office Power Point   

        Ноутбук, мультимедийный проектор, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, видеокамера.

Этюдники планшетные.

Сборники иллюстративных материалов и репродукций художников.  

К урокам разработаны презентации в формате Microsoft  Office Power Point  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...