Рабочая программа по ИЗО для 4-ого класса УМК "Планета знаний"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Наталья Назипова

Рабочая программа по ИЗО для 4-ого класса УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._izo.docx66.91 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

 «ШКОЛА № 2057»

143390 г. Москва, поселение Кокошкино, пос. Кокошкино, Дачная ул. Дом 3а

тел/факс (8495)847-85-57, E-mail: 2057@edu.mos.ru

ОКПО 06045146, ОРГН 1025003750628, ИНН/КПП 5030032182/775101001

_________________________________________________________________________________________________________________

Согласовано

Заместитель директора по содержанию образования

Плужникова Т.Ю.

________________

«» августа 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 2057

______________________

Приказ №

от «» августа 2017 г.  

Рабочая программа

по предмету: «Изобразительное искусство»

базовый уровень, 4 А класс

                                                                                                             Составитель:          Назипова Н.А., учитель начальных классов

                                                                                                                                                        ГБОУ Школа № 2057,

                                                                                              первая категория

Москва

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по изобразительному искусству 4 класса составлена на основе  нормативно-правовой базы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ)
  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт содержания начального образования II поколения
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 186 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего и среднего общего образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Учебный план школы  на 2017 – 2018 учебный год.
  • Примерная программа по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования РФ, Н. М. Сокольниковой

Основными целями изучения курса изобразительного являются:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
  • обогащение нравственного опыта, представление о добре и зле;
  • воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;  
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;  
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
  • совершенствование эстетического вкуса.

Для эффективного достижения целей предусматривается в процессе обучения решение следующих задач:

  • ознакомление учащихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
  • обучение учащихся пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства; творческим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки; способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме; основам народного и декоративно-прикладного искусства; основам дизайна; основным средствам художественной выразительности, необходимым для создания художественного образа; элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
  • формирование интереса и любови к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну; эстетического восприятия произведений искусства; представления о видах и жанрах изобразительного искусства; представления об архитектуре как виде искусства; представления о дизайне как виде искусства; представления об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства; навыков работы с различными художественными материалами;
  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;                                                                                      
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; творческого воображения, художественного мышления, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных способностей; эмоционально-эстетической и нравственной сфер личности.  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Важную роль в обучении изобразительному искусству играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют внесению особого вклада в духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся; формированию представления о мире искусства, знакомству с жанрами и видами изобразительного искусства, лучшими произведениями русских и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, национально-культурными традициями народных промыслов, с декоративным искусством и архитектурой, знаменитыми художественными музеями и картинными галереями мира; взаимосвязи с другими предметами (окружающий мир, музыка, литературное чтение, технология), формированию умения видеть прекрасное и создавать его своими руками.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Процесс изучения курса определяется разработанным календарно-тематическим планированием, которое  представляет собой  вариант структурированного учебного процесса в условиях реализации программы курса, рассчитанного на 1 час в неделю.  

     Календарно-тематическое планирование по объёму соответствует Федеральному государственному общеобразовательному стандарту содержания начального образования II поколения и требованиям, предъявляемым  к уровню подготовки выпускников начальной школы.

          На реализацию программы   в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа (час в неделю):

1 модуль – 8 часов

2 модуль – 13 часов

3 модуль – 13 часов

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир изобразительного искусства» (15 ч)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч)Знакомство с необычными художественными музеями.

«Виды и жанры изобразительного искусства» (13 ч).

Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.

«Мир декоративного искусства» (8 ч)

Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.

«Мир народного искусства» (7 ч)

Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.

«Мир архитектуры и дизайна» (5 ч)

Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты

У четвероклассников будут сформированы:

У учащихся будут сформированы:

•        осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

•        представления о роли искусства в жизни человека;

•        восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;

•        положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

•        понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;

•        основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

•        устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

•        понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

•        понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;

•        потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

•        эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);

•        восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;

•        художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

•        способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

•        понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.

Предметные

Учащиеся научатся:

•        различать основные жанры  (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;

•        называть ведущие художественные музеи России и мира; различать и            называть   цвета цветового круга (12 цветов),

основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;

•        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

•        правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография  и др.);

•        выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;

•        изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;

       передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;

•        использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;

•        изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;

•        передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

•        определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);

•        изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;

•        выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;

•        выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;

•        узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;

•        использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;

•        использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

•        передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;

•        моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;

•        выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

•        различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;

•        использовать стилизацию форм для создания орнамента;

•        создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).

•        оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Требования к уровню подготовки  обучающихся по данной программе:

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

•        самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

•        планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

•        следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

•        руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;

•        определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;

•        осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;

•        осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;

•        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;

•        вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;

•        анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.

Познавательные

Учащиеся научатся:

· находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

 использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, суток, при различной погоде);

различать многообразие форм предметного мира;

 сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

выполнять несложные модели дизайнерских объектов;

выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;

конструировать по свободному замыслу.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

анализировать приёмы изображения объектов, средств выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;

сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственно художественно-творческой деятельности;

понимать роль художника в театре, понимать символический смысл театральной декорации, созданной художником;

узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;

·задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;

· договариваться и приходить к общему решению;

· владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;

.владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.

Учащиеся получат возможность научиться:

·оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

· задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;

аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решений творческих задач.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа курса «Изобразительное искусство» (автор – Н. М. Сокольникова). –М.: АСТ: Астрель, 2012.

Учебники и учебные пособия:

Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов «Изобразительное искусство 4 класс» - учебник -  Москва: АСТ. Астрель,  2013 г.,

Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов  Рабочая тетрадь  к учебнику «Изобразительное искусство». 4 класс   Москва: АСТ. Астрель,  2014 г.

Методические    пособия    для    учителя:    

Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов Обучение в  4 классе по учебнику «Изобразительное искусство 3 класс»: программа,  методические рекомендации для учителя, поурочные разработки. Москва: АСТ. Астрель,  2013 г.

Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru

 Интерактивная доска ActivBoard с видеопроектором

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 4-ом КЛАССЕ

урока

в году

урока

в модуле

Тема урока

Разделы, темы.

Задачи урока.

Методический комментарий

Характеристика

учебной

деятельности учащихся

Дата проведения

1 модуль:  8 часов      

ВИДЫ И  ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (15 часов)

1

1

Необычные музеи.

Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого  потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Знакомство с

необычными музеями страны

Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о необычных музеях. Выражать собственное отношение к искусству как способу познания и эмоционального

отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека, основываясь на тексте, фотографиях (с. 4–5 учебника) и видеоматериалах.

Получить представления о роли архитектуры, дизайна и изобразительного искусства в жизни человека.

1-ая

учебная неделя

2

2

Анималистический жанр.

Ознакомление с анималистическим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Ознакомление с выдающимися произведениями отечественных и зарубежных художников.

Ознакомиться с выдающимися произведениями анималистического жанра. Сравнить изображение одного животного у разных художников. Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа. Выполнить задания (с. 12–13 учебника). Решать творческую задачу: слепить ком позиции «Львица со львёнком» или нарисовать обезьянку (глина или пластилин).

2-ая

учебная неделя

3

3

Школа живописи «Храбрый лев».

Обучение рисованию льва. Создание образа храброго льва. Совершенствование живописной техники (гуашь).

Рисовать общий контур животного, проработать морду, лапы, хвост и детали, создающие образ. Соблюдать пропорции фигуры льва и её частей. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественно творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения работы. Выполнить цветовое решение рисунка (акварель). Использовать приёмы акварельной живописи.

3-ая

учебная неделя

4

4

Исторический жанр.

Ознакомление с историческим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры.

Знакомиться с выдающимися произведениями исторического жанра (с. 16–17). При обсуждении в классе выражать собственное эмоционально ценностное отношение к героизму защитников Отечества. Выполнить задания (с. 28–29 учебника).

4-ая

учебная неделя

5

5

Батальный жанр.

Школа живописи и графики «Богатырское сражение»

С.18–21

Ознакомление с батальным жанром. Ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры. Обучение рисованию многофигурной композиции, передаче движения. Знакомство с музеем оружия в г. Туле. Уважение традиций.

Знакомиться с выдающимися произведениями художников        баталистов. Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа, отражающего героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Знакомиться с музеем оружия в Туле.

Решать творческую задачу: продумать композицию «Богатырское сражение».

Рисовать эпизод исторического сражения или битвы (цветные карандаши, акварель).

Подготовить небольшое сообщение об изображённом событии.

5-ая

учебная неделя

6

6

Бытовой жанр.

Ознакомление с бытовым жанром. Ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры. Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Знакомиться с выдающимися произведениями художников. Участвовать в беседе по картинам. Выражать собственное эмоциональное отношение к классическому и современному искусству. Решать творческую задачу: выбрать сюжет на тему чаепития. Продумать композицию рисунка. Рисовать композицию «Семейное чаепитие» (гуашь). Определять критерии оценки работ, анализировать и оценивать результаты художественно-творческой работы по выбранным критериям.

6-ая

учебная неделя

7

7

Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Знакомимся с пропорциями. Учимся у мастеров. Школа графики. Рисование фигуры человека. С. 24–29

Знакомимся с пропорциями фигуры человека.

Познакомиться с пропорциями фигуры человека. Знать отличия пропорций маленького ребёнка и взрослого. Участвовать в беседе по картинам М. Шагала, К. Малевича, П. Пикассо (с. 26–27). Решать творческую задачу: наметить пропорции фигуры человека и схему движения.

7-ая

учебная неделя

8

8

Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет.

С. 30–31

Продолжение знакомства с жанром портретной живописи. Сравнение предметов по высоте, ширине, объёму. Знакомство с пропорциями лица человека, мимикой. Передача на рисунке разных эмоций: радость, печаль, испуг и др.

Познакомиться с пропорциями лица человека: линия глаз, волос, основание носа, расстояние между глазами и др. Участвовать в беседе о выражении лица человека.

Научиться передавать (графически) эмоции на лице.

8-ая

учебная неделя

2 модуль:  13 часов      

9

1

Натюрморт. Перспектива (фронтальная и угло        вая).

Школа живописи и графики. «Натюрморт с двумя книгами».

С. 34–37

Освоение способов построения

перспективных сокращений  предметов во фронтальной и угловой перспективе.

Изучить способы изображения книги во фронтальной и угловой перспективе (с. 39  учебника).

Изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной перспективы.

Рисовать натюрморт с двумя книгами (карандаш, акварель). Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе её выполнения.

9-ая

учебная неделя

10

2

Пейзаж. Учимся у мастеров. Линия горизонта. Школа живописи.

Рассвет. Лунная ночь.

С. 32–34, 38–39

Обучение умению передавать

пространство на плоскости с помощью линейной и воздушной перспективы, передавать различные природные явления с помощью цвета.

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать разницу в  изображении природы в разное время суток.

Изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы.

Решать творческую задачу: рисовать на альбомном листе композиции по выбору.

10-ая

учебная неделя

11

3

Книжная графика как вид изобразительного искусства. Школа книжной графики. Иллюстрирование бас ни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». С. 40–43

Ознакомление с книжной графикой как видом искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в иллюстрациях. Развитие у учащихся умения образно характеризовать персонажей басни в рисунке. Обучение умению передавать в иллюстрации содержание бас ни, выбирать формат иллюстрации в зависимости от замысла.

Принимать участие в беседе о художниках книги, видах иллюстраций. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношение к книжной графике как искусству. Учиться у мастеров использовать средства выразительности (линию, штрих, пятно) для наилучшего воплощения замысла. Изучить иллюстрации и порядок работы (с. 40–42 учебника). Решать творческую задачу: выбрать сюжет из басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Продумать композицию рисунка.

Выполнить цветовое решение иллюстрации (акварель). В конце урока участвовать в выставке. Определять критерии оценки работ, анализировать и оценивать достижения в художественно-творческой работе по выбранным критериям (карандаш).

11-ая

учебная неделя

12

4

Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллиграфии. Чудо звери. С. 44–47

Знакомство с каллиграфией. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Обучение декорированию зверей.

Знакомиться с каллиграфией как видом искусства, с выдающимися произведения ми каллиграфии. Декорировать с помощью каллиграфических знаков (например, петелек) на тонированной бумаге пером и тушью зайчика или слона.

12-ая

учебная неделя

13

5

Компьютерная графика. С. 48–51

Ознакомление с компьютерной графикой как видом искусства. Изучение инструментов и возможностей программы Adobe PhotoShop.

Знакомиться с компьютерной графикой как видом искусства. Изучить порядок работы, выполнить задания (с. 48–52 учебника). Выражать собственное эмоциональное от ношение к компьютерной графике как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира. Изучить последовательность выполнения коллажа (с. 52 учебника). Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной работы; вносить необходимые коррективы в ходе её выполнения.

13-ая

учебная неделя

14

6

Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка». С. 52–53

Обучение рисованию в программе Adobe PhotoShop игрушки. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащегося.

Изучить порядок работы (с. 53 учебника). Выполнить на компьютере контурные рисунки «Девочка с собачкой», «Игрушечный мишка». Распечатать рисунки на принтере и раскрасить их.

14-ая

учебная неделя

15

7

Проверочный урок. Твои творческие достижения. С. 54–55

Проверка развития восприятия и оценки произведений графи ки. Проверка умения передавать пропорциональные отношения и перспективные сокращения объектов в коллаже. Проверка умения образно характеризовать персонажей.

Сравнивать произведения графики, классифицировать их по видам и жанрам. Выполнить задания (с. 54–55 учебника). Сделать фотоколлаж «Ребята и зверята». Использовать для него свои собственные снимки или вырезки из журналов. Продумать интересное размещение объектов композиции. Следить за пропорциональны ми отношениями. Объяснять причины успеха в творческой деятельности; осуществлять самооценку творческих достижений.

15-ая

учебная неделя

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (8 часов)

16

8

Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей». С. 60–63

Ознакомление с художественной керамикой и фарфором как видами декоративного искусства. Обучение умению анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства, прослеживать взаимосвязь формы и матери ала. Воспитание и развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения.

Принимать участие в обсуждении художественных достоинств изделий (керамика и фарфор). Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным керамическим и фарфоровым изделиям как произведениям искусства. Соотносить новую информацию с имеющимися знания ми по теме урока. Различать керамику тонкую (фаянс, фар фор) и грубую. Выполнить задания (с. 60–63 учебника). Решать творческую задачу: лепить, расписывать и декорировать скульптуру «Девочка с птицей» (глина или пластилин). Оценивать результаты работы.

16-ая

учебная неделя

17

9

Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя. С. 64–67

Ознакомление с художественным стеклом как видом декоративного искусства. Развитие умения прослеживать взаимосвязь формы и матери ала, анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства. Развитие способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Знакомство с ремеслом стеклодувов.

Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из стекла. Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из стекла как произведениям искусства. Познакомиться с мастерством стеклодувов. Выполнить задания (с. 64–67 учебника). Искать информацию о составе стекла и способах изготовления изделий из него.

17-ая

учебная неделя

18

10

Декоративные звери и птицы. Школа декора. С. 68–69

Изучение приёмов стилизации животных и птиц в декоративном искусстве. Ознакомление с мифологической символикой. Петух — солнце, лев — власть и храбрость, медведь — сила и добродушие. Развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы. Обучение приёмам росписи с использованием сим вола солнца — петуха. Развитие умения планировать работу и работать в коллективе.

Познакомиться с мифологическими сим волами петух, лев, медведь и их использованием в декоративном искусстве. Изучить порядок работы (с. 68–69 учебника). Решать творческую задачу: продумать этапы и расписать декоративную тарелку «Петушок». Планировать совместную работу, согласовывать действия, договариваться о результате и оценивать его.

18-ая

учебная неделя

19

11

Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Школа декоративного искусства. Чугунное кружево. Волшебный фонарь. С. 70–75

Ознакомление с художественным металлом как видом декоративного искусства. Развитие умения анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства, прослеживать взаимосвязь формы и мате риала. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из металла. Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из металла как произведениям искусства. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выполнить задания (с. 70– 75 учебника). Осуществить поиск информации о видах работ с художественным металлом. Различать в изделиях ковку и литьё. Решать творческую задачу: выполнить эскиз фонарей или нарисовать чугунную ограду с кружевными узорами (карандаш, фломастер, белый или цветной фон).

19-ая

учебная неделя

20

12

Художественный текс тиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок. С. 76–79

Ознакомление с художественным текстилем как видом декоративного искусства. Развитие умения анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства. Знакомство с мастерством ручной росписи ткани, видами батика. Знакомство с мастерством изготовления войлока и валенок. Ознакомление с московским музеем валенок и его экспонатами.

Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств текстильных изделий. Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Выражать собственное эмоциональное отношение к текстильным художественным изделиям как произведениям искусства. Познакомиться с ручной росписью ткани, традициями и видами батика. Узнать о технологии изготовления валенок. Познакомиться с музеем валенок. Выполнить задания (с. 76–79 учебника). Различать виды изделий, относящиеся к художественному текстилю

20-ая

учебная неделя

21

13

Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки. С. 80–81

Развитие художественного вкуса учащегося, его творческого потенциала. Развитие эмоционально ценностного отношения к явлениям жизни и искусства. Обучение приёмам работы с войлоком. Развитие умения декорировать объекты.

Осуществлять поиск информации о технологии валяния валенок вручную, о старинной обуви. Подготовить сообщение о музее валенок. Привести примеры, в каких народных песнях, пословицах, поговорках, сказках валенки играют главную роль.

Решать творческую задачу: нарисовать эскиз арт- объекта из валенок (карандаш, гуашь, коллаж). Составить коллекцию изображений «Сёстры и братья валенка». Подготовить презентацию своей работы.

21-ая

учебная неделя

3 модуль:  13 часов      

22

1

Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.

Обучение выполнению сетчатых орнаментов. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в орнаменте. Развитие творческих способностей. Знакомство с орнаментами народов мира.

Различать виды сетчатого орнамента и его мотивы. Выполнить сетчатый орнамент. Познакомиться самостоятельно с орнаментами народов мира.

22-ая

учебная неделя

23

2

Проверочный урок. Твои творческие достижения. С. 84–85

Проверка развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной сферы, творческого воображения, способности давать эстетическую оценку. Проверка знаний о структуре сетчатых орнаментов, о роли декоративного искусства в жизни человека. Проверка развития эмоционально ценностного отношения к явлениям жизни и искусства. Проверка умения декорировать объекты, различать изделия, относящиеся к художествен ной керамике, фарфору, стеклу и металлу.

Сравнить декоративные скульптуры В.А. Смирнова «Пара чая», выполненные в керамике и стекле. Определить их функциональное назначение. Рассказать, как материал помогает художнику выразить декоративную сущность скульптур. Вылепить из глины кашпо в виде черепашки. Использовать разнообразные приёмы декорирования. Сделать декоративный коврик «Стрекозы». Анализировать и оценивать результаты собственной художественно творческой работы, свои творческие достижения.

23-ая

учебная неделя

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО (7 часов)

24

3

Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй). Школа народного искус ства. Палехские де ревья. С. 90–91

Знакомство с традиционными народными художественными промыслами. Обучение умению копировать палехские деревья. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. Обучение умению находить отличия между традиционными школами миниатюрной живо писи.

Познакомиться с лаковой миниатюрой. Выражать собственное эмоционально ценностное отношение к народному искусству как части национальной культуры. Выполнить задания (с. 90–91 учебника). Сравнить изделия миниатюрной живописи Палеха, Мстёры и Холуя. Осуществить поиск информации о мастерах Палеха. Скопировать деревья с изделий палехских мастеров (карандаш, гуашь).

24-ая

учебная неделя

25

4

Русское кружево. Вологодские узоры. С. 92–93

Знакомство с традиционными народными художественными промыслами России. Обучение умению рисовать узоры кружева. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Принимать участие в обсуждении по теме урока о вологодском, елецком и михайловском кружеве. Учиться их различать. Выражать собственное эмоциональное от ношение к кружевным изделиям как произведениям народного искусства. Выполнить задания (с. 92–93 учебника). Повторить элементы орнамента вологодского кружева (белая гуашь, цветной фон). Выполнить эскизы изделий из вологодского кружева.

25-ая

учебная

неделя

26

5

Резьба по кости. Холмогорские узоры. С. 94–95

Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Знакомство с мастерством и традициями архангельских и чукотских косторезов. Обучение умению отличать работы холмогорских и чукотских мастеров — резчиков по кости.

Познакомиться с резьбой по кости мастеров русского Севера. Выражать собственное эмоциональное отношение к народному искусству как части национальной культуры. Выполнить задания (с. 94–95 учебника). Решать творческую задачу: нарисовать эскиз карандашницы из кости, украшенной резьбой (белый карандаш на цветном фоне).

26-ая

учебная неделя

27

6

Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы. С. 96–97

Знакомство с традиционным русским женским костюмом. Обучение умению выполнять эскизы женских головных уборов и сарафанного комплекса. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Принимать участие в обсуждении народного женского костюма. Выполнить задания (с. 99–101 учебника). Выполнить эскизы русских народных костюмов. Изготовить праздничные женские головные уборы русского Севера.

27-ая

учебная неделя

28

7

Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда народов Кавказа. Народный костюм. Музей утюга. Школа народного искусства. С. 98–101

Знакомство с традиционным русским мужским костюмом; обувью; традициями одежды народов Севера и Кавказа. Обучение умению выполнять эскизы мужских костюмов. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. Знакомство с музеем утюга (г. Переяславль- Залесский).

Принимать участие в обсуждении народного мужского костюма. Познакомиться с музеем утюга. Поиск информации о технических возможностях и художественных достоинствах старинных утюгов. Выполнить задания (с. 102–105 учебника). Выполнить эскизы русских народных костюмов.

28-ая

учебная неделя

29

8

Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства. Русский самовар. Пряничные доски. С. 102–105

Развитие устойчивого интереса к искусству и художественным традициям своего народа. Знакомство с традициями русского чаепития. Ознакомление с музеями самоваров и пряников (г. Тула) и их экспонатами. Обучение умению лепки само вара из глины и рисование пряничных досок.

Знакомиться с видами изделий тульских мастеров. Выражать собственное эмоционально ценностное отношение к традициям своего народа. Выполнить задания (с. 96–97 учебника). Нарисовать эскиз подарочного пряника в тульских традициях. Решать творческую задачу: слепить из соленого теста пряник козулю. Расписать его красками (гуашь). Осуществить поиск информации про пряники козули, традиционно изготавливаемые на русском Севере.

29-ая

учебная неделя

30

9

Проверочный урок. Твои творческие достижения. С. 106–107

Проверка наличия интереса к традиционным народным художественным промыслам. Проверка развития художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и матери алы, применяемые для создания декоративного образа. Выполнить задания (с. 106–108 учебника). Группировать, сравнивать произведения народного искусства. Определять критерии оценки работ, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно творческой работы. Объяснять причины успеха в творческой деятельности.

30-ая

учебная неделя

МИР АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА (4 часов)

31

10

Бионическая архитектура. Природные формы. С. 112–117 Бионические формы в дизайне. Школа дизайна. Мой первый автомобиль. Мебель для детской комнаты. «Скамейка слон».

Формирование представлений об архитектуре как виде искусства. Изучение формообразования на основе природных объектов. Обучение выполнению эскизных архитектурных проектов. Развитие творческих способностей. Обучение умению конструировать модель автомобиля и мебель из картона. Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Проследить взаимосвязь формы и функции объекта, то есть его назначения. Группировать, сравнивать объекты дизайна и архитектуры по их форме, используя открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Выполнить задания (с. 112–115 учебника). Решать творческую задачу: выполнить эскизный проект «Природные формы в архитектуре». Нарисовать на альбомном листе: а) дом цветок; б) дом зверь; в) дом дерево (карандаш, акварель, гуашь). Принять участие в обсуждении эстетических качеств и конструктивных возможностей бионических форм в объектах дизайна, использовать материалы учебника (с. 114–117 учебника), открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Конструировать из плотного картона автомобиль и скамейку для детской комнаты. Определять критерии оценки работ, анализировать и оценивать результаты художественно творческой работы по выбранным критериям.

31-ая

учебная неделя

32

11

Человек в дизайне. С. 118–119

Школа дизайна. Дизайн костюма.

С. 124–127

Изучение формообразования на основе фигуры человека. Обучение выполнению эскизных дизайнерских проектов. Обучение умению конструировать мебель и светильники. Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала. Обучение выполнению эскизов костюмов на основе бионических форм. Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Принять участие в обсуждении темы «Человек в дизайне», использовать мате риалы учебника (с. 118–127 учебника), открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Решать творческую задачу: моделировать мебель (стул, стол, пуфик, кресло и др.) на основе фигуры человека. Принять участие в обсуждении эстетических качеств и конструктивных возможностей бионических форм в объектах дизайна, использовать материалы учебника, открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношение к дизайнерскому костюму как произведению искусства. Решать творческую задачу: выполнить эскизы моделей современной одежды в альбоме на основе бионических форм.

33-ая

учебная неделя

33

12

Школа дизайна. Фито дизайн. Игрушки из природных материалов. С. 128–133 Музей упаковки. Школа дизайна. Упаковка для тульского пряника «Пряничный дом».

Обучение конструированию игрушек, выполнению панно из природных материалов. Развитие умения планировать работу. Развитие творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по за конам красоты. Обучение умению конструировать упаковку по выкройке. Развитие умения декорировать упаковку.

Анализировать средства выразительности и материалы, применяемые для создания произведений фитодизайна (с. 128–131 учебника). Решать творческую задачу: сделать лесных человечков или зверюшек из шишек, веток, желудей и др. Украсить этими ком позициями домашний или школьный ин терьер. Конструировать из плотного картона упаковку для тульского пряника. Декорировать упаковку аппликацией или росписью. Оценивать результаты работы.

33-ая

учебная неделя

34

13

Проверочный урок. Твои творческие достижения. С. 136–137

Проверка умения планировать работу, конструировать, моделировать и макетировать из бумаги, картона, фитоматериалов. Проверка развития творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Решать творческие задачи: Конструировать детскую площадку (бумагопластика, картон). Составить фигурки девочек из лепестков цветов. Создать фантастические портреты из одежды. Конструировать новогоднюю ёлочку: а) из фитоматериалов; б) из бумаги, упаковки, картона. Анализировать причины успеха в творческой деятельности; осуществлять самооценку творческих достижений.

34-ая

учебная неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии Узорова. ФГОС. 4 класс. Планета Знаний.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

Рабочая программа по литературному чтению. ФГОС. 4 класс. Планета Знаний

Рабочая программа по литературному чтению (ФГОС). 4 класс. Программа "Планета Знаний"...

Рабочая программа по русскому языку. ФГОС. 4 класс. Планета Знаний

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС). 4 класс. Программа "Планета Знаний"...

Рабочая программа по окружающему миру. ФГОС. 4 класс. Планета Знаний

Рабочая программа по окружающему миру (ФГОС). 4 класс. Программа "Планета Знаний"....

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Планета знаний"

Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по русскому языку для 2 класс ФГОС "Планета знаний"...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса "Планета знаний"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 клааса УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса "Планета знаний"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса УМК "Планета знаний"...