Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Корнеева Елена Александровна

Аннотация к рабочей  программе

по  курсу  «Изобразительное искусство»

УМК «Школа России»

4 класс «Б»

Учитель-Корнеева Е.А.

Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Примерной программы по изобразительному искусству, подготовленной  в рамках проекта "Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения", реализуемого Российской  Академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской  Федерации и Федерального агентства по образованию, рабочей программы по изобразительному искусству предметной линии учебников Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С. Питерских. 4 класс.

Изобразительное искусство в начальной  школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально- образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной  и духовной деятельности  растущей личности.

Цели курса:

· воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству,

·  обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

· готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

·  развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и

окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

· развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-

ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

· совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

· развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

· освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

· овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно- творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт.

В учебном плане на изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится по 1 ч в неделю, всего - 34 часа.

Планируемые результаты

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиск, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

В рамках обучения изобразительному искусству используются такие педагогические и информационные технологии как:
• технология деятельностного метода обучения;
• технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);
• технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать всистеме «взаимоконсультаций»);
• технологии дифференцированного обучения;
• игровые и здоровьесберегающие технологии;
• метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий); • компьютерных технологий (создания презентаций POWER POINT по некоторым темам курса; использование CD-дисков по предмету, дистанционной поддержки на сайте http://nachalka.seminfo.ru/ )

Оценка предметных и метапредметных результатов обучения по программе производится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (с учётом перехода на ФГОС НОО, ФГОСООО, ФГОС СОО).

УМК «Школа России» включает в себя помимо учебников широкий спектр дополнительных ресурсов, методически обеспечивающих образовательный процесс деятельностного типа для всех участников образовательного процесса. Для учителей – это методические рекомендации, методические пособия с поурочными разработками, технологические карты, дидактические материалы, электронные приложения.

1.            Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 1–4 классы

2.            Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 классы. Под ред. Б. М. Неменского

Для учеников  обучение ведется по учебникам УМК « Школа России».

Изобразительное искусство. 4 класс

3.            Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Под ред. Б. М. Неменского

4.            Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. Под ред. Б. М. Неменского

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _korneeva_e.a._rp_izo_4_kl_b.docx137.7 КБ

Предварительный просмотр:

Корнеева Е.А.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  Г. МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА N 1055

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

ПО  КУРСУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

4 КЛАСС «Б»

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧИТЕЛЬ- КОРНЕЕВА Е.А.

Принята на заседании педагогического совета …

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор …..…

__________________(инициалы, фамилия)

«___»_____________________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к курсу « Изобразительное искусство»
Авт. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С. Питерских.

УМК «Школа России»

Рабочая программа по курсу изобразительное искусство разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Данная программа составлена для реализации курса изобразительное искусство в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса изобразительного искусства 1-8 классы по программе Б.М. Неменского.

Общая характеристика предмета

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника.

Основные содержательные линии

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья- Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Цели обучения

В процессе изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
•формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
•формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
•понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
•овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Принципы

Данная рабочая программа строится на основе следующих дидактических принципов: – природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Исходя из этого, принят концентрический принцип расположения учебного материала, предполагающий выделение протяженных во времени содержательных линий; – преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начального образования для формирования

готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи в содержании образования;
–– интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств конкретного учебного

предмета для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических умений.

Ценностные ориентиры

-духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че- ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

-культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

-формирование общечеловеческих мироотношения, т.е. основой программы является принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Планируемые результаты

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиск, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

 

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс:учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М.Неменского.:Просвещение, 2012

Содержание курса

4 КЛАСС (34 ч)

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Целью художественного воспитания и обучения ре­бенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно — оно всегда выра­жает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на дру­гую — в этом основы своеобразия национальных куль­тур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур созда­ет богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художествен­ную личность».

Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не гото­вы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литератур­ные произведения, позволяющие создать целостное пред­ставление о культуре народа.

Истоки искусства твоего народа (8ч)

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивиду­ально-коллективная работа.

Задание на дом: найти изображения русской дерев­ни, ее построек.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические пред­ставления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличника­ми, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодче­ство. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «доб­рый молодец». В образе женской красоты всегда выража­ется способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внима­ние, что фигуры в детских работах должны быть в дви­жении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные празд­ники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Празд­ник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обоб­щением материала темы.

Древние города твоей земли (7ч)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной сте­ной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, пере­звоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.

Нужно раскрыть красоту городов родной земли, муд­рость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных ба­шен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу госу­дарства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. За­вершение «постройки» древнего города. Возможный ва­риант: изображение древнерусского города.

Древнерусские воины-защитники

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.

Древние города Русской земли

Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похо­жи и непохожи между собой. Изображение разных ха­рактеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивиду­альные изображения пира.

Каждый народ — художник (11 ч)

Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, Но учитель может взять для изучения, напри­мер, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание деть­ми того, что мир художественной жизни на Земле чрез­вычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказоч­ного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем па­раметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представле­ний о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Древней Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — муж­ской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гар­моничным, спортивно развитым человеком — особен­ность Древней Греции. Изображение фигур олимпий­ских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архи­тектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, кото­рым греки поклонялись).

Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цве­тущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимо­но) с передачей характерных черт лица, прически, дви­жения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выпол­няются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Образ художественной культуры средневековой За­падной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами из­учения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.

Искусство объединяет народы (8 ч)

Последняя тема завершает программу начальной шко­лы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искус­тва ребенком.

Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.

Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям приро­ды и истории.

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспева­ния материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стре­мясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душев­ной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через ис­кусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуман­ным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, лите­ратуры посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радо­сти детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путеше­ствиях, открытиях.

Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Истоки родного искусства

8

2

Древние города нашей земли

7

3

Каждый народ — художник

11

4

Искусство объединяет народы  

8

                                                                                                      Итого

34

Система оценивания планируемых результатов.

Критерии оценивания.

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация(сложность организации работы, соответствие рисунка заданной Оценка деятельности должна быть аргументирована и понятна обучающемся. Учителю следует рассказать обучающимся о критериях оценки художественной работы перед выполнением творческого задания.

На уроках изобразительно искусства высоко оценивается реализация обучающимися собственной индивидуальности, желания сделать что-то свое, нетрадиционное и нестандартное в выполнении творческой деятельности. При освоении навыков и приемов изображения в рисунке низко оценивается метод копирования. теме, название рисунка).

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе.

34 часа в год, 1 час в неделю.

Программа « Изобразительное искусство»
Авт. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С. Питерских.

Программа: Школа России.
Учебник: Изобразительное искусство. Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. 4 класс. – М.: «Просвещение», 2013.

Дата урока

No п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности

Универсальные учебные действия

предметные

личностные

метапредметные

Р а з д е л 1.Истоки родного искусства (8 часов)

1трим

1

Пейзаж родной земли

Участвовать в беседе о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками

Знать характерные черты родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу. Умение нарисовать пейзаж по памяти

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решений различных художественно- творческих задач.

1трим

2

Гармония жилья и природы. Деревня – де- ревянный мир.

Воспринимать и эстети- чески оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризо- вать значимость гармо- нии постройки с окружа- ющим ландшафтом. Объ- яснять особенности кон- струкций русской избы

Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги

конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, сво- его народа. Формиро- вание понимания осо- бой роли культуры и ис-кусства в жизни обще-ства и каждого отдель-ного человека. Форми-рование навыков кол-лективной деятельности

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

1трим

3

Образ традиционного русского дома.

Воспринимать и эстети- чески оценивать красоту русского деревянного

Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины,

Участвовать в совмест- ной творческой деятель- ности при выполнении

1трим

зовать значимость гар- монии постройки с окружающим ландшаф- том. Объяснять особен- ности конструкции рус- ской избы.

Овладение навыками конст- руирования из бумаги мо- дели избы. Создавать кол- лективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений.

своего народа. Формирование понима- ния особой роли куль- туры и искусства в жиз-ни общества и каждого отдельного человека

учебных и практических работ, реализации проек-тов. Уметь осуществлять самоконтроль и кор- ректировку хода работы и конечного результата

1трим

4

Украшение де- ревянных построек и их значение.

Воспринимать и эстети- чески оценивать красоту русского деревянного зо- дчества. Характеризовать значимость гармонии по- стройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструк- ции русской избы.

Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы в пейзаже. Изображать живописными средствами образ русской избы и других традиционных построек деревни.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественно- творческих задач.

1трим

5

Образ красоты человека. Женский портрет.

Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.

Знание традиционной наци- ональной одежды, роль го- ловного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ. Знание художников изображающих женские портреты в русских национальных

костюмах. Характеризо- вать и эстетически оцени- вать образы в произведениях художников.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.

Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи.

1трим

6

Образ красоты человека. Мужской портрет

Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность

Знать характер сельского труда. Иметь представление о своеобразии русской при- роды, деревенской местно- сти, ее жителях, специфике

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять

1трим

Братьев - Мастеров при создании русского костюма

их труда. Умение изобра- зить сцены труда из кресть- янской жизни. Овладение навыками изображения фигуры человека.

этапы работы. Овладевать основами живописи.

7

Народные праздники. Коллективное панно

Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников.

Знать несколько произведе- ний на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными

основами композиции. Умение использовать раз- личные приемы и способы выразительности при создании панно.

Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

1трим

8

Обобщение темы

Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно.

Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности для изображения характера работы.

Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Участвовать в обсуж- дении содержания и выразительных средств; понимать ценность ис- кусства в гармонии чело-века с окружающим ми-ром; моделировать кол- лективное панно и давать оценку итоговой работе.

Р а з д е л 2. Древние города нашей земли (7 часов)

1трим

1

Древнерусский город-крепость.

Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих

древнерусские города.

Конструирование башен-бойниц из

бумаги.

Знание понятия «макет», как выбиралось место для

постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать конструкцию внутреннего пространства древнего

русского города.
Умение конструировать крепостные башни, ворота Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Уметь анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по

заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре.

2рим

2

Древние соборы.

Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм.

Знание особенности собор- ной архитектуры, пропор- ции соборов. Умение объяснять, почему собор является смысловым цент- ром города. Знание конст- рукции, символики частей храма, украшений храма. Умение выполнять групп- повую работу по постройке древнего города.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Уметь анализировать образец, определять материалы, контроли- ровать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре.

2рим

3

Древний город и его жители.

Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью.

Знать организацию внутреннего пространства кремля.
Уметь написать пейзаж с церковью, передавать настроение композиции, составлять композицию,

последовательно её выполнять.

Испытывать чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи.

2рим

4

Древнерусские воины- защитники.

Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов (князя и его дружину)

Знание, как жили князь и его люди, как одевались. Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладен навыками изображения фигуры человека.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Уметь создавать элементарные композиции на заданные темы графическими материалами, и рисования фигуры человека. использовать правила  рисования фигуры человека.

2рим

5

Города Русской земли

Участвовать в беседе о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры. Изобразить живописно или графи- чески наполненного жизнью людей древнерусского города

Знать основные структурные части города. Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий.
Уметь отличать эти города

Участвовать в коллектив- ной работе по созданию макета древнего города с его жителями.

Испытывать эстетические чувства, развивать в себе художественно- творческое мышление, наблюдательность, фантазию.

Искать нужную информацию, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

2рим

6

Узорочье теремов.

Познакомиться с деко- ром городских архитек- турных построек и деко- ративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат.

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Выражать в изображении праздничную нарядность , узуорочье интерьера терема.

Формировать уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом

Уметь создавать элементарные композиции на заданную тему, использовать правила передачи пространства на плоскости в изображении внутреннего убранства палат.

2рим

7

Пир в теремных палатах. (Обобщение темы).

Знакомство с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Создавать изображения на тему праздничного пира.

Знать картины русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябуш- кина). Уметь создавать многофигурные компози- ции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Участвовать в обсуж- дении содержания и вы- разительных средств; по-нимать ценность искус-ства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллек-тивное панно и давать оценку итоговой работе. Уметь находить справочно- информа- ционный материал по

Р а з д е л 3. Каждый народ – художник (11 часов)

2рим

1

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Беседа о многообразии представлений народов мира о красоте. Знаком- ство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка

Обрести знания о необыч- ной художественной куль- туре Японии, особенности легких конструкций, по- строек в Японии.Уметь изображать природу через детали. Приобретать новые умения в работе с вырази- тельными средствами худо- жественных материалов.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Понимать особенности изображения, украше- ния и постройки в искусстве Японии.

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

2рим

2

Изображение японок в национальной одежде.

Познакомиться с традиционными представлениями о красоте японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме.

Уметь создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Приобрести новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные и композиционные навыки .

Воспринимать ува- жительно культуру и искусство других наро- дов. Формирование эс- тетических потребнос- тей в общении с искус- ством, потребности в самостоятельной прак- тической деятельности.

Приобрести новые конструктивные и композиционные навыки. Освоить новые эстетические представления о поэтической красоте мира

2рим

3

Народы гор и степей.

Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображение жизни людей в степи и горах.

Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Умение осуществлять поиск информации, ис- пользуя материалы учеб-ника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учеб-ных практических работ.

2рим

4

Города в пустыне.

Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблю- дать связь архитектур- ных построек с особен- ностями природы и при- родных материалов. Вы- полнение аппликации.

Знание особенностей архитектуры среднеазиат- ского города Умение вы- полнить объёмную аппли- кацию среднеазиатского города. Овладевать навы- ками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

Ф уважительного отношения к культуре и искусству других народов.

ормирование

У поиск информации, ис- пользуя материалы учеб-ника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учеб-ных практических работ.

мение осуществлять

2рим

5

Древняя Эллада.

Беседа о художественной культуре Древней Греции. Моделирование из бумаги конструкций греческих храмов.

Знание искусства Древней Греции, архитектуры Ак- рополя. Умение характе- ризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма. Умение моделировать из

бумаги конструкции греческих храмов

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.

Умение рационально строить свою творческую деятельность, стремиться к освоению новых знаний и умений.

2рим

6

Древнегреческие праздники. Архитектура тела. Изображение олимпийских спортсменов.

Беседа о конструктив- ности в греческом пони- мании красоты мира. Красота построения че- ловеческого тела-«архи- тектура» тела, воспетая греками.

Знание искусства древне- греческой вазописи, знание скульпторов, изображаю- щих богов. Уметь изобра- зить олимпийских спорт- сменов и участников празд- ничного шествия,(фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.

Создавать коллективное панно на тему древнегреческих праздников; овладение умением вести диалог при составлении плана работы над панно.

3трим

7

Древнегреческие праздники. Создание коллективного панно.

3трим

8

Европейские города Средневековья. Изображение готического храма. Витражи.

Беседа об образе готических городов средневековой Европы: величие и устремлён- ность вверх готического

храма, готические витра- жи и впечатление от них, портал храма, ратуша, центральная площадь. Создавать коллективное панно.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания

особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.

3трим

9

Европейские города. Создание коллективного панно.

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Участвовать в коллек- тивной творческой деятельности при выпол-нении панно. Умение рационально организо-вывать рабочее место.

3трим

10

Портрет средневекового жителя.

Беседа о средневековых готических костюмах, их вертикальных линиях, удлиненных пропорции- ях, о единстве форм кос- тюма и архитектуры, об- щее в их конструкции и украшениях.

Знание сословий разделе- ния людей, средневековых готических костюмов (вер- тикальные линии, удлинен- ные пропорции). Иметь представление о традици- онной европейской одежде средневековья. Развитие навыков изображения человека.

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно.

3трим

11

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ- художник» Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти.

Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столе- тия). Умение отличать образы городов, анализи- ровать эти отличия.

Формирование уважи- тельного отношения к культуре и искусству других народов. Фор- мирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни об- щества и каждого от- дельного человека.

Участвовать в обсуж- дении содержания и вы- разительных средств; по-нимать ценность искус-ства в гармонии чело-века с окружающим ми-ром. Уметь находить справочно-информа- ционный материал по теме и пользоваться им.

Р а з д е л 4. Искусство объединяет народы (8 часов)

3трим

1

Материнство

Познакомиться с произ- ведениями искусства, выражающими красоту материнства.Наблюдать и анализировать вырази тельные средства произ- ведений. Изобразить образ матери и дитя.

Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать и дитя. Развивать навыки  тельные средства произ- ведений. Изобразить образ матери и дитя.

Формирование эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение выражать свое отношение к произве- дению изобразительного искусства. Участвовать   в обсуждении содер- жания и выразительных средств. Умение давать оценку своей работе по заданным критериям.

3трим

2

Мудрость старости.

Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека

Знание художников, изо- бражающих пожилых лю- дей. Знание, что красота – это эстетическая и духовная категория. Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедуш- ку. Развивать навыки вос- приятия произведения искусства.

Формирование эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников

3трим

3

Сопереживание

Рассказать, что искус- ство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знаком- ство с полотнами рус- ских и европейских ху- дожников. Изобразить в самостоятельной твор- ческой работе драма- тический сюжет.

Знание, художников
и полотен Раскрывающих тему сопереживания. Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников

3трим

4

Герои- защитники. Выполнение памятника героям войны в графике.

Беседовать о героях-за- щитниках. Анализиро- вать памятники героям- защитникам.Приобретать собственный опыт в со- здании героического об- раза. Выполнение памят- ника героям войны в графике.

Знание героев п.Шимск. Знание памятников героям Отечества.
Умение выполнить памятник в графике.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с постав- ленной задачей. Умение выражать свое отноше- ние к произведению изобразительного  искусства.

3трим

5

Герои- защитники.

Памятник героям войны. Окончание работы в графике.

3трим

6

Юность и надежды.

Знакомство с произведе- ниями изобразительного искусства, посвящен- ными теме детства, юно- сти, надежде. Высказы- ваться и приводить при- меры из личного опыта. Изобразить мечту о сча- стье, подвиге, путешест- вии.

Знание основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников. Умение изобразить радость детства с помощью графических материалов

Формирование эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами владения графическими материалами.

3трим

7

Искусство народов мира.(Обобщение темы

Обобщить знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов.

Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художни- ков. Уметь выполнить коллективный коллаж,

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Участвовать в обсужде- нии содержания и выра- зительных средств; по- нимать ценность искус- ства в гармонии челове- ка с окружающим ми- ром.

3трим

8

Итоговая выставка работ.

Творческие отчёты. Обсуждение своих работ и работ одноклассников

Создавать отчёт или сообщение по выбранной теме.

Уважительно относиться к другому мнению. Высказыванию.

Умение давать оценку своей работе и работам одноклассников по заданным критериям.

Итого

34

 Учебно-методическое обеспечение

Данная программа обеспечена учебно-методическими ком- плектами для 1—4 классов общеобразовательных организаций. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.

Учебники

Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс.

Пособия для учащихся

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Пособие для учителей

Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1—4 классы.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

  1. Коллекция для видео «Чудеса Света»
  2. Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»

Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования (2 набора)
  • Коллекция бабочек для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические (1 набор)
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Технические средства обучения (ТСО)

Музыкальный центр

CD/DVD-проигрыватели

Телевизор

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Мультимедиа-проектор

Аудиторная доска с магнитной поверх- ностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Экран (на штативе или навесной)

Графический планшет

Оборудование класса

Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.