Развитие творческих способностей у первоклассников.
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Калитюк Светлана Евгеньевна

В насоящее время несколько увеличился разрыв между уровнем умений и навыковв изобразительной деятельности у детей, приходящих в 1 класс. в своей практике мы решили эту задачу за счет создания в классе нескольких групп, в которые вошли успешнорисующие дети и те, чьи навыки изображения развиты хуже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Развитие творческих способностей

                                                       у первоклассников.

     В настоящее время несколько увеличился разрыв между уровнем умений и навыков в изобразительной деятельности у детей, приходящих в 1 класс. Первые работы уже выявляют довольно высокий уровень умения и навыков у детей, систематически занимающихся изобразительной деятельностью, и слабое их развитие у начинающих рисовать. Поэтому занятия важно строить так, чтобы не допускать потерю интереса к работе у одних учащихся и не вызывать разочарования в своих способностях у других. Представляется также весьма важным в более короткое время развить элементарные художественные способности у отстающих, не оставляя без внимания их дальнейшее совершенствование у остальных. Всё это ставит педагога в сложное положение при проведении урока.

     В своей практике мы решили эту задачу за счет создания в классе нескольких групп, в которые вошли успешно рисующие дети и те, чьи навыки изображения развиты хуже. Объединение учеников в группы позволило получить на уроке несколько помощников: ученик, наиболее подготовленный, сидя рядом или впереди, невольно показывает те простые технические приемы, которыми не владеет его сосед. При этом мы предупреждаем пассивное копирование и подражание с работы помощника благодаря предварительному обсуждению замысла рисунка, его композиции, что позволяет сохранить индивидуальность даже в том случае, когда некоторые приемы ребенок выполняет, как рисующий рядом. Ученику же, приступающему к работе над рисунком более грамотно, рекомендуем усложненное задание, связанное с использованием не одного, а нескольких приемов, позволяющих создать художественный образ более выразительно. Например, предлагаем украсить изображаемый предмет элементами декоративного узора или динамичнее передать некоторые объекты в рисунке, показать их взаимодействие друг с другом. В результате такой организации работы требуется меньше времени на индивидуальный показ способов изображения, выполненных у доски.

     Мы убедились, что во время выполнения практического задания рабочая атмосфера в классе предполагает некоторое общение учащихся, и оно является одним из путей развития замысла, который у младшего школьника формируется постепенно, в ходе выполнения рисунка. Поэтому своевременные советы одноклассников могут существенно обогатить и дополнить изображение некоторыми характерными деталями.

     Каждому учителю изобразительного искусства известно, какое значение имеет беседа с детьми, проводимая перед практической работой. Некоторые дети сразу же после её начала приступают к работе. Простые запреты в этот момент – малоэффективны. Через некоторое время ребенок вновь берется за кисть или карандаш. Последствия его деятельности проявятся незамедлительно. Ребенок, не обративший внимание на объяснение учителем правил и способов изображения, либо делает маловыразительный рисунок, либо, столкнувшись с трудностями, вообще отказывается от дальнейшего его выполнения. Активизировать внимание ученика, заинтересовать в правильном создании изображения помогает игровая форма работы.

     Так, изучая жанры живописи и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином, мы используем игровую деятельность. Составляем, например, кроссворд, в котором слово для запоминания образуется из выделенных букв других слов, известных ребёнку. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий  материалов и инструментов, терминов, используемых художником.

     Особенно важна игровая форма после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью мы используем игру – соревнование между двумя или тремя группами. Так, детям предлагалось поочередно, выходя к доске, разложить (на заранее подготовленных столах, мольбертах) в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно – прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельно вырезанных элементов. Во время проведения таких игр – соревнований используем различные жетоны, позволяющие контролировать дисциплину и правильность выполнения задания. По итогам игры определяем победителя.

     Включение игровых приемов может быть использовано и для закрепления изученного материала, обобщения при показе основных приемов работы. Игра проходит занимательнее и интереснее в том случае, когда и в конце занятия тоже используется игровой момент. Например, после завершения задания в классе появляется кукла, которая опоздала или пропустила урок. Детям предлагается объяснить ей, что она могла узнать нового, если бы вовремя пришла на занятие. Вопросы, задаваемые учителем от лица куклы, создают у детей чувство сопереживания, стремления рассказать подробнее о том, что они сами узнали на уроке.

     Очень важно определить место и время, отводимое игре на уроке. На занятии следует предлагать не более одного игрового приема, на следующем занятии его можно изменить или дать новый. Игровые приемы не должны применяться слишком часто, по мере формирования у детей навыков учебной работы их постепенно можно сокращать.

     Предложенные формы работы не могут в полной мере влиять на развитие способности в изобразительной деятельности у детей. Они лишь создают эмоциональный фон на уроке, что является очень важным, так как помогают включить в работу воображение и фантазию ребенка, без которых невозможно творчество.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...

«Кружковая деятельность как средство развития творческих способностей первоклассников».

Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей во внеурочной деятельности ученика.Исходя из цели, определены следующие зада...

Развитие творческих способностей у первоклассников

Данная презентация состоит из десяти слайдов. Её можно использовать на родительских собраниях, на ШМО. В данной презентации подробно разъясняется: что такое творческие способности обучающихся, для чег...

Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей первоклассников»

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей, не может быть одинаковым у всех детей. С этой целью были созданы нетрадиционные техники рисования (НТР), где разнообразие способов...