«Кружковая деятельность как средство развития творческих способностей первоклассников».
статья (1 класс) на тему

Жиркова Надежда Ивановна

Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей во внеурочной деятельности ученика.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.

2. Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников  во внеурочной деятельности.

3. Обеспечить диагностику развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_seminare.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Кружковая деятельность как средство развития творческих способностей первоклассников».

Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей во внеурочной деятельности ученика.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.

2. Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников  во внеурочной деятельности.

3. Обеспечить диагностику развития творческих способностей.

Важную роль в развитии творческих способностей играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления [5].

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

- применение методов организации творческой деятельности.

Основу творческого мышления представляют следующие черты:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;

- видение новой функции знакомого объекта;

- видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом;

- умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску;

- умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Таким образом, творческое мышление – мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Для развития творческого мышления учащимися выполняются творческие задания, ориентированные на создание нового:

«Составь загадку»;

«Фантастический рассказ»;

«Создадим сказку ( историю) о……..»;

«Если бы у меня...»

«Мастерская поделок»

«Завод игрушек»

«Путаница» и др.

Для выполнения этих заданий мы использовали отдельные приемы фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методов активизации мышления – синектики, метода фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов. Освоение методов происходило преимущественно в групповой деятельности с последующим коллективным обсуждением.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Для развития творческого воображения учащихся предлагали следующие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям («Волшебные предметы и их хозяева», «Старая сказка на новый лад», «Найди друзей», «Что лишнее?», «Цепочка» и т.д.);
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами («Конструкторы», «Что есть у…?», «Лифт», «Замени часть», «Собери предмет», «Веселый мяч» и т.д.);
  • рассматривать систему в развитии («Из прошлого в будущее», «Что делать?»);
  • делать предположения прогнозного характера («Дорисуй, что я задумал», «Если бы у меня» и др.);

Научный анализ проблемы, практика работы образовательных учреждений показывает, что развивающая работа не имеет эффективного результата, если не основывается на предварительном и текущем изучении уровня развития той или иной способности ребенка. Д.Б. Эльконин указывал на управляемость развития способностей, на необходимость учета начального уровня и осуществление контроля за процессом развития, что способствует выбору направлений в последующей работе. Поэтому первым этапом в нашей исследовательской работе явилось изучение развитости творческих способностей учащихся 1 классов при поступлении в школу, что стало отправной точкой для построения формирующего эксперимента.

Были использованы тесты Торренса. Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на продукты, а на сам процесс творческого мышления. Тесты Торренса основаны на показателях, которые определяются факторами, установленными в исследованиях Дж. Гилфорда, а именно: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.

Беглость включает в себя два компонента: беглость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного процесса – это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.

Оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе.

Разработанность - тщательность разработки ответов (значимая деталь (идею), дополняющая исходную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами, цвет, специальная штриховка, украшение, поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса, выход за рамки задания большей части рисунка).

Полученные результаты диагностики творческих способностей показывают, что средний балл показателя беглости или продуктивности выполнения теста у испытуемых  составляет 4,83 балла, что является ниже нормы.

Средний балл показателя гибкости по классу равен 3,08 баллам, что является невысоким. Средний балл оригинальности  по классу составляет 3,33 балла. Этот показатель тоже характеризует  среднюю интеллектуальную активность.         Средний балл контрольного класса по разработанности составляет 26,33 балла, что является средним показателем.

В целом, оценка творческих способностей класса является средней. Для развития у ребенка творческих способностей необходимы различные подходы, способствующие созданию условий для реализации у учащихся своих задатков.

В первом классе, наиболее предпочтительной формой внеклассной работы является кружок.

Достоинствами этой формы внеклассной работы являются:

- благоприятная эмоциональная обстановка, разнообразные увлекательные формы;

- более разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке;

- углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся;

- психологическая установка на творческую работу.

Кружок «Познавай-ка» носит интегрированный характер.

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, готовой применить все свои знания и умения на практике, повышение мотивации обучения через развитие творческих способностей младших школьников.

Методы, формы и виды работ: наглядность, дифференцированный подход, личностно-деятельностный подход, индивидуальная работа, коллективная работа, методы творчества, использование различных раздаточных материалов, использование занимательных материалов, энциклопедических и электронных пособий, ИКТ, материалов повышенной трудности и др.

Практические виды деятельности: изобразительная деятельность, схематизация, конструирование, сочинение сказок (историй), составление загадок, описаний, сравнений, метафор, пословиц, фантастических сюжетов и т. п.

Формы подведения итогов: тесты, викторины, интеллектуальные конкурсы, КТД, выставки, рефераты, компьютерные презентации, доклады, проекты.

По окончании формирующего этапа мы провели контрольный срез для выявления динамики развития творческих способностей. При этом были использованы та же методика.

По всем четырем показателям творческих способностей наблюдается улучшение. Так средний показатель беглости или продуктивности по всему классу констатирующего этапа составляло 4,83 балла, а контрольного 8,16 баллов. По сравнению с предыдущей диагностикой выполнили намного больше рисунков, при этом имеется тенденция в сторону качественного, не только в сторону количественного увеличения, рисунки наиболее разработанные. Максимальное количество выполненных рисунков составляет восемь из десяти, что является наиболее существенным скачком по сравнению с констатирующим этапом исследования. Показатель гибкости также увеличился за счет продуктивности рисунков и составляет 6,25 баллов, констатирующего этапа 2,75 баллов. Показатель оригинальности увеличился существенно и составляет 5,16 балла (констатирующего 2,91 балла). Показатели разработанности контрольного и констатирующего этапов составляет 31,4 баллов и 25,75 балла.

Сравнительный анализ результатов диагностики

Таким образом, мы приходим к выводам, что дети:

  1. Научились быстро переключаться с одного задания на другое.
  2. Умеют найти несколько различных путей решения одной и той же задачи, что свидетельствует об информированности и повышении мотивации.
  3. Способны выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных, что  характеризует интеллектуальную активность.

И все это качества формируют готовность к изобретательской и конструктивной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк.-  М., 1991 г.
  2. Голованова И. Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами. - М., 1995. - 271с.
  3. «Золотой ключик» творческого мышления // Сборник методических материалов дошкольного образовательного учреждения детского сада № 277. (Авторский коллектив: Лелюх С.В., Прокопьева Л.А., Андреева Е.В., Гончарова Л.А., Яковлева Н.А.) / Под ред. Т.А. Сидорчук. – Челябинск, 2000. – 84 с.
  4. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
  5. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
  6. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.– М.: Педагогика, 2006. – 280 с.
  7. Терехова Г. В. Программа "Уроки творчества". - М., 2006
  8. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности: Метод. руководство. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать не только образованных граждан, но и способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно испол...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

В данной статье рассказывается об организации проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»

В настоящее время очень актуальной является проблема активности детей, их интереса к учебе. Нельзя не заметить тот факт, что у учеников уже в начальных классах страдает мотивация и интерес к получению...

Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей первоклассников»

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей, не может быть одинаковым у всех детей. С этой целью были созданы нетрадиционные техники рисования (НТР), где разнообразие способов...