Рабочая программа по ИЗО (5 класс)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) на тему

Снычева Анна Николаевна

Рабочая программа по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5_klass.docx98.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 5»

144010, Московская область, г. Электросталь, ул. Ялагина, дом 22А,  тел.: 8-496-57-3-62-91, 3-13-67

                                                                                              УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ№ 5»

                                                                     _______________ О.Н.Сахарова

Приказ № 217-ОД от 01.09.2017 года

                                                                                                              М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

5 класс

                   

Составитель:  Снычева Анна Николаевна

учитель изобразительного искусства

2017 год

Пояснительная записка

         Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» составлена в соответствии со следующими документами ФГОС ООО:

 - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273;

  - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»;

- Образовательная программа МОУ «СОШ № 5» г.о. Электросталь Московской области;

- Учебный план МОУ «СОШ № 5» г.о. Электросталь на 2017-2018 учебный год.

         Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству Б. М. Неменского. Данная программа ориентирована на учащихся 5 класса. На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 35 часов, что полностью соответствует  авторской программе.

    Программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» разработана в соответствии с целями МОУ «СОШ № 5» и образовательными запросами обучающихся, родителей. 

                       

Основное содержание программы

№ п\п

Название раздела

Кол-во часов

1

Древние корни народного искусства

8

2

Связь времен в народном искусстве

9

3

Декор, человек, общество

8

4

Декоративное искусство в современном мире

10

ИТОГО

35

Ожидаемые результаты

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве.

Целью художественного образования является:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

                                                         

Требования к уровню подготовки учащихся

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов;
  • единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале.

Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству для 5 А класса (35 часов)

№ уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме 

Плановые сроки

Фактические сроки

Древние корни народного искусства (8 часов)

 1.

  Инструктаж по Т.Б.

Древние образы в народном искусстве

  Изучение традиционных образов народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Беседа, работа с учебником и макетом. Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах росписи и резьбе по дереву.  Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.

  Материалы: карандаш, бумага

4.09.17 – 8.09.17

2.

Орнамент как основа декоративного украшения

 Урок формирования новых знаний, умений, навыков.Работа над украшением элементов избы. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный,

смешанный). Разбор задания. 

Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая  

Материалы: карандаш, бумага

11.09.17 – 15.09.17

3.

Конструкция, декор предметов народного быта

Разбор органического единства пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов Беседа, работа с учебником. Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда, наличники). Материалы: карандаш,          Рабочая программа бумага, краски

18.09.17 – 22.09.17

4

Внутренний мир русской избы

Коллективная работа «В русской избе». Материал глина (пластилин), стеки, фольга, Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе.  Беседа, работа с учебником и пособиями.  Выполнение ковша -уточки

25.09.17 -  29.09.17

5

Орнаменты русской народной вышивки

Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце. (Крестьянская вышивка -  сокровищница древних образов и мотивов). Условность языка орнамента, его символическое значение.   Эскиз узора вышивки на полотенце. Использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства.  Беседа, работа с

 учебником

2.10.17 – 6.10.17

6

Народный праздничный костюм

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. Эвристическая беседа.

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ

9.10.17 – 13.10.17

7

Народные праздничные обряды

Повторительно-обобщающий урок

Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань

Роль декоративно - прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

16.10.17 -  20.10.17

8

Связь времен в народном искусстве

Соревновательная игра на повторение народных промыслов. Выполнение конкурсных заданий Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Различение произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного. Просмотр и обсуждение фильма

23.10.17 – 27.10.17

Связь времен в народном искусств (9 часов)

9

Древние образы в современных народных игрушках

Выполнение игрушки и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти

6.11.17 – 10.11.17

10

Древние образы в современных народных игрушках

Продолжение работы.

Использование выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности.

13.11.17-17.11.17

11

Искусство Гжели

Знакомство с историей развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Просмотр и обсуждение фильма. Особенности гжельской росписи. Упражнения по росписи

20.11.17 – 24.11.17

12

 Истоки и современное развитие промысла

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Выполнение  гжельской росписи на предмете

27.11.17 – 1.12.17

13

Роспись Гжели

Продолжение работы.  Пытаться передать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета

4.12.17 -  8.12.17

14

Искусство Городца

Знакомство с историей развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Презентация по теме.  Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти

11.12.17 – 15.12.17

15

Истоки и современное развитие промысла

Продолжение работы. Роспись доски или любого предмета.  Использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

18.12.17 – 22.12.17

16

Роспись предмета

Продолжение работы

8.01.18 – 12.01.18

17

Искусство Жостова

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая).  Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма.  Презентация по теме Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти

15.01.18 – 19.01.18

Декор, человек, обществ (8 часов)

18

Роспись предмета

Продолжение работы

22.01.18- 26.01.18

19

Золотая хохлома. История промысла

Из истории промысла. Использование

 традиционных приемов росписи.

Технология изготовления посуды и росписи. Презентация по теме.  Прорисовка отдельных элементов

29.01.18 - 2.02.18

20

Золотая хохлома

Продолжение работы. Роспись предмета

5.02.18 – 9.02.18

21

Роль народных промыслов в современной жизни

Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов

 народных промыслов в современном искусстве.  Беседа, работа с учебником. Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей

12.02.18 – 16.02.18

22

Зачем людям украшения

Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов.  Учимся видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.  Беседа, работа с учебником

19.02.18 – 23.02.18

23

Декор и положение человека в обществе

Выполнение эскизов орнаментального

 украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти.  Беседа, работа с учебником

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта

26.02.18 – 2.03.18

24

Одежда говорит о человеке

Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус.  Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти

5.03.18 – 9.03.18

25

Декор и положение человека в обществе

Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору). Работа в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры,

 композиция. Презентация.

12.03.18 – 16.03.18

Декоративное искусство в современном мире (10 часов)

26

Символы и эмблемы в современном обществе

 Продолжение работы. Выполнение герба.  Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы.   Презентация.

19.03.18 – 23.03.18

27

Роль декоративного искусства в жизни человека

Урок-повторение. Решение кроссвордов,

 участие в викторине, играх, конкурсах.

Декоративно-прикладное искусство в

 повседневной жизни человека.

2.04.18 – 6.04.18

28

Современное выставочное искусство

Знакомство с ногообразием материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Виды ДЛИ.

9.04.18 - 13.04.18

29

Мастер декоративно-прикладного искусства (кукла)

Изготовление тряпичной куклы

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.

 Использование выразительных возможностей материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе.  

Беседа, работа с учебником

16.04.18 – 20.04.18

30

Мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)

Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Разбор задания. Беседа Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

23.04.18 – 27.04.18

31

Мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)

Продолжение работы. Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

30.04.18 – 4.05.18

32

Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (панно)

Урок творческого применения умений и навыков. Презентация по теме.

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу

Этапы работы над произведением ДПИ

7.05.18 –11.05.18

33

Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (панно)

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой

 интерпретацией.

14.05.18 – 18.05.18

34

Ты сам мастер декоративно-прикладного

искусства (панно)

Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу

21.05.18 – 25.05.18

35

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Урок – обобщения и повторения

Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире

28.05.18 – 31.05.18

Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству для 5 Б класса (35 часов)

№ уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме 

Плановые сроки

Фактические сроки

Древние корни народного искусства (8 часов)

 1.

  Инструктаж по Т.Б.

Древние образы в народном искусстве

  Изучение традиционных образов народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Беседа, работа с учебником и макетом. Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах росписи и резьбе по дереву.  Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.

  Материалы: карандаш, бумага

4.09.17 – 8.09.17

2.

Орнамент как основа декоративного украшения

 Урок формирования новых знаний, умений, навыков.Работа над украшением элементов избы. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный,

смешанный). Разбор задания. 

Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая  

Материалы: карандаш, бумага

11.09.17 – 15.09.17

3.

Конструкция, декор предметов народного быта

Разбор органического единства пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов Беседа, работа с учебником. Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда, наличники). Материалы: карандаш,          Рабочая программа бумага, краски

18.09.17 – 22.09.17

4

Внутренний мир русской избы

Коллективная работа «В русской избе». Материал глина (пластилин), стеки, фольга, Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе.  Беседа, работа с учебником и пособиями.  Выполнение ковша -уточки

25.09.17 -  29.09.17

5

Орнаменты русской народной вышивки

Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце. (Крестьянская вышивка -  сокровищница древних образов и мотивов). Условность языка орнамента, его символическое значение.   Эскиз узора вышивки на полотенце. Использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства.  Беседа, работа с

 учебником

2.10.17 – 6.10.17

6

Народный праздничный костюм

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. Эвристическая беседа.

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ

9.10.17 – 13.10.17

7

Народные праздничные обряды

Повторительно-обобщающий урок

Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань

Роль декоративно - прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

16.10.17 -  20.10.17

8

Связь времен в народном искусстве

Соревновательная игра на повторение народных промыслов. Выполнение конкурсных заданий Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Различение произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного. Просмотр и обсуждение фильма

23.10.17 – 27.10.17

Связь времен в народном искусств (9 часов)

9

Древние образы в современных народных игрушках

Выполнение игрушки и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти

6.11.17 – 10.11.17

10

Древние образы в современных народных игрушках

Продолжение работы.

Использование выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности.

13.11.17-17.11.17

11

Искусство Гжели

Знакомство с историей развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Просмотр и обсуждение фильма. Особенности гжельской росписи. Упражнения по росписи

20.11.17 – 24.11.17

12

 Истоки и современное развитие промысла

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Выполнение  гжельской росписи на предмете

27.11.17 – 1.12.17

13

Роспись Гжели

Продолжение работы.  Пытаться передать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета

4.12.17 -  8.12.17

14

Искусство Городца

Знакомство с историей развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Презентация по теме.  Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти

11.12.17 – 15.12.17

15

Истоки и современное развитие промысла

Продолжение работы. Роспись доски или любого предмета.  Использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

18.12.17 – 22.12.17

16

Роспись предмета

Продолжение работы

8.01.18 – 12.01.8

17

Искусство Жостова

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая).  Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма.  Презентация по теме Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти

15.01.18 – 19.01.18

Декор, человек, обществ (8 часов)

18

Роспись предмета

Продолжение работы

22.01.18- 26.01.18

19

Золотая хохлома. История промысла

Из истории промысла. Использование

 традиционных приемов росписи.

Технология изготовления посуды и росписи. Презентация по теме.  Прорисовка отдельных элементов

29.01.18 - 2.02.18

20

Золотая хохлома

Продолжение работы. Роспись предмета

5.02.18 – 9.02.18

21

Роль народных промыслов в современной жизни

Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов

 народных промыслов в современном искусстве.  Беседа, работа с учебником. Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей

12.02.18 – 16.02.18

22

Зачем людям украшения

Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов.  Учимся видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.  Беседа, работа с учебником

19.02.18 – 23.02.18

23

Декор и положение человека в обществе

Выполнение эскизов орнаментального

 украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти.  Беседа, работа с учебником

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта

26.02.18 – 2.03.18

24

Одежда говорит о человеке

Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус.  Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти

5.03.18 – 9.03.18

25

Декор и положение человека в обществе

Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору). Работа в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры,

 композиция. Презентация.

12.03.18 – 16.03.18

Декоративное искусство в современном мире (10 часов)

26

Символы и эмблемы в современном обществе

 Продолжение работы. Выполнение герба.  Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы.   Презентация.

19.03.18 – 23.03.18

27

Роль декоративного искусства в жизни человека

Урок-повторение. Решение кроссвордов,

 участие в викторине, играх, конкурсах.

Декоративно-прикладное искусство в

 повседневной жизни человека.

2.04.18 – 6.04.18

28

Современное выставочное искусство

Знакомство с ногообразием материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Виды ДЛИ.

9.04.18 - 13.04.18

29

Мастер декоративно-прикладного искусства (кукла)

Изготовление тряпичной куклы

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.

 Использование выразительных возможностей материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе.  

Беседа, работа с учебником

16.04.18 – 20.04.18

30

Мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)

Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Разбор задания. Беседа Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

23.04.18 – 27.04.18

31

Мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)

Продолжение работы. Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

30.04.18 – 4.05.18

32

Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (панно)

Урок творческого применения умений и навыков. Презентация по теме.

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу

Этапы работы над произведением ДПИ

7.05.18 –11.05.18

33

Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (панно)

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой

 интерпретацией.

14.05.18 – 18.05.18

34

Ты сам мастер декоративно-прикладного

искусства (панно)

Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу

21.05.18 – 25.05.18

35

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Урок – обобщения и повторения

Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире

28.05.18 – 31.05.18

Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству для 5 В класса (35 часов)

№ уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме 

Плановые сроки

Фактические сроки

Древние корни народного искусства (8 часов)

 1.

  Инструктаж по Т.Б.

Древние образы в народном искусстве

  Изучение традиционных образов народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Беседа, работа с учебником и макетом. Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах росписи и резьбе по дереву.  Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.

  Материалы: карандаш, бумага

4.09.17 – 8.09.17

2.

Орнамент как основа декоративного украшения

 Урок формирования новых знаний, умений, навыков.Работа над украшением элементов избы. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный,

смешанный). Разбор задания. 

Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая  

Материалы: карандаш, бумага

11.09.17 – 15.09.17

3.

Конструкция, декор предметов народного быта

Разбор органического единства пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов Беседа, работа с учебником. Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда, наличники). Материалы: карандаш,          Рабочая программа бумага, краски

18.09.17 – 22.09.17

4

Внутренний мир русской избы

Коллективная работа «В русской избе». Материал глина (пластилин), стеки, фольга, Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе.  Беседа, работа с учебником и пособиями.  Выполнение ковша -уточки

25.09.17 -  29.09.17

5

Орнаменты русской народной вышивки

Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце. (Крестьянская вышивка -  сокровищница древних образов и мотивов). Условность языка орнамента, его символическое значение.   Эскиз узора вышивки на полотенце. Использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства.  Беседа, работа с

 учебником

2.10.17 – 6.10.17

6

Народный праздничный костюм

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. Эвристическая беседа.

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ

9.10.17 – 13.10.17

7

Народные праздничные обряды

Повторительно-обобщающий урок

Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань

Роль декоративно - прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

16.10.17 -  20.10.17

8

Связь времен в народном искусстве

Соревновательная игра на повторение народных промыслов. Выполнение конкурсных заданий Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Различение произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного. Просмотр и обсуждение фильма

23.10.17 – 27.10.17

Связь времен в народном искусств (9 часов)

9

Древние образы в современных народных игрушках

Выполнение игрушки и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти

6.11.17 – 10.11.17

10

Древние образы в современных народных игрушках

Продолжение работы.

Использование выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности.

13.11.17-17.11.17

11

Искусство Гжели

Знакомство с историей развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Просмотр и обсуждение фильма. Особенности гжельской росписи. Упражнения по росписи

20.11.17 – 24.11.17

12

 Истоки и современное развитие промысла

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Выполнение  гжельской росписи на предмете

27.11.17 – 1.12.17

13

Роспись Гжели

Продолжение работы.  Пытаться передать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета

4.12.17 -  8.12.17

14

Искусство Городца

Знакомство с историей развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Презентация по теме.  Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти

11.12.17 – 15.12.17

15

Истоки и современное развитие промысла

Продолжение работы. Роспись доски или любого предмета.  Использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

18.12.17 – 22.12.17

16

Роспись предмета

Продолжение работы

8.01.18 – 12.01.8

17

Искусство Жостова

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая).  Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма.  Презентация по теме Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти

15.01.18 – 19.01.18

Декор, человек, обществ (8 часов)

18

Роспись предмета

Продолжение работы

22.01.18- 26.01.18

19

Золотая хохлома. История промысла

Из истории промысла. Использование

 традиционных приемов росписи.

Технология изготовления посуды и росписи. Презентация по теме.  Прорисовка отдельных элементов

29.01.18 - 2.02.18

20

Золотая хохлома

Продолжение работы. Роспись предмета

5.02.18 – 9.02.18

21

Роль народных промыслов в современной жизни

Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов

 народных промыслов в современном искусстве.  Беседа, работа с учебником. Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей

12.02.18 – 16.02.18

22

Зачем людям украшения

Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов.  Учимся видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.  Беседа, работа с учебником

19.02.18 – 23.02.18

23

Декор и положение человека в обществе

Выполнение эскизов орнаментального

 украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти.  Беседа, работа с учебником

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта

26.02.18 – 2.03.18

24

Одежда говорит о человеке

Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус.  Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти

5.03.18 – 9.03.18

25

Декор и положение человека в обществе

Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору). Работа в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры,

 композиция. Презентация.

12.03.18 – 16.03.18

Декоративное искусство в современном мире (10 часов)

26

Символы и эмблемы в современном обществе

 Продолжение работы. Выполнение герба.  Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы.   Презентация.

19.03.18 – 23.03.18

27

Роль декоративного искусства в жизни человека

Урок-повторение. Решение кроссвордов,

 участие в викторине, играх, конкурсах.

Декоративно-прикладное искусство в

 повседневной жизни человека.

2.04.18 – 6.04.18

28

Современное выставочное искусство

Знакомство с ногообразием материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Виды ДЛИ.

9.04.18 - 13.04.18

29

Мастер декоративно-прикладного искусства (кукла)

Изготовление тряпичной куклы

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.

 Использование выразительных возможностей материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе.  

Беседа, работа с учебником

16.04.18 – 20.04.18

30

Мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)

Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Разбор задания. Беседа Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

23.04.18 – 27.04.18

31

Мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)

Продолжение работы. Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

30.04.18 – 4.05.18

32

Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (панно)

Урок творческого применения умений и навыков. Презентация по теме.

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу

Этапы работы над произведением ДПИ

7.05.18 –11.05.18

33

Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (панно)

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой

 интерпретацией.

14.05.18 – 18.05.18

34

Ты сам мастер декоративно-прикладного

искусства (панно)

Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу

21.05.18 – 25.05.18

35

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Урок – обобщения и повторения

Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире

28.05.18 – 31.05.18

Перечень учебно – методического обеспечения

Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017.

                                 

Перечень материально-технического обеспечения

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

Магнитная доска

Проектор, компьютер, экран

Инструменты для работы

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО №1 от « 29 » августа 2017 г.

СОГЛАСОВАНО.

Зам.директора по УВР _______________ / Т.Н.Снычева/

« 29 » августа 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....