Методическая разработка воображение и декупаж
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Методическая разработка «Возможности техники декупаж в развитии творческого воображения ребенка» направление на развитие творческх способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_voobrazhenie_i_dekupazh.odt639.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»

ОТДЕЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ

«Возможности техники декупаж в развитии творческого воображения ребенка»

Автор: Сергеева Е.А., педагог дополнительного образования

Г. Краснодар, 2017 г.

«Возможности техники декупаж в развитии творческого воображения ребенка». Методическая разработка. 2017 г.

Методическая разработка «Возможности техники декупаж в развитии творческого воображения ребенка» направление на развитие творческх способностей детей. В этой разработке сделана попытка найти и обобщить опыт психологов и педагогов, использующийся в работе с детьми, для раскрытия и активизации ресурсных возможностей ребенка.

Структура методической разработки «Возможности техники декупаж в развитии творческого воображения ребенка».

1.Аннотация

В аннотации даны направления методической разработки, применение которой позволит наиболее полно активизировать творческие возможности ребенка

2.Стуктура

        В структуре дана краткая информация содержания глав в методической разработке.

3.Введение

        В введении раскрывается актуальность данной работы, о важности развития воображения у детей, так как воображение является важнейшей стороной творческого потенциала каждого человека.

4.Основная часть

        Основная часть содержит психолого-педагогические методы и методики, позволяющие выявить уровень развития воображения, а также технологии, методы и игры, направленные на развитие воображения

5.Заключение

        В заключении даются выводы, которые предполагают, что данная система работы может быть реализована в условиях современных учреждений дополнительного образования и может положительно влиять на развитие творческой личности.

Приложение:

6.Список использованных источников

7.Приложение

        Прилагаются опорные конспекты занятий, в которых можно проследить, как применять различные технологии, методы, игры в работе с детьми

Введение

Воображение это процесс творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность,  и создание на этой основе других представлений, отсутствующих ранее. Это уникальная способность мозга создавать мысленные идеи, образы, представления, основываясь на предыдущем опыте. Чем больше ребенок получает впечатлений, эмоций, знаний, тем богаче будет его воображение.

Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей  в конкретные практические проблемы, так как через творчество у ребенка развивается мышление, а этому способствует настойчивость и выраженные интересы.

Развитию воображения способствуют: Ситуация незавершенности; Разрешение и даже поощрение множества вопросов; Стимулирование независимости, самостоятельных разработок; Позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Одним из основных видов воображения является агглютинация – это создание нового образа из частей других образов.

Агглютинация как вид воображения наиболее подходит для развития творческого потенциала у детей в технике декупаж, так как указанная техника предполагает  оперирование готовыми изобразительными блоками.

Цель: способствовать развитию творческого воображения ребенка посредством изобразительной деятельности, используя нетрадиционные методы и приемы.

        Каждый период детского развития творческого воображения работает особенным образом. Опыт ребенка складывается и растет постепенно, отличается глубоким своеобразием. В связи с отсутствием опыта ребенок живет в фантастическом мире. В процессе развития ребенка накапливается опыт и развивается его воображение, достигая зрелости только у взрослого человека.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это тесно взятый с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.

Технология теории решения изобретательных задач это эффективное условие развития творческого воображения ребенка в изобразительной деятельности.

В последние годы главным концептуальным вопросом психологии и педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Но если само понятие «творческая личность» можно считать в той или иной степени определенным, то разработка единой концепции ее развития находится в стадии поиска и становления. По мнению О. Белобрыкиной наметившаяся в современный период тенденция к гуманизации образования способствует кардинальному изменению подходов к ребенку,  который перестает быть лишь объектом приложения знаний педагога и становится равноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса. Естественно, что меняется и роль взрослого в этом процессе. Теперь он выступает не столько в роли чуть ли не единственного источника знаний, сколько в роли направляющего, задача которого – дать ребенку реальную возможность овладеть разнообразными способами получения знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать личностью свободной, разносторонне развитой, мыслящей, способной адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам, не отступающей перед трудностями и неудачами, то есть творческой личностью.

Дополнительное образование, направленное на разностороннее развитие личности ребенка предполагает в том числе необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Большой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы и методы, применяемые в образовательном процессе, позволяют удовлетворять разнообразные потребности обучающихся и дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельнлости.

Внедряя в образовательный процесс нетрадиционные занятия, педагог дополнительного образования преследует следующую цель: создание условий для развития познавательной, творческой деятельности обучающихся на занятиях в творческих объединения.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

  • Изучение литературы по данному вопросу, анализ состояния этой проблемы в науке;
  • Изучение данной проблемы в системе дополнительного образования;
  • Выработка условий, позволяющих активизировать познавательную деятельность обучающихся в творческих объединениях;
  • Развитие творческих способностей обучающихся.

Нетрадиционные занятия имеют свой порядок работы по некоторым видам:

  • Педагог должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме. Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного ее вида другим; принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью.
  • На таком занятии должно быть использовано многообразие видов деятельности обучающихся. Задания должны быть посильны для детей, но не слишком легкими.
  • Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.
  • Занятия должны заставлять детей размышлять, пробовать, ошибаться, и находить правильный ответ.

Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция педагога в учебном процессе, характер его деятельности, методы и формы обучения. Педагог начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается в процессе непосредственной деятельности. Новые условия обучения требуют от педагога умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его расуждения и найти выход по состоянию меняющейся кчебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.

Понять главное в нетрадиционном занятии помогают творческие принципы:

  • Принцип индивидуального подхода к учащимся (построение занятия с учетом личных запросов обучающихся);
  • Принцип связи теории с практикой (связь нетрадиционной формы с обычным занятием);
  • Принцип сознательности и активности деятельности (создание условий для возникновения интереса обучающихся к занятиям);
  • Принцип избирательности (отбор форм и методов, средств проведения занятия с учетом возраста и подготовленности обучающихся);
  • Принцип добровольности участия в деятельности (учитывание наличия круга детских интересов);
  • Принцип занимательности (использование разнообразных форм обучения).

Руководствуясь такими принципами, педагог задает общее направление педагогическому творчеству, ориентируется на весьма конкретную деятельность обучения: отказ от шаблона в организации занятия от рутины, формализма, максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность, использование различных форм групповой работы, поддержка альтернативности, множественности мнений, развитие общения на занятии как условия обеспечения понимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения, скрытая дифференциация обучающихся по возможностям, интересам, способностям и склонностям, использование оценки в качестве формирующего инструмента.

        В числе основных факторов, побуждающих ребенка к активности, можно отметить следующие:

  • Познавательный интерес – ведущий фактор;
  • Творческий характер деятельности – мощный стимул к познанию;
  • Состязательность – стимулирующий фактор;
  • Игровой характер;
  • Эмоциональное воздействие.

Несмотря на многообразие занятий, все они должны отвечать общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения:

  • Педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия;
  • Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим;
  • На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся;
  • Методы обучения должны быть подобраны с учетом уровня подготовленности детей;
  • Усвоение учебного материала должно осуществляться с применением здоровьесберегающих технологий.

4.Технология, методы и приемы, используемые в данной методике для развития воображения у детей.

        При использовании различных форм для развития воображения необходимо учитывать возрастные особенности детей, использовать различные формы занятий (походы, путешествия, сказки, и т.д.)

        Особенности детей каждого возраста предполагают смену видов деятельности на занятиях и введение физ.минуток и психологических разгрузок.

        Продолжительность занятия не должна превышать время, учитывающее возрастные особенности детей. Для лучшего усвоения материала необходимо включать в работу игры, сказки, стихи, песни, наглядный материал, мультимедийное сопровождение.

        Педагог должен создать на занятиях уютную, мягкую обстановку, которая располагала бы детей к творчеству. Рекомендуемое количество  новых понятий на занятии – 3-4 (с закреплением на последующих занятиях).

        В профессиональные качества педагога должны входить:

  • Способность к творчеству, артистизму, умение находить и в доступной форме доносить информацию;
  • Уважение к обучающимся

Для развития воображения детей хорошо подходят приемы, использующиеся в технике, такие как:

Коллаж из салфеток, бумаги и ткани

  • Определение замысла;
  • Набросок эскиза (при необходимости);
  • Поиск подходящих частей для замысла;
  • Вырезание и приклеивание (мелкая моторика);
  • Учимся совмещать разные фактуры в одной композиции;
  • Утилизируем старые журналы, лоскуты ткани и рабочие тетради, используем салфетки (бережное отношение к ресурсам и вторичное использование).

Пейзаж:

Для работы вам понадобятся салфетки, бумага, лоскутки ткани, старые журналы, ножницы, клей, бумага или картон, линейка.

        Вырежьте из подручных материалов фрагменты неба голубого и синего цвета. Для земли вырежьте холмы разных оттенков округлой формы. Подберите детали для переднего плана: трава, цветы, и т.д. и для заднего плана – деревья, домики, и т.д. – они должны быть меньше предметов переднего плана. Приклейте детали сначала на задний, затем на передний план. Попробуйте сделать морские, горные пейзажи.

Натюрморт

Для работы вам понадобятся салфетки, бумага, лоскутки ткани, старые журналы, ножницы, клей, бумага или картон, линейка, фломастеры

Вырежьте из салфеток или журнала различные цветы – крупные и помельче. Выложите на основе букет, стремясь к гармонии и равновесию. Из подходящего по цвету журнала вырежьте вазу, сложив лист пополам и нарисовав половину вазы. Приклейте на основу вазу, затем крупные цветы, в конце дополните мелкими цветами и листьями. При необходимости подрисуйте стебли. Обрежьте края основы так, чтобы букет был в центре с одинаковыми краями.

Радуга

        Для работы вам понадобятся: акварельные или акриловые краски, кисти, лист бумаги или картона.

В начале занятия педагог рассказывает следующую сказочную историю:

Когда-то, давным-давно Радуга не была такой красивой и разноцветной, какой мы ее видим сейчас. Ее дуга  постоянно находилась на небе  и имела всего три цвета – синий, красный и желтый. В те времена на  планете Земля не было воды, не было живых существ, не было растительности.

Однажды Всемогущий Космос, правящий мирозданием, решил облететь свои владения и посмотреть, что там происходит. Пролетая со своей свитой мимо Земли, он увидел, как она прекрасна в освещении Солнца, и решил оживить ее. Он разослал своих звездных гонцов во все стороны Вселенной с заданием найти небесный айсберг и доставить его на землю. Гонцы выполнили задание, айсберг был доставлен на землю, и, когда он под солнечными лучами начал таять, вода побежала по руслам будущих рек и океанов. Под лучами Солнца вода начала испаряться, пар поднялся в небо и окутал Радугу. Перед Всемогущим Космосом и его слугами предстало великолепное зрелище: под влиянием пара краски на Радуге стали смешиваться друг с другом, синий цвет объединился с красным, и возник фиолетовый цвет, красный цвет подружился с желтым, и получился оранжевый цвет, желтый цвет слился с синим, и получился зеленый цвет. Всемогущему Космосу так понравилось это зрелище, что он велел Радуге раскрасить в эти цвета все, что будет появляться на ожившей земле. Поэтому на нашей прекрасной Земле мы можем увидеть все цвета волшебной Радуги.

        Затем педагог предлагает детям взять три основных цвета и в очередности, предлагаемой считалочкой «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», по мокрому фону нарисовать радугу, внимательно следя за тем, как смешиваются краски и как получаются новые цвета. Далее педагог спрашивает, какого цвета не хватает в радуге (коричневого) и предлагает детям подучать, как можно получить коричневый цвет. Первому догадавшемуся вручается поощрительный приз в виде значка с радугой.

Свободная роспись в акварельной технике

        Для работы вам понадобятся: акварельные или акриловые краски, кисти, лист бумаги или картона.

        Детям дается задание выразить одну из выбранных тем в акварельной технике свободной росписью только цветом и пятном. Темы могут быть такие: «Новый год», «Буря в океане», «Зимний вечер», «Осенний сон» и т.д.

        Начинаем работу с того, что наносим на основу достаточное количество воды кистью или пульверизатором. Это необходимо для того, чтобы наносимая краска не сохла сразу, а красиво растекалась по поверхности. Когда бумага достаточно увлажнилась, начинаем наносить краски согласно тематике. После нанесения краски оставляем до полного высыхания.

        После окончания работы устраиваем выставку работ и обсуждение на тему, чья работа наиболее интересна, у кого что получилось, и какие ассоциации возникают. После обсуждения детям предлагается подобрать фрагмент салфетки. Вырезать и «вписать» его в свою работу по свободной росписи.


Литература для педагога

1. Декупаж.Красивый декор своими руками.- Минск: харвест,2010.-256с.

2. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 347 3. Бойко Е.А. Декупаж.100 лучших идей. – М.: АСТ: Астрель, 2010.-128с.

3. Вешкина О.Б. Декупаж.Стильные идеи шаг за шагом. – М.: АСТ: Астрель, 2010.-64с.

4. Интернет ресурсы: http://dekupaj.ru/;  www.sdecoupage.ru., https://mycollages.ru/

Литература для учащихся

1. Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М.: Ниола-Пресс, 2007. – 128 с.

2. Воронова О. В.  Декупаж : Новые идеи, оригинальные техники.- М.: Эксмо, 2010.

3. Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ классик,2011.-32с.

4. Ладонина Л. Декупаж. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2012. – 112с.

Наглядный материал

  1. Альбом Leon Bakst, Aurora art publishers Leningrad, 1986
  2. Светлана Юсель, «Декупаж» М., «АСТ-ЭКСПРЕСС КНИГА», 2015
  3. Наталья Жукова, «Имитируем поверхности» М., «АСТ-ЭКСПРЕСС КНИГА», 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»

     План1.       Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Методическая разработка мастер-класса для учащихся 2 класса «Оформление изделий в технике «Декупаж»

Формирование навыков применения салфеточной техники «Декупаж» через элементы образного мышления....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка «Развитие творческого воображения обучающихся в начальной школе»

Сейчас современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Сказочных воображаемых героев они часто копируют с экранов телевизоров. Несомненно, что прогресс общ...