Изучение и применение элементов арттехнологии на уроках с целью обеспечения позитивной мотивации обучающихся.
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Сажко Ирина Геннадьевна
Методами арттерапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие. Можно с помощью элементов повысить уровень мотивации учащихся с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

  « Изучение и применение элементов арттехнологии на уроках ИЗО  с целью обеспечения позитивной мотивации  обучающихся».

      Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Арт-терапия – одна из составляющих широкой категории – терапии искусством. 

       

Цель Арттерапии не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учитель вооружает  ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.

Методами арттерапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.

 Можно с помощью элементов повысить уровень мотивации учащихся с особыми образовательными потребностями.

Актуальность темы заключается в следующем:

- изобразительная продуктивная деятельность с использованием  элементов арттехнологии является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей с ОВЗ и обеспечения позитивной мотивации к предмету.

Я определила цели своей работы:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Передо мною были поставлены следующие задачи:

- Расширять представление об арттерапевтических техниках рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Работу проводила поэтапно:

- на первом этапе – репродуктивном, мною была подобрана и изучена соответствующая литература. 

       Бетти Эдвардс (автор книги «Ты – художник») утверждает: менеджер, учитель, писатель, инженер, студент – любой человек способен разбудить в себе мощную силу творческого потенциала, если займется рисованием. Не требуется иметь особый талант художника. Не надо обучаться графике или живописи много лет. Рисуйте так, как можете. Рисуйте больше! Тогда вы приобретете умение по-новому взглянуть на все точки приложения каждодневных забот и эффективно решать все проблемы.                                                                                                  Методика рисования по Бетти Эдвардс – это набор уроков, каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей полушария, которое отвечает за творческие способности.

   Так же были подобраны арттерапевтические упражнений для уроков изобразительного искусства.  Создана копилка «Арт-техники для выполнения на  групповых занятиях».                                                                      

- на втором этапе – велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

Были использованы следующие средства:

- Апробация арттерапевтических упражнений и  методики правополушарного

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Освоена форма проведения уроков и занятий «Мастер - класс».

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:                                                                                                                     - Высокий –10%

- Средний – 30%

- Низкий – 60%

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дети с ОВЗ  в своем эстетическом развитии проходят путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

- Создание уголка «Наше творчество» (с систематически меняющейся экспозицией).

- Выставки детских работ по темам: «Осенняя ярмарка», «Первый снег» (рисуем по - сырому), «Народные промыслы Нижегородской области». Правополушарное рисование: «Пальмы», «Остров», «Маки»,

       Арттерапевтические  техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. На урока  изобразительного искусства использовались такие техники нетрадиционного рисования как:

Пальчиковая живопись

 Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 -Рисование ладошкой

 Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

 -Прижми и отпечатай                                                                                                          

 -Монотипия

 -Кляксография 

-Набрызг

- Трафарет                                                                                                                   

Рисование по мокрому                                                                                                        Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.                                                                                                                                                             Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

 Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. 

 

В результате был проведен открытый урок по изобразительному искусству во 2 классе на тему «В мастерской художников Гжели» в рамках методической недели.

 Диагностика на контрольном этапе показала:

 - Высокий – 10%

 - Средний – 60%

 - Низкий – 30%

 Перспектива:

 1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

 2. Продолжить работу по внедрению в учебный процесс новых нетрадиционных техник рисования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление основных проблем и трудностей в работе начинающего педагога-хоровика с целью обеспечения качества образовательного процесса.

Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти вс...

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования".

Материал содержит рекомендации по выбору наиболее оптимальных путей обучения ребенка с целью обеспечения качественного образования....

Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения качественного образования

В условиях модернизации образования школа должна соответствовать образовательным запросам общества и удовлетворять образовательные потребности конкретного человека, т.е. решать задачу обеспечения каче...

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЕННОЙ ВОДНОЙ СИСТЕМЫ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ

Научная статья посвящена методам распределения нагрузки загрязняющих веществ между водопользователями в бассейне реки Волхов.  Построена линейная схема реки. Рассчитаны  фактическая и допуст...

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия современного школьника.

Сегодня я хочу рассказать вам об использовании компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия совре...

Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Сообщение о применении новых педагогичсеких технологий на занятиях по изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования...