Применение элементов квест- технологий с целью повышения познавательного интереса Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья

Фатеева Наталья Анатольевна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx98.11 КБ

Предварительный просмотр:

Применение элементов квест- технологий

с целью повышения познавательного интереса

Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Учитель начальных классов:

 Фатеева Наталья Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и невозможна на практике. Вот почему в ходе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Введение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов   неизбежно повышает социальную значимость процесса формирования познавательного интереса, поскольку государственные стандарты начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,   предполагают разработку моделей обучения, гарантирующих их достижения. Однако практикуемое поэлементное формирование познавательного интереса, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательного интереса обучающихся с нарушением интеллекта как личностного интегрального образования. Анализ педагогического опыта учителей  работающих на классах с детьми имеющими нарушение интеллекта нашей школы показывает, что при формировании у детей интереса к познанию, развитии творческих способностей обучающихся, они испытывают  колоссальные трудности. В то же время, имеющиеся на сегодняшний день в психолого-педагогической, методической литературе рекомендации по развитию познавательного интереса школьников зачастую не используются в их практике работы или их применение носит ситуативный, одноразовый характер.

       Устранение этих противоречий требует изменения технологии организации процесса развития познавательного интереса, на уроках с обучающимися имеющими нарушение в интеллектуальном развитии. При такой постановке проблемы, особенно важным является наличие творческого начала в познавательной деятельности младших   школьников с нарушением интеллекта.

        Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью повышения качества обучения младших школьников с нарушением интеллекта благодаря формированию познавательного интереса, обеспечивающего эффективность освоения обучающимися  адаптированных образовательных программ

       

Проблема исследования: формирование познавательного интереса у школьников с нарушением интеллекта при помощи применения элементов квест технологий.

Объект исследования: образовательный процесс на уроках,  с обучающимися, имеющими нарушение интеллекта

Предмет исследования: педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса с целью эффективного развития познавательного интереса школьников на уроках.

Цель исследования: выявление оптимальных путей развития познавательного интереса школьников с нарушением интеллекта в учебно-воспитательном процессе.

На основе изучения теоретических источников и собственного педагогического опыта была выдвинута следующая гипотеза - эффективность развития познавательного интереса школьников имеющих нарушения в интеллектуальном развитии на уроках   в соответствии с их возрастными возможностями повышается, если:

– учебный процесс урока   строится в форме целостной творческой познавательной деятельности, основой которой является организация творческого поиска;

– для каждого школьника создается ситуация успеха, обеспечивающая реализацию его творческих возможностей.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать имеющиеся психолого-педагогические исследования по проблемам познавательного интереса;

2) выявить методические способы и приемы актуализации познавательного интереса школьников с интеллектуальными нарушениями при обучении,  по образовательным предметам

3) описать используемые содержание, формы и методы творческой познавательной деятельности школьников с  интеллектуальными нарушениями

     

Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности обучающегося в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей.

  ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

  1.1. Познавательный интерес: понятие, виды, методы, способы формирования

 Познание следует относить к базовым потребностям человека. Ученые говорят даже о врожденной любознательности или познавательном инстинкте человека. Сегодня оно разгоняет тучи невежества, предрассудков, иллюзий и утопий жизни [33].

По определению В. А. Лекторского, познание – это активное, творческое отражение или воспроизведение – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира [36].

Объект познания – тот или иной фрагмент действительности, вовлеченный в сферу практико-познавательной деятельности человека и так или иначе “означенный” ею. Познание по природе своей процесс общественный. Его реальным субъектом, поэтому выступает общество в целом. С фактической же стороны, общество, как субъект познания представляется отдельными индивидами и исследовательскими коллективами [31].

Под видами познания понимаются направления человеческого сознания, с помощью которых осуществляется процесс познания. Существуют такие виды и формы познания, как:

– обыденное познание – вид познания, подразумевающее получение личностью элементарных сведений об окружающем мире в процессе жизнедеятельности;

– научное познание – вид познания основан на логическом подходе.

– художественное познание – познание, основанное на художественных образах и затрагивает интеллектуальную сферу деятельности личности;

– философское познание – вид познания, состоящего в намерении интерпретировать реальность с помощью определения места человека в мире. Для философского познания характерен поиск индивидуальной истины, постоянные размышления о смысле жизни, обращение к таким понятиям как совесть, чистота помыслов, любовь, дарование;

– религиозное познание – вид познания, направленное на изучение отношений человека с высшими силами;

– мифологическое познание – вид познания, относящееся к первобытному обществу, вариант познания человека, который считал себя неотъемлемой частью природы;

– самопознание – вид познания, направленное на изучение своих подлинных состояний, настроений и умозаключений. Самопознание всегда подразумевает глубокий анализ собственных чувств, мыслей, поступков, идеалов, стремлений [35].

Интерес – одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете.

Интерес – проявление не только познавательной, но и других потребностей.

Иначе говоря, интерес — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес носит избирательный характер и влечет за собой тенденцию обращать внимание на объекты определенного рода, на их познание или на выполнение определенной деятельности [27].

Если мы рассмотрим понятие «интерес» более подробно, то можем сделать вывод, что интерес это сложное и очень значимое для человека образование, он имеет множество трактовок в своих психологических определениях, а также рассматривается как:

– избирательная направленность внимания человека;

– проявление его умственной и эмоциональной активности;

– активатор разнообразных чувств;

– активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру;

– специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью [9].

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле. Субъектом является тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний. А объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. И, конечно же, результат – это собственно само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, не запланировано [31].

Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость. Г.И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов» [59].

В. Б. Бондаревский, B. C. Мухина, С. Л. Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает:

– как избирательная направленность психических процессов человека на

объекты и явления окружающего мира;

– как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение.

В. А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение [36].

По мнению В. В. Давыдова теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля [8].

В. П. Сергеева считает, что пробуждение познавательного интереса –это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребенка на овладение знаний в той или иной предметной области[5]. Учитель воспитывает интерес к своему предмету. Познавательный интерес оказывает влияние на личность школьника многозначно.

У школьников познавательный интерес может иметь различный характер проявлений и разный уровень своего развития, что объясняется дифференцированием индивидуального развития.

Г. И. Щукина условно выделяет три уровня:

– элементарный уровень, который характеризуется непосредственным интересом к новым фактам, которые обучающийся получает на уроке;

– средний уровень, при котором интерес к познанию важных свойств, предметов или явлений составляет глубокую внутреннюю суть;

– высокий уровень, в котором интерес обучающегося проявляется к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к выделению общих признаков явлений, действующие при различных условиях. Благодаря такой градации, учитель может видеть, на каком уровне развития интереса в данный момент находится каждый обучающийся.

Основными параметрами познавательного интереса в педагогической литературе принято считать:

– устойчивость, которая позволяет судить о характере протекания познавательного интереса. Разделяют на относительно и достаточно устойчивый познавательный интересы;

– локализация, которая говорит о рамках процесса формирования познавательного интереса [59]

С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности, как черты личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения или же его мотив.

Таким образом, активное развитие обучающегося может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к реальности, умения успешно ориентироваться во всем разнообразии предметов, а также при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности.

Особое значение приобретает способность обучающегося самостоятельно организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или чего-то, отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность, фантазию, объединять разные впечатления. Активность ребенка проявляется в его стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать. Важный источник познавательной активности школьника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений. Однако познавательную активность нельзя рассматривать как прямолинейное движение.

Так, условием развития познавательной активности детей школьного возраста с нарушением интеллекта, повышение его уровня является практика, исследовательская деятельность, преодоление проблемных   ситуаций путём решения определённых задач соответствующих пониманию и уровню развития данной категории учеников. Важное значение здесь приобретает факт успешного завершения поисковых действий.        Несомненно, повышение уровня и развития познавательного интереса у младших школьников сложный и трудоёмкий процесс, требующий постоянного поиска оригинальных методик и обучения применению их на практике. В работе с обучающимися имеющими интеллектуальные нарушения эта задача усложняется многократно.

1.2.Особенности развития познавательной деятельности  обучающихся с интеллектуальными нарушениями.  

          Для  обучающихся с нарушением интеллекта характерно своеобразие структуры и мотивов деятельности – это незрелость мотивационно-потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, ограниченность её мотивов, «короткая» или «близкая» мотивация деятельности, a также слабая мотивация отношений. Под воздействием коррекции мотивы деятельности характеризуются значительной устойчивостью, что является  предпосылкой для  формирования познавательного интереса.

        Можно сформулировать определение познавательного интереса умственно отсталого школьника, как эмоциональное мотивационно-потребностное новообразование, формирующееся в условиях специально организованного особым образом коррекционного воздействия.

Обучающиеся с нарушением интеллекта испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:

  1. недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет обучающемуся «узнать» состояние;
  2. имеющийся у большинства обучающихся с  нарушением интеллекта негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;
  3. в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и обучающийся готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
  4. наконец, обучающиеся с  нарушением интеллекта особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализировать свои переживания. Но у обучающихся с  нарушением интеллекта эта недостаточность выражена в еще большей степени.

–  Обучающимся с  нарушением интеллекта свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.

– Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию.

– Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга.

– Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

– Высокая степень истощаемости  обучающихся нарушением интеллекта с  может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности.  Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие  обучающиеся с  нарушением интеллекта легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий.

– В отличие от нормально развивающихся обучающихся,  которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», обучающиеся с  нарушением интеллекта  интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Поэтому для обучающегося с  нарушением интеллекта целесообразно использовать в обучении игровые элементы, наглядность и т. д.

Большое значение при обучении  данной категории обучающихся занимает вопрос интереса, который ученик испытывает к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность обучения. Одной из основных задач, стоящим перед учителем - найти те возможности, которые помогут заинтересовать учеников и удерживать этот интерес при обучении. Для скорейшего решения данной проблемы мы приступили к апробации на практике описываемой методики.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ  С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕКНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ

МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС №10»

2.1. Формирование познавательного интереса школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках  

Образовательная организация, на базе которой мы проводили исследование, – муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10» г. Троицка. Общая численность обучающихся в 2022-2023 году – 177 человек.

Целью деятельности учреждения является формирование общей культуры личности обучающихся на основе федеральных государственных образовательных стандартов, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, развитие интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Учреждение реализует следующие образовательные программы:

- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1).

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2).

  В сентябре 2021 учебного года во время проведения входных диагностических мероприятий с обучающимися  1В класса была проведена диагностика по определению уровня познавательного интереса (приложение №1). В классе на момент начала проведения эксперимента   обучалось девять обучающихся. Из них с лёгкой умственной отcталостью (интеллектуальными нарушениями)  (I вариант) – 6 обучающихся, с умеренной и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений) (II вариант) (СИПР) – 2 обучающихся  и  1 обучающийся с РАС  (вариант 8.3) .

Входе проведения диагностики было обследовано девять обучающихся.

Диагностическое обследование, проведённое в сентябре показало, что у шести из  девяти обучающихся уровень познавательного интереса находится на крайне низком уровне. (рис.1)

Рис.1 «Диагностика уровня развития познавательного интереса  на сентябрь 2021-22 учебного года»

        В качестве средства повышения  познавательного интереса данной категории  обучающихся, нами были запущены в апробацию элементы  -  технологий  на уроках по основным предметам.

     Обучение данного класса реализуется через УМК для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 1-4 классов

     Умк разработан с учётом особенностей умственного и речевого развития, а также познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта. Каждая программа содержит пояснительную записку, раскрывающую основные принципы построения программного материала и его цели, краткое описание предмета по годам обучения, количество годовых и учебных часов. Программы включают требования к овладению знаниями и умениями учащимися.

 Программы 1–4 классов: «Русский язык», «Математика», «Изобразительное искусство», «Музыка и пение», «Ритмика», «Физическое воспитание», «Трудовое обучение».

Элементы квест – технологий  на уроках реализовались в форме импровизированных путешествий, прогулок, походов и виртуальных экскурсий. В основу приёма закладывается принцип создания проблемной ситуации.

    На уроках русского языка и чтения в качестве элементов квест- технологий, продумывались задания, по составлению схем предложений, хождения нужной буквы в слове, определения звука с слове, характеристика звука или буквы, (гласный, согласный).

    Использование элементов квест - технологий на уроках математики в 1 классе заключалось в выполнении заданий на прямой и обратный счёт в пределах первого десятка. Отработки основных понятий  (один-многого,  широкий- узкий, длинный-короткий и т.д.

    На протяжении первого этапа эксперимента при разработке элементов квест -технологий мы  придерживались принципа полной адаптированности и доступности заданий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, а также использовали разноуровневый подход так, как  в классе есть обучающиеся по специальной индивидуальной программе развития (II вариант, умеренная и глубокая степень умственной отсталости). Все задания продумывались строго с учётом специфики класса.

   Используя данную педагогическую технологию в течении первого полугодия. В конце второй четверти мы решили снова провести диагностику уровня познавательного интереса использовав тот же вариант диагностики.  

Диагностика показала следующие результаты:

Рис.2 «Диагностика уровня развития познавательного интереса за  второе полугодие 2021-22 учебного года»

Ожидаемо,  повторная диагностика не показала высоких результатов  это обусловлено психофизическими особенностями обучающихся  участвовавших в эксперименте. Однако это позволило отследить положительную динамику. Количество обучающихся со средним баллом возросло до пяти (рис.2).Это позволило сделать вывод что внедряемая нами технология оказывает положительный эффект. Эксперимент по внедрению элементов квест – технологий решено было продолжить.

   Во втором полугодии 2021-2022 учебного года мы решили расширить диапазон применения рассматриваемой   технологии и внедрили  ее использование на уроках еще по  двум предметам – речевая практика и мир природы и человека. Так же как и по предметам, взятым в первую часть эксперимента, задания подбирались с учётом особенностей обучающихся их способностей и уровней психофизического развития. В отличие от тех предметов, которые были взяты в первую часть эксперимента, на вновь введённых - акцент делался на  задания, включавшие в себя элементы экспериментальной деятельности (мир природы и человека) и речевую деятельность (речевая практика).

     По истечение второго полугодия провели итоговую диагностику  уровня познавательного интереса у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (рис.3)

Рис.3 «Диагностика уровня развития познавательного интереса за 2021-22 учебный год»

Диагностика, проведённая в конце учебного года, показала относительно высокую эффективность применяемой технологии. Низкий балл был выявлен только у одного обучающегося. Еще у двух обучающихся из девяти показатель возрос до трёх баллов. И, разумеется, нас не мог не порадовать высокий, на уровне в пять баллов, результат у трёх обучающихся  из девяти.

     Данные полученные нами в ходе эксперимента на конец учебного года  доказали эффективность применяемых нами элементов квес-технологии. Таким образом, нами было принято решение использовать данную технологию на протяжении всей ступени начального образования.

 В сентябре 2022-23 учебного года мы снова провели входную диагностику (рис. 4)

Рис.4 «Диагностика уровня развития познавательного интереса на сентябрь 2022-23 учебного года»

Изучив данные проведённого входного контроля, мы выяснили что показатели снизились не значительного.

  Опираясь на полученные входе эксперимента данные мы можем сделать выводы о том что применяемая нами педагогическая технология внедрения в образовательный процесс элементов квест- технологий доказала свою эффективность . Этот даёт нам основание утверждать что поставленные нами задачи достигнуты, а сформулированная гипотеза подтверждена. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей. Любознательный обучающийся посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Г. И. Щукиной была представлена наиболее отчетливая структура познавательного интереса. С ее точки зрения, познавательный интерес состоит из следующих компонентов:

– Интеллектуальный компонент.

– Процессуальный компонент.

– Эмоциональный компонент.

– Волевой компонент.

В процессе  прохождения элементов квеста развиваются познавательная и коммуникативная функции мышления, память, внимание, психические функции. Обучающийся понимает, что овладение  знаниями по предметам – это труд, умственный и физический, систематический и упорный. Он постепенно начинает чувствовать, что выполняемые им задания вносят вклад в культуру умственного труда. У него развиваются такие специфические умения разгадывать ребусы  заниматься поиском информации  т. е. он получает навыки самостоятельной работы, создает предпосылки для развития потребности в самообразовании. Формирование познавательного интереса представляет собой образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека и формируется в социальных условиях его существования.

В ходе эксперимента не удалось развить волевой компонент. Это можно объяснить спецификой развития данной категории учеников. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями на крайне низком уровне развита способность к длительному напряжению и саморегуляции.  Важность обращения к проблеме обучения по предметам  у обучающихся с  интеллектуальными нарушениями имеет практическое значение. В процессе решения данной проблемы стоит уделять внимание формированию познавательного интереса, который согласно проведенному исследованию выступает как средство минимизации трудностей у обучающихся. Следует подчеркнуть, что в рамках ФГОС особое значение придается особым образовательным потребностям обучающихся с  интеллектуальными нарушениями и они касаются не столько обучения, сколько сферы жизненных компетенций. Именно поэтому изменение алгоритма проведения урока, внедрение новых приемов при обучении   не противоречило целям и задачам  обучения в рамках школьного образования.   Это позволило снизить эмоциональную напряженность и актуализировать практическую ценность уроков   с позиции использования нового средства формирования познавательного интереса.

На основе теоретических данных, мы провели анализ деятельности МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС №10» по формированию познавательного интереса у обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Проведенный анализ показал, что в школе разработан и внедряется комплекс уроков по формированию познавательного интереса на уроках   для обучающихся 2-4 класса, а организуемая учебная деятельность способствует повышению познавательного интереса у обучающихся. Нами было проведено диагностическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности   познавательного интереса. Результаты исследования показали,  что на первоначальных  этапах эксперимента показатели форсированности познавательного интереса были крайне низкими, что ожидаемо, так как обучающиеся учувствовавшие исследовании имеют разную степень умственной отсталости, (интеллектуальных нарушений). Но входе дальнейшей работы по внедрению в образовательный  процесс элементов квест – технологий появилась положительная динамика.  Исследования проведённые в конце учебного года и на начало нового учебного года показали что используемая на уроках педагогическая технология  доказала свою эффективность. Результаты у большей части обучающихся повысились. Обучающиеся большим удовольствием начали посещать школу. Стали с большим интересом заниматься на уроках. Появилось желание выполнять предложенные учителем задания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе М.: Просвещение, 1989.  - 223 с.
  2. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации М.: Просвещение, 1966. С.54-56.
  3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. М.:Просвещение, 2002.  - 260 с.
  4. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию М.: Просвещение, 1985.  - 144с.
  5. Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема/Современные проблемы науки и образования. 2012.  - 242с.
  6. Булатова О.В. Познавательный интерес младших школьников с задержкой психического развития в контексте регуляционного компонента общей способности к учению // Вестник ЮГ 1JX5JC У. - 2017. -№1-1 С. 44.
  7. ГолдстейнМ., Голдстейн И. Как мы познаем М.: 1984. – 256с.
  8. Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления М.: Просвещение, 2008.  - 219 с.
  9. Есипов Б. П. Самостоятельная работа обучающихся на уроках. М.: 1961. С.239 – 257.
  10. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития //Дефектология. 1972. №3. - С. 3-9.
  11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
  12. Кочановская Е. В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников М.: 2000.  - 197с.
  13. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание М., 1980. -  304 с.
  14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. – 304с.
  15. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики М.: МГУ, 1981.  - 584с.
  16. Лисина В.И. Мастера психологии М.: 2009.  - 320 с.
  17. Лысянская Ю.Н., Джандар Б.М. Специфика обучения английскому языку в классах коррекции //ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ-2016. – 2016. – С. 88-95.
  18. Маркова А. К. Мотивация и интерес к учению // Формирование интереса к учению у школьников М.: Педагогика, 1986. - 191с.
  19. Марковская И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития // Новости науки и техники. Серия: Медицина. Психиатрия. – 2007. – №. 2. – С. 139-139.
  20.  Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М.: Дрофа, 2001.  - 306с.
  21. Меньшикова ЕА. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ. 2008 - С.16–20.
  22. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания М., 1990.  - 321с.
  23. Моргун В. Ф. Мотивация разносторонней деятельности обучающихся М.: Просвещение, 1990. С. 91–129.
  24. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.  - 47с.
  25. Мухина А. А. Хвостов. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность М.: Издательский центр «Академия», 2005.  - 624 с.
  26. Пастушкова М. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности М., 2009.  - 21 с.
  27. Петровский A. B. Быть личностью. М.: Политиздат, 1990. - 255с.
  28. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М.: Педагогика, 1980. - 240с.
  29. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
  30. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста СПб.: Питер, 2012. - 816 с.
  31.  Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь Минск, 2006, С. 284-286.
  32.  Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы М., 1957. – 328с.

    Приложение №1

Карта диагностики познавательного интереса и активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

Вопросы

Ответы

1. Как ведет себя обучающийся, когда задан

вопрос на сообразительность?

А) может размышлять длительное время, находит ответ самостоятельно (5б.)

Б) предпочитает сразу попросить о помощи учителя или одноклассников (3 б.)

В) не приступает к поиску ответа, ждет готовый ответ от других (1б.)

2. Много ли выполняет обучающийся

дополнительных заданий по предмету?

А) часто берет задания для самостоятельной работы (5 б.)

Б) редко проявляет инициативу в обучении (3 б.)

В) не старается и не проявляет себя (1 б.)

3. Часто ли обучающийся задает вопросы по

новой или пройденной теме урока?

А) часто (5 б.)

Б) иногда (3 б.)

В) не задает совсем (1 б.)

4.Насколько эмоционально положительно

относится к интеллектуальной

деятельности?

А) очень эмоционально (5 б.)

Б) средний уровень выраженности эмоций (3 б.)

В) эмоции ярко не выражены или отрицательны (1 б.)

5. Просит и выполняет (на уроке, дома)

дополнительные задания повышенной

сложности?

А) просит часто (5 б.)

Б) иногда (3 б.)

В) никогда (1 б.)

6. При выполнении любого задания

подходит к нему ответственно и добросовестно?

А) часто (5 б.)

Б) не всегда (3 б.)

В) никогда (1 б.)

7. Старается при выполнении новой для себя работы (вида задания)

воспользоваться

возможностью и попробовать другие известные методы и приемы работы?

А) старается сделать это сам, без участия учителя (5 б.)

Б) перед тем как сделать интересуется у учителя (3 б.)

В) дальше предложенного метода не движется (1 б.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О готовности МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Доклад "О готовности  МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

Алгоритм составления СИПР для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (1 класс)

В СОШ № 1 г.Белоярский в 2016-2017 учебном году обучаются по специальным индивидуальным программам развития двое учащихся первого класса. Вашему вниманию хочу предложить алгоритм составления СИПР для ...

«Развитие коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования элементов игротерапии во внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)

Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...

Карта диагностики познавательного интереса и активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

данная форма диагностического обследования позволяет выявить уровень познавательного интереса у  обучающихся с нарушением интеллекта...