конспект урока изо
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_izo.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Жостовская роспись. Творческая работа «Букеты цветов на подносе».

Цель урока: 

 - познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – жостововская роспись.

Задачи урока:  

  1. Показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.
  2. Развивать творческие способности учащихся.
  3. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
  4. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Тип урока: комбинированный (с использованием элементов игры путешествия) коллективная работа.

Зрительный ряд:  мультимедийное оборудование; презентация.

Музыкальный ряд: народная музыка.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2.  Вступительное слово учителя сопровождается мультимедийной презентацией.        

                                                                        Кисть золотая! Большое спасибо!

 Сказывай сказку для радости жизни!

                                                                   Ты как душа у народа красива,

                                                                             Ты, как и люди служишь Отчизне!

- Какова основная мысль урока?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

- Отражена ли эта мысль в эпиграфе?

  1. Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по пройденному материалу, с использованием презентации.

Наше национальное русское декоративно – прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветной окраски и фольклорных узоров, оно поистине уникально. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов места, где сложился и развивается определенный вид декоративно прикладного искусства, где неродные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.

- О каких народных промыслах знаете вы? (слайд)

  1. Изучение  нового материала.  Информация учителя сопровождается показом слайдов.

И ещё один художественный народный промысел – это жостовская роспись. К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища, расступившиеся деревья густого леса открывают вид на просторы полей и широкую гладь залива, раскинулось небольшое старинное селение Жостово, широко известное ныне как один из крупнейших центров русского народного искусства.   Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла  Жостово. (слайд)

- Кто из вас знает, что принесло славу Жостову? (слайд)

 Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Талант народных художников превращает скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Они радуют глаз игрой ярких красок, благородным блеском лакированной поверхности.

 Искусствовед А.В. Бакушинский назвал роспись плодом быстрой неповторимой импровизации.

- Как вы думаете, почему?

- Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется, без каких бы то ни было образцов или эталонов. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.

- Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. (слайд )

В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков. (слайд )

Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. (слайд).

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.  

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.  

Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне (слайд).

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе.

Этапы и приёмы росписи. (слайд)

Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.

Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.

Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.

Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.

Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.

- С какой росписью можно сравнить жостовскую роспись?

- В чем их сходство?

- Что помогает художникам создавать удивительную роспись?

жостовские художники прекрасно чувствуют красоту живой природы и передают ее специфическим языком своего искусства – гармонией красок (красных, синих, желтых, зеленых).

Чтобы ваша фантазия давала удивительное разнообразие решений одного и того же мотива, послушайте фрагмент записи «Наедине с природой»

  1. Закрепление ранее изученного материала. Практическая работа.

Инструктаж к самостоятельной работе. Мастер-класс (показ учителя поэтапного изображения цветка).

Каждый из вас нарисует несколько цветов, вырежет, и затем, все вместе вы составите букет на подносе.

Самостоятельная работа.

Проводить индивидуальную работу, делать методические указания.

Гимнастика для глаз

  1. Итог урока. Проверка усвоения изученного материала.

В конце урока дети собирают букет на заранее подготовленный фон. Каждый ребёнок видит результат:  в коллективной работе частичку своего труда.

Наше путешествие в село Жостово подошло к концу.

- Что интересного и нового вы сегодня узнали?

- Какие предметы создают жостовские умельцы?

- Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...