Конспект урока по ИЗО на тему: иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы» (карандаш) в 3 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Ткачева Юлия Анатольевна

Тема урока: иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы» (карандаш)

Тип урока: смешанный урок.                                                                     

Цель: создать условия для создания иллюстрации стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Задачи:

·        Продолжить работу над произведением Некрасова, учить учащихся внимательному чтению;

·        Воспитывать эмоциональное восприятие произведения, воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к природе;

·        Развивать умение передавать свои мысли и чувства через рисунок.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, педагогический образец: иллюстрации «Дед Мазай и зайцы», альбомы для рисования, простые карандаши, , карточки с отрывком произведения, пьеса «Подснежник» из музыкального цикла П. Чайковского «Времена года».

План урока:               

I Организационный момент;

II Постановка темы урока;

III  Вводная беседа;

IV Выполнение рисунка;

V Итог урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich.karta_3_a_izo.docx28.55 КБ
Файл izo_3_a_13.03.docx18.53 КБ
Office presentation icon 1.ppt1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы» (карандаш)

Тип урока: смешанный урок.        

Цель: создать условия для создания иллюстрации стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Задачи:

  • Продолжить работу над произведением Некрасова, учить учащихся внимательному чтению;
  • Воспитывать эмоциональное восприятие произведения, воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к природе;
  • Развивать умение передавать свои мысли и чувства через рисунок.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, педагогический образец: иллюстрации «Дед Мазай и зайцы», альбомы для рисования, простые карандаши, , карточки с отрывком произведения, пьеса «Подснежник» из музыкального цикла П. Чайковского «Времена года».

План урока:                

I Организационный момент;

II Постановка темы урока;

III  Вводная беседа;

IV Выполнение рисунка;

V Итог урока.


Ход урока:

Этап урока, время

Методы формы работы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Компетент-ность (УУД)

Организационный этап, 1-2 мин.

Метод стимулирования

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Анатольевна и сегодня я проведу у вас урок ИЗО. Перед тем как его начать давайте проверим все ли готово у нас на парте: карандаши, альбомы, есть? Тогда приступим.

Настраиваются на урок. Проверяю наличие материалов. Сообщают

о готовности к уроку.

Коммуникативная социальная

Постановка темы урока,

2-3 мин.

Словесный метод: беседа, учебная дискуссия.

- Как называют художников, которые рисуют картины к рассказам, сказкам, стихам или целым книгам?

-Как называются эти рисунки?

-Сегодня вы тоже будете иллюстраторами, а что бы узнать, что мы будем рисовать возьмите карточки. Прочитайте отрывок про себя.

Старый Мазай разболтался в сарае:

«В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили;

Зайцы — вот тоже, – их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут...

Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой

Тут я подъехал: я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, – ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой…»

- Что это за произведение? Кто его автор?

 - Какова же тема нашего урока?

Иллюстраторы.

Иллюстрации.

Читают отрывок, обращая внимание на главных героев.

Это стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы»

Умение ставить цели, планировать работу

Вводная беседа,

7-8 мин.

Словесный метод: рассказ,  беседа, учебная дискуссия.

Практический метод.

- Давайте вспомним, о чем стих?

- Как дедушка спасал зайцев? От чего? А почему появилась вода?

Самым заметным проявлением весны является таяние снега. Сначала снег тает вблизи деревьев, построек, затем на полях и других открытых местах. Позже тает снег в лесу. От весеннего тепла начинают вскрываться водоемы.

-Какое время года описывается в произведении?

-  Как вы представляете себе деда Мазая?

- Теперь, будущие иллюстраторы, на что нужно обратить внимание, чтобы получить иллюстрацию? Какие строки в этом отрывке привлекают ваше внимание?

- Давайте посмотрим, как это произведение было изображено иллюстраторами. Поищем в их работах вдохновение.

О том, как дед спасал зайцев.

Сажал в лодку, от воды, снега растаяли, и в низине скопилось много воды и зайцы не могли от туда выбраться.

Весна.

Варианты учащихся.

Ищут в отрывке и зачитывают строки, привлекшие их  внимание.

Смотрят на иллюстрации данного произведения.

Предметные учебные действия

Выполнение рисунка, 25-30 мин

Словесный: беседа, объяснение, инструктаж;

Практический: репродуктивная деятельность, выполнение рисунка.

Наглядный: демонстрация, иллюстрация, наблюдение.

- А сейчас я расскажу вам о том, как художники выделяют главное. Они используют для этого: цвет и размер. Цветом вы будите пользоваться на следующем уроке, а на этом занятии мы поработаем...

- Над чем?

- Размером обычно выделяют главного героя. Кто у нас главный герой?

- Давайте вместе со мной вспомним и научимся рисовать фигуру человека в соответствии с его пропорциями. Для этого расположите лист горизонтально.

- Выберите место, где будет располагаться наш главный герой. (В центре, сбоку справа/слева);

- Начертите вертикальную линию – это будет рост нашего дедушки. Отметим рост главного героя.

- Из этой линии мы сделаем фигуру для этого разделите её примерно пополам (Верхнюю часть на 3 части, а нижнюю пополам. Почему мы так сделали вы ответите мне сами. Сравните вот эти части с настоящим телом, рисуем плечи, туловище, ноги, голову с шеей и руки).

- Одеваем нашего героя в тулуп, шапку ушанку, валенки. Вот мы и закончили самого главного героя. А теперь все оставшееся пространство на рисунке в ваших руках и вашей фантазии. Вы можете окружить героя деталями, нарисовать фон, зайцев, воду, лодку

Над размером.

Дедушка Мазай.

Располагают лист горизонтально, выбирают место, где будет располагаться главный герой.

Чертят вертикальную линию, отмечают рост главного героя.

Делят рост на части

Сравнивают со строением человека.

Схематически вырисовывают фигуру.

Одевают главного героя.

Заполняют оставшееся пространство.

Совершенствовать имеющиеся ЗУН, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Способность организовывать поэтапную деятельность;

Понимать информацию, представленную в изобразительной схематичной, модельной форме.

Итог занятия, 2-3 мин.

Рефлексия Словесный метод: беседа, объяснение.

Выставка работ учащихся.

Ученики объясняют свой выбор сюжета.

Оцените свою работу на уроке при помощи цветных карандашей.

Показывают работы, объясняют выбор сюжета.

Умение анализировать


Самоанализ пробного урока:

Класс_________3 «А»__________________________________________________
Тема урока
 Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (карандаш)
Тип урока и его структура:
___Смешанный урок._____

  1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку.
  2. Особенности системы обучения данного класса, их учет при моделировании и проведении урока.
  3. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  4. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  5. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
  6. Какие универсальные учебные действия формировались в ходе урока?
  7. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
  8. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  9. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
  10. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
  11. Психологическая атмосфера на уроке и общение с учащимися.
  12. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  13. Наметить перспективы своей деятельности.

Данный урок ИЗО был составлен и проведен в соответствии с особенности системы «Начальная школа XXI века» (тему урока, предметы которые рисовали – сформулировали и назвали учащиеся). Методист и учитель помогали в решении возникающих вопросов. Урок ИЗО тесно связан с личным опытом учащихся, их наблюдениями (строение тела человека) и дал базовый запас знаний и умений по рисованию человека на последующие уроки изобразительного искусства. В процессе проведения урока были учтены индивидуальные особенности учащихся. Поставленные в начале урока цели были достигнуты, благодаря, оптимальному сочетанию методов и форм работы на уроке (методы: наглядные, словесные, практические (в основном репродуктивный); формы: индивидуальная, фронтальная).___________________________.

Этап: «Выполнения рисунка» - главный этап на уроке ИЗО. На этом этапе учащиеся познакомились с приемами выделения главного в рисунке,  алгоритмом выполнения рисунка, правилами построения человека в соответствии с его пропорциями. Основываясь на результатах данного урока ИЗО можно сделать вывод:  что последовательность выбранная при показе и изображении рисунка (объяснение – показ – помощь в работе с рисунком) была эффективной и позволила учащимся в наиболее полном объеме понять алгоритм и самостоятельно под руководством выполнить собственный рисунок главного героя и окружающих его деталей. Этапы урока связаны логически и плавно переходят друг в друга. Время было распределено рационально, большая часть времени была отведена на основную часть урока, в процессе которого и выполнялась работа.   .________________________________________________________________

Отбор дидактических материалов основывался на соответствии с целью урока: был выполнен педагогический образец рисунка, подобраны отрывки из стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы» ярко передающие картину событий, в презентации были даны иллюстрации данного произведения из различных книг для образца выполнения собственной работы. Контроль усвоения знаний, учащихся осуществлялся на этапе подведения итогов (выставке) урока в основном на фронтальной проверке.

Я оценивают результаты урока положительно, поскольку удалось реализовать поставленную цель, закончить работу над данным рисунком, познакомить с строением тела человека и его передачей на бумаге. В перспективе хотела бы достичь более быстрого темпа.___________________________________________



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. 3 класс

Тема урока: иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы» (карандаш)

Цель урока: создать условия для создания иллюстрации стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Задачи:

  • продолжить работу над произведением Некрасова, учить учащихся внимательному чтению;
  • воспитывать эмоциональное восприятие произведения, воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к природе;
  • развивать умение передавать свои мысли и чувства через рисунок.

Оборудование урока:

Педагогический образец: иллюстрации «Дед Мазай и зайцы», альбомы для рисования, простые карандаши, проектор, карточки с отрывком произведения, пьеса «Подснежник» из музыкального цикла П. Чайковского «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Анатольевна и сегодня я проведу у вас урок изо. Перед тем как его начать давайте проверим все ли готово у нас на парте: карандаши, альбомы, есть? тогда приступим.

II. Постановка темы урока.

- Как называют художников, которые рисуют картины к рассказам, сказкам, стихам или целым книгам? Эти рисунки еще называют иллюстрациями. (иллюстратор)

-Сегодня вы тоже будете иллюстраторами, а что бы узнать, что мы будем рисовать возьмите карточки. Прочитайте отрывок про себя.

Старый Мазай разболтался в сарае:

«В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили;

Зайцы — вот тоже, – их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут...

Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой

Тут я подъехал: я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, – ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой…»

- Что это за произведение? Кто его автор? Верно, это стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

 - Какова же тема нашего урока?

III. Вводная беседа.

- Давайте вспомним это стихотворение, о чем оно?

- Как дедушка спасал зайцев? От чего? А почему появилась вода?

Самым заметным проявлением весны является таяние снега. Сначала снег тает вблизи деревьев, построек, затем на полях и других открытых местах. Позже тает снег в лесу. От весеннего тепла начинают вскрываться водоемы.

-Какое время года описывается в произведении?

-  Как вы представляете себе деда Мазая?

- Теперь будущие иллюстраторы на что нужно обратить внимание, чтобы получить иллюстрацию? Какие строки в этом отрывке привлекают ваше внимание?

- Давайте посмотрим, как это произведение было изображено иллюстраторами. Поищем в их работах вдохновение.

- Вот картинку мы с вами уже представили, а теперь разомнемся и поможем дедушке поймать всех зайцев.

Физминутка

Один, два, три, четыре, пять

Вышел зайка погулять.            (ходьба на месте)

Один, два, три, четыре, пять  

Будем с зайкой мы играть.      (руками изображаем над головой уши зайца)

Один, два, три, четыре, пять  

Любит зайка поскакать.           (прыжки на месте)

Один, два, три, четыре, пять  

Хочет лапками стучать.           (стучим ладонями по коленям)

Один, два, три, четыре, пять  

Будем головой кивать.             (киваем головой)

Один, два, три, четыре, пять  

Всем пора нам отдыхать.          (садимся на корточки)

В рамках нашего урока мы постараемся нарисовать один из фрагментов стихотворения.

IV. Составление композиции будущего рисунка.

- А сейчас я расскажу вам о том, как художники выделяют самое важное. Они используют для этого два самых ярких приема: цвет и размер. Цветом вы будите пользоваться на следующем уроке, а на этом занятии мы поработаем...

- Над чем? (Над размером)

- Размером обычно выделяют главного героя. Кто у нас главный герой? (дедушка Мазай)

- Давайте вместе со мной вспомним и научимся рисовать фигуру человека в соответствии с его пропорциями. Для этого расположите лист горизонтально (Покажите мне. Молодцы)

- Выберите место, где будет располагаться наш главный герой. (В центре, сбоку справа/слева);

- Начертите вертикальную линию – это будет рост нашего дедушки. (Учтите, что ему надо будет на чем-то стоять, поэтому отступите снизу 3-4 пальчика, а чтобы сверху его голова не задевала облаков тоже отступите 4-5 пальчиков) Мы получили рост нашего героя.

- теперь самое сложное из этой линии мы сделаем фигуру для этого разделите её примерно пополам (Верхнюю часть на 3 части, а нижнюю пополам. Почему мы так сделали вы ответите мне сами. Сравните вот эти части с настоящим телом (слайд) рисуем плечи, туловище, ноги, голову с шеей и руки).

- Одеваем нашего героя в тулуп, шапку ушанку, валенки. Вот мы и закончили самого главного героя. А теперь все оставшееся пространство на рисунке в ваших руках и вашей фантазии. Вы можете окружить героя деталями, нарисовать фон, зайцев, воду, лодку

V. Самостоятельная работа учащихся.

Для образца рисунки учителя остаются на доске.

- Вот мы и закончили самого главного героя. А теперь все оставшееся пространство на рисунке в ваших руках и вашей фантазии. Вы можете окружить героя деталями, нарисовать фон, зайцев, воду, лодку. Главное, вы постарайтесь передать те чувства, которые вы испытали при чтении, нарисовать так, чтобы любому человеку, увидевшему ваш рисунок, захотелось снова взять в руки книгу, перечитать ее и удивиться доброте дедушки Мазая.

Задание. Выполняют работу под музыкальное сопровождение – пьесу «Подснежник» из музыкального цикла П. Чайковского «Времена года».

VI. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

Ученики объясняют свой выбор сюжета.

Оцените свою работу на уроке при помощи цветных карандашей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Ребята! Давайте жить по законам Деда Мазая: Любить и охранять природу; Помогать всем, кто в этом нуждается; Быть честными и добрыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО: "Иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы""

Презентация поможет провести урок ИЗО в 3 классе по теме "Забота человека о животных. Иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"".В презентации содержатся иллюстрации художнико...

Фрагмент урока литературного чтения по стихотворению Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы"

Самым подходящим для анализа стихотворения Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы" будет медленное (филологическое) чтение с остановками на ключевых словах. Дальнейший анализ произведения через составление...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Забота о животных в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»"

разработка конспекта урока по произведению Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"...