Конспект урока. Тема:Натюрморт
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Романова Анастасия Алексеевна

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000f27a7-f65c8190.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

к уроку по изобразительному искусству

 (система Эльконина-Давыдова» ,

Автор: В.С. Кузин, Кубышкина)

Тема: «Натюрморт »

Цели деятельности педагога

Расширить знания учащихся о натюрморте  как жанре в живописи;

Привить любовь к родной природе;

Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы обучения

Устно- словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация репродукций картин художников, использование презентации.

Основные понятия и термины

Натюрморт

Оборудование

Для учителя: Мультимедийный проектор, экран, учебник  4 класс.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: сориентированы на мотивацию к учебной  деятельности

 

Метапредметные:

  • Познавательные- участвовать в беседе, находить ответы на вопросы учителя, анализируя репродукции картин.
  • Регулятивные- принимать и сохранять учебные задачи; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя.
  • Коммуникативные-  уметь участвовать в диалоге.

Этап урока

Обучающие и развивающие компонента, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Промежуточный контроль

1.Орг.момент

Эмоциональная. Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала

-Здравствуйте, ребята.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Присаживайтесь. ( слайд 1 )

Приветствуют учителя.

Фронтальная работа

Личностные:

имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, желание учиться новому и способны к организации своей деятельности.

2. Сообщение темы, постановка учебных задач урока

-Чтобы узнать тему нашего урока и приступить к работе , я предлагаю вам отгадать загадку:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или квас в большом кувшине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, 
Или все предметы сразу, 
Знай, что это… 
Верно! ( слайд 2)
Тема нашего урока – натюрморт!

   

-Теперь вспомним, что такое «натюрморт »?
Натюрморт – жанр изобразительного искусства ( в переводе , с немецкого “тихая жизнь” ) художественно изображающий домашнюю утварь , музыкальные инструменты ,фрукты, цветы, и другие неодушевлённые предметы .
Молодцы! ( слайд 3 )

-Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами репродукция картины Вермеера Делфтского “Служанка с кувшином ”( слайд 4 ), Бориса Кустодиева  “Купчиха за чаем ”
- Что общего на этих репродукциях ?


-Верно.

-Рассмотрите репродукцию картины Василия Перова “Охотнике на привале ” ( слайд 5 )
В этой картине художник исключительно верно изобразил характер различных поверхностей : убитого зайца и птицы, охотничьего рюкзака и плетёной верёвочной сумки , а также лежащих на бумаге фляжки, серебряного стаканчика.

 Мы видим людей, которые возвращаются с охоты. Они немного устали и решили поделиться своими впечатлениями друг с другом.
   
На переднем плане художник показал добычу, с которой бравые охотники идут домой. Кто-то из них подстрелил утку, а кто-то - зайца. Один из товарищей сидит в темном пальто, немного наклонившись вперед – и что-то увлеченно рассказывает остальным. Другой охотник прилег на пожелтевшую траву. Он слушает историю, но недоверчиво посматривает на друга. Третий охотник полностью верит рассказу товарища, поэтому слушает внимательно, даже немного вытянулся вперед. Немного в стороне бегает собака, которая не привыкла отдыхать. Она что-то услышала – и уже готова продолжать охоту без своего хозяина. 

   
На заднем плане виднеется бескрайнее поле с пожелтевшей травой, а сверху нависло грустное, осеннее небо. На фоне неба мелькают тени птиц, которые уже не привлекают охотников. 

   Картина написана в немного юмористическом стиле, так как видно, что один из охотников хвастается своими давними заслугами, а их на самом деле не было. Это полотно дышит оптимизмом и задором, поэтому настроение сразу улучшается – и появляется стремление сделать что-то хорошее.

 - Обратите внимание на следующий слайд .( слайд 6)

На слайде изображена репродукция картины Константина Коровина “Цветы и фрукты ”

Одним из известных мастеров натюрморта является Константин Коровин. Постепенно с ростом мастерства художника усиливается красочность его полотен , появляется размашистость , свобода живописной манеры. Эта удивительная виртуозность кисти художника приветствует и в натюрморте “Цветы и фрукты ” . Картина исполнена в яркой , праздничной цветовой гамме.

- Широкую, сочную манеру работы красками перенял от К.Коровина и его ученик-  (слайд 7)известный живописец Александр Герасимов , создавший серию прекрасных цветочных натюрмортов . натюрморт “Розы” написан в тёплом золотисто- багряном колорите. Яркость, звучность красок, “лепка” густыми, плотными мазками формы, объёма- всё вызывает жизнерадостное настроение . Мы вместе с художником восхищаемся красотой двух букетов роз- настоящим чудом природы.

- Далее рассмотрите разные приёмы работы кистью, оригинальные композиции , колорит в картинах ( слайд 8) З.Церетели,”Синяя ваза с жёлтыми розами”и “Цветы ” В. Игошева,”Натюрморт с золотой рыбой ” Н. Сапунова .”Вазы, цветы и фрукты.” (слайд 9 )

- Жанр натюрморта около 400 лет назад получил особенно большое распространение в Голандии.
Это было время открытия художниками красоты мира вещей и природы, любования их разнообразием и богатством.
Наиболее известными мастерами голландского натюрморта были  Питер Клас и Виллем Класс Хеда. Натюрморты , изображающие завтраки, как правило не отличаются ни роскошью, ни обилием еды. Часть окорока , сливки, булочка на металлической тарелке , лимон с надрезанной свисающей кожурой- обычные объекты таких картин.
Так на картинах Питтера (слайд 10 )Каласа”Завтрак с ветчиной ”и Виллема Класа Хеды “Ветчина и серебряная посуда” гармония и единство колорита , связь всех элементов достигнуты благодаря умелому использованию художественно- выразительных средств : линии, формы, цвета и света, композиции.


 

Натюрморт

Изображение неодушевлённых предметов , т.е. натюрморт.

Фронтальная работа

Устные ответы

3. Физминутка

Я вижу, что вы устали- давайте с вами отдохнём.
Встаньте с ваших мест и повторяйте за мной движения.
А теперь мы приседаем и колени разминаем.

Ноги до конца сгибать! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.) 
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)
Мы размяться были рады, но пора опять за парты. (Дети садятся за парты.)
Молодцы!

Продолжаем работать.

Выполняют упражнение

Фронтальная работа.

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

3. Первичное закрепление

- Рассмотрите картину французского художника Ж.Б.С. Шардена “Атрибуты искусств ”( слайд 11)
Что изображено на картине ?

- Верно.

Орудия  и принадлежности труда, прославляя деятельность человека, его профессию , различные источники знаний и творчества.

Фронтальная работа

4. Закрепление  нового материала

- Ребята,  мы побеседовали  с вами о картинах великих художников , ответьте мне на вопросы :

  1. Что такое натюрморт ?

- Верно

  1. В каких известных тебе картинах изображаются предметы быта ?

- Хорошо

  1. Какими художественно- выразительными средствами добиваются художники выразительности, художественной образности в своих натюрмортах ?

-Отлично

  1. Какие цвета преобладают в картинах К. Коровина и З. Церетели ?

Молодцы! Верно ответили на все вопросы! Значит, вы внимательно работали на уроке.

Натюрморт- жанр искусства , художественно изображающий домашнюю утварь , фрукты и другие неживые предметы.

В картинах

 Вермеера Делфтского “Служанка с кувшином ”, Бориса Кустодиева  “Купчиха за чаем ” и т.п.

Линиями, формами, цветом и светом.

Оттенки синего, красного и черного.

Фронтальная работа

5.Итог урока .

Рефлексия деятельности.

Оценивание результатов работы

- Подходит к концу наш урок.
Давайте подведём итоги .

-Кто сможет рассказать о картине, которая больше всего запомнилась?

-С какими художниками мы сегодня познакомились?

-Молодцы!
- Понравился ли вам урок ?

- На этом наш урок заканчивается. Все хорошо слушали и работали на уроке.

Слушают и отвечают на вопросы учителя

В. Делфтский ,Б. кустодиев,

В. Перов,К. Коровин,
А. Герасимов,

З. Церетели,
Н. Сапунов,

В. Игошев,

В.К. Хеда,

П. Клас,

Ж.Б.С. Шарден.

Фронтальная работа

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО по теме "Натюрморт"

Презентация к уроку ИЗО в 4 классе по теме:"Натюрморт"  поможет учащимся поэтапно,правильно создать свой натюрморт на уроке....

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...

Конспект урока ИЗО на тему: "Натюрморт"

Конспект урока ИЗО на тему: "Натюрморт"...

4 класс. Конспект урока по ИЗО на тему: "Натюрморт" Перспектива

Тема урока: «Натюрморт».Класс: 4 «б»Цель: познакомить детей с жанром натюрморт.Задачи: - закрепить знания детей о натюрморте как виде изобразительной деятельности, о его характерных особенностях...

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс Перспектива на тему "Натюрморт из предметов старинного быта"

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт из предметов старинного быта"...