Гимнастика для глаз
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) по теме

Хижниченко Клавдия

Игра «жонглер»

Не менее ощутимую пользу утомленным глазам приносит жонглирование. Ему не нужно обучаться в цирковом училище, достаточно взять в руки небольшой круглый предмет, будь то теннисный мяч, яблоко или апельсин, и начать подбрасывать его и ловить, перекидывая из руки в руку. Для того чтобы легко ловить мяч, а не бегать за ним по комнате, крайне важно встать в правильную позу: ноги на ширине плеч, колени слегка расслаблены, руки на поясе, плечи опущены вниз, голова слегка приподнята (рис. 13). Следить нужно только за движением подбрасываемого предмета.

Помимо великолепной координации вы приобретете острый, быстрый взгляд и отличное зрение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_dlya_glaz.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «жонглер»

Не менее ощутимую пользу утомленным глазам приносит жонглирование. Ему не нужно обучаться в цирковом училище, достаточно взять в руки небольшой круглый предмет, будь то теннисный мяч, яблоко или апельсин, и начать подбрасывать его и ловить, перекидывая из руки в руку. Для того чтобы легко ловить мяч, а не бегать за ним по комнате, крайне важно встать в правильную позу: ноги на ширине плеч, колени слегка расслаблены, руки на поясе, плечи опущены вниз, голова слегка приподнята (рис. 13). Следить нужно только за движением подбрасываемого предмета.

Помимо великолепной координации вы приобретете острый, быстрый взгляд и отличное зрение. Конечно, значительно больший эффект даст подбрасывание двух или трех мячей, что и составляет смысл жонглирования. Кроме того, жонглирование поможет активизировать деятельность правого полушария, позволит развить творческие способности, даст возможность лучше учиться и быстрее решать возникающие на вашем пути проблемы.

Более подробно о жонглировании рассказано в замечательной книге, которая называется «Научитесь учиться или жонглировать». Ее авторы М. Д. Гелб и Т. Бьюзен считают жонглирование одним из самых необычных способов самосовершенствования, обучения, развития уверенности и познания.

Если встать с мячом в руках напротив заходящего солнца, а затем подбрасывать и ловить мяч, выполняя при этом ритмичные повороты корпуса, можно совместить в одном простом упражнении три приема релаксации: восстановление центральной фиксации, соляризацию и большие повороты. Если после этого присесть и прикрыть ладошками глаза, поместив их в домик, мы используем еще и такой чудесный прием, как пальминг!

Игра «домино»

Конечно, я не предлагаю вам и вашим деткам «забивать козла», есть более полезные способы использования домино. Костяшки идеальны для тренировки глаз благодаря маленьким точкам на контрастном фоне. Каким бы плохим ни было зрение, чаще всего человек способен легко увидеть черные точки на белом фоне или белые - на черном.

Самый простой способ игры: нужно быстро бросать взгляд на одну или несколько костяшек и, закрыв глаза, вспоминать, сколько на них было точек. Интереснее играть вдвоем или втроем: кто быстрее и вернее назовет количество точек - тот и победитель.

Если играть не с кем, можно выложить все костяшки в плоскую коробочку, закрепить их на ней в несколько рядов и, расположив конструкцию перед собой на удобном для глаз расстоянии, с максимальной быстротой назвать число точек в верхних половинках всех костяшек первого ряда. Затем подсчитайте то же число для нижнего ряда, бокового ряда и т. д. (рис. 14).

2. Человечество на протяжении столетий славит учителя. Отношениям педагога и ученика посвящего множество произведений искусства.

Великие мудрецы мира веками пытались найти секрет добрых, правильных взаимоотношений учителя со своими учениками. Именно об этом коротко, но емко высказался японский … миямото мусаси: «Учитель игра, ученик нить»

Как будущий учитель, я задумалась над этим высказыванием и мне вспомнилась пословица: «Куда иголка -  туда и нитка», созвучное с высказыванием восточного философа. Однако в современной педагогике, на мой взгляд, существует проблема: уместно ли ребенку слепо следовать за своим учителем, подражать ему. Так как сейчас ФГОС основанные на системно-деятельностном подходе, выдвигают требования к развитию самостоятельности ребенка, индивидуальности его мышления.

Я считаю, что мир меняется, и сегодня ученик должен превзойти своего учителя. Нужно брать лучшее от учителя и развивать это в себе, добавляя новое. Маленький и большой кубик. (развитию мира, технологии)

Всем известен факт, когда А.С Пушкин, читая свои стихи на выпускном экзамене в Царскосельском музее, удостоился высочайшей оценки великого Державина: «Ученик превзошел своего учителя».

И как истинный воспитатель человеческих душ, он гордился творчеством юного поэта.

Также можно вспомнить легендарных основателей освоения космического пространства  Циолковского и Королева. Разработанная конструкция первой космической ракеты … была усовершенствована его учеником Королевым, благодаря чему Гагарин стал первым человеком в космосе.

Т.о.

1. Я как будущий педагог обеспокоена проблемой: как учителю работать, чтобы его работа не привела к ремеслу. (огонек творчества горел и не превращался в ремесла)

3. как научить по новому. Фгос. Технологии. Педагоги новаторы. Ямбург. Как научиться улавливать новое, чтобы донести до ученика. Саморазвитие, самообразование. Левитас. Технология циклов.

ЭССЕ О ВОСПИТАНИИ

О сложности процесса воспитания писали многие исследова-

тели, в том числе и я, поэтому только еще раз напомню суть этой

сложности: она извечна, так как воспроизводится ежеминутно

в жизни каждого младенца с его первых впечатлений от встречи

с людьми, стоящими у колыбели... При этой встрече ребенку все

внове: начинается его собственная жизнь, — отмеренная от первой

даты — дня рождения! Значит, главная задача каждого из нас —

УСПЕТЬ самореализоваться в СВОЕМ времени. Казалось бы, все

очень просто.

Отсюда и жесткая зависимость жизни ребенка от тех, кто

встретил его на нашей ПЛАНЕТЕ и для чего.

Воспитание (не «воспитательная работа»!) сложно извечно

потому, что оно возможно только при родстве ДУШ: это процесс

эзотерический! Если взрослые «работают» только с видимым (пове-

дение, успеваемость и т. п.), то они духовные слепцы. Даже опыт-

ные животноводы, дрессировщики обязательно учитывают особен-

ности своих подопечных, а некоторые могут понимать и чувство-

вать их переживания. «Воспитательная работа» — это работа по ор-

47

ганизации видимой жизни подрастающих людей, и она не застрахо-

вана от неудач: от формализма, причем обоснованного теоретиче-

ски («бытие определяет сознание», психология деятельности).

Дальнейшее изложение не будет касаться «воспитательной

работы», я поведу речь только о возможностях воспитания...

Итак, о Тайне воспитания... Я вступаю на тонкий лед, под ним

бездна: генетика, бессознательное (индивидуальное, коллективное, за-

датки и др.) — все это внутри и взрослого, и ребенка. У взрослого —

свое; у ребенка — свое.

Как установить гармонию в отношениях столь разных

«миров»? Кому чем поступиться во имя гармонии? На каждого из

участников этих отношений по одной жизни, своей! Причем взрос-

лые стареют, а ребенок растет; возраст их разводит все дальше... Ре-

бенку все, что он хочет, нужно сегодня и сейчас, а родители уже и

не прочь бы и притормозить свое время: «Помедленнее, кони». От-

сюда и крайние по направленности точки зрения на воспитание:

«Мы настрадались, пусть ребенку будет легче. Мы лучше знаем, что

ему лучше». И другая: «Никакого воспитания нет. Жизнь сама выве-

дет». Истина, как всегда, чуждается крайностей. В данном случае — и

гиперопеки, и фатализма...

А дальше... дальше все известно: горы книг тому свидетельство.

Родство душ = ЛЮБОВЬ. Можно ли в качестве профессио-

нальной пригодности предъявлять учителю: учитель должен (?) лю-

бить детей. Почему нет такого требования к другим профессиона-

лам? Скажем, летчик, сбрасывающий бомбы на мирную деревню,

должен любить людей? Или водитель автобуса должен любить нас

с вами, пока мы в салоне? Этот перечень можно продолжать, и всем

очевидно, что профессиональная деятельность (любая!) находится в

структуре функционально-ролевых надличных отношений (шахма-

ты). И все-таки специфика в работе учителя есть: он(а) имеет дело

с ДЕТСТВОМ. Ребенок вступает с ним в общение целостно как Че-

ловек и не осознает еще связки «руководитель—подчиненный».

Именно поэтому эта профессия одна из самых сложных (я не гово-

рю: одна из самых трудных). В этой профессии много общего с ак-

терской: педагогическое общение — это деловая игра. Однако про-

фессия актера по сути публичная профессия. Актеры на сцене игра-

ют, выучив роли, а мы, зрители, для них — это темный зал, кото-

рый так или иначе реагирует, отдельного человека они не видят;

мы, зрители, сами вольны: купить нам билет на спектакль или нет.

К учителю «зрители», хотят они того или нет, а прийти обязаны!

И даже, если половина ребят сидит в классе, не желая учиться, про-

48

фессионал-учитель обязан вести «личностно-ориентированный»

урок: учитель-профессионал, он «бюджетник», по определению

«Педагогической энциклопедии» 1927 г. — «агент государства».

Его задача УСПЕТЬ за время своей работы воспроизвести достой-

ных граждан своего Отечества; место этой профессии в Реке Жизни

очень важное и четко определено Законом. Застой в любом обще-

стве во все времена начинается тогда, когда образование финанси-

руется по «остаточному» принципу и профессионалы снижают ка-

чество своей работы, а в общество выходят «недоделанные люди»,

которые не могут учиться, трудиться, общаться. Социум попадает

в кризис: скрепляющие его структуры, «арматура», разлагаются из-

нутри (коррупция и т. п.). Как бы ни назывались должности, про-

фессии, они живут в исполнителях = людях.

Значит, если социум (в лице своих руководителей) хочет жить

долго, то его сила не в оружии, не в природных богатствах и т. п.,

но в людях, а эго: образование, медицина, ветераны (наглядное бу-

дущее молодых), правоохранительная служба и учреждения культу-

ры... — все, что связано с жизнедеятельностью человека, любого.

Только в таком случае каждый человек будет относиться к социуму

как к своему родному ДОМУ.

Все это очевидно до банальности, но невероятное в том, что

реальность всемирной истории почти вся залита кровью... Все про-

сто: на планете еще очень много предлюдей...

...В самой профессии учителя, кроме того, что она предполага-

ет «агентов государства», есть блок ДУХОВНОСТИ профессиона-

ла. Прежде всего, это гуманистическое сознание (признание само-

ценности человеческой жизни, уважение к человеку независимо от

«производственных» показателей, помощь человеку в реализации

самого себя); это готовность профессионала всегда прийти на по-

мощь ребенку: опека, защита и забота о его настоящем и будущем.

Значит, снижение уровня гуманности и самоотдачи среди профес-

сионалов скажется на педагогическом процессе губительнее, чем

неумение пользоваться той или иной технологией преподавания.

Итог такой: первичным в этой профессии является идеальный блок

ценностей, на обывательский взгляд — невидимый, неосязаемый

(духовный), а потому — производный от реальности. Этот взгляд

(«марксизм — ленинизм», 1928) господствовал достаточно долго и

стал фантомом культуры социального сообщества... В настоящее

время роль и место целостности Культуры, включая религию, в об-

разовании еще далеко не всеми профессионалами осознаны, потому

и растерялись люди.

49

Высшим проявлением Культуры среди людей, несомненно,

верно считается ЛЮБОВЬ. Источник этого чувства природен: мате-

ринство, отцовство. Любящие = родные! Это — Судьба. То же

и у верующих: Мать — Богородица, Бог — Отец. «Недоделанным

людям» это чувство чуждо, оно вызывает жгучее неприятие, гак как

напоминает о чем-то утраченном ими самими, но эти люди во всех

своих неприятностях всегда винят других, внешние обстоятельства:

внутри-то у них ... пустота, в лучшем случае стереотипы типа «так

положено, а так — нет». Естественно, что надеяться на то, что все

учителя смогут любить (быть самоотверженными) всех детей

в школе, — нельзя. Даже если представить, что такое возможно, то

это было бы антигуманно, бесчеловечно по отношению к взрослому

человеку, у которого своя жизнь и своя Судьба. Как же быть? Про-

фессиональная любовь учителя к детям — это особый тип такого

чувства.

Каковы возможности профессионала-педагога в воспитании

нестандартных людей?

Общим местом является: учитель должен любить детей.

Не случайно, наверно, у моряков есть предание: женщина

приносит несчастье на корабле. Почему? Очевидно, потому, что

чувства возобладают там, где должен быть актуализирован только

разум. Кто знает, но есть другая логика, которой я и придержива-

юсь: в деловых отношениях главное — дело, независимо от пола.

Значит, половые различия мною не берутся во внимание. Итак, про-

фессионализм — это внеполовое качество личности как социальная

характеристика человека. На том и выстраивается логика дальней-

шего изложения.

В нем есть Преданность и Верность, свойственные Любви, но

в нем есть и нижний предел, соблюдаемый взрослым человеком

(профессионализм), а в случае отклонений есть Законы, обеспечи-

вающие защиту ребенка во всех смыслах этого слова.

Профессиональная любовь — это, скорее, УВАЖЕНИЕ под-

растающего человека, ДОВЕРИЕ, а также разумные требования

к нему. Педагогическое общение взрослых и детей исключает все-

возможные эмоциональные срывы взрослых, которые просто обяза-

ны постоянно помнить о том, что они на работе!

Значит, подлинный профессионал имеет много возможностей

помочь нестандартному ребенку не затеряться в классе, а реализо-

вать то, что с нем заложено от Природы.

Гражданственность, духовность профессионалов: преданность

детям и верность им — первично в этой работе, а мастерство (мето-

50

дики, технологии) — это средство реализации ДУШИ учителя.

Если это средство превращается в сознании учителя, чиновников

в самоцель, то образование преобразуется в утилитарно-технокра-

тическое, подчиненное надличным показателям: «качество знаний»

и пр.

Все эти и другие свойства учительской профессии срабатыва-

ют, если возникает взаимное доверие между взрослыми и детьми.

Почему именно «доверие»? Психологи основательно исследовали

это «базисное свойство личности» (В.П. Зинченко, Эриксон и др.),

но в педагогике я еще не рискую быть банальным, обращая внима-

ние на эту возможность реализовать взаимодействие профессиона-

ла с детьми в общем деле.

ДО-ВЕРИЕ (улыбка младенца в ответ на улыбку мамы) — из-

начальное некритическое ощущение безопасности и тепла, исходя-

щее от взрослого. Все будет потом: и вера, и осознание, и любовь,

но в начале: ДО-... Утрата доверия к человеку — это начало отчуж-

дения, одиночества и цинизма. Люди это осознают: не случайно по-

том употребляют такие слова: «завоевать», «добиться» доверия, так

как обращаться к разуму бесполезно; если утрачено доверие, насту-

пает отторжение (психологическая аллергия). Если у младенца ро-

дители еще видят естественную его улыбку, обращенную к себе, то

уже во взрослом обществе ее надо заслужить. В теории управления

давно признана роль улыбки как имитации доверия. Писатели наря-

ду с описанием взглядов много описывали и улыбки людские как

раскрытие души и настроений героев, особенно много об этом пи-

сал Л.Н. Толстой. Однако в педагогической литературе улыбке учи-

теля как средству общения до сих пор почему-то почти не уделяют

внимания.

Воспитатель по улыбке, обращенной ребенком к нему, может

понять о нем очень многое (это видимая часть «айсберга» его

души). Л.Н. Толстой в «Войне и мире» описал около 150 разных

улыбок (кто-то же посчитал!) и не ошибся: люди в его романе жи-

вут, а их там более 500, целая деревня...

Стало быть, часто и говорить-то с человеком не нужно: по

улыбке можно понять его отношение к себе. Она все расскажет:

счастливая, радостная, виноватая, страдальческая, вымученная, яз-

вительная, лживая, дежурная и т. п. Чтобы считывать улыбку, ее

смысл, профессионалу не помогут «модели» форм губ, которые

рекламируют при подборе помад. Хотелось бы предостеречь люби-

телей «рецептов» в общении: сейчас все не так просто. Книг по ак-

терскому мастерству много, причем для массового чтения, издают

51

книги по назначению жестов, чего стоят тиражи книг Карнеги

и т. п. — и все это служит одному: научить читателя манипулиро-

вать другими... Профессионал просто обязан помнить о пределе,

нравственном и юридическом. Предел — в цели: во имя чего он

пользуется знаниями из сферы общения! Ребенок общается целост-

но, а потому он нутром почувствует имитацию заинтересованности

в себе (вежливость и пр.), другими словами — вранье.

Мне кажется, что специфически профессиональный разговор

с коллегами можно закончить на этом, так как он все дальше уводит

от темы. Думаю, что в профессиограмму педагога нельзя вставить

показатель умения работать с нестандартными детьми. Во-первых,

такая «работа» уж очень индивидуальная и, если позволительно

сказать, «сверхурочная»; во-вторых, нет никакой гарантии, что

именно с этим взрослым у этого ребенка возникнут отношения вза-

имного доверия. Учителя-Гуру коллеги могут как-то отметить или...

терпеть, но ставить его в пример другим как «стахановца» — непра-

вомерно. В лице такого Учителя мы имеем дело с призванием, та-

лантом, а значит — с Тайной. Остальные люди просто обязаны

честно выполнять свой профессиональный Долг, в который включа-

ется и помощь реализации способностей нестандартных детей. Это

профессия, ее исполняют профессионалы, а потому, если в ней при-

сутствует жертвенность, какой-то постоянный эмоциональный над-

рыв, то, стало быть, или учительский труд плохо организован, или в

школу пришли профессионально некомпетентные люди.

Когда Человек, работающий учителем, сумеет духовно под-

няться над своей профессией, «предметом», то он станет для детей

Учителем Жизни! И люди навсегда запоминают такие имена, как

Я. Корчак, В. Сухомлинский, Г. Песталоцци... А конкретные быв-

шие ученики на всю жизнь запоминают своих конкретных Учи-

телей Жизни, их жизни. С «урокодателями», «предметниками» та-

кого не происходит именно потому, что они не могут овладеть ду-

ховностью своей профессии по одной причине: они ее не чувству-

ют, нечем — сами бездуховны («агенты государства»). Все очень

просто... Невдомек им: государства могут меняться (кстати, только

и по видимости, а не по сути), а дети-то всегда дети...

(Печатается из Известий Российской Академии образования.

Москва, 1999. —№«2)

52__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика для глаз (физкультминутка)

Данную презентацию можно использовать в качестве физкультминутки для глаз на уроках в начальных классах....

Описание опыта .Использование гимнастики для глаз

В своей работе использую гимнастику для глаз, разработанную группой профессора, доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного. Возникает вопрос: почему именно гимнастикой для глаз?...

Памятка "Гимнастика для глаз"

Для профилактики нарушений зрения приучите детей выполнять эти несложные упражнения во время просмотра телепередач, занятий у компьютера, выполнения домашних заданий....

Комплекс упражнений "Гимнастика для глаз"

Зрительные гимнастики –упражнения для активизации работы мышц глаза. Они дают возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок сталкивается в школе. Натрениро...

Советы родителям. Гимнастика для глаз.

Советы родителям. Гимнастика для глаз.Хорошее зрение – одно из самых важных функций человеческого организма, позволяющая человеку быть полноценным. С рождения мы начинаем познавать мир. Именно зрение ...

Гимнастика для глаз

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках....

Гимнастика для глаз

Комплект плакатов "Гимнастика для глаз"...