Программа по изобразительному искусству 1-4 Гармония
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Алтынбаева Динара Зиннятовна

Программа по изобразительному искусству составлена на основе Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Индерка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx141.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

         Программа по изобразительному искусству составлена на основе Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Индерка

1.Планируемые результаты освоения курса изобразительного искусства.

     

  В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные  задачи:

- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

2. Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:

  • формирование основ гражданственности;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве.

Познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу дос¬упности.

Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников.

Развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета.

 1 класс.

                            Личностные результаты.        

У  учащихся 1 класса будут сформированы:

· положительное отношение к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· познавательной мотивации к изобразительному искусству;

· чувства уважения к народным художественным традициям России;

· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

                              Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками;

· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· вносить коррективы в свою работу;

Учащиеся получат возможность научиться:

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной

работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

· «читать» условные знаки, данные в учебнике;

· находить нужную информацию в словарях учебника;

· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты.

-называть семь  цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться  определять названия сложных цветовых состояний  поверхности предметов (светло-зеленый ,серо-голубой)

-понимать  и  использовать элементарные  правила получения новых  цветов путем смешивания основных цветов (красный  и  синий  цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый- зеленый и т.д.);

-изображать  линию горизонта  и  по  возможности  пользоваться  приемом  загораживания;

-понимать важность  деятельности художника (что  может  изображать художник - предметы ,людей, события; с помощью каких материалов изображает художник бумага ,холст, картон, карандаш ,кисть, краски ,и пр.).

-правильно  сидеть за партой (столом),  правильно  держать лист бумаги  и  карандаш;

-свободно  работать карандашом: без напряжения проводить линии в  нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-передавать в рисунке  форму,  общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;

-правильно работать  акварельными  и гуашевыми  красками: разводить и  смешивать  краски ровно закрывать ими нужную  поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности);

-выполнять простейшие узоры в полосе, круге  из декоративных форм  растительного  мира (карандашом, акварельными и гуашевыми  красками);

-применять приемы рисования кистью элементов   декоративных   изображений  на  основе народной  росписи  (Городец, Хохлома);

-устно описать  изображенные  на картинке или  иллюстрации  предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и  т.д.),действия  (идут ,сидят, разговаривают  и т.д.); выражать свое  отношение;

-пользоваться простейшими  приемами  лепки (пластилин, глина);

-выполнять  простые  по  композиции  аппликации.

                    Виды учебной деятельности учащихся

- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);

- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;

- решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;

                      Виды и формы контроля

- выполнение учащимися продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях;

- выставки;

- конкурсы работ;

- проект;

- ктд;

2класс.

Личностные результаты.

У учащихся будут сформированы:

· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам  изобразительного искусства;

· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

· внимательное отношение к красоте окружающего мира,

к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

· интереса к посещению художественных музеев, выставок;

· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

 Предметные результаты.

В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:

- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

- о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

- о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми  красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов  (оранжевый- от смешивания желтой и красной красок, зеленый-  желтой и синей, фиолетовый- красной и синей), о сложных цветах, о цветах теплых и холодных, о цветах светлых и темных.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

- верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;

- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- передавать в рисунках  на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

- передавать в тематических рисунках пространственные отношения : изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних- выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;

- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно- обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.

Метапредметные результаты.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· понимать цель выполняемых действий,

· понимать важность планирования работы;

· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

Учащиеся получат возможность научиться:

· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

· различать и соотносить замысел и результат работы;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· уметь слышать, точно реагировать на реплики;

· учитывать мнения других в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам

3класс.

Личностные результаты.

У учащихся будут сформированы:

· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

· внимательное отношение к красоте окружающего мира,

к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

· интереса к посещению художественных музеев, выставок;

· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

Предметные результаты.

Должны знать:

Художественно-графические и природные материалы.

Краски натуральные (природные: например, мел, морковь, и т.д) и искусственные (акварель, гуашь).

Виды архитектуры, скульптуры, росписей, декоративно-прикладного искусства.

Жанровое многообразие (пейзаж, натюрморт, портрет). Рисунок, живопись, иллюстрация, узор.

 Основы композиции. Колорит. Форму, объем, конструкцию и пропорцию предметов.

Должны уметь :

Выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;

Реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности

Самостоятельно организовывать  рабочее место.

 Метапредметные результаты.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· понимать цель выполняемых действий,

· понимать важность планирования работы;

· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

Учащиеся получат возможность научиться:

· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

· различать и соотносить замысел и результат работы;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· уметь слышать, точно реагировать на реплики;

· учитывать мнения других в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.

4класс.

Познавательные УДД

Сообщать с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, развивать представления детей о видах пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (дизайн); об основных жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр), о региональных (краеведческий, художественный) и ведущих художественных музеях страны (Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея и др.).

 Регулятивные УДД

Приумножать опыт творческой деятельности, развивать умения второклассников в создании оригинальных замыслов творческой работы, в постановке целей и задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения, оценивать этапы и результаты творческой деятельности.

Коммуникативные УДД

 Развивать умение общаться в процессе диалога; расширять навыки общения во время выполнения индивидуальных и коллективных форм деятельности, в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.; развивать коммуникативный опыт в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать результаты своей художественно-творческой деятельности и сверстников; развивать умения использовать возможности ИКТ и справочной литературы.

Личностные УДД 

способствовать накоплению у учащегося опыта эмоционально- ценностных отношений к миру, проявлять авторский неповторимый изобразительный стиль, развивать умения использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру и др. для достижения своих творческих замыслов, развивать навыки моделирования новых образов путѐм трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка); способствовать коллекционированию творческих работ: уникальным достижением ученика является его Творческая папка (альбом), где он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

Предметные УДД:

 Обучать изобразительным, конструктивным и декоративным видам творческой деятельности, развивать навыки работы с различными художественными материалами: гуашь, акварель, карандаш, пастель, восковые мелки, тушь, перо, гелевые (шариковые) ручки, фломастеры, маркеры, пластилин, цветная бумага и др.; развивать навыки художественного восприятия произведений изобразительного искусства различных видов пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся:

• будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

• сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

• появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

• установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах

Художественно-творческой деятельности;

• научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

• смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно -практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

  Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя

различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

 

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в

собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

 Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

2. Содержание курса изобразительного искусства

1 класс

Виды занятий:

Рисование с натуры (рисунок, живопись) 

Рисование на темы

Декоративная работа

Лепка

Аппликация 

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Тема 1: «В мире волшебных красок»  (10 часов)

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

 правила работы с акварельными, гуашевыми красками

названия главных и составных цветов

технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

правила работы с пластилином

приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства

уметь:

работать кистью

выполнять декоративные цепочки

рисовать узоры и декоративные элементы по образцам

рисовать по памяти и представлению

передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев

лепить листья по памяти и представлению

выполнять кистью простейшие элементы растительного узора

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Тема 2: «Мы готовимся к празднику» 7 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

 правила работы с акварельными, гуашевыми красками, цветной бумагой

правила и технику выполнения орнамента

технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

правила работы с пластилином

уметь:

уметь рисовать овощи и фрукты по памяти и представлению

выделять элементы узора в народной вышивке

составлять узор из кругов и треугольников, последовательно наклеивать элементы композиции

передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов

лепить фрукты по памяти и представлению

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Тема 3: «Красота вокруг нас»             8 часов

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

 понятие «иллюстрация»

элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца

о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи

элементы узора Хохломы, Гжели,Городца

уметь:

 выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, выразить в иллюстрации своё отношение к сказке, её героям

выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка

изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги

применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи

выполнять хохломской узор, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов

самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Тема 4: «Встреча с весной» 8 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

 творчество А. Саврасова

особенности работы с пластилином, правила лепки

элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку

правила работы с гуашью, правила смешивания цветов

приёмы работы, технику выполнения аппликации

уметь:

передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, рисовать на основе наблюдений или по представлению

лепить птиц по памяти и представлению

выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора

рисовать с натуры разнообразные цветы

составлять композицию аппликации, последовательно её выполнять

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций

        2 класс  

Мы рисуем осень” ( 9 ч)

             Основные цвета спектра. Правила изображения с натуры.

Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры. Красота осенних листьев. Жанры изобразительного искусства. Натюрморт. И.Машков «Фрукты на блюде».  

Приёмы работы с пластилином.  Лепка с натуры фруктов.  Осенние подарки природы.

      Этапы построения рисунка. Пространственные отношения. Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша).

        Тёплые и холодные цвета спектра.  Беседа о красоте осенней природы.  И.Левитан «Золотая осень», В.Серов «Октябрь. Домотканово». В сентябре у рябины именины.

         Понятие об орнаменте.  Народно – прикладное искусство: городецкая роспись.  Узор в круге из растительных форм.

         Композиция в изобразительном искусстве. Городские и сельские пейзажи. Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне».

              Особенности работы акварельными красками. Контрастные цвета.

Иллюстрирование произведения Е.Чарушина «Цветы и ягоды».

            Основные краски: красная, жёлтая, синяя. История создания русской матрёшки. Полхов-Майдан.  Наряд русской красавицы (рубаха, сарафан, душегрея, венец)

         Русская народная вышивка.  Линии симметрии, ритм, приёмы кистевой росписи. Цветочный узор в круге.         

 «По дорогам сказки” (7 ч)

    Отражение результатов непосредственных наблюдений. Беседа: художники-анималисты. В.Серов. Выполнение набросков птиц (гуся).

Силуэт в изобразительном искусстве. Декоративные элементы.  Сказочная птица или сказочная рыбка.

       Общее представление об иллюстрациях. Ю.Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди».

          Главные художественные музеи России.  Понятие о графике.  Сказка в лесу.

        Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. Городецкая роспись.

       Лепим и украшаем игрушку.

       Составление декоративных композиций из простых геометрических форм разных материалов.

       Поздравительная открытка.

«Мои друзья» (10 ч)

         Элементарное изображение пространства, пропорций изображаемых объектов. Жанровая живопись. С.Ткачёв «Зимний праздник в деревне».Зимние забавы.

 Жанр анималистики. Анатомия, пропорции. Характер животного. Ознакомление с творчеством  Чарушина.  Лепка животных. Друг детства.

      Художественно-выразительные средства  живописи. И.Шишкин «На севере диком..», В.Ван Гог «Море в Сен - Марино». Создание образа природы: небо с облаками, снегопада.

        Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники-портретисты: И.Репин, В.Серов. Общие закономерности рисования лица человека.

Изображение женского сказочного образа.

         Пропорции тела человека. Художники Дейнеко, Решетников и др. о спорте, древнегреческие скульпторы. Лепка фигуры человека в движении.

       День защитников Отечества, истории войн и сражений, побед. Одежда солдат разных времён и народов.       Батальный жанр.  Изображение богатырей,  их щитов.

      Художественная роспись по фарфору. Гжель.  Украшение вырезанных изделий в технике гжели.

       Использование в узоре аппликации трёх основных цветов. Открытка к празднику.

       Цветовые и световые контрасты. А.Куинджи. Берёзовая роща.  Живописные упражнения.

            Последовательность выполнения тематической композиции. Основной цвет изображаемых объектов. И.Левитан «Весна. Большая вода». С.Герасимов «Лёд пошёл».  Весна наступает.

“С чего начинается Родина?” ( 7 ч)

      Законы перспективы. Изображение объёмных предметов. Графические художественно-выразительные средства - линия, штрих, тон. Рисование с натуры ящика, расположенного под углом к рисующему.

      Художник-космонавт Леонов и др. Разработка эскиза, выполнение работы, колорит и композиция.  Полёт на другую планету.

      Выдающиеся российские художники 2-й половины XIX в. (Репин, Суриков, Шишкин, Левитан и др.), традиции реализма. Изображение природы в различных состояниях.  

         Пропорции, очертания, пространственное положение изображения, зависимость от размеров листа. Игрушечные машины.  

     Архангельские и Тульские печатные пряники.     Особенности украшений. Орнамент из геометрических форм.     Узор в прямоугольнике для украшения пряника.

      Передача эмоционально-эстетического состояния после прочитанного стихотворения. Иллюстрирование произведения С.Есенина «Берёза».

        Палитра художника. Смешивание красок. Коллективный фриз на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения класса. Здравствуй, весна!

      Экскурсия в мастерскую художника.

Изображение состояния природы в сочетании разных художественных техник.  Здание и его назначение. Терем царевны или башни Кащея.

3 класс

                               «Учись рисовать» - 18 ч

            Прощаемся с тёплым летом: рисование жука, шмеля, стрекозы

          Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. И.Шишкин, И.Левитан.                     Рисование объектов действительности простых по очертаниям и строению.

             Листья деревьев и кустарников с осенней окраской (клён, дуб).

                      Форма и конструкция (строение) предметов.

            Передача в рисунке пропорций, очертаний предметов быта или игрушек. Лейка, глиняная расписная кружка, детское ведёрко, лопатка, самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом.

                Рисунок-набросок. Объём, контраст света и тени в изображении с натуры.

Зарисовка животных в движении  

  Художники – иллюстраторы. Иллюстрирование литературных произведений. Г.Скребицкий - художник

Объём предметов в изобразительном искусстве. Бытовой жанр в изобразительном искусстве.

Работа по карточкам: срисовывание с изображения на карточке русского сельского дома 

Совершенствование умений выполнять рисунок на темы. Передача смысловой связи в сюжете рисунка.

Русское народное декоративно-прикладное искусство. Эскизы игрушек – грибок

Волшебный мир – 16 ч  

   Русское декоративно-прикладное искусство.  Выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором. Архитектура. Графические изображения.

Городские пейзажи. Перспектива.    

Исторический и батальный жанры в живописи. А.Дейнеки «Оборона Севастополя» Зарисовки воинов

Фоновая роспись. Русское декоративно-прикладное искусство.  Хохлома.

 Природа в творчестве русских художников. Облака на рисунках и в живописи. Ф.Васильев, А.Куинджи, И.Левитан.  

Красота в быту людей. Традиции народного искусства в дизайне предметов быта.Узоры для украшения бытовых принадлежностей.

 Музеи России. Орнаменты народов России. Выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором. Косынка, фартук

 Орнаменты народов России и народов мира, их особенности.  

Передача объёма с помощью светотени в рисунке, выполненном с образца. Срисовывание Веточка помидоров с цветами и листьями.

Экскурсия в художественный музей. Правила рассматривания картин. «Прочтение» замысла художника.

4 класс

В мире изобразительного искусства (12 ч)

Обобщение знаний о тематическом рисовании, средствах художественной выразительности, выделение композиционного центра, передача элементов светотени, пространства, поиск гармоничного сочетания цветов. Рисование по памяти, передача впечатлений, полученных в жизни.

Изображение акварелью листьев дерева (кустарника) с натуры, передача наблюдений в рисунке. Рисование с натуры. Графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы. Виды и жанры изо искусства (натюрморт). Рисование с натуры предметов в группе.  

Рисование зданий в угловом положении. Закон композиции, разновидности пейзажа.

Анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения фигуры человека, объёмной формы. Тоновая и цветовая разработка формы. Парадный портрет, применение парадного портрета в разные исторические периоды. Творчество художников, отображающих человека-труженика. Профессия человека. Лепка фигуры человека в движении. Лепка по памяти и с натуры.

Мы  любим смотреть картины и рисовать (22 ч)

      Жанр анималистики в изо искусстве. Пластическая анатомия. Жанр анималистики в изо искусстве. Пластическая анатомия. Рисование животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти.

     Линейный рисунок, пропорции, проработка деталей, цветовая разработка. Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование с натуры или по  памяти.

Российская армия, её роль  в истории государства, её изменение в разные исторические периоды.

     Строение призматических форм, поиск аналогичных форм в окружающей действительности (здания, мебель, коробка и т.п.).

Рисование с натуры отдельные предметы цилиндрической формы, с попыткой передачи объёма. Круг в перспективе Сведения о светотени. Зависимость освещённости предмета от силы и удалённости источника освещения. Воздушная перспектива на примере репродукций картин (пейзажи. И Шишкина, В. Поленова, Ф. Васильева).

Рисование с натуры отдельных предметов призматической, цилиндрической, шаровой формы в натюрморте с попыткой передачи перспективных сокращений и объёма. Средства народного и  современного декоративно-прикладного искусства.  Эскизы простейших объектов на основе орнаментальной композиции.

           Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас                                 Основные темы бесед:

-жанры   изобразительного   искусства   (пейзаж, натюрморт,   портрет,   бытовой  жанр, исторический и батальный жанры);

-великие полководцы России;

-портреты знаменитых русских писателей;

-литература,   музыка,  театр  и  изобразительное искусство;

-русский портретист Валентин Серов;

-люди труда в изобразительном искусстве;

-красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи  мастер изображения света и цвета в живописи»,  «Русский маринист Иван Айвазовский»);

-прославленные центры народных художественных промыслов;

-орнаменты народов России и народов мира (украинский, белорусский, казахский, армянский и т.

Рекомендуемые для бесед произведения искусства:

Айвазовский И. Девятый вал; Кораблекрушение; У крымских берегов; Черное море.

Антокольский М. Иван Грозный; Петр I.

Борисов-Мусатов В. Весна; Водоем.

Браз И. Портрет писателя А. П. Чехова.

Брюллов К. Портрет И. А. Крылова.

Бубнов А. Утро на Куликовом поле.

Ван Гог В. Подсолнухи.

Васнецов В. Царь Иван Васильевич Грозный; Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Венецианов А. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.

Верещагин В. «В штыки! Ура! Ура! (Атака)».

Врубель М. Портрет С. И. Мамонтова.

Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Ле-пешинской.

Герасимов С. Автопортрет.

Голубкина А. Л. Н. Толстой.

Грабарь И. Автопортрет; Груши; Натюрморт.

Дейнека А. Москва. Пейзаж; Оборона Севастополя; Окно в мастерской.

Делфтский В. Служанка с кувшином.

Дубовской Н. Родина.

Дюрер А. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет.

Зверьков Е. Весна.

Игошев В. Натюрморт с золотой рыбкой.

Караваджо М. Лютнист.

Кардовский Д. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».

Кившенко А. Военный совет в Филях в 1812 году

Кипренский О. Портрет А. С. Пушкина.

Клас П. Завтрак с ветчиной.

Клодт П. Укрощение коня.

Корин П. Портрет художников Кукрыниксов; Александр Невский; Портрет маршала Г. К. Жукова.

Коро К. Воз сена.

Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника; Весна.

Котов П. Кузнецкстрой. Домна № 1.

Крамской И. Н. А. Некрасов в период «Последних песен»; Пасечник.

Куинджи А. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Эльбрус. Лунная ночь; Море. Крым.

Кустодиев Б. Автопортрет; Масленица; Московский трактир; Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина; Купчиха за чаем.

Лансере Е. Святослав на пути в Царьград.

Левитан И. Осенний день. Сокольники; Ветхий дворик.

Леонардо да Винчи. Автопортрет.

Лермонтов М. Конногренадер; Кавказский вид с саклей.

Маковский В. В мастерской художника.

Маковский К. Крестьянский обед во время жатвы; В мастерской художника.

Мартос И. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Матисс А. Вид из окна.

Милле Ж. Пастушка со стадом овец.

Мясоедов Г. Косцы.

Нисский Г. Полустанок. Станция Подсолнечная.

Перов В. Охотники на привале.

Пластов А. Колхозные кони; Автопортрет; На гумне; Полдень; Витя-подпасок; Лето.

Пушкин А. Автопортрет.

Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за чтением.

Репин И. Портрет Василия Дмитриевича Поленова; Портрет Нади Репиной; Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу;

Портрет П. М. Третьякова; М. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Портрет художника А. И. Куинджи; рисунки.

Решетников Ф. Прибыл на каникулы; Уголок мастерской.

Сапунов Н. Вазы, цветы и фрукты.

Серебрякова 3. Автопортрет.

Серов В. Автопортрет; Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Домотканово; Иллюстрация к басне И.Крылова «Мор зверей»; Девушка, освещенная солнцем; Портрет Максима Горького; Стригуны на водопое. Домотканово; Портрет художника К. Коровина; Портрет М. Н. Ермоловой.

Сотников А. Ягненок.

Степанов А. Лоси; После охоты.

Суриков В. Меншиков в Березове; Переход Суворова через Альпы.

Ткачевы А. и С. Автопортрет; Детвора.

Торлов Д. Рысенок.

Тропинин В. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина.

Тыранов А. Портрет И. К. Айвазовского.

Ульянов Н. Народный артист СССР К. С. Станиславский за работой.

Хеда В. Ветчина и серебряная посуда.

Церетели 3. Синяя ваза с желтыми розами; Цветы.

Шарден Ж. Б. С. Атрибуты искусств.

Шевандронова И. В сельской библиотеке.

Шишкин И. Мухоморы. Этюд; рисунки.

Юон К. Русская зима. Лигачево; Утро индустриальной Москвы.

Яблонская Т. Утро.

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

1класс

Тема

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Вводная беседа «Что будем делать на уроках изобразительного искусства». Рисование на тему «Пейзаж с радугой»

Использование  в  индивидуальной  и  коллективной  деятельности  различных  художественных  техник  и  материалов: акварель.

2

Что такое декоративно-прикладное искусство. Рисование узора в полосе.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.

3

Выполнение декоративной работы «Красивые цепочки»

4

Волшебные краски осеннего леса. Рисование по памяти

Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  цвета, композиции.

Знакомство  с  отдельными  произведениями  выдающихся  художников:

И. Левитан  «Золотая  осень»

5

«Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев

Ознакомление  с  произведениями  народных  художественных  промыслов  в  России.

Выбор  и  применение  выразительных  средств  для  реализации  собственного  замысла  в  рисунке: узор

6

«Золотые краски осени» - рисование с натуры опавших листьев деревьев

Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  цвета, композиции. Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии

7

«Красота формы листьев деревьев» - лепка простых по форме листьев деревьев

Виды и жанры изобразительного искусства.

Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки.

8

 «Осенние подарки» - рисование  с натуры овощей и фруктов

Рисование с натуры несложных по строению и простых по очертаниям предметов.

Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  цвета, композиции.

9-10

Рисование на тему : «Сказка про осень»

Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  цвета, композиции. Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии

11

«Чудо-платье» составление узора из листьев, ягод, фруктов для платья куклы

Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  цвета, тона, композиции.

12

«Узор из кругов и треугольников» - составление аппликации из цветной бумаги и картона.

Создание  моделей  предметов  бытового  окружения  человека.

Выбор  и  применение  выразительных  средств  для  реализации  собственного  замысла  в  рисунке.

13

«Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку.

Рисование с натуры несложных по строению и простых по очертаниям предметов.

Использование  различных  художественных  техник  

14

«Красота лесной природы» Рисование с натуры ветки ели или сосны

Рисование с натуры несложных по строению и простых по очертаниям предметов.

Выбор  и  применение  выразительных   средств  для  реализации  собственного  замысла  в  рисунке. Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  цвета, композиции, объёма.

15-16

«В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

Выбор  и  применение  выразительных   средств  для  реализации  собственного  замысла  в  рисунке. Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  цвета, композиции, объёма.

17-18

 Рисование на тему «Зимняя  сказка»

Представление  о  богатстве  и  разнообразии  художественной  культуры  России  и  мира.

Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.

19

«Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора

Ознакомление  с  произведениями  народных  художественных  промыслов  в  России.

20-21

Рисование «Мой любимый цветок»

Знакомство с картинами военной тематики; сопоставление человека военной профессии и гражданской.

22

«Летняя сказка зимой» - самостоятельное выполнение цветочного узора по мотивам городецкой росписи

Ознакомление  с  произведениями  народных  художественных  промыслов  в  России.

23

«Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев

Знакомство  с  произведениями  выдающихся  русских  художников: И. Шишкин.

Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна.

24-25

«В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи

Ознакомление  с  произведениями  современных  художественных  промыслов  в  России.

26-27

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»

Выбор  и  применение  выразительных  средств  для  реализации  собственного  замысла  в  рисунке.

Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  цвета, композиции, объёма.

28-29

Композиция «Весенний день» - рисование на тему. Выполнение рисунка в цвете.

Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма.

30

«Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку

Представление  о  роли  изобразительных  искусств  в  организации  материального  окружения  человека  в  его  повседневной  жизни.

Ознакомление  с  произведениями  народных  художественных  промыслов  в  России.

31

«Красота вокруг нас» - рисование  с натуры простых по форме цветов.

Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  цвета, композиции, объёма.

Рисование с натуры несложных по строению и простых по очертаниям предметов.

           Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

32

«Здравствуй, лето»- рисование на тему

 Самостоятельный выбор материала для творческой работы; передача в тематических рисунках пространственных отношений; правильное разведение и смешивание акварельных красок.

33

Итоговая выставка творческих работ

Знать известные центры народных художественных ремёсел России

Уметь узнавать выдающихся художников, называть их авторов; определять его принадлежность к тому или иному жанру

 искусства. Любовь к истории народов. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков.

2 класс

№ урока

Темы разделов и  уроков.

 Характеристика основных видов деятельности обучающихся

      Мы рисуем осень (9 ч)

1

 Рисование на темы, по памяти и представлению. Мое лето.

Формирование графических умений и навыков в изображении предметов симметричной формы карандашом, акварельными красками.

2

Лепка. Осень – грибная пора.

Передача пропорций, характерных особенностей формы, цвета.

3

Рисование с натуры. Красота осеннего дерева.

Нахождение темных и светлых оттенков, основных и дополнительных цветов, приемы работы акварелью.

Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении

Уметь рисовать с натуры, по памяти деревьев

4

Рисование с натуры. Натюрморт. Осенний букет.

Знать жанр натюрморта.

Уметь рисовать с натуры предметы в группе, видеть красоту.

5

Декоративная работа. Веселые хохломские узоры. Орнамент в круге. Роспись тарелочки.

Формирование приемов рисования кистью приемов орнаментальных мотивов.

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи.

6

Рисование на темы, по памяти и представлению. Осень. Музыка дождя.

Использовать выразительные возможности для передачи замысла.

7

Рисование с натуры. Натюрморт. Яблоки.

Уметь выполнять наброски фруктов и овощей с натуры.

Чувство композиции при размещении двух предметов на листе бумаги.

Формирование графических и навыков работы сразу акварельными красками в изображении объёмных предметов простой формы.

8

Рисование на темы, по памяти и представлению.

В гостях у осени.

Формирование образной памяти, умения компоновать сюжетный рисунок.

9

Дизайн. Осенние подарки природы.

Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии.

   

Мы рисуем сказку (7 ч)

10

Рисование на темы, по памяти и представлению.  Иллюстрирование сказки П.Бажова «Серебряное копытце» (диафильм)

Эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства на сказочные мотивы; формирование умения выделять главное в рисунке

11

Дизайн. Оформление обложки к диафильму по сказке П.Бажова «Серебряное копытце»

Уметь рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти

12

Рисование с натуры. Ветка ели (сосны).

Выполнять  элементы росписи;  используя приёмы примакивания кистью и тычка без предварительного рисунка.

13

Лепка. Игрушки по мотивам народных промыслов (Дымково, Филимоново, Каргополь).

Уметь работать с пластилином, передавать в лепных изделиях объёмную форму, её пропорции, соотношения.

Бережное отношение к народным традициям

14

Лепка. Игрушки по мотивам народных промыслов. Ярославская глиняная игрушка.

Знакомство с пластическими особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.

15

Декоративная работа. Городецкая роспись. Рисуем сказочную птицу.

Углубление представлений о связи орнаментальной композиции с природой родной земли. Изображать графическими средствами сказочных птиц.

16

Рисование с натуры.  Новогодняя игрушка.

Развитие творческой активности, активизация умений и навыков кистевой росписи на основе ознакомления с народными узорами для нового решения. Формирование умений и навыков соотносить роспись с формой предмета.

17

Рисование на темы, по памяти и представлению.

Новогодняя сказка.

Уметь передавать свои наблюдения, впечатления, цветовую гамму зимней природы

Мои друзья ( 10 ч)

18

 (Рисование на темы, по памяти и представлению.

Зимние развлечения с друзьями.

Развитие наблюдательности, художественного вкуса, умение видеть красоту, пластичность форм.

19

Лепка. Наши друзья - животные.

Уметь рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти. Изображать характер линий для создания эмоциональных образов в рисунке.

20

Рисование на темы, по памяти и представлению.

Птицы – наши друзья.

Научиться  анализу и сравнению формы птиц; изображать форму, строение и цветовую окраску оперения птиц.

21

Рисование с натуры.  Игрушечный друг

22

Декоративная работа. Сказочная гжель. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения предметов посуды.

Углубление представлений о связи орнаментальной композиции с природой родной земли.

23

Декоративная работа. Сказочная гжель. Чайный сервиз. (ктд)

24

Рисование на темы, по памяти и представлению.

Защитники земли русской.

Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии. «Прочитать» в портрете героя картины характер, яркий образ

25

Рисование на темы, по памяти и представлению.

Моя дружная семья.

Научиться самостоятельно выбирать материал для творческой работы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Последовательно выполнять портрет,

 передавать в рисунке характерные особенности лица человека

26

Рисование с натуры.  Весенний букет для мамы.

Научиться рисовать с натуры разнообразные цветы

27

Дизайн. Моделирование и оформление фоторамки для семейной фотографии.

Научится:

- передавать объём и конструкцию предметов геометрической формы.

С чего начинается Родина…(7 ч)

28

 Беседа. Главные художественные музеи страны.

Узнавать выдающиеся музеи мира.

Называть  произведения выдающихся русских художников,

-названия художественных музеев России

 -сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

29

Рисование на темы, по памяти и представлению.

Рисование декораций к русской народной сказке «Теремок» (ктд)

Уметь рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти.

30

Рисование на темы, по памяти и представлению.

Изготовление рисованных кукол для  русской народной сказки  «Теремок» (ктд)

31

Декоративная работа.  Полхов-майданская матрешка. Рисование элементов.

Научиться  выделять характерные особенности росписи полхово-майданских мастеров; рисовать кистью элементы узора русской матрёшки.

32

Декоративная работа. Роспись матрешки.

33

Рисование на темы, по памяти и представлению.

Цветы нашей Родины.

Уч-ся должны учиться самовыражению средствами изобразительного искусства,

 

Научиться рисовать с натуры разнообразные цветы; сравнивать различные жанры и виды изобразительного искусства; использовать художественные материалы.

34

Дизайн. Проект детской площадки.

Научится:

- на основе проекта выполнить макет детской площадки

3 класс

Тема

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Как мы провели лето. Рисование по памяти и представлению.

Формирование графических умений и навыков в изображении предметов симметричной формы карандашом, акварельными красками. Рисование жука, шмеля, стрекозы

2

Рисование с натуры осенних листьев. Симметрия.

Передача пропорций, характерных особенностей формы, цвета.

3

Рисование с натуры осенних цветов.

Нахождение темных и светлых оттенков, основных и дополнительных цветов, приемы работы акварелью

4-5

Русская матрешка. Декоративное рисование

Рисование кистью декоративных цветов, листьев, ягод на основе вариаций народных приемов и самостоятельного применения новых приемов.

6

Выполнение набросков с натуры фруктов т овощей.

Чувство композиции при размещении двух предметов на листе бумаги; Формирование графических навыков.

7

Варежка. Декоративное рисование.

Формирование графических умений и навыков в изображении предметов симметричной формы карандашом, акварельными красками

8-9

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкин.

Эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства на сказочные мотивы; формирование умения выделять главное в рисунке

10

«Золотая рыбка» Рисование с натуры.

Эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства на сказочные мотивы; формирование умения выделять главное в рисунке

11-12

В сказочном подводном царстве. Тематическое рисование.

Развитие наблюдательности, художественного вкуса, умение видеть красоту, пластичность форм.

13

Сказочный букет. Эскиз росписи подноса.

Активизация творческого воображения, формирование представлений о ритме и композиции декоративных элементов в круге.

14

Готовим наряд для сказочной ѐлки.

Развитие творческой активности, активизация умений и навыков кистевой росписи на основе ознакомления с народными узорам

15

Раскрашивание новогодних игрушек.

Формирование умений и навыков соотносить роспись с формой предмета.

16

Орудие труда человека.

Формирование графического умения рисования с натуры орудий труда простой формы.

17

Автомобиль. Тематическое рисование.

Изображение фигуры человека. Передача в рисунках примет зимнего пейзажа.

18

Городские и сельские стройки. Рисование по памяти и представлению.

Знакомство с историческими и архитектурными памятниками; формирование навыков последовательной работы над тематическим рисунком

19-20

Весѐлые игрушки. Декоративное рисование

Бережное отношение к народным традициям. Богородская игрушка.

Расширение и углубление представлений учащихся о видах современного декоративно – прикладного искусства.

21

Выполнение эскизов хохломской росписи.

Углубление представлений о связи орнаментальной композиции с природой родной земли.

22

Составление праздничного узора из яблок, веток, листьев в квадрате.

Формирование приемов рисования кистью приемов орнаментальных мотивов.

23

Домашние животные в жизни людей. Рисование по памяти.

Развитие наблюдательности, художественного вкуса, умение видеть красоту, пластичность форм.

24-25

Иллюстрирование стихотворения Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Знакомство с понятием «пейзаж», формирование умений использовать сюжет как средство художественной выразительности.

26

Полет на другую планету. Рисование на тему.

Работа над тематическим рисунком.

27

Рисование с натуры ветки вербы.

Анализировать пропорции, очертания и цветовую гамму,  передавать пространственное положение ветки вербы.

Совершенствование графических и живописных умений.

28-29

Праздничный салют. «Славься, Отечество наше свободное» Рисование на тему.

Формирование умений выбирать формат рисунка в зависимости от замысла;

30

Беседа «Весна в произведениях русских художников»

Наблюдать, замечать в природе прекрасное, сравнивать с изображенным на полотнах живописцев; анализировать свои впечатления; высказывать свое восхищение красотой родной природы

31

Рисование на тему «Спорт»

Работа над тематическим рисунком.

32

«Пусть всегда будет солнце» рисование на тему.

Работа над тематическим рисунком.

33

Иллюстрирование стихотворения Дж. Родари «Всемирный хоровод»

Выполнять рисунок схематично, детально карандашом, в колорите

34

Урок -выставка

4 класс

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

обучающихся

В мире изобразительного искусства (12 ч)

1

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж»

Знакомство с творчеством русских пейзажистов.

Простейший анализ произведений искусства.

Работа над развитием творческого воображения

2

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке»

Выбор и применение выразительных средств для

реализации собственного замысла в аппликации. Наблюдение

 за окружающим миром

3–4

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с яблоками

Передача настроения в творческой работе. Работа над

развитием чувства композиции

5–6

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта. Кувшин и яблоко

Уметь выполнять наброски фруктов и овощей с натуры

Чувство композиции при размещении двух предметов на

листе бумаги

Формирование графических и навыков работы сразу

 акварельными красками в изображении объёмных

предметов простой формы

7

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки

Знать приём штриховки, передачи светотени «по форме»

Уметь рисовать предметы несложной формы, использовать

различную штриховку для выявления объёма

8

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара

Знать особенности строения призматической,

цилиндрической, шаровой формы

Знать приём штриховки, передачи светотени «по форме»

Уметь рисовать предметы несложной формы, использовать

различную штриховку для выявления объёма

9

Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор»

       Использование в индивидуальной деятельности

различных художественных материалов. Работа над

развитием наблюдательности к

окружающему миру. Воспитание любви к родному краю

10

11

Рисование с натуры фигуры человека

Первичные навыки рисования с натуры человека

Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры

человека, последовательность ведения работы

Уметь выполнять различными способами набросков с

натуры фигуры человека

12

Лепка фигуры человека с атрибутами труда  или спорта

Работа в художественно- конструктивной деятельности

Уметь работать с пластилином, передавать в лепных

изделиях объёмную форму, её пропорции, соотношения.

Совершенствовать навыки изображения человека в

движении, в трудовой деятельности

Уметь изображать фигуру человека в движении

Мы  любим смотреть картины и рисовать (22 ч)

13

Рисование животных с натуры  или по памяти

Навыки рисования по памяти. Работа над развитием

зрительного представления, наблюдательности к повадкам

животных

14

Рисование птиц с натуры или по памяти

Навыки рисования по памяти

15

16

Сказка в декоративном искусстве

Передача настроения в творческой работе

17

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Уметь применять основные средства художественной выра

зительности в иллюстрациях к произведениям литературы;

 различать основные и составные, тёплые и холодные цвета

18

19

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению»

Уметь применять основные средства художественной вырази

тельности в иллюстрациях к произведениям литературы ,

 передавать формы, цвета, изображаемых объектов

20

«В мирное время».  Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты Армии ВС

Знать историю российской армии.

Научиться рисовать праздничный салют, используя

 различные техники рисования; передавать в тематических

рисунках пространственные отношения.

21

Рисование с натуры или по памяти современных машин

Совершенствование навыков линейного рисунка

22

Рисование народного праздника «Песни нашей Родины»

Эстетическое отношение к народным обычаям. Развитие

интереса к народным традициям

23

24

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия

Эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, передача объемной формы. Развитие творческого воображения и изобразительных навыков

25

Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц»

Знать жанр анималистики в изо.

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение

животных; рисование с натуры

26

27

Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Уметь применять основные средства художественной

выразительности в иллюстрациях к произведениям

литературы , передавать формы, цвета, изображаемых

объектов

28

29

Тематическое рисование «Закат солнца»

Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете

30

Люди труда в изобразительном искусстве

Работа над развитием эстетического восприятия и

 понимания красоты труда людей в жизни и

произведениях изобразительного искусства

31

32

Составление мозаичного панно «Слава труду»

Использование различных художественнх мате риалов. Работа над развитием творческого воображения, эстети ческого восприятия,

 понимания красоты труда и творческого воображения

33

Аппликация. Орнаменты народов мира

Использование светотени в аппликации. Работа над развитием творчес- кого воображения, изобразительных навыков

34

Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина

Знать известные центры народных художественных ремёсел России

Уметь узнавать выдающихся художников, называть их авторов; определять его принадлежность к тому или иному жанру

 Искусства.Любовь к истории народов. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков.

 Выступления по теме «Народные художественные

 промыслы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству. "Гармония" 2 класс.

Рпбочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по образовательной системе "Гармония"....

Рабочая программа по изобразительному искусству (автор Т. А. Копцева) для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС

Здесь представлена рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование) по изобразительному искусству (автор Т. А. Копцева)  для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Гармония" (Кузин)

Рабочая программа по ИЗО в 1 классе УМК "Гармония" (Кузин)...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс УМК "Гармония" (Кузин)

Рабочая программа по изобразительнному искусству во 2 классе по УМК "Гармония" (Кузин)...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Гармония" (Кузин)

Рабочая программа по ИЗО в 3 классе по УМК "Гармония" (Кузин)...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Гармония...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс. "Гармония"

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класса, составленная на основе примерной  програмы УМК "Гармония". Учебный план: 1 час в неделю...