Рабочая программа по изобразительному искусству. "Гармония" 2 класс.
рабочая программа (изобразительное искусство, 2 класс) по теме

Вересова Наталья

Рпбочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по образовательной системе "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе (2009 г.); Примерной программы по изобразительному искусству /Москва «Просвещение, 2010 г., на основе авторской программы В.С.Кузина, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, Э.И.Кубышкиной, С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ /Москва «Просвещение», 2010, требований к уровню подготовки обучающихся 2 класса с учетом регионального компонента и Основной образовательной программы гимназии. Региональный компонент отражен в содержании заданий.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Задачи программы:

•  развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

•  способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

•  способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

•  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Место курса в учебном плане:    

       

Программа рассчитана на 34 ч.

– количество часов в неделю – 1;

– количество часов в 1-й четверти – 9;

– количество часов во 2-й четверти – 7;

– количество часов в 3-й четверти – 10;

– количество часов в 4-й четверти – 8.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Рисование с натуры, по памяти и по представлению (рисунок, живопись)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты своих наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания:

а) рисование осенних деревьев;

б) рисование овощей (морковь, огурец), фруктов (яблоко, слива, груша);

в) рисование птиц (гусь) и животных;

г) рисование цветов;

д) рисование школьных принадлежностей (книга, стакан, карандаши, кисти);

е) выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Изображение в тематическом рисунке пространства, передача пропорций и основного цвета объектов.

Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

Примерные задания:

а) рисование на темы «В гостях у осени», «Богатый урожай», «Наши зимние забавы», «Мои друзья на границе», «Мои друзья», «С чего начинается Родина», «Мы рисуем праздник»;

б)  иллюстрирование русской  народной  сказки «Гуси-лебеди».

Декоративная работа

Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов простой формы применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, а также элементарные приемы кистевой росписи.

Примерные задания:

а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;

б)  рисование узоров с образцов декоративно-прикладного искусства;

в)  рисование стилизованных и декоративных форм;

г)  рисование по образцам городецкой и полхов-майданской росписи, гжели;

д)  рисование по образцам  росписи мастеров дымковской и филимоновской игрушки;

е)  рисование по образцам  павлопосадских платков;

ж) рисование узоров из декоративно переработанных форм растительного мира.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас 

Основные темы бесед:

  1. прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова);
  2. родная природа в творчестве русских художников (художник-пейзажист Н. Ромадин, тема дождя в живописи);
  3. городские и сельские пейзажи;
  4. художественно-выразительные средства живописи и графики — цвет, мазок, линии, пятно, цветовой и световой контрасты;
  5. композиция в изобразительном искусстве;
  6. художники-анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
  7. художники-сказочники (И. Билибин, В. Васнецов);
  8. выдающиеся русские художники второй половины   XIX в.:   И. Репин,   В. Суриков,   И. Шишкин, И. Левитан;
  9. русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Май-дан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка);
  10. главные художественные музеи России.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС.

Система оценки индивидуальных достижений учащихся

Оценивание индивидуальных достижений учащихся гимназии осуществляется на основании локального акта «Система оценивания учебных достижений учащихся 1-4 классов».

Планируемые результаты

Второклассник научиться:

УУД

-     высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

  1. верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  2. правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;
  3. определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
  4. передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
  5. передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
  6. выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;
  7. лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;
  8. составлять простейшие аппликационные композиции;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Личностные УУД

  1. самоопределение
  2. смыслообразование
  3. нравственно-этическое оценивание

Общеучебные УД

  1. поиск информации
  2. моделирование
  3. создание алгоритма деятельности

Логические УУД

  1. анализ
  2. синтез

Постановка и решение проблемы

  1. самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Регулятивные УУД

  1. контроль
  2. коррекция
  3. оценка

Коммуникативные УУД

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  2. умение точно выражать свои мысли

Требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

 получить начальные сведения:

- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

- о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель);

- о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

- о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый -  от смешивания желтой и красной красок, зеленый - желтой и синей, фиолетовый - красной и синей).

знать/понимать:

- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

- известные центры народных художественных ремесел России;

- основные цвета спектра в пределах акварельных красок;

- особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

уметь:

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

- верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;

- определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;

- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

- передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.       Кузин. В. С., Кубышкина Э. И. Учебник. 2 класс. – М.: Дрофа, 2010;

2.       Кузин. В. С., Кубышкина  Э. И. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Дрофа, 2010.

3.       Репродукции картин      

4.       Компьютер.

5.       Мультимедийный проектор.

6.       Интерактивная доска.

7.       Таблицы по темам.

8.       DVD диски «Уроки Кирилла и Мефодия»

9.       Ресурсы Интернета:

- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

- Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-  Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-  Методический центр:   http://numi.ru/

-  http://www.nachalka.com/

-  http://www.zavuch.info/

-  www.1september.ru

-  http://festival.1september.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п.

Тема

Виды деятельности

Дата

i четверть  (9 часов)

1

Теплые и холодные цвета в живописи.

Рисование  с натуры «Дорожные знаки».  Пешеходная азбука.

1

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель. Изображение с натуры. Освоение основ рисунка.

2

Аппликация. Орнамент из геометрических фигур.

1

Техника безопасности при работе с ножницами. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

3

Узоры в полосе из растительного орнамента.

1

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

4

Набросок: бабочка.

Ось симметрии.

1

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

5

Натюрморты художника Ильи Машкова.

Лепка листьев деревьев.

1

Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.

6

 Лепка корзины с грибами, овощами.

1

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

7

Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев, бабочек для украшения коврика.

1

Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. Освоение основ декоративно-прикладного искусств.

8

Красота гжельских узоров. «Волшебная тарелка».

1

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов

в России.

9

Художник-пейзажист Николай Ромадин. Рисование на тему «Осенний волшебный дождь».

1

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

ii четверть  (7 часов)

10

Жостовская роспись. «Букеты цветов на подносе».

1

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

11

Орнамент. «Украшаем варежки узором из геометрических фигур».

1

Техника безопасности при работе с ножницами.  Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Создание моделей предметов бытового окружения человека.

12

Рисование с натуры овощей  и фруктов.

1

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально.

13

Мастера села Полхов-Майдан. «Праздничные краски русской матрешки».

1

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов

в России. Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров.

14

Рисование с натуры «Игрушечные машины». Повторяем правила дорожного движения.

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Изображение с натуры.  Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

15

Рисование с натуры «Любимая книга».

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Изображение с натуры.  Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

16

Рисование с натуры «Ёлочные игрушки».

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Изображение с натуры.  Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

iii  четверть  (10 часов)

17

Рисование с натуры «Ветки ели или сосны с шишками».

1

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

18

Дымковская игрушка. «Барыня». Лепка.

1

Лепка дымковской барыни по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки.

19

Художники-сказочники. И. Билибин, В.Васнецов.

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь».

1

Знакомство с произведениями художников: В. Васнецов, И. Билибин. Иллюстрирование сказок. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.

20

Архангельские и тульские печатные пряники. Рисование тульского пряника. «Фигурки животных и людей».

1

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов

в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

21

Выдающиеся русские художники второй половины XIX в. Илья Репин, Иван Шишкин.

«С чего начинается Родина» (рисование по памяти и представлению).

1

Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин, И. Репин. Изображение по памяти и воображению. Передача настроения в творческой работе  с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна.

22

 «Зимние развлечения с друзьями» (рисование на тему).

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения с помощью цвета, композиции, пространства.

23

Декоративное изображение цветов, птиц.

1

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей.

24

Выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного изображения цветов, птиц.

1

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей.

25

«Городские и сельские пейзажи».

«Береза» С. Есенин (иллюстрирование произведений литературы).

1

Иллюстрирование произведений литературы. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства.

26

Главные художественные музеи России.

1

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании. Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская Галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

iV  четверть  (8 часов)

27

Филимоновские глиняные игрушки. Лепка игрушек несложной формы

по народным мотивам.

1

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Лепка птиц, зверей по памяти и по представлению.

28

Художники-анималисты. В. Ватагин,

М. Кукунов.

Животные в творчестве В. Серова.

1

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Знакомство с произведениями выдающихся художников: В. Ватагина, М. Кукунова, В. Серова. Рисование на тему.

29

Силуэты в изобразительном искусстве. Силуэты  животных. Контрасты.

1

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Знакомство с произведениями выдающихся художников: В. Ватагина, М. Кукунова, В. Серова. Рисование на тему.

30

Рисование на тему «Праздничный салют».

1

Передача настроения в творческой работе. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства.

31

Рисование с натуры. Мои любимые животные.

1

Изображение с натуры. Особенности изображения животных. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Выполнение набросков животных.

32

Рисование с натуры простых по форме цветов. «Красота вокруг нас».

1

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

33

Аппликация «Поле маков».

1

Техника безопасности при работе с ножницами. Использование различных художественных техник и материалов: аппликация.

34

Путешествие в страну «Волшебный мир красок».

1

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...