Древние образы, единство формы и декора в народной игрушке.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Александрова Наталья Васильевна

На уроке ребята знакомятся с разнообразиеем русской народной глиняной игрушки, традициями русского народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках»

                                                    1урок.

Цель: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и  росписи.

          Задачи: 

  1.  познакомить с видами русской народной глиняной  игрушки, традициями формы и росписи;
  2.  формировать навыки работы в группах;
  3.  воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре;
  4.  развивать творческую и познавательную активность.

Оборудование: 

  1. Презентация
  2. Таблицы с изображением орнаментов.
  3.  Иллюстрации с изображением дымковской, филимоновской, карпогольской игрушек.

4.Декоративное лото «Народная игрушка».                

                                              План урока

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и цели урока.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление знаний.
  5. Физкультминутка.
  6. Практическая работа.
  7. Итог урока.
  8. Д/З.                

                                                   Ход урока

1.Организационный момент.

Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Объявление темы и цели урока.

Сегодня урок  начнем с чтения весёлого и радостного   стихотворения Татьяны Петуховой:                                                                                                 Солнце яркое встает–                                                                                                                                                                       Спешит на ярмарку народ.                                                                                                                                        А  на ярмарке товары:                                                                                      Продаются самовары,                                                                                               Продаются вилы, санки,                                                                                                    И конфеты, и баранки.                                                                                       Покупают  люди  сушки ,                                                                                                    И на дивную игрушку                                                                                               Смотрят долго, не дыша:                                                                                                 До чего же хороша!                                                                                                   Свистят свистульки – утки,                                                                                      Свистит петух – проказник.                                                                                            Ой  вы, гости дорогие!                                                                                                        У нас игрушки расписные                                                                                        Веселы и ярки,                                                                                                        Примите их в подарки!                                                                                                      

–Как вы думаете, ребята, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Какова тема урока?

Ученики высказывают свои предположения. Учитель, обобщая сказанное  учащимися, объявляет тему урока: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».

–Сегодня мы будем знакомиться с разновидностями народных игрушек, их видах, традициях формы и росписи.

3.Объяснение нового материала

Игрушка – одно из наиболее дешёвых произведений искусства. Она доступна всем. Её отличает от других видов искусства и то, что она сопровождает человека с первого дня рождения и до старости. Создание игрушки – прекрасное, древнее и всегда молодое, весёлое ремесло в мире. К тому же – это благородное ремесло: ведь с игрушки, как с первых сказок, стихов и  песен, начинается познание прекрасного, игрушка забавляет как ребёнка, так и взрослого, она украшает, освещает наш быт улыбкой. В современном мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из различных материалов, бывают огромных размеров и очень маленькие.

Но сегодняшняя наша беседа пойдёт об игрушке особенной – народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на территории России. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначалась не только для игры и для украшения быта, игрушка участвовала в древних обрядах, ей приписывали особую силу: охранять и оберегать людей от всякого зла. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.  Вспомните, ребята, в каких образах древние земледельцы  выражали свои представления об окружающем мире.

Это уже знакомые нам древние образы:  женская фигура, воплотившая божество, выражавшее представление  о земле, которая родит урожай и о женщине – продолжательнице рода (мать–сыра земля, великая богиня земли и  плодородия); конь   – один из древнейших и любимых образов, он был  столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать  хлеб, как и само солнце, конь олицетворял движущееся по небу солнце; птица–символ света и тепла, прогонявшая своим звонким пением зимний мрак и стужу, приносящая на крыльях красную весну, теплое «летушко». В этих образах память народа, его древние традиции. Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, расписаны традиционным орнаментом. Древние знаки орнамента, которыми покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи (прямые горизонтальные и вертикальные, косые линии, волнистые и зигзагообразные, круглые розетки, круги с крестом, ромбы и т.д.).    
          Ребята, вспомните, какие виды народных игрушек вам уже знакомы?              Сегодня вы продолжите свое знакомство с народной игрушкой: филимоновской,  дымковской,  каргопольской.  Для выполнения задания вам необходимо  разделиться на три группы.  Каждая группа, используя материал учебника и дополнительную литературу, подготовит краткое сообщение  об определенном виде народной игрушки  по плану: история промысла, образы, их форма, разнообразие и материал, технология изготовления, особенности росписи (элементы, цвет, орнамент). Используя презентацию, предоставленную учителем, вам будет необходимо рассказать одноклассникам об особенностях вида народной игрушки, с которым вы ознакомились.                                                                    

                Приблизительное содержание сообщений учащихся.                                                                        

           Филимоновская игрушка –  старейший  народный художественный промысел  России. Родина промысла –  деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки – свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Удлиненные пропорции фигурок объясняют свойствами местной глины. Она здесь вязкая и однородная, как тесто, так что у мастера нет необходимости лепить фигурку по частям, примазывая кусочки друг к другу. Зато пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая её поверхность, пока она не «замрет». Так вот с каждым таким «подтягиванием» игрушка удлиняется в пропорциях.  Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки. Кони, олени, барышни, петухи, бараны – всех не перечесть. Желтый, красный, зеленый – основные цвета, используемые в росписи.

            Каргопольская   игрушка  из  Архангельской  области,   из   Карпоголя.

Тематика карпогольской игрушки заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы. Обратите внимание на узоры на этих игрушках.

             В давние–давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они – свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Ласково эту игрушку называют – Дымка. Называют ее так по месту происхождения (слобода Дымково). Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто–оранжевый цвет.                  

4.Закрепление знаний.

                Обобщение нового материала. Учащиеся сравнивают и оценивают форму,  декор игрушки из разных художественных промыслов. Используя игру–декоративное лото,  учитель проверяет усвоение знаний.

5.Физкультминутка

Раз– подняться, потянуться,

Два– нагнуться, разогнуться,

Три –в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре– руки шире,

Пять– руками помахать,

Шесть– на место тихо сесть.

6.Практическая работа.

            –Приступим к практической работе. Каждой группе необходимо, используя трафареты, подготовить изображения народных игрушек для  традиционной росписи. Выберите трафареты, подходящие для вашего вида игрушки, обведите их. Аккуратно вырежьте. Простым карандашом наметьте расположение элементов росписи.

              Вы сделали заготовки для работы на следующем уроке.                                                                                     7. Итог урока

              Сегодня на уроке  вы узнали  много нового и,  чтобы  подвести  итог,  давайте попробуем ответить на вопросы:

  • Какие игрушки вы запомнили?
  • Что  общего  и  различного  в  каргопольской,  филимоновской,

дымковской игрушках?

Общее: а) изготавливаются игрушки из глины; б) лепят людей, зверей, птиц; в) используют геометрический узор.

Различия: а) по форме: Дымка – более округлая, пышная; Филимоново–   вытянутая; Каргополь – неуклюжая; б) по персонажам: Дымка–есть индюки. Филимоново–есть «Любота», Каргополь–есть «Полкан»; в)  по набору цветов: Дымка – на белом фоне все цвета плюс золотистые пятна; Филимоново – синий, красный, желтый, зеленый; Каргополь–белый, коричневый, серый, красный, синий.

8.Д/З. Принести кисти, краски, прочитать в учебнике страницы 66–74. Всем спасибо за урок! До свидания!

                                                                                                                                                          «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках»

                                                    2урок.

Цель: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах,       традициях формы и  росписи.

          Задачи: 

          1. формировать навыки работы  художественной росписью;

2. формировать навыки работы в группах;

3. воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре;

4. развивать творческую и познавательную активность.

 Оборудование: 

1.Таблицы с изображением орнаментов.

2. Иллюстрации с изображением дымковской,  филимоновской,    карпогольской игрушек.

 Музыкальный ряд: русские народные напевы.

                                       План урока

           1.Организационный момент.

           2.Объявление темы и цели урока.

           3.Актуализация опорных знаний.

           4.Практическая работа.

           5.Итог урока.

           6.Д/З.                

                                            Ход урока

1.Организационный момент.

Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Объявление темы и цели урока.

Учитель называет тему урока: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».

3. Актуализация опорных знаний.                                                                                      –  Ребята,  на  предыдущем  уроке   вы   познакомились  с  разнообразием русской    глиняной    игрушки.   Давайте    вспомним    эти   игрушки   и    их характерные особенности, используя  таблицу.

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

 Вид промысла

форма

орнамент росписи

основные цвета, 
используемые в росписи

Филимоновские
игрушки

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки,  треугольники;

бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»

малиново–красный, желтый, темно–синий, изумрудно–зеленый

Каргопольские
игрушки

приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

древние символы Солнца – большие огненно–красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки

черный, красный, желтый, бледно–зеленый, синий

Дымковские игрушки

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью

кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки

малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой

 4.Практическая творческая работа.

            Давайте  представим себя мастерами по росписи народных глиняных  игрушек  (класс  разделен на  три  группы: 1 группа – «Мастера дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера  филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера  каргопольских  игрушек»)  и  декоративно  оформим, нарисованные на предыдущем уроке, фигурки.                                                        Последовательность выполнения работы: вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи  выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла. Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой.                                                                                                                                   Во время практической работы учитель делает целевые обходы:                                                                  1. контроль организации рабочего места;                                                                                                         2. контроль правильности выполнения приемов работы;                                                                                   3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;                                                                                               4.   контроль объема и качества выполненной работы.                                

 Работы учителем оцениваются по следующим критериям:                              

  1. правильность выбора цвета;
  2. правильность рисования элементов;
  3. композиция;
  4. аккуратность выполнения.

         

5. Итог урока.        

         Выставка и анализ работ. Итоговую выставку работ выполняем в игровой форме  «Праздничная карусель».  В начале урока для  каждой группы учащихся на доске вывешиваются изображения карусели. Ученики используют изображения народных игрушек для завершения праздничной картинки. Учитель обращает внимание ребят на результат их коллективной работы.

– Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая, 
Ставшего искусством ремесла.

Далее анализируем коллективные работы. Учитель обращает внимание учеников  на  «Ступеньки творчества».

img1

Учитель предлагает подумать и самим оценить свои коллективные работы. Каким образом? Самая красочная карусель, выполненная в традициях промысла, занимает самую высокую ступень.

6. Д/З. Повторить, изученный материал о народной игрушке. Принести кисти и краски. Всем спасибо за урок! До свидания!

        

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...

Древние образы в современных народных игрушках

Презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс....

Образы и сюжеты народной игрушки

В презентации представлена сюжетно-образная классификация глиняной народной игрушки....

Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка

Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская  игрушка...

Технологическая карта урока ИЗО, 5 класс, Древние образы в современных народных игрушках.

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках". Урок ведется  по программе Б.М.Неменского.На уроке используется метод техн...

Символы. Древние образы в народном искусстве.

Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе ...

Конспект открытого урока изобразительного искусства (4 класс): «Образ мира во внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре дома».

Урок посвящён знакомству с избой —крестьянским домом, его убранство, внутренним миром и предметами народного быта. На уроке мы узнаем о крестьянском доме как художественном образе...