Конспекты уроков ИЗО
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Вахрушева Лола Александровна

УМК «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Изобразительное искусство

Выполнила студентка: 40 группы

Ф.И.: Вахрушева Лола

Проверила:.

Отметка:__________

Дата:_____________

Челябинск, 2018


Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5 «г»

Тема урока: «Тарарушки из села Полховский Майдан.  Элементы росписи».

Цели урока: выполнять элементы Полхово –Майданской росписи

Планируемы результаты:

1. Предметные:

  • освоение особенностей элементов росписи;      

2. Личностные:

  • понимание красоты в жизни человека;
  • развитие внимательности и точности действий;

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование:

  • для учащихся: шаблон из белой бумаги, краски, кисти
  • для учителя: презентация, примеры элементов.

Этап урока

Хроно - метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент.

1 мин.

- Приветствие

приветствуют  учителя

2. Актуализация знаний и мотивация

Словесный, обобщающий опрос

3 мин.

 

- Кто скажет, чем хороша весна?

- Какими хорошими качествами она обладает?

- Сейчас посмотрите на экран. (презентация)

- Все вместе назовите изделия, которое вы видите. (Матрешки, Дымковские игрушки)

- А кто может сказать, что общего у весны с матрешкой?

- Если затрудняетесь ответить, послушайте, пожалуйста.

- С приходом весны все мастера выезжали на ярмарки, на которых выставляли свои изделия на продажу. (Матрешки, посуду, игрушки для детей)

- А каким общим словом можно назвать все изделия? (народное искусство, ремесла)

- Молодцы! Мы продолжим сегодня увлекательное знакомство с русским искусством.

Активно слушают,

отвечают на вопросы,

оценивают  

 Умение пользоваться полученной информацией, умение  рассказывать по плану

3. Знакомство с новым материалом

10 мин.

Давайте внимательно рассмотрим изделия, представленные на слайде.  (старинная утварь – шкатулки, грибки – копилки, птички – свистульки, матрешки, шкатулка).

Познакомимся: Тарарушки из села Полховский Майдан

Научимся: Выполнять эскиз игрушки Тарарушки

Выполним: Рисунок матрешки (узнаем о искусстве игрушек, выполним орнамент)

Рассматривают изделия, знакомятся

Умение самостоятельно определять круг задач

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие в веселое сказочное царство народных мастеров, где расписывали деревянные игрушки. (Рассказ истории об игрушках - тарарушках)

- На юге Нижегородской области расположено село Полхов – Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному приданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова после войны с Наполеоном, когда настала пора неурожаев. Тогда - то и стали крестьяне точить из дерева липы всевозможные игрушки для продажи на ярмарке. Как правило, мужчины делали заготовки из липы, а женщины и дети расписывали готовые изделия.

- И сегодня делают в Полховском Майдане яркие расписные деревянные игрушки – тарарушки - это матрешки, птички-свистульки, кони-тройки, грибочки, копилки, вазочки, солонки, толкушки для кухни и др. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре. Весёлое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов-Майдана радует своей праздничной красотой.

- Давайте рассмотрим матрёшку.

- Обратите внимание, фигурка матрёшки удлинённая, прямая.

Назовите детали одежды. Правильно, это платок, покрывающий всю спину, платье и фартук. А чем украшен фартук? Огромными пятилепестковыми цветами, они называются мальвы. А ещё могут быть нарисованы яблочки и ягодки.

Посмотрите, как расположен узор. Как будто ветка проходит по всему фартуку, а на ней- крупный цветок, украшенный ягодками, листиками, усиками-завитками.

- Кто скажет какие цвета присутствуют в матрешке? (фон- цвет дерева, краски анилиновые яркие, радостный – синий, малиновый, зеленый.

Цвет накладывают на цвет (на желтый синий, на желтый - красный)

- Кто внимателен, посчитайте сколько красок в игрушке матрешке?

Наблюдают за изделиями, анализируют, аргументируют свои выводы

Умение наблюдать и делать выводы

4.  Педагогический показ

- Дети, сейчас мы будем учиться выполнять элементы Полхово – Майданской   росписи  

- Работать Вы будете вместе со мной: я- у доски на листе, а каждый из Вас – на своём листе.

-Посмотрите, как расположен у меня лист. Положите свой лист также- горизонтально.

-Возьмите тонкую кисть.

1. Изобразим цветом крупно цветок из пяти лепестков. В каждом лепестке - изгиб посерединке.

2. Покроем весь цветок внутри цветом. А самую серединку не закрываем.

3. Нарисуем 2 - ой элемент - ягодки. Сначала зелёным цветом наметим ветку, а на ней с обеих сторон – красные ягодки.

4. Украсим цветок и ягодки красивыми крупными листьями. Зелёным цветом нарисуем волнистую их форму.

5. Последнее украшение-это усики-завитки. Их нарисуем тонко-тонко чёрным цветом. Также чёрным цветом подчеркнём серединку цветка- точками, нарисуем прожилки в листьях.

 

наблюдают, запоминают порядок выполнения работы

повторяют элементы за учителем, соблюдая темп общей работы

Умение воспринимать зрительный образ, точно выполнять задание, работать в коллективном темпе

5. Постановка творческой задачи

25 мин.

- Итак дети! Вам необходимо выполнить элементы этой росписи.

Не забываем, что за чем будете выполнять.

Приступаем к работе.

Слушают указания учителя задачу

Принимают задачу

 6. Практическая работа учащихся

3 мин.

- Ребята вы меня очень радуете! Какие красивые работы у вас.

слушают рекомендации   учителя

Умение работать самостоятельно. Стремиться проявить творчество.

7. Рефлексия -

Подведение итогов урока

2 мин.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты кисти и краски

- С каким видом народного искусства мы сегодня знакомились?  

- Вспомните из какого материала делают игрушку – тарарушку?  

- Что же необычного в матрешке?

- Напомните, как называются элементы росписи, которые мы сегодня учились выполнять. (Цветок – мальва, яблочки, листочки, усики, завитки, ягоды шиповника). На следующем уроке мы начнем выполнять эскиз матрешки.

Участвуют в закреплении материала, высказывают свое мнение. оценивают достижения свои и других

Поведенчексие умения, рефлексивные,

умение анализировать результаты труда

8.  Домашнее задание

1 мин.

- Ребята, чтобы наш следующий урок был интересным, я предлагаю Вам принести матрешек из дома. Урок окончен.

Записывают в дневник задание

Принимают задачу



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Изобразительное искусство

Выполнила студентка: 40 группы

Ф.И.: Вахрушева Лола

Проверила:

Отметка:__________

Дата:_____________

Челябинск, 2018

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 4 «а»

Тема урока: «Вешние воды»

Цели урока: Научить видеть цвета в картинах художников; научить применять полученные знания на практике; учить писать гуашью весенний пейзаж.

Планируемые результаты:

личностные:

  • Развитие творческого потенциала при выполнении задания
  • овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно- творческих заданий.

предметные:         

  • знать признаки ранней весны в искусстве;
  • уметь сравнивать композиции и цветовое решение пейзажей разных живописцев;
  • выполнить творческую работу с использованием выразительных приемов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: для учителя: презентация, композиции живописцев, краски, кисти, бумага для показа,

                                        для учащихся: лист А4, гуашь, кисти.

Словарная работа: пейзаж, живопись.

Этап, время

Методы, приёмы

                       Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Огр. момент

0,5мин.

словесный

- Добрый день, ребята, давайте улыбнёмся друг другу, это поможет нам поднять настроение и настроиться на урок.  

Приветствовать  учителя, готовность к уроку.

Настроиться на урок,

концентрировать внимание и поведение

2.Мотивационный

2 мин.

словесный

фронтальный опрос

— Мы сегодня с вами отправляемся в увлекательное путешествие, идём в гости …, а вот к кому, отгадайте загадку.

«Снег чернеет на полянке

 С каждым днём теплей погода

 Время класть в кладовку санки

 Это что за время года?» (Весна)

А какое время года сейчас на улице? (весна)

— Правильно, мы пойдем в гости к Весне

- Какие чувства мы испытываем с приходом весны?

(радости, веселья, ожидание перемен)

- А почему мы испытываем именно такие чувства?

(все оживает)

— А какие признаки Весны вы знаете?

(тает снег, бегут ручьи, поют птицы, распускаются листья, цветут цветы, солнце становится больше, воздух свежее)

Ребята, а как называется это весеннее время года? Когда еще весь снег не растаял, но уже солнышко все начинает прогревать?

В каком месяце это бывает?

активно слушать,

отвечать  на вопросы, оценивать   свои знания

уметь пользоваться полученной информацией П

уметь внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать П

3.Постановка учебной задачи

2 мин.

эвристический вопрос

схема-опора

Подведение к определению темы урока .

— Есть такая пословица: «Вешней воды никто не уймёт, вода путь найдет».

— Как вы её понимаете? Вы же наблюдали весенние ручьи, разве их может что-то остановить!?

— Какая же будет тема нашего урока? И чем мы сегодня будем заниматься?

— Тема нашего урока «Вешние воды», будем рисовать весенний пейзаж и покажем движение воды.

самостоятельно или с помощью опоры  формулировать  тему урока, цель

Высказывать свои мнения по теме

Уметь самостоятельно определять круг  учебных задач: Р уметь внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать П

4.Решение учебной задачи

30 мин.

эвристический диалог, наглядный

наглядный, словесное пояснение

инструктаж

Анализ изделий (образов, композиций) 2-3 мин.

Ребята, а кто из вас знает, что такое пейзаж

Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

А что такое живопись?

Живопись – это вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жесткую или гибкую поверхность.

Ребята, давайте посмотрим на пейзажи разных живописцев  и сравним их композиции и цветовое решение.

Обратите внимание на две картины Ромадина Николая Михайловича «Род» и Бакшеева Василия Николаевича «Голубая весна»

Ребята, что мы видим на первой картине? (лес, речка, вдали мы видим поле)

Какое время года изображено (ранняя весна)

Какой день здесь показан? (солнечный)

Какие цвета использовал живописец? (голубой, белый, серый, коричневый, немного зеленого)

Теперь посмотрим на вторую картину

Что здесь изображено? (березовый лес, голубое небо, поляна)

Какое время года здесь показано? (поздняя весна)

Какие цвета использовал живописец? (голубой, серый, коричневый, немного зеленого)

А кто заметил, что же в этих картинах общего? И почему? (мало зеленого цвета, потому что это весна, еще не распустились листья)

Правильно, молодцы ребята!

 Педагогический показ приёмов выполнения задания -3-4 мин.

Сначала я провожу линию горизонта. Затем начинаю изображать небо, я рисую большой кисточкой, ребята, какого цвета небо весной, какие мне нужно взять цвета? (голубой, белый, синий), я беру несколько цветов, чтобы показать оттенки неба. Что же я буду изображать дальше? Как вы думаете? (поле) Какие цвета нужно взять? (коричневый, охру, немного зеленого). Ребята если это ранняя весна, чего не хватает на моем рисунке? (снега). Какой цвет нужно взять? (белый). Я рисую снег, в разных местах. А здесь у меня будет небольшая лужица, ребята это нужно запомнить, что в воде отражается небо, значит, какие я возьму цвета? (голубой, белый, синий). Все моя работа закончена.

Постановка творческой задачи- 0,5 мин.

А теперь, вы нарисуете весенний пейзаж, ранней весной! И, что необходимо будет показать, на вашем рисунке? Вспомните тему урока? (вешние воды)

А после мы устроим выставку работ и оценим их, по следующим критериям:

Аккуратность

Законченность

Оригинальность

Самостоятельная практическая работа учащихся- 15- 20 мин.

 

Аргументировать  свое мнение;

Анализировать  особенности объекта;

под руководством учителя.

Наблюдать, запоминать порядок выполнения задания

Выполнять задание, соблюдать требования, проявлять творчество

Уметь наблюдать, делать выводы,П

уметь проводить анализ,П

выявлять общее, типичное, частное в  объекте  

П:уметь следить и усваивать практические приёмы работы;

уметь принимать учебную задачу;

умение сконцентрироваться на работе, соблюдать время выполнения задания: Р

5.Итоги   урока.

Рефлексия

5 мин.

Словесный,

демонстрационный

1). Итоги темы.

- Ребята, творческая работа успешно завершена.

- Итак, какова была тема сегодняшнего урока?

-Какую ставили цель урока?

-Достигли поставленной цели?

2).  Итоги практической работы –

Итак ребята, вы все молодцы, у всех получились работы: яркие, красочные, насыщенные, все работы законченные.

Давайте выберем самую аккуратную работу!

Самую оригинальную! А у кого соблюдены все критерии?

осматривать  выставку,

анализировать  качество выполнения задания;

оценивать  достижения свои и товарищей

уметь анализировать результаты труда своего и одноклассников: К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...