Тема: Секреты книжных иллюстраций.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Недоспасова Лариса Михайловна

Цель: личностное развитие на уроках изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства во 2 классе

Тема: Секреты книжных иллюстраций.                                          

Иллюстрируем стихотворение Василия Семёнова  «Дождевые  облака».

Цель: личностное развитие на уроках изобразительной деятельности.

Личностные результаты:

  1. Развитие творческого потенциала и коммуникативных способностей.
  2. Формирование эстетического отношения к миру, формирование ассоциативно – образного мышления, интуиции.
  3. Учится одномоментному восприятию объектов и явлений.
  4. Развивать способность эмоционального оценивания учиться познавать мир через чувства и эмоции.

Метапредметные результаты:

  1. Воспринимать прослушанное произведение, слушать и слышать художника слова.
  2. Читать осознанно и выразительно стихотворное произведение.
  3. Понимать и принимать учебную задачу, определять способы её решения.
  4. Строить высказывания, учитывающие различные коммуникативные и предметные задачи.
  5. Знакомить с приёмами иллюстрирования отдельных эпизодов и небольших произведений.
  6. Учить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников в одной книге.
  7. Воспринимать духовно – нравственные, эстетические ценности и идеалы при чтении поэтических произведений.
  8. Анализировать текст произведения, определять тему, понимать его главную мысль.
  9. Планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей и контролировать её выполнение.
  10. Объяснять значения слов,  подбирать синонимы к словам из произведения,  сравнивать прямое и контекстное значения.

Предметные результаты:

  1. Овладение основами художественного языка
  2. Получение опыта художественно – творческой деятельности.
  3. Обеспечивать возможности экспериментировать с разными художественными материалами.
  4. Учиться понимать свойства и возможности для создания выразительного образа.
  5. Овладевать элементарной художественной грамотой
  6. Расширять художественный кругозор и опыт работы в различных видах художественной деятельности.

Сценарный план урока.

  1. Мотивационный момент (2 минуты)

- Начинаем урок изобразительного искусства. Волшебный мир искусства завораживает каждого из нас словом, звуком, цветом, формой, движением. Произведения искусства рождают разные чувства. Мастеров искусства называют художниками.

- Кто такой художник?

- Но рисовать можно и словом.

  1. Словесно – образные игры (5 минут)

- Предлагаю вам поиграть в игру «Рисуем словом»

Игра № 1. «Что я вижу?»

- Я говорю вам слово, а вы рисуете в своём воображении картину, используя слова-признаки. Имена прилагательные.

- Слово «день».  День (какой?) – ясный, солнечный, дождливый, пасмурный, летний, весенний, осенний, зимний и т.д.

- Слово «облака». Облака (какие?)  - лёгкие, белые, тёмные, серые, дождевые и т.д.

- Слово «линии» - прямые, кривые, замкнутые, волнистые.

Игра № 2. «Прочитай, представь, назови»

_______________ - это место стоянки речных или морских судов.   Скрыто слово «причал»

Игра № 3. «Рисуем словами-действиями, т.е. глаголами»

- Слово «Облака» что они делают? Плывут, бегут, летят.

III.   Музыкальный фрагмент (3 минуты)

      -Рисовать можно и музыкой.  Композитор — Владимир Шаинский, стихи Сергея Козлова, поет Клара Румянова .

- Какие облака  представляли вы, слушая эту песню?

IV.  Чтение и анализ стихотворения (7 минут)

- В конце  третьей четверти у нас в гостях был самарский поэт  Василий Васильевич Семёнов. Он подарил  сборник стихов «Фантазёры» (показать).

- Знаете ли вы, кого называют фантазёром: (Свободные высказывания детей)

- Вот какие  облака увидел лирический герой этой книги.

        

Чтение стихотворения учителем

Василий Семёнов

Дождевые облака

К нам плывут издалека

Дождевые облака.

Сильный ветер гонит их,

Нет пристанища для них…

День и ночь они кочуют,

Где придётся, там ночуют.

Им бы малость отдохнуть,

Чтоб потом продолжить путь.

Где причал их? Где их ждут?

За Самарой след их тает.

А куда они плывут,

Облака, никто не знает.

Рвут их ветры, рвут их грозы…

И на землю свысока

Льют свои большие слёзы

Дождевые облака.

 - С каким настроением  слушали  вы историю  про дождевые  облака?

-  О чём мечтают эти облака  и почему? (найти себе пристанище – место, где можно найти приют, чтобы малость отдохнуть).

- Прочитайте выразительно последнее четверостишие.

- Как вы думаете, кто тот фантазёр, который так увидел дождевые облака?

-  Замечательное стихотворение! Вот только к нему ни одной иллюстрации…  Давайте  мы с вами станем  художниками-иллюстраторами  и расскажем эту историю с помощью рисунка.

  1. Азбука изобразительного искусства (5 минут)

- Художнику – иллюстратору, надо знать художественную грамоту, в которую входят такие понятия, как композиция, цветовая гамма, линии, формы. Контраст.

1. Композиция

1)Выберем расположение листа : горизонтальное  или вертикальное.         

2) Наметим  линию горизонта : ниже  или выше середины листа.

3) Разместим в центре композиции  главное.

         4) Заполним весь лист:  предметы, которые ближе,  дальше, выше, ниже.

        

  2. Цветовая гамма

- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан – каждая буква этой фразы обозначает цвет. Среди них есть основные и смешанные цвета.
К  О   Ж   З   Г   С   Ф

- Какие из этих цветов основные,  а какие смешанные? Как их можно получить? Где будем смешивать?

  Помните о дополнительных  цветах – белом  и чёрном.

- С помощью цветовой гаммы передайте  переживания облаков, или своё настроение  от прочитанного стихотворения.

3. Линии        

- Определите,  какими линиями будете изображать   облака . Помните, что линии  могут быть  прямые, ломаные, прерывистые, непрерывные, плавные, кривые, извилистые.

4. Формы.

- Выберите  формы  дождевых облаков на своём рисунке ( Треугольная, прямоугольная, квадратная, круглая, тыквовидная,  яйцеобразная, причудливая.

5. Контраст  – противоположные цвета.

жёлтый  фиолетовый

чёрный – белый

зелёный – красный

синий – оранжевый

Блики, тени, полутени.

  1. Самостоятельная творческая работа (15 минут)
  2. Представление работ (6 минут)

- А теперь рассмотрим иллюстрации и сопоставим их с текстом стихотворения работы так. (Дети представляют свои работы, учитель отмечает в каждом рисунке наиболее выразительные детали, цветовую гамму, оригинальную композицию)

- Спасибо всем за работу! Мы передадим ваши иллюстрации автору – поэту Василию Васильевичу Семёнову.

  1. Рефлексия (2 минуты)

- Работа окончена, давайте поделимся своими впечатлениями.  На листочках, которые лежат перед вами, названы разные виды работ на этом уроке. Отметьте те из них, которые вы делали с удовольствием.

Мне понравилось:

- играть словами;

- слушать и представлять музыку;

- слушать и перечитывать стихотворение;

- иллюстрировать стихотворение Василия Семёнова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из  книжной сокровищницы  Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...

Секреты книжных иллюстраций. Иллюстрируем стихотворение Василия Семёнова "Дождевые облака" 2 класс

В данном конспекте представлен урок по изобразительному искусству на тему "Секреты книжных иллюстраций. Иллюстрируем стихотворение Василия Семёнова  "Дождевые облака"" во 2 классе по программе "Н...

Презентация к уроку по окружающему миру по теме:" Из книжной сокровищницы Древней Руси" 4 класс.

Презентация по окружающему миру по теме:" Из книжной сокровищницы Древней Руси" для 4 класса....

«Роль книжной иллюстрации в приобщении детей к чтению»

    Книга – не учебник, она не дает готовых рецептов, как научить ребѐнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно, но необ...

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Научный семинар "Школа художников" выступлениеСОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Аннотация: В ста...