Секреты книжных иллюстраций. Иллюстрируем стихотворение Василия Семёнова "Дождевые облака" 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Григоровских Елена Сергеевна

В данном конспекте представлен урок по изобразительному искусству на тему "Секреты книжных иллюстраций. Иллюстрируем стихотворение Василия Семёнова  "Дождевые облака"" во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века", по учебнику "Изобразительное искусство", автор учебника Савенкова Л.Г.  Данный урок является интегрированным, объединяя такие предметы как изобразительное искусство, литературное чтение, музыку. Считаю, что интеграция предметов эстетического цикла - это средство духовно - нравственного развития младших школьников. Надеюсь, моя работа будет интересна и полезна коллегам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства во 2 «М» классе

Учитель начальных классов Григоровских Елена Сергеевна

Тема: Секреты книжных иллюстраций.                                          

Иллюстрируем стихотворение Василия Семёнова  «Дождевые  облака».

Цель: личностное развитие на уроках изобразительной деятельности.

Личностные результаты:

  1. Развитие творческого потенциала и коммуникативных способностей.
  2. Формирование эстетического отношения к миру, формирование ассоциативно – образного мышления, интуиции.
  3. Учится одномоментному восприятию объектов и явлений.
  4. Развивать способность эмоционального оценивания учиться познавать мир через чувства и эмоции.

Метапредметные результаты:

  1. Воспринимать прослушанное произведение, слушать и слышать художника слова.
  2. Читать осознанно и выразительно стихотворное произведение.
  3. Понимать и принимать учебную задачу, определять способы её решения.
  4. Строить высказывания, учитывающие различные коммуникативные и предметные задачи.
  5. Знакомить с приёмами иллюстрирования отдельных эпизодов и небольших произведений.
  6. Учить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников в одной книге.
  7. Воспринимать духовно – нравственные, эстетические ценности и идеалы при чтении поэтических произведений.
  8. Анализировать текст произведения, определять тему, понимать его главную мысль.
  9. Планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей и контролировать её выполнение.
  10. Объяснять значения слов,  подбирать синонимы к словам из произведения,  сравнивать прямое и контекстное значения.

Предметные результаты:

  1. Овладение основами художественного языка
  2. Получение опыта художественно – творческой деятельности.
  3. Обеспечивать возможности экспериментировать с разными художественными материалами.
  4. Учиться понимать свойства и возможности для создания выразительного образа.
  5. Овладевать элементарной художественной грамотой
  6. Расширять художественный кругозор и опыт работы в различных видах художественной деятельности.

Сценарный план урока.

  1. Мотивационный момент (2 минуты)

- Начинаем урок изобразительного искусства. Волшебный мир искусства завораживает каждого из нас словом, звуком, цветом, формой, движением. Произведения искусства рождают разные чувства. Мастеров искусства называют художниками.

- Кто такой художник?

- Но рисовать можно и словом.

  1. Словесно – образные игры (5 минут)

- Предлагаю вам поиграть в игру «Рисуем словом»

Игра № 1. «Что я вижу?»

- Я говорю вам слово, а вы рисуете в своём воображении картину, используя слова-признаки. Имена прилагательные.

- Слово «день».  День (какой?) – ясный, солнечный, дождливый, пасмурный, летний, весенний, осенний, зимний и т.д.

- Слово «облака». Облака (какие?)  - лёгкие, белые, тёмные, серые, дождевые и т.д.

- Слово «линии» - прямые, кривые, замкнутые, волнистые.

Игра № 2. «Прочитай, представь, назови»

_______________ - это место стоянки речных или морских судов.   Скрыто слово «причал»

Игра № 3. «Рисуем словами-действиями, т.е. глаголами»

- Слово «Облака» что они делают? Плывут, бегут, летят.

III.   Музыкальный фрагмент (3 минуты)

      -Рисовать можно и музыкой.  Композитор — Владимир Шаинский, стихи Сергея Козлова, поет Клара Румянова .

- Какие облака  представляли вы, слушая эту песню?

IV.  Чтение и анализ стихотворения (7 минут)

- В конце  третьей четверти у нас в гостях был самарский поэт  Василий Васильевич Семёнов. Он подарил  сборник стихов «Фантазёры» (показать).

- Знаете ли вы, кого называют фантазёром: (Свободные высказывания детей)

- Вот какие  облака увидел лирический герой этой книги.

        

Чтение стихотворения учителем

Василий Семёнов

Дождевые облака

К нам плывут издалека

Дождевые облака.

Сильный ветер гонит их,

Нет пристанища для них…

День и ночь они кочуют,

Где придётся, там ночуют.

Им бы малость отдохнуть,

Чтоб потом продолжить путь.

Где причал их? Где их ждут?

За Самарой след их тает.

А куда они плывут,

Облака, никто не знает.

Рвут их ветры, рвут их грозы…

И на землю свысока

Льют свои большие слёзы

Дождевые облака.

 - С каким настроением  слушали  вы историю  про дождевые  облака?

-  О чём мечтают эти облака  и почему? (найти себе пристанище – место, где можно найти приют, чтобы малость отдохнуть).

- Прочитайте выразительно последнее четверостишие.

- Как вы думаете, кто тот фантазёр, который так увидел дождевые облака?

-  Замечательное стихотворение! Вот только к нему ни одной иллюстрации…  Давайте  мы с вами станем  художниками-иллюстраторами  и расскажем эту историю с помощью рисунка.

  1. Азбука изобразительного искусства (5 минут)

- Художнику – иллюстратору, надо знать художественную грамоту, в которую входят такие понятия, как композиция, цветовая гамма, линии, формы. Контраст.

1. Композиция

1)Выберем расположение листа : горизонтальное  или вертикальное.         

2) Наметим  линию горизонта : ниже  или выше середины листа.

3) Разместим в центре композиции  главное.

         4) Заполним весь лист:  предметы, которые ближе,  дальше, выше, ниже.

        

  2. Цветовая гамма

- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан – каждая буква этой фразы обозначает цвет. Среди них есть основные и смешанные цвета.
К  О   Ж   З   Г   С   Ф

- Какие из этих цветов основные,  а какие смешанные? Как их можно получить? Где будем смешивать?

  Помните о дополнительных  цветах – белом  и чёрном.

- С помощью цветовой гаммы передайте  переживания облаков, или своё настроение  от прочитанного стихотворения.

3. Линии        

- Определите,  какими линиями будете изображать   облака . Помните, что линии  могут быть  прямые, ломаные, прерывистые, непрерывные, плавные, кривые, извилистые.

4. Формы.

- Выберите  формы  дождевых облаков на своём рисунке ( Треугольная, прямоугольная, квадратная, круглая, тыквовидная,  яйцеобразная, причудливая.

5. Контраст  – противоположные цвета.

жёлтый  фиолетовый

чёрный – белый

зелёный – красный

синий – оранжевый

Блики, тени, полутени.

  1. Самостоятельная творческая работа (15 минут)
  2. Представление работ (6 минут)

- А теперь рассмотрим иллюстрации и сопоставим их с текстом стихотворения работы так. (Дети представляют свои работы, учитель отмечает в каждом рисунке наиболее выразительные детали, цветовую гамму, оригинальную композицию)

- Спасибо всем за работу! Мы передадим ваши иллюстрации автору – поэту Василию Васильевичу Семёнову.

  1. Рефлексия (2 минуты)

- Работа окончена, давайте поделимся своими впечатлениями.  На листочках, которые лежат перед вами, названы разные виды работ на этом уроке. Отметьте те из них, которые вы делали с удовольствием.

Мне понравилось:

- играть словами;

- слушать и представлять музыку;

- слушать и перечитывать стихотворение;

- иллюстрировать стихотворение Василия Семёнова.



Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства во 2 «М» классе

Учитель начальных классов Григоровских Елена Сергеевна

Тема: Секреты книжных иллюстраций.                                          

Иллюстрируем стихотворение Василия Семёнова  «Дождевые  облака».

Цель: личностное развитие на уроках изобразительной деятельности.

Личностные результаты:

  1. Развитие творческого потенциала и коммуникативных способностей.
  2. Формирование эстетического отношения к миру, формирование ассоциативно – образного мышления, интуиции.
  3. Учится одномоментному восприятию объектов и явлений.
  4. Развивать способность эмоционального оценивания учиться познавать мир через чувства и эмоции.

Метапредметные результаты:

  1. Воспринимать прослушанное произведение, слушать и слышать художника слова.
  2. Читать осознанно и выразительно стихотворное произведение.
  3. Понимать и принимать учебную задачу, определять способы её решения.
  4. Строить высказывания, учитывающие различные коммуникативные и предметные задачи.
  5. Знакомить с приёмами иллюстрирования отдельных эпизодов и небольших произведений.
  6. Учить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников в одной книге.
  7. Воспринимать духовно – нравственные, эстетические ценности и идеалы при чтении поэтических произведений.
  8. Анализировать текст произведения, определять тему, понимать его главную мысль.
  9. Планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей и контролировать её выполнение.
  10. Объяснять значения слов,  подбирать синонимы к словам из произведения,  сравнивать прямое и контекстное значения.

Предметные результаты:

  1. Овладение основами художественного языка
  2. Получение опыта художественно – творческой деятельности.
  3. Обеспечивать возможности экспериментировать с разными художественными материалами.
  4. Учиться понимать свойства и возможности для создания выразительного образа.
  5. Овладевать элементарной художественной грамотой
  6. Расширять художественный кругозор и опыт работы в различных видах художественной деятельности.

Сценарный план урока.

  1. Мотивационный момент (2 минуты)

- Начинаем урок изобразительного искусства. Волшебный мир искусства завораживает каждого из нас словом, звуком, цветом, формой, движением. Произведения искусства рождают разные чувства. Мастеров искусства называют художниками.

- Кто такой художник?

- Но рисовать можно и словом.

  1. Словесно – образные игры (5 минут)

- Предлагаю вам поиграть в игру «Рисуем словом»

Игра № 1. «Что я вижу?»

- Я говорю вам слово, а вы рисуете в своём воображении картину, используя слова-признаки. Имена прилагательные.

- Слово «день».  День (какой?) – ясный, солнечный, дождливый, пасмурный, летний, весенний, осенний, зимний и т.д.

- Слово «облака». Облака (какие?)  - лёгкие, белые, тёмные, серые, дождевые и т.д.

- Слово «линии» - прямые, кривые, замкнутые, волнистые.

Игра № 2. «Прочитай, представь, назови»

_______________ - это место стоянки речных или морских судов.   Скрыто слово «причал»

Игра № 3. «Рисуем словами-действиями, т.е. глаголами»

- Слово «Облака» что они делают? Плывут, бегут, летят.

III.   Музыкальный фрагмент (3 минуты)

      -Рисовать можно и музыкой.  Композитор — Владимир Шаинский, стихи Сергея Козлова, поет Клара Румянова .

- Какие облака  представляли вы, слушая эту песню?

IV.  Чтение и анализ стихотворения (7 минут)

- В конце  третьей четверти у нас в гостях был самарский поэт  Василий Васильевич Семёнов. Он подарил  сборник стихов «Фантазёры» (показать).

- Знаете ли вы, кого называют фантазёром: (Свободные высказывания детей)

- Вот какие  облака увидел лирический герой этой книги.

        

Чтение стихотворения учителем

Василий Семёнов

Дождевые облака

К нам плывут издалека

Дождевые облака.

Сильный ветер гонит их,

Нет пристанища для них…

День и ночь они кочуют,

Где придётся, там ночуют.

Им бы малость отдохнуть,

Чтоб потом продолжить путь.

Где причал их? Где их ждут?

За Самарой след их тает.

А куда они плывут,

Облака, никто не знает.

Рвут их ветры, рвут их грозы…

И на землю свысока

Льют свои большие слёзы

Дождевые облака.

 - С каким настроением  слушали  вы историю  про дождевые  облака?

-  О чём мечтают эти облака  и почему? (найти себе пристанище – место, где можно найти приют, чтобы малость отдохнуть).

- Прочитайте выразительно последнее четверостишие.

- Как вы думаете, кто тот фантазёр, который так увидел дождевые облака?

-  Замечательное стихотворение! Вот только к нему ни одной иллюстрации…  Давайте  мы с вами станем  художниками-иллюстраторами  и расскажем эту историю с помощью рисунка.

  1. Азбука изобразительного искусства (5 минут)

- Художнику – иллюстратору, надо знать художественную грамоту, в которую входят такие понятия, как композиция, цветовая гамма, линии, формы. Контраст.

1. Композиция

1)Выберем расположение листа : горизонтальное  или вертикальное.         

2) Наметим  линию горизонта : ниже  или выше середины листа.

3) Разместим в центре композиции  главное.

         4) Заполним весь лист:  предметы, которые ближе,  дальше, выше, ниже.

        

  2. Цветовая гамма

- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан – каждая буква этой фразы обозначает цвет. Среди них есть основные и смешанные цвета.
К  О   Ж   З   Г   С   Ф

- Какие из этих цветов основные,  а какие смешанные? Как их можно получить? Где будем смешивать?

  Помните о дополнительных  цветах – белом  и чёрном.

- С помощью цветовой гаммы передайте  переживания облаков, или своё настроение  от прочитанного стихотворения.

3. Линии        

- Определите,  какими линиями будете изображать   облака . Помните, что линии  могут быть  прямые, ломаные, прерывистые, непрерывные, плавные, кривые, извилистые.

4. Формы.

- Выберите  формы  дождевых облаков на своём рисунке ( Треугольная, прямоугольная, квадратная, круглая, тыквовидная,  яйцеобразная, причудливая.

5. Контраст  – противоположные цвета.

жёлтый  фиолетовый

чёрный – белый

зелёный – красный

синий – оранжевый

Блики, тени, полутени.

  1. Самостоятельная творческая работа (15 минут)
  2. Представление работ (6 минут)

- А теперь рассмотрим иллюстрации и сопоставим их с текстом стихотворения работы так. (Дети представляют свои работы, учитель отмечает в каждом рисунке наиболее выразительные детали, цветовую гамму, оригинальную композицию)

- Спасибо всем за работу! Мы передадим ваши иллюстрации автору – поэту Василию Васильевичу Семёнову.

  1. Рефлексия (2 минуты)

- Работа окончена, давайте поделимся своими впечатлениями.  На листочках, которые лежат перед вами, названы разные виды работ на этом уроке. Отметьте те из них, которые вы делали с удовольствием.

Мне понравилось:

- играть словами;

- слушать и представлять музыку;

- слушать и перечитывать стихотворение;

- иллюстрировать стихотворение Василия Семёнова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Презентацию можно использовать при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино" на уроке литературного чтения. Она поможет ученикам наглядно представить Отечественную войну 1812 года....

Презентация "Иллюстрации к стихотворению А.Барто Веревочка."

В презентации представлены основные иллюстрации к стихотворению А.Барто "Веревочка"...

Внеурочное занятие по Основам православной культуры с детьми 4 класса по теме «Иллюстрация к стихотворению «Солнышко»

Внеурочное занятие с детьми 4 класса, часто проводятся в игровой форме.В данном занятии игры нет, но дети с большим удовольствием включаются в работу и стараются принести домашнее задание до следующег...

Тема: Секреты книжных иллюстраций.

Цель: личностное развитие на уроках изобразительного искусства....

«Роль книжной иллюстрации в приобщении детей к чтению»

    Книга – не учебник, она не дает готовых рецептов, как научить ребѐнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно, но необ...

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Научный семинар "Школа художников" выступлениеСОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Аннотация: В ста...