СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
статья

Быковская Мария Александровна

 

Научный семинар "Школа художников" выступление

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И

АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Аннотация: В статье рассматриваются исторический и философский аспекты развития книжной иллюстрации как произведения искусства и как средства эстетического воспитания детей.

Ключевые слова: книжная иллюстрация, печатная графика, искусство книги, история иллюстрации, эстетическое воспитание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bykovskaya_sovremennyy_vzglyad.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.013.43

Быковская М.А.

аспирант факультета изобразительного искусства

Института Культуры и Искусств

Московского Городского Педагогического Университета,

город Москва, РФ

Научный руководитель:

профессор, доктор педагогических наук Семёнова М.А.

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И

АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация: В статье рассматриваются исторический и философский аспекты развития книжной иллюстрации как произведения искусства и как средства эстетического воспитания детей.

Ключевые слова: книжная иллюстрация, печатная графика, искусство книги, история иллюстрации, эстетическое воспитание.

Каждый вид изобразительного искусства обладает своими специфическими свойствами, оказывая особое влияние на зрителя, используя те или иные приемы выразительности. Одним из наиболее популярных видов изобразительного искусства является графика и, в частности, ее раздел – книжная иллюстрация. Графический рисунок – наиболее древний из видов изобразительного искусства, именно поэтому он доступнее и понятнее для восприятия.

Термин «графика» (от греческого «graphein», что значит скрести, царапать, писать, рисовать) является искусством, использующем грифель – инструмент, который процарапывает, пишет. Необходимо учитывать, что термин «графика» включает в себя два раздела художественных произведений, объединённых общим эффектом взаимодействия плоскости и пространства, но различным по назначению и технике создания – непосредственно рисунок и печатная графика. С оригинальной точки зрения объяснял отображение пространства в графическом искусстве П.А. Флоренский, утверждая, что взгляд, охватывающий пространство графичен. И для искусства графики важна работа луча зрения, так называемое дальнозрение, очерчивающее пространство и отображающее его на плоскости бумаги. Поэтому графика может быть и трёхмерной, и многомерной.

Рассмотрим непосредственно книжную иллюстрацию, как раздел графики и самостоятельный вид изобразительного искусства. Иллюстрация, от латинского глагола illustrate – пояснять, изначально несёт функцию пояснения или дополнения текста. Задача художника иллюстратора состоит в воплощении идейно-художественного замысла литературного произведения изобразительно-художественными средствами, включающими не только непосредственно иллюстрирование текста, но также оформление книги, а именно шрифтовые элементы, обложку, шмуцтитулы и пр. Обязательные признак иллюстрации в том, что ее повествование определяется содержанием литературного произведения, а не свободным выбором художника.  Именно этот признак и делает иллюстрацию самостоятельным жанром изобразительного искусства. Назначение иллюстрации сделать наглядным, раскрыть в художественном образе замысел книги, идейное содержание, передать особый дух времени, места, происходящих действий и событий. Интересную особенность понимания идеи раскрывает в своих трудах В.С. Соловьёв, отмечая, что идея не отвлечённое понятие, а содержательное, живое единство общего и отдельного, необходимого и случайного, это есть цельные идеи. Эти цельные идеи составляют истинное содержание как художественных образов и типов, так и философских понятий. «Все сколько-нибудь знакомые с природой художественного творчества хорошо знают, что художественные идеи и образы не суть сложные продукты нашего наблюдения и рефлексии, а являются умственному взору в своей внутренней целости и работа художника сводится только к их развитию и воплощению в материальных подробностях» [5, с.42].

Различные произведения изобразительного искусства обладают схожими свойствами: каждое из них открывает для зрителя страничку кого-то момента, какой-то истории, рассказа. От самого простого и ясного, как например, в натюрморте, до сложного и многогранного, как в изображении сцен из религиозных книг или сцен событий, повлиявших на ход истории, а возможно, это рассказ об эмоциях, переданный в связи абстрактных форм и цветов. Другое общее свойство – наличие таких средств художественной выразительности, как линия, пятно, свет и тень. Чем глубже взаимосвязь всех компонентов, чем гармоничнее сочетание смысловых и художественных элементов, тем большее впечатление производит на зрителя произведение.

Эти общие свойства присущи и иллюстрации, вместе с тем она обладает сугубо специфическими качествами. Так, к научно-познавательным иллюстрациям относят планы, карты, чертежи и другие поясняющие изображения. Подчиняясь законам строения книги и в зависимости от места расположения, выделяют такие виды иллюстраций, как  фронтиспис, заставка, концовка, полосная иллюстрация, оборонная, разворотная и другие. Являясь неотъемлемой частью книги, иллюстрации могут быть и небольшим пояснением к тексту, и почти полностью самостоятельными, подчиняющими текст себе.

История иллюстрации тесно переплетена с историей непосредственно самой книги. Нас в наибольшей степени интересует европейская традиция книжной иллюстрации и, собственно, российская. В России дошедшие до нас сведения о первых рукописных книгах с изображениями относятся к X веку. Это были так называемые «лицевые книги» с нарисованными от руки миниатюрами и содержанием религиозного характера. В Западной Европе получило широкое распространение искусство книжной миниатюры, так, во Франции на рубеже XIV – XVвв. популярностью пользовались книги иллюстрированные миниатюрами Поля Лимбурга, В Нидерландах – миниатюры Ван Эйка. Но так же, как и в России, в Европе это были произведения религиозного характера, описания жития святых, библейские истории. Выполненные вручную книги и нарисованные к ним иллюстрации были уникальными произведениями искусства и из-за своей редкости ценились очень высоко. В середине XV века с изобретением книгопечатания распространение книг увеличивается и к периоду 1470–1550 гг. метод ксилографии позволяет  гармонично сочетать текст с иллюстрациями.

В России первой иллюстрированной детской книгой был знаменитый «Букварь» Кариона Истомина, вышедший в Москве в 1692 и 1694 годах. Под каждую букву в книге была выделена отдельная страница с текстом и рисунками, а также изображениями букв в виде человечков, стоящих в различных позах.

Будучи тесно связанными во всех отношениях, искусство книжной графики и печатное дело совершенствовали и обогащали друг друга на протяжении всей истории книги. Получая в свой арсенал новые разработки и технологии печати иллюстраций, художники создавали всё более совершенные по выразительности произведения. В XVIII веке в России и в Европе искусство книжной иллюстрации шагает на новую ступень развития, обогащаясь новыми методами печати, в том числе, в сочетании с резцовой гравюрой, а на рубеже XVIII–XIX веков появилось новое изобретение – литография, которая, сочетаясь с бурным развитием техники и промышленного производства, шагнула в массы, удешевив печатание книг, сделав книгу более доступной и качественной. Расширилась и тематика издаваемых книг и, соответственно, иллюстраций.

 Нельзя не упомянуть такое распространенное направление в иллюстрации XVIII–XIX веков, как «лубок» – произведение графики, основанное на народной стилистике, отличающееся ясностью и лаконичностью образа и простотой содержания. Русский лубок отличался декоративностью, единством композиции и цветового решения. Лубки создавали в основном в Москве и, возможно, на Севере и в Поволжье. Сначала народные картинки гравировали в технике ксилографии, с конца 18 в. чаще изготавливали гравюры на меди. Первые медные лубки были выполнены профессиональными гравёрами из Санкт-Петербурга  – братьями Алексеем и Иваном Зубовыми, а также московскими мастерами серебряных дел из царского села Измайлово. Чёрно-белые отпечатки раскрашивали от руки праздничными насыщенными красками, внося в дом ощущение праздника, забавы, интереса. Наиболее распространёнными сюжетами лубка были охоты и битвы, ярмарки и прогулки, а любимыми персонажами – Бова Королевич и Еруслан Лазаревич, а также скоморохи, Чудо-Юдо Рыба Кит, экзотические звери причудливых форм, сказочные герои.

Изобретение фотомеханического способа печати в XIX  веке перенесло книжную графику на еще более высокую ступень развития, предоставив возможность передавать в печати любую живописную или графическую технику. Художники иллюстраторы стали в полной мере наполнять свои произведения идейной и образной силой, стилистикой и характерными особенностями, воплощать свои самые смелые замыслы, комбинируя материалы и техники. Именно с конца XIX века детская книга окончательно отделилась от взрослой, приобретя свой особый облик, структуру, философию. Для детской иллюстрированной книги работали известные писатели, выдающиеся живописцы и графики. В конце XIX века к иллюстрированию книг для детей обратились выдающиеся живописцы В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, И. Е.Репин, В.И. Суриков, М.В.Нестеров и др. Именно они сделали традицией наполнять книги для детей множеством иллюстраций, поясняющих не только содержание происходящих событий, но и характеры персонажей, настроения, дух литературного произведения. Одним из основных выразительных средств, используемых в детской книге и по сей день стало обилие цвета, передающее живость образов.

Изданные И. Н. Кнебелем в период 1908–1913 гг. брошюры из серии «Картины по русской истории» были интересны как взрослым, так и детям. Великолепные исторические картины для этих брошюр были созданы С. В. Ивановым, В. М. Васнецовым, Б. М. Кустодиевым, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовским, В. А. Серовым и другими художниками, став образцом художественного искусства книжной графики.

Очевидно, что развитие искусства книжной иллюстрации шло параллельно с общим ходом истории изобразительного искусства. Многие известные художники, работавшие по различным направлениям, пробовали себя и в книжной иллюстрации, обогащая стилистику этого вида искусства. В конце XIX века – начале XX века отечественная книжная иллюстрация представлена различными художественными стилями. Это и реалистические иллюстрации Д.Н. Кардовского, Д.А. Фаворского, и иллюстрации, выполненные в традициях модерна, например, работы А.Н. Бенуа, и искусство конструктивизма, отраженное в иллюстрациях В.В. Кандинского.

Художники использовали тушь, чернила, цветные карандаши, акварель, масло, передавая текстуры, характеры, настроения. Широко известны работы Е.А. Кибрика, В.В. Лебедева, А.П. Пластова, отличающиеся выразительностью, изящной простотой и, в то же время, наполненные дышащей реальностью. Работы художников этого периода несли чёткий отпечаток сложного времени, отражали поиск новых путей развития, который зачастую выливался в дискуссию и откровенное неприятие того или иного стиля.

XX век стал новой эпохой в развитии книжной графики. Иллюстрация в детских книгах получила особое развитие и массовое распространение в  1950-е–1980-е годы, когда над созданием картинок в книгах работали Чарушин Е.И., Сутеев В.В., Дехтерёв Б.А., Конашевич В.М., Рачёв Е.М., Нарбут Г.И. и другие великолепные художники. В это время так же интенсивно развивалась и педагогическая наука. Педагоги-исследователи Флёрина Е.А., Езикеева В.А., Сакулина Н.П. и другие известные авторы, отмечали важность использования такого ценного педагогического материала, как книжная иллюстрация, в процессе художественно-эстетического воспитания детей. Также и сами художники, например, Дехтерёв Б.А., Лебедев В.В, Чарушин Е.И.,  рекомендовали в своих статьях глубоко и последовательно подходить к вопросу педагогической ценности иллюстраций.

Параллельно с искусством книжной графики на рубеже XIX–XX веков начало развиваться «книжное искусствоведение». Вопросы внешнего облика книги волновали авторов и издателей с начала печатного дела, но считается, что основы искусства книги заложили в России художники и критики художественного объединения «Мир искусства», куда входили такие яркие представители, как А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, И.И. Левитан, М.В. Нестеров и другие. Их  интересовали проблемы интерпретации литературного произведения, стилистических особенностей иллюстраций, создания гармоничного облика всей книги. Члены объединения поддерживали такой вид рисунка, который был бы удобен для полиграфического воспроизведения и органично вписывался в плоскость книжного разворота, книжной страницы, неся отпечаток линеарности, силуэтности. Поддерживал их и критик журнала «Аполлон», – Н.Э. Радлов, писавший о необходимости акцентирования двухмерности книжной страницы, некоторой декоративности изображения,  ухода от реалистической трактовки тональности. Также И.Я. Билибин, ведя преподавание наряду с собственной творческой работой, писал: «Наше понимание графики начала XXв. сопряжено с большой дисциплиной и большой линейной каноничностью. Вольный штриховой рисунок, где линия сама по себе не культивировалась, графическим не считался» [1, с. 54]. Стремление к подчинению изображения плоскости книжной страницы привело мирискусников к пониманию книги как единого организма, синтетического произведения.

Особенность книжной графики и вообще книги как искусства ярко и образно представил В.А. Фаворский: «Книга – это, с одной стороны, техническое приспособление для чтения литературного произведения, с другой стороны, она есть пространственное изображение литературного произведения. В этом книга очень похожа на архитектуру – и здание строится для жилья, для практического использования, но тем не менее становится искусством, а верней – не тем не менее, а тем более, так как и в книге и в архитектуре функция не мешает, а помогает, дает стимул для пространственного пластического оформления» [6, с. 60].

В этот же период в научные труды вводится исследователем отечественной книжной графики А.А. Сидоровым понятие «искусство книги», определяемое как синтез конструктивного и декоративного начала. А.А. Сидоров отмечает, что красота должна сочетаться с пользой и пригодностью, но не быть излишней.

И все же, рассматривая с детьми иллюстрации в книге, педагог, прежде всего, опирается на понятие красоты. Что же такое «красота»? Известный философ В.С. Соловьёв признавал объективное существование красоты как выражения идеального содержания природы, как воплощения идеи истины и добра. «В красоте как в одной из определенных фаз триединой идеи, необходимо различать общую идеальную сущность и специально-эстетическую форму. Только эта последняя отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же – достойное бытие, или положительное всеединство» [5, с.328]. В.С. Соловьёв считал, что начальную форму красоты  мы видим в природе, а в социуме она отражается искусством, определяя нравственные устои общества и эстетическое содержание окружающего мира; искусство несет красоту через просветление, одухотворение. Итак, по В.С. Соловьёву «Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира» [5, с.407].

Рассматривая эту формулу с позиции педагога, современный исследователь  М.А. Семенова пишет: «Основная цель эстетического и творческого воспитания и развития является сам совершенствующийся человек, изменяющийся в этом процессе» [3, с.26].   В процессе творческой деятельности, в процессе прикосновения к искусству и совершается обогащение духовного мира человека, его преобразование, его рост.

Книжная графика на наш взгляд, с её богатой историей, с неисчерпаемыми художественными ресурсами, является тем доступным материалом для эстетического воспитания детей, который необходим в арсенале каждого педагога.

Список использованной литературы

  1. Билибин, И. Я. Программа занятий графикой на графическом отделении живописного факультета Всероссийской академии художеств на 1937/1938 учебный год. / И. Я. Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. – Л., 1970. – С. 54.
  2. Радлов, Н. Э. Современная русская графика и рисунок. – Пг.: Аполлон, 1913, № 6. – С. 10.
  3. Семёнова, М.А. Художественный образ в искусстве акварельной живописи: монография. –М.:МГПУ, 2016. – 172с.
  4. Сидоров, А. А. Искусство книги. – М., 1922. – 102с.
  5. Соловьёв, В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. – 701с.
  6. Фаворский, В.А. О графике как об основе книжного искусства. / Искусство книги 1956–1957, Вып 2 – М, 1961 – С. 60.
  7. Флоренский, П.А. История и философия искусства.
    М.: Мысль, 2000. –  424с.

© Быковская М.А., 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. О...

семинар "Интеграция образовательных областей в современном педагогическом процессе ДОУ"(теория)

Очень коротко в теоретической части материала описана интеграция образовательных областей, интеграция в сотрудничестве специалистов ДОУ...

Секреты книжных иллюстраций. Иллюстрируем стихотворение Василия Семёнова "Дождевые облака" 2 класс

В данном конспекте представлен урок по изобразительному искусству на тему "Секреты книжных иллюстраций. Иллюстрируем стихотворение Василия Семёнова  "Дождевые облака"" во 2 классе по программе "Н...

Тема: Секреты книжных иллюстраций.

Цель: личностное развитие на уроках изобразительного искусства....

Проектирование образовательного процесса с использованием педагогических технологий, обеспечивающих современное качество образования

Проектирование образовательного процесса с использованием педагогических технологий, обеспечивающих современное качество образования...

«Роль книжной иллюстрации в приобщении детей к чтению»

    Книга – не учебник, она не дает готовых рецептов, как научить ребѐнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно, но необ...

Тагирова Э.Р. Современный взгляд на педагогические идеи татарского просветителя Шакирзяна Хамиди

        В данной работе рассматривается особенности использования педагогического наследия татарского просветителя Шакиржана Хамидуллина в процессе подготовки будущего покол...