Рабочая программа по ИЗО 3 класс Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Фе­дерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), При­мерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для об­разовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно- методический комплект «Школа России»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_izo_shkola_rossii_3_klass.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

«Принято»                                                                             «Утверждаю»

Протокол № __от «          »             201_г.

Педагогического совета ГБОУ школы № 497

Невского района Санкт-Петербурга

Приказ № ___ от «         »                  201_ г.

Директор ГБОУ школы № 497

Невского района Санкт-Петербурга

_______________________ /О.А. Коноплёва./

                 

                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для учащихся 3 класса

(на 201_-201_ учебный год)

Составитель:

Тимчик Юлия Юрьевна

учитель начальных классов

                                                                                                 высшей  квалификационной категории

                                                                                   

г. Санкт-Петербург


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно- методический комплект «Школа России»)

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (ред.29.12.2014) «Об утверждении федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 (с учетом изменений, внесенных приказами МО РФ от 05.09.2013 № 1047; от 08.12.2014г. № 1559, от 14.08.2015 № 825; Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам МО и науки РФ от 29.12.2015г. № HT -51/08пр).

5. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от _____ № _____ «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 201_/201_ учебный год».

6. Методическое письмо МО РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

7. Методические рекомендации КО СПб «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0.

8. Образовательная программа основного общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы    № 497 Невского района Санкт-Петербурга.

9. Программы основного общего образования по предмету Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Горяева Н.А., Йеменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В. Под редакцией Б.М. Йеменского. - М.: Просвещение, 2013.

10. Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы №497 Невского района Санкт-Петербурга на 2016/2017 учебный год, принят на заседании педагогического совета от 02. 06. 2016 г.  №7, утвержденный приказом директора школы № 497 от   07. 06. 2016 г. № 111.

11.Положение о рабочей программе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмо- ционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироот- ношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись),
  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
  • декоративная работа,
  • лепка,
  • аппликация с элементами дизайна,
  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Тема третьего класса - «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:

  • использование различных художественных материалов, приемов и техник;
  • изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
  • передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
  • выражение настроения художественными средствами;
  • компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
  • использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
  • использование знаний графической грамоты;
  • использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
  • передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета

«Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

      Изменений в рабочей программе по отношению к авторской программе  нет.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1

Вводный урок

1 ч

2

Искусство в твоём доме

3

Искусство на улицах твоего города

4

Художник и зрелище

11 ч

5

Художник и музей

ИТОГО

34 часа

Содержание программы (34 часа)

п/п

Наименование разделов /

Количество часов

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия

1

Вводный урок

1

В работе каждому художнику помогают три волшебных Бра- та-Мастера: Мастер Изображения, Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

2

Искусство в твоём доме

7

Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализо- вывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление

плана и последовательности действий.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3

Искусство на улицах твоего города

7

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4

Художник и зрелище

11

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство - необходимая составная часть зрелища.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

5

Художник и музей

8

Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей третьеклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в художественно- творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета. Критерии оценивания

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Горяева Н.А., Йеменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В. Под редакцией Б.М. Йеменского. - М.: Просвещение, 2013.
  2. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс I Горяева Н.А. и др. - М.: Просвещение, 2012.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Демонстрационные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса:

  • портреты русских и зарубежных художников;
  • таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
  • таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
  • таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству;

Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями рабочей программы.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

Учебно-практическое оборудование

  • набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой;
  • краски акварельные или гуашевые;
  • кисти беличьи № 5, 10, 20;
  • кисти из щетины № 3, 10, 13;
  • ёмкости для воды;
  • стеки (набор);
  • пластилин \ глина;
  • ножницы;
  • подставка для натуры.

Модели и натуры

  • гербарии;
  • изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
  • гипсовые орнаменты.

Технические средства обучения

– Ноутбук

– Мультимедийный проектор.

– Экспозиционный экран

– Колонки

– Интерактивная система Luidia

– Система опроса и голосования QOMO

– Беспроводной планшет

– Телевизор.

– Мультимедийные образовательные ресурсы.

– Фотоаппарат

– Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир)

Коррекционная работа

Основные задачи коррекционной работы на уроке предусматривают :

-коррекцию личностных качеств;

-коррекцию познавательных возможностей;

-формирование и развитие коммуникативной функции речи;

-коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;

-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

-коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;

- подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.

                                    ВАРИАНТЫ УПРАЖНЕНИЙ

   Осуществлять коррекционную работу на уроках помогают такие задания, как: 

         

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ И УТОЧНЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

 Используются такие игровые задания и упражнения:

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ:

 «Ряд знаков, предметов», «Что изменилось», «Беспорядок»

ЦЕЛЬ: тренировка произвольной слуховой, зрительной, моторной памяти.

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:

 «Исключение лишнего», «По каким признакам можно объединить предметы»

ЦЕЛЬ: формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения, исключения, развитие наглядно-образного, практически-действенного, словесно-логического мышления, установление межпредметных связей и отношений, классификации, умозаключения.

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ:

 «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», «Разложить предметы по своим местам»

ЦЕЛЬ: развитие объема, переключаемости внимания, его концентрации, умения устанавливать связи между предметами, явлениями, отношениями.

 

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

«Группировка предметов по общему признаку», «Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию»,

ЦЕЛЬ: формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий.

             Выбор упражнений, направленных на коррекцию психических функций, личностных качеств определяется конкретными условиями обучения, психофизическими особенностями учащихся, наличием наглядных и технических средств, должен отвечать целям и задачам конкретного урока.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид деятельности

(элементы содержания)

Универсальные учебные действия

По плану

По факту

Предметные

Метапредметные УУД:

  • познавательные – П.;
  • коммуникативные – К.;
  • регулятивные – Р.

Личностные

 УУД

Вводный урок (1 час)

1

  Мастера

Изображения,

Постройки и

Украшения.

Художественные

материалы.

Твои игрушки.

Урок введения в новую тему.

Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Использование различных художественных материалов.

Понимать, что создание вещи - это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

Искусство в твоём доме (7 часов)

2

Мастера

Изображения,

Постройки и

Украшения.

Художественные

материалы.

Твои игрушки.

Урок-

фантазия.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, богородские. Создавать игрушки из любых подручных материалов.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р:постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

3

Посуда у тебя дома.

Комбинированный урок.

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением.

Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло).Узнавать образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выполнять лепку посуды с росписью по белой грунтовке.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

4

Обои и шторы у тебя дома.

Урок-

фантазия.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная, детская). Понимать значение слова «ритм».

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

5

Мамин платок.

Урок- сказка.

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Обрести опыт творчества и художественно- практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента).

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

6

Твои книжки.(иллюстрация).Открытки.

Урок- проект.

Понимать роль художника и Брать- ев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.

Создавать проект детской книжки- игрушки.

Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка.

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

7

Твои книжки.(иллюстрация)Открытки.

Комбинированный урок.

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.

Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии).

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования..

8

Труд художника для твоего дома .

Урок-игра.

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев- Мастеров. Участвовать в выставке и обсуждении детских работ.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка.

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

Искусство на улицах твоего города (7 часов)

9

Памятники архитектуры.

Урок введения в новую тему.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест.Понимать значение слов «памятники архитектуры».

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

10

Парки, скверы, бульвары.

Урок- проект.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.

Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер, (возможен коллаж) или строить игровой парк из бумаги.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

11

Ажурные ограды.

Комбинированный урок.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград.

Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решетки или ворот.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

12

Волшебные фонари.

Комбинированный урок.

Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.

Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

13

Витрины.

урок- проект.

Фантазировать, создаать проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

Проанализировать стиль  художественного оформления витрины с профилем магазина. Создавать проект оформления витрины любого магазина.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

14

Удивительный транспорт.

Урок-

фантазия.

Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин.

Видеть образ в облике машины. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

15

Труд художника на улицах твоего города

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок- выставка.

Беседа о роли художника в создании облика города.

Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села). Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.

Создавать коллективное панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей).

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

Художник и зрелище (11 часов)

16

Художник в цирке.

Урок введения в новую тему.

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать , яркое, весёлое, подвижное.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

17

Художник в театре.

Урок- беседа.

Сравнивать объекты, элементы те- атрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Понимать значения слов «декорация», «макет».

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

18

Театр на столе.

Урок- проект.

Создавать «Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно- пространственной композиции.

Создавать театр на столе: картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль. Строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

19

Театр кукол.

Урок- беседа.

Беседа об истоках развития кукольного театра (Петрушка - герой ярмарочного веселья), о разновидностях кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Познакомиться с куклами из коллекции С. Образцова.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши Дни.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

20

Мы - художники

кукольного

театра.

Комбинированный урок.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

Создавать куклу к кукольному спектаклю. Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

21

Конструирование сувенирной куклы.

Урок-

фантазия.

Придумывать и создавать сувенирную куклу; применять для работы различные материалы.

Создавать сувенирную куклу. Пользоваться различными материалами.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

22

Театральные маски.

Урок- беседа.

Беседа о масках разных времён и народов. Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике.

Понимать значение слова «грим». Называть виды масок: театральные, обрядовые, карнавальные.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

23

Конструирование масок.

Урок-

фантазия.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски. Пользоваться различными материалами.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

24

Афиша и плакат. Праздник в городе.

Комбинированный урок.

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.

Понимать значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). Создавать эскиз-плакат к спектаклю или цирковому представлению.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

25

Афиша и плакат. Праздник в городе.

Урок- проект.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформления праздника.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.Выполнять рисунок проекта оформления праздника.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

26

Школьный карнавал (обобщение темы).

Урок обобщения и систематизации знаний.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

Художник и музей (8 часов)

27

Музей в жизни города.

Урок введения в новую тему.

Беседовать о самых значительных музеях искусств России - Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени A.C. Пушкина. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Понимать значения слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

28

Картина - особый мир.

Урок- дискуссия.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Понимать значение словосочетания «музей искусства». Иметь представление о том, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

29

Картина-пейзаж.

Урок развития умений и навыков.

Рассматривать и сравнивать карти- ны-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Называть имена крупнейших русских художников- пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению. Выражать настроение в пейзаже цветом. Понимать значение словосочетаний «настроение природы», «оттенки цвета».

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

30

Картина-портрет.

Урок развития умений и навыков.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по представлению).

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

31

Картина- натюрморт.

Урок формирования умений и навыков.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).

Развивать живописные и композиционные навыки.

Понимать значение слова «натюрморт». Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. Создавать натюрморт по представлению с выражением настроения.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

32

Картины исторические и бытовые.

Урок формирования умений и навыков.

Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повсе-дневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Создавать в рисунке сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображать яркое общезначимое событие.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

33

Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка

Комбинированный урок.

Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульптуре), объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптуры в, музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Вылепливать фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.

34

Резерв. Художественная выставка

Урок- выставка.

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Понимать значение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парковая скульптура».

П: выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знания

К: планирование, постановка вопроса, умение выражать мысли

Р: постановка задачи, контроль результата, самооценка

Жизненное самоопределение, нравственно-этическая оценка, самоосознание неоходимости образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...

Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...