Главные вкладки

    Роль учителя в развитии творческих способностей детей.
    статья по изобразительному искусству (изо) на тему

    Творческое отношение учителя имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya2.doc30 КБ

    Предварительный просмотр:

     Роль учителя в развитии творческих способностей детей.

            

    Нередко задачи работы художника - учителя в школе понимаются слишком упрощенно. При этом в качестве одного из главных элементов выдвигается такой: общеобразовательная школа не готовит художников, поэтому нет смысла заботиться о повышении уровня требований качества обучения школьников по изобразительному искусству. Вслед за этим неизбежно возникает другой вопрос: а нужны ли школе высококвалифицированные учителя изобразительного искусства, нет ли здесь неоправданного усложнения проблемы?

    Такие суждения, безусловно, ошибочны.

    Когда предлагается поднять на подлинную высоту дело эстетического воспитания и художественного образования школьников, то речь идет не о массовой подготовке, будущих художников в стенах общеобразовательных школах, а о массовой эстетической грамотности выпускников такой школы.

    Учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать и как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство - это не скучная повседневность, а глубокая потребность человека в общении с прекрасным. Преподавательская работа по своей природе деятельности творческая, живая. Учитель должен творчески подходить к делу, так как он имеет дело с живыми людьми, и работать по трафарету, по шаблону не может. Мало объяснить и показать тот или иной приём работы, надо добиться того, чтобы этот прием был хорошо усвоен. А это требует от учителя большого мастерства. Чтобы ученик тебя хорошо понял, недостаточно одного разъяснения и рассказа - нужно ещё суметь увидеть, почувствовать, как ученик воспринимает учебный материал, как он реагирует на слова и действия.

    Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга. По выражению лица, глаз, по движению ребёнка учитель видит, доходит до него то, о чем идет речь или нет. Все это учитель сам испытывает, приобретая мастерство и опыт.

    Можно только с уверенностью сказать, что успешное обучение невозможно без контакта педагога с учеников. Взаимоотношение в художественной педагогике и практике искусства часто понимается неверно. Задачи, стоящие перед искусством и перед художественной школой, будучи едиными, по существу, практически различны, если учитывать специфику деятельности художника и педагога.

    Проблемы мастерства, стоящие перед искусством, безусловно, должны найти отражение в системе преподавания.

    Разлад между мастерством и педагогом состоит в том, что художник судит о зрелом искусстве, а педагог к тому же о процессе развития.

    Конечная цель обучения всегда понималась как подготовка и образование мастера - творца, автора и композитора своего произведения.

    Вопрос? Что же является предметом обучения? Техническая или творческая сторона его? Каким образом в учебном процессе они сочетаются? Возможно ли это сочетание и на какой основе?

    Казалось бы, на поставленные вопросы может быть дан единственно возможный ответ? Школа должна в равной мере дать учащимся, и творческое развитие и технические знания и навыки. Поскольку в самом искусстве эти стороны неразрывно спаяны в одном образе, воплощенном на полотне техническими средствами. Чтобы овладеть средствами изображения, безусловно, требуется, творческое отношение, но и в значительно большей степени требуется упражнение, постепенно воспитывающие и образующее дарование учащегося. Все начинается от простейших учебных задач в самом примитивном виде, их требует воспитание: развитие глазомера, восприятие цвета, сам процесс рисования или письма, творческие способности учащегося развиваются в учебно-воспитательном процессе.

    Рисунок ученика (в равной мере любая другая работа) для проницательного педагога документ, свидетельствующий о состоянии мышления и восприятия учащегося на данном этапе. Каждая работа представляет собой относительную ценность относительно ребенка. Рост ученика определяется, прежде всего, именно этой относительной мерой, относительно целей, предшествующих его работ и достигнутому уровню развития.

    Таким образом, учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать и как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство - это не скучная повседневность, а глубокая потребность человека в общении с прекрасным.

    Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики.

    Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству стремление к его самостоятельному изучению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей

    Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей....

    Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка

    Ребёнок большую часть времени (жизни) проводит в семье.  Нельзя  недооценивать роль семьи в развитии творческих способностей своего ребёнка....

    Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"

    В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...

    Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"

    Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...

    «Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»

    Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...

    Роль воображения в развитии творческих способностей младших школьников.

    Воображение по Л.С. Выготскому – это присущая только человеку, возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта. Фантазия является одной из форм воображения. Младший шк...