Роль креативного мышления в развитии творческих способностей детей .Выступление на педагогической конференции.
материал

Жанна Константиновна Шлёпина

Выступление участника инновационной площадки" Инновационные решения  в области воспитания на основе духовно - нравственных ценностей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_innovatsionnaya_poshchadka.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление участника инновационной площадки" Инновационные решения  в области воспитания на основе духовно - нравственных ценностей .

автор: Шлёпина Ж.К., учитель начальных классов

Тема: «Роль креативного мышления в развитии творческих способностей детей »

Здравствуйте, дорогие коллеги!

Слайд №1 Тема моего доклада «Роль креативного мышления в развитии творческих способностей детей » выбрана не случайно. Но прежде, чем начать своё выступление  я хочу предложить вам провести блиц-тест на креативность (точнее, на стандартность мышления). Слайд №2  Быстро, не думая, назовите: плод, домашнюю птицу, великого русского поэта. Подавляющее большинство называет яблоко, курицу, Пушкина. Соответственно, различия в ответах показывают на нестандартность мышления.

Обращение к данной теме вызвано существенными причинами.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. 

Слайд № 3 В переводе с английского «креативность» (create) обозначает - творить, создавать.

В качестве основного критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления, то есть умение давать ответы и решения, которые отличаются от обычных.  Оригинальность или говоря современным языком креативность - это непохожесть, нестандартность , неожиданность решений, это умение преодолеть «правильность» или очевидность общепринятых правил.

Слайд № 4 

   

   Слайд № 5    При традиционном мышлении требуется верность, правильность каждого шага в решении проблемы. Если где-то совершена ошибка, то и конечный результат окажется не верны.

         В творческом мышлении ошибочность какого-то конкретного шага не обязательно ведет к ошибочному конечному результату. Так происходит потому, что это мышление протекает сразу по нескольким направлениям, представляет собой своего рода «сетевой поиск» решения проблемы, поэтому даже если некоторые его направления оказываются тупиковыми, это еще не означает неудачу в целом. Более того, есть основания утверждать, что желание быть все время правым, боязнь ошибок – серьезные барьеры, препятствующие творческому поиску. Идеи оцениваются не с позиции верности/неверности, а с позиции функциональности, применимости в конкретных условиях.

       Один и тот же человек может мыслить в одних ситуациях традиционно, а в каких-то иных – творчески. Именно такой вариант, когда человек способен гибко менять стратегию решения в зависимости от особенностей стоящей перед ним задачи, наиболее адаптивен.     Таким образом, задача педагога – не только научить ребенка творчески/креативно мыслить ,но научить  видеть ситуации, где необходимо применять творческое или креативное  мышление, и пользоваться им по мере необходимости.

 Слайд №    6    Творческий характер мышления можно узнать по гибкости, беглости, отсутствию скованности, глубине и новых подходов к решению проблемы. Эти качества отличают творческого человека.  У детей больше этих качеств, чем у взрослых, это объясняется ,тем что  со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Чтобы  задатки, природные возможности ребенка превратились в творческие способности , их нужно развивать, раскрывать.

Слайд №  7   Как стимулировать креативность?

-       Всегда прислушивайтесь к детским вопросам и замечаниям, задавайте дополнительные вопросы – так вы поймете, что желает «донести» до Вас ребенок

-       Играйте в ролевые игры – это поможет детям понять ощущения и точку зрения другого.

-       Предоставьте ребенку свободу, так он научиться ответственности.

-       Принимайте любые идеи без критики, помогайте своим детям генерировать новые, неординарные мысли.

 Слайд № 8    Как не мешать развитию креативности?

-       Старайтесь не ограничивать фантазию и инициативу ребенка.

-       Не воспринимайте неудачи ребенка как провалы, наоборот, поощряйте за смелые эксперименты и любознательность.

-       Не ждите и, тем более, не требуйте от детей того, что они должны «соответствовать».

-       Не акцентируйте внимание на результате, а наслаждайтесь вместе с детьми творческим процессом.

Слайд № 9    Творчество- это труд, но только с удовольствием и увлечением.   По моему мнению летняя оздоровительная площадка. как нельзя лучше подходит для такого труда.

Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе.  Здесь больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника.  Создавать творческую атмосферу можно практически, везде, в самых простых ситуациях.

Слайд №   10-13  Наши командные игры, я их называю " Молодецкие забавы" Спортивный задор и желание добиться победы для своей команды захватывали ребят настолько, что они не замечали происходящего вокруг. Участники старались изо всех сил показать ловкость, находчивость, быстроту и сообразительность. В зале царили смех, шум и веселье.

 Слайд №  14-17   

 «Наши руки не для скуки…» - поется в одной песне. И правда, как можно скучать, если все спорится в наших руках?! Доказательство этому- конкурс "День креатива" по изготовлению костюмов из подручных материалов. Наши «Кутюрье» делали костюмы из газет, тканей, пакетов и из старых вещей,  украшали себя, придумывали название. Костюмы получились очень забавные и интересные. Каждый проявил свою фантазию. Было очень здорово.  Кстати день кретива у нас уже становится традиционным  в этом году провели его уже второй раз по желанию ребят.

Слайд №    18-25   Самым трудным ,но и самым интересным приемом организации творческой деятельности является драматизация. Подготовка, репетиции- творчески интереснее самого выступления на них формируется умение общаться, умение создать образ, вкус, чувство меры,  снимается зажатость, скованность.

Слайд №  26-27   Не обошли мы  стороной  и танцевальное творчество. Танцевали много , танцевали все!

Слайд №  28-31 Изо

И в заключении ! Давайте окунёмся в творчество и сыграем в игру

   Слайд №32    Игра для коллег " Выражение"

Придумать  предложение- пожелание, состоящее из четырёх слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В,М,С,К.

   Слайд №33    

А я желаю  : Всем мира ,солнца ,креатива!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей

Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей....

Выступление «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Формирование УУД и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных...

Выступление на родительском собрании ТЕМА: Развитие творческих способностей младшего школьника как педагогическая проблема

Материал для выступления на родительском собрании. Он поможет Объяснить родителям на что нужно обратить внимание при развитии творческих способностей...

Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"

В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...

«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»

Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...

Развитие творческих способностей детей начальных классов через креативные музыкальные игры

В данной статье рассмотрены способы и методы развития творческих способностей детей начальных классов через креативные музыкальные игры....