КОНСПЕКТ УРОКА В 4 классе (1V четверть) на тему: «Все народы воспевают материнство» по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Марина Валентиновна Новикова

Задачи:

-обобщить представления детей об общечеловеческих ценностях и отражении их в искусстве;

- формирование нравственно-эстетической отзывчивости, активного интереса к жизни; закрепление навыков изображения человека, соблюдении пропорций;

- развивать навык работы с художественным образом по представлению (развитие аналитических способностей глаза) 

- закреплять навыки владения изобразительными материалами (писать «широким мазком» без предварительной графической прорисовки).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_novikova_izo.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 58

 

КОНСПЕКТ УРОКА 

В 4 классе (1V четверть)

на тему: «Все народы воспевают материнство»

по программе Б.М.Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»

 Составила учитель начальных классов

Новикова М.В.

Г. Подольск  

 

 

Тема: «Все народы воспевают материнство».

Задачи:

-обобщить представления детей об общечеловеческих ценностях и отражении их в искусстве;

- формирование нравственно-эстетической отзывчивости, активного интереса к жизни; закрепление навыков изображения человека, соблюдении пропорций;

- развивать навык работы с художественным образом по представлению (развитие аналитических способностей глаза)  

- закреплять навыки владения изобразительными материалами (писать «широким мазком» без предварительной графической прорисовки).

Материалы: бумага для акварели формата А3, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.

Зрительный ряд: репродукции иконы «Владимирская Богоматерь», Б.Неменский «Тишина», К.Петров-Водкин «Петроградская мадонна»,  Рафаэль «Сикстинская мадонна», М.Савицкий «Партизанская мадонна», Пикассо «Мать и дитя».

Литературный ряд:Н.А.Некрасов «О матери солдата»(отрывок),  Р.Гамзатов «Мама».

Музыкальный ряд: запись песни в исполнении Л.Зыкиной «Наши мамы».

Ход урока:

  1. Орг.момент – проверка готовности к уроку (2-3 мин.)
  2. Беседа по теме урока.(10 мин)

(На мультимедийной установке в виде фриза выводятся изображения художественных

 произведений посвящённых теме материнства).

     Учитель: В разные времена и в разных странах художники воспевали это высокое чувство, используя свойственные эпохе и её мировоззрению образы и редства художественного выражения. О каком чувстве я говорю? Что объединяет все эти художественные произведения? (Образ матери, материнство).

     В искусстве есть великие, вечные темы. Каждое поколение вносит свой вклад в их понимание. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Для русского человека несомненно волнующим душу является образ иконы «Владимирской Богоматери».

(Изображение выводится крупным планом, также в дальнейшем при

 рассматривании художественных произведений).

      Как нежно и доверчиво младенец прижимается  щёчкой к щеке своей матери, заглядывает ей в глаза. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядись, как мать и дитя слиты в единое целое  очертанием силуэта. Скажите, ребята, какими выразительными средствами  это достигается? (Мягкие, спокойные линии, тёплый охристый тон иконы, положение фигур). Не случайно эта икона носит  ещё одно название : «Умиление».

     Не менее знаменит образ Сикстинской мадонны Рафаэля. Сравните эти картины по настроению художественных образов.(Рафаэлевская мадонна спокойна, исполнена любви и чувства материнской гордости, кротости и тревоги. И всё-таки этот образ более безмятежен, чем образ Владимирской Богоматери.)

     А теперь вспомните свою маму, её ласковые, нежные руки. Мама – самый дорогой, самый близкий нам человек. Какими бы взрослыми мы не выросли – материнская любовь греет нас до старости. Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится и оберегает. Не случайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим великим словом «Родина».

     Вспомните, пожалуйста, пословицы о матери:

  • Родина – всем матерям мать.
  • Родная земля – матушка, чужая – мачеха,
  • Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
  • Птица рада весне, а младенец матери.
  • При солнышке – светло, при матери – добро.
  • Чувство отца – выше гор, чувство матери – глубже океана (японская пословица).

(Поговорить с детьми о смысле этих пословиц).

     В истории разных народов с темой материнства   свызывали не только радость, но и великий труд, а иногда скорбь людскую.

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя,

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя.

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет,

Но где-то есть душа одна-

Она до груба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел,

И всякой пошлости и прозы,

Одни я в мире подсмотрел

Святые искренние слёзы –

То слёзы бедных матерей.

 Скажите как это передано в произведении М.Савицкого «Партизанская мадонна»? Кем является образ матери? (Столпом будущей жизни, объединяющей силой).

  1. Самостоятельная работа учащихся.(25 мин.)

     Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, черты лица. Напишите маму в её любимом платье, за любимым делом и вместе с вами. Подумайте о фоне вашей картины – может быть вы нарисуете её с букетом цветов. Всё что окружает маму должно помочь вам глубже раскрыть её образ.(Обращается внимание на таблицу: «Пропорции лица человека». Не заострять внимание, т.к. эта тема была достаточно проработана  ранее).

  1. Итог урока (5 мин): (на доске по окончании работы устраивается экспресс-выставка). Творческий анализ: выделяются наиболее удачные, интересные работы, обращается внимание на выразительные средства, найденные детьми.

(Специально подготовленный ребёнок читает стихотворение):

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это – искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это – сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём – исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте! Произношу его: Мама.

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 58

 

КОНСПЕКТ УРОКА 

В 4 классе  

на тему: « Древнерусский город-крепость»

по программе Б.М.Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»

 

Составила учитель начальных классов

Новикова М.В.

Г. Подольск 2012 уч. год

Тема: «Древнерусский город-крепость»

Задачи: познакомить уч-ся с функциональным и конструктивым образом  города-крепости, развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать интерес к истории и любовь к родному краю.

Тип урока: урок-путешествие.

Материалы: листы бумаги для зарисовок по ходу урока, угольные карандаши.

Зрительный ряд: репродукции рисунков А.Иванова, И.Билибина, Н.Рериха, старинные изображения Древнерусских Кремлей в Пскове, Новгороде, Москве и пр., современные фотографии Кремля.

Ход урока:

      1. Беседа. 15 мин.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие в Древнюю Русь – страну наших предков. Уже тысячу лет назад в скандинавских легендах Русь называлась страной городов – «Гардарики».

 ? – Кто из вас знает, что значит слово «город», чем он отличается от сельского поселения? (В городе живут люди, главным занятием которых является не обработка земли, а ремесло, торговля.)

     Главным отличием древнерусского города являлось ещё и то, что он был хорошо укреплён. Слово «город» означало «крепость», срубить город – значило обнести какое-то место оградой, плетнём, стеной. Учёные подсчитали, что в Х111 веке, то есть 700 лет назад, на Руси было не менее 400 городов.

? -  А теперь ответьте, существовала уже в это время Москва? Когда она была основана?

    ( Москве уже более 800 лет. Она основана в 1147 году.)

     Действительно, Москва впервые упоминается в летописи почти 850 лет назад.

? -  А есть ли «город», то есть крепость в Москве? ( да, это Кремль).

     Правильно. Вы знаете название одной из крепостей. На самом деле укреплений в москве было больше – это и Китай-город и Белый город и Земляной город – Скородом.

(Рассказ сопровождается иллюстрациями на мультимедийной установке)

     Они были построены вслед за Кремлём и составили к ХV11 веку сложную систему городских укреплений. Но сегодня мы поговорим прежде всего о Кремле.

? – Слышали ли вы о кремлях в других городах? (Нижний новгород, Смоленск, Псков). Были ли вы в Кремле?

     Тогда представьте себе, что мы перенеслись на 5 столетий назад. Подходим к городу в ясную лунную ночь. По левую и правую сторону от нас, плавно текут, сверкая в лунном свете, две реки. Наши предки , славяне, ставили свои города обычно у слиянии двух рек, под защитой их берегов, на высоких холмах.

? – Какие реки защищали Московский Кремль? (Москва, Неглинка)

Неглинка вот уже 100 лет протекает по трубам под землёй, и лишь название Неглинной улицы напоминает нам о ней. Псков построен на впадении реки Псковы в Великую, Нижний Новгород – у впадения Оки в Волгу, Тверь - на Волге и Тмаке. И так пости каждый город. За стенами города мы бы увидели темнеющие постройки – дома и дворы, сады, колодцы-журавцы.

(Рассказ сопровождается иллюстрациями на мультимедийной установке)

? – Это город или ещё нет?

     Это городской посад, он примыкает к крепости. Если в кремле, или как его ещё называли всарину – «детинце», находились княжеские и боярские палаты и дворы княжеских дружинников – «детей княжеских» - отсюда и название, то в посаде жил ремесленный и трудовой люд, располагались слободы – ткачи и гончары, оружейники и столешники, пекари и мясники. В случае опасности нападения на город все они собирались под стенами крепости и становились её защитниками.

     На посаде находилась главная торговая площадь.

? – Как она называлась в Москве? (Красная)

     Крепость, толрговая площадь и посад – во три главных части средневекового русского города. В Новгороде торговая площадь располакалась напротив Кремля, на берегу реки Волхов и была связана с крепостью мостом. В Пскове торг лежал прямо рядом с крепостью.

     Домики, чернеющие за рекой почти все деревянные. Долгое время на Руси только из дерева возводили постройки, церкви. Крепости изначально тоже были деревянными.

? – Почему? (Дерево доступный дешёвый материал)

     Правда уже 500 лет назад мы увидели бы почти повсюду каменные крепости. В ХV- ХV1 вв. города «одеваются» в камень.

? – Почему это произошло? ( Деревянным постройкам угрожали пожары, кроме того, деревянные укрепления надёжно защищавшие от набегов степных кочевников не могли противостоять стенобитным и камнеметательным орудиям и артиллерии).

     В Москве белокаменные стены впервые строятся в конце Х1V в. При князе Дмитрии Донском. В 1485-1495 гг. они перестраиваются вновь из кирпича. В конце Х1Vв. Каменный кремль начинают возводить в Новгороде, в начале ХV1 в. – в Туле, Зарайске,  Смоленске, Коломне и др. русских городах.

     Вообразите, как поразил бы вас вид города, над низкой застройкой которого возвышались многочисленные башни – боевые «стрельницы» на стенах крепости, колокольни церквей и монастырей внутри кремля! Да и сами стены возвышались на 20 метров а их толщина достигала 6 метров. В стенах – боевые окошки – бойницы в 3 ряда: нижние – для пушек, средние и верхние – для пищалей. « Машикули» - нависающие наклонные бойницы – для скатывания камней, брёвен, «вара» (кипятка) наголовы нападающим. Под башнями устраивались тайные колодцы и камеры «слухи» для предотвращения подкопов, погреба для хранения боеприпасов. Такие башни с тайниками получили даже специальное название.

? – Какое? (Тайницкая) Какие еще приспособления для защиты крепостей вы знаете? (Рвы, ямы, насыпные валы). В Москве такой ров был вырыт со стороны Красной площади, а сохранились во многих русских городах.

? – А как были защищены башни? (Имели толстые стены)  Достигали по толщине 4-6 метров (Арсенальная башня Московского Кремля). В проездных башнях была тайная решетка – «герса», которая могла запереть врагов в каменном мешке, опустившись с двух сторон. У проездных башен перекидывались ещё подъёмные цепные мосты. Башни всегда выступали за линию стен, создавая условия для бокового огня, прикрывающего подступы к стенам.

     Таким образом, строители средневековых городов старались изобрести как можно больше препятствий на случай вражеского нападения.

     2. Самостоятельная работа учащихся (20 мин): зарисовки (2-3) на основе увиденного и услышанного материала, которые будут служить основой для следующего урока.

     3. Экспресс-выставка работ на доске. Анализ и завершение урока. Домашнее задание.

(5 мин).

     

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса Неменский Б.М.

Настоящая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных у...

программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год  Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд...

программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год  Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд...

программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год  Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского

Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

Методическая разработка урока по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" на тему "Строим город" 1 класс 3 четверть

Урок  изобразительного  искусства по теме "Строим город"   в 1 классе  знакомит детей с разнообразием архитектурных построек, продолжает формировать представления о разных типах по...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС

Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...